Литературно-музыкальная композиция "Детство, опаленное войной"
материал по литературе (6 класс) на тему

Сценарий мероприятия, посвященный 72-й годовщине окончания Сталинградской битвы. Материал касается судеб детей военного Сталинграда. Содержит инсценировки, сценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий55.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное образовательное учреждение

                           средняя общеобразовательная школа № 17

                          имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии

                           Тракторозаводского  района  г. Волгограда

           Сценарий литературно-музыкальной композиции

                              «Детство, опаленное войной»

       

                                                       Участники: обучающиеся 6 «Б»  класса

                                                       Дата проведения: 02.02.2015г.

                                                       Разработка классного руководителя

                                                       6 «Б» класса ЛЕЙКО О.А.

                                         Волгоград, 2015

Звучит музыка. На сцену выбегают дети (3 девочки и 3 мальчика). Они играют (мячи, скакалка, обручи). Потом дети встают в хоровод, имитируя фигуры фонтана «Танцующие дети». Звучат звуки бомбежки, пролетающих самолетов. Дети разбегаются.

Чтец.

От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой,
Содрогалась земля, и краснели поля ,
Все пылало над Волгой рекой.

Чтец.

За каждый дом… но не было домов –
Обугленные, страшные останки…
За каждый метр –  но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки,
И оставались метры до воды, 

и Волга холодела от беды.

Чтец.

Следы врага – развалины и пепел.
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым нет солнца в черном небе,
На месте улиц – камни и зола.

Чтец.

Дети Сталинграда – это маленькие герои! О них рассказ особый. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных людей. Они не только выдержали весь этот ужас, но и, как могли, помогали взрослым защищать родной город: копали окопы, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, трудились на предприятиях.

Чтец.

Они не стали памяти перечить 
И помнят дни далекие, когда 
Упала им на маленькие плечи 
Огромная недетская беда. 
Была земля и жесткой, и метельной, 
Была судьба у всех людей одна, 
У них и детства не было отдельно, 
А были вместе – детство и война.

                          В годы войны было горя много,

                          И никто никогда не сочтёт,

                          Сколько раз на своих дорогах

                          Оставляла война сирот.

В Дубовский детский дом дети из Сталинграда поступали чуть живыми. Некоторые  даже не могли идти – их несли на носилках. Многие  дети долгое время не разговаривали. По ночам их преследовали  кошмары. И они кричали, в который раз заново переживая своё горе. Сколько надо было усилий  и времени воспитателям, чтобы к детям вернулось  детство!

Глаза девчонки семилетней

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

 Но  дети оттаяли, вернулись к жизни. Они стали  петь,  рисовать, смеяться. Только разговоры у них были  не  по-детски  взрослыми.   

Инсценировка «В детском доме»

      1 пара:          (девочка делает самолётик, мальчик – строит дом из  

                кубиков).

Девочка.         Что ты строишь?

Мальчик.        Дом. Мой папа работал на мебельном заводе,  и наш  дом он строил сам. Только когда началась  бомбёжка, завод сгорел и папа ушёл на фронт.

Девочка.         А мой папа работал на тракторном заводе, а  потом  его  забрали на фронт.

2 пара:           (девочка  бинтует руку кукле, мальчик – рисует  

                         корабль).  

Мальчик.         Ты хочешь стать врачом?

Девочка.          Нет, а вот моя сестра Шура,  работала   в больнице, а

                         теперь она на фронте, помогает   раненым.

Мальчик.         А мы с сестрой после бомбёжки пошли  в больницу.  Там было много раненых. Нас накормили, а потом на машине привезли  сюда,  в Дубовку, в детский дом.

3 пара:          (1девочка лепит «пирожки», 2 девочка – завязывает  

                        «мешочки с  табаком»).

Девочка 1.         Я Люся. А как тебя зовут?

Девочка 2.         Меня зовут Наташа. Я жила в Бекетовке с  мамой, папой  и сестрой.  Папа пошёл воевать  с немцами. Мама,  когда поехала в город на поезде, попала под бомбёжку, и я осталась с сестрёнкой Катей, только она  

                           потерялась.

Девочка 1.        А к нам один раз домой зашли немцы. Мы с мамой   пекли, только немцы всё забрали: и пышки, и тесто.

Мальчик.           А у меня  рисунок с кораблём. Я даже стихи

                           сочинил:

                           Бьют фашистов в море синем

                           Наши моряки.

                           Не видать фашистам – гада     Советской земли.

Чтец.

Девочки и мальчики выступали перед ранеными в госпитале, устраивали в детском доме маленькие праздники.

Исполняются песня, частушки.

Чтец.

В окопах, землянках, подвалах

Военное детство прошло,

Игрушек оно не видало,

Ему было не до того.

Инсценировка стихотворения «Девочка и мишка»

Чтец.

Дети Сталинграда помогали связистам, под пулями соединяя оборванные провода, становились разведчиками и даже с оружием в руках принимали участие в боевых действиях. Были дети 10 – 14 лет, которых наградили медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда».

Чтец.Анатолию Столповскому было всего 10 лет. Он часто отлучался из подземного убежища, чтобы добыть еду для матери и младших детей. Но мать не знала, что Толик постоянно под огнем ползает в соседний подвал, где расположился артиллерийский командный пункт. Офицеры по телефону передавали команды на левый берег Волги. Однажды взрывом разорвало телефонные провода. На глазах Толика погибли двое связистов, и тогда мальчик, надев маскхалат, пополз искать место обрыва.

Чтец.

Вскоре офицер уже передавал команды артиллеристам. Вражеская атака была отбита. Еще не раз в решающие моменты боя мальчишка под обстрелом соединял нарушенную связь. Толик со своими родными жил в подвале, и однажды к  ним пришел капитан, передал матери буханки хлеба и консервы, поблагодарил ее за воспитание такого отважного сына.

Анатолия Столповского наградили медалью «За оборону Сталинграда». С медалью на груди он пришел учиться в свой 4-й класс.

Чтец.

Дети Сталинграда выстоять сумели

Голод, холод, горечь, смерть родных.

Дети Сталинграда, вы ещё не спели

Всё, что в детстве дети спеть должны.

Война всё сожгла, всё спалила:

Деревья, мосты и дома.

В глазах детских тех отразила

Не детская эта война.

Чтец.

Самым юным защитником Сталинграда был Сережа Алешков - сын 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Судьба этого мальчика драматична. Семья погибла. Сережа остался сиротой. Летом 1942 г. на партизанскую базу напали каратели. Партизаны, отстреливаясь, уходили в чащу леса. В одной из перебежек Сережа запутался в кустах, упал, сильно ушиб ногу. Отстав от своих, он бродил по лесу несколько дней. Спал под деревьями, питался ягодами.

Чтец.

8 сентября 1942 г. наши части заняли этот район. Бойцы 142-го гвардейского стрелкового полка подобрали обессиленного и голодного мальчика, выходили его, сшили военную форму, зачислили в списки полка, с которым он прошел славный боевой путь, в том числе и Сталинград. Сережа становится участником Сталинградской битвы. В это время ему было 6 лет.

Чтец.

Конечно, непосредственного участия в боевых действиях Сережа принимать не мог, но из всех сил старался помочь нашим бойцам: приносил им пищу, подносил снаряды, патроны, в перерыве между боями пел песни, читал стихи, разносил почту. Его очень полюбили в полку и называли боец Алешкин.

Чтец.

Однажды, он спас жизнь командиру полка полковнику Воробьеву. Во время обстрела полковник был завален в землянке. Сережа не растерялся и вовремя позвал наших бойцов. Подоспевшие солдаты извлекли командира из- под обломков,  и он остался жив.

А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».

Исполнение песни на гитаре.

Инсценировка.

                        Ведущий. Жил в Сталинграде мальчишка. Как все его сверстники, рос и учился. Началась война. Гитлеровские войска рвались к Волге. Не стало ни отца, ни матери. Разрушен и дом, в котором он жил, не стало школы, где учился. Парнишке было всего 11 лет.

                             (Фон – Мамаев Курган. На сцену медленно выходит Витя в истрепанной одежде)

Командир. Откуда ты, мальчик?

Витя. Адрес для письма? Да? Завод «Красный Октябрь», улица Спортивная, четвертый переулок, дом восьмой. Мне тетя велела запомнить. Я Перфильев Витя.

Командир. А где же твоя тетя?

Витя. Там. Пойдемте. Может, они еще живы?

                                     (Командир смотрит в бинокль)

Командир. Нет, Витя, нет там никого живых. Мужайся, мальчик.                

                                      (На сцену выходит старшина)

Старшина. Накормить бы его, товарищ командир! Изголодался мальчонка. Вот хлеб, сахар. Возьми, Витя.

Витя(громко кричит) Дайте мне автомат, карабин, гранату. Я ненавижу фашистов. Они убили мою маму, всех родных, сожгли улицу, на которой я жил, разрушили школу.

Командир. Успокойся, Витя! Всем сейчас нелегко. Война…

Старшина (подает половинку бинокля) Командира взвода у нас сегодня убили. Он в бинокль смотрел, а пуля в глаз попала. Возьми  вот на память половинку.

 Витя (твердо говорит). Дай карабин, командир, я теперь твой солдат.

Командир. Нельзя, Витя. Не положено!

(Командир и старшина уходят)

Ведущий. Но Витя остался на кургане. Как-то командир выполз на край оврага восточнее кургана посмотреть на пустырь, куда намеревался перенести огневые позиции. Недавно он посылал туда разведчика, но тот не вернулся, был убит. Вдруг командир увидел темную фигурку. Это был Витька. Мальчишка бежал. В него стреляли фашисты. Витьке удалось невредимым вернуться в овраг к своим.

Витька. Товарищ командир, приказ выполнен. С минометами на пустыре не спрячешься.

Командир (сердито). Кто тебе разрешил туда идти? Тебя же могли убить! (Мягко) Ладно, оставайся.  Бойцом, разведчик, будешь хорошим. Спасибо (пожимает руку). Только смотри у меня… (старшине) Старшина! Выдайте ему обмундирование.

Старшина. Вот тебе карабин, Витька. Шлем держи, маскхалат большеват, но ничего, мы перешьем на тебя. Будешь настоящим солдатом.

Ведущий. Мальчик остался в полку на Мамаевом кургане. Он снабжал солдат  ключевой водой. Витьку научили стрелять из карабина, опускать мину в ствол миномета, стрелять по самолетам из противотанкового ружья.   Маленький солдат отлично знал курган: он стал проводником снайпера, с которым терпеливо охотился за фашистами.

Чтец.

Когда стою у вечного огня,

Я думаю о тех, кого нет с нами.

Они за всех – и за тебя, и за меня –

Когда-то жизни отдавали.

Здесь тихо. Только ветерок

Играет пламенем огня.

Стою и чувствую, как боль

Сжимает сердце у меня.

Огонь священный, пред тобой

Мы низко голову склоняем,

И то, что здесь сраженья шли,

Мы никогда не забываем.

Войну я видела в кино.

Еще о ней читала в книжках,

Но, не сдержавшись, все равно,

Я плакала о тех мальчишках…

Чтец. Миша Романов. Юный герой храбро сражался  с фашистами в партизанском отряде. Погиб в неравном бою.

Чтец. Люся Радыко. Семь раз Люся переходила линию фронта, добывая всё новые сведения о противнике. За образцовое выполнение заданий командования награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Люсе посчастливилось остаться в живых.

Чтец. Саша Филиппов. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Он приносил военным ценные документы, добывал сведения о расположении войск в городе,  взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины в нашем городе и области, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.

Чтец. В захваченном гитлеровцами хуторе Вербовка Калачевского района действовал "босоногий гарнизон". Бойцами его были хуторские ребята десяти-четырнадцати лет. Мальчишки развешивали листовки,  похитили мешки с ценными документами и письмами. Пропадало оружие.  Мальчишки укрыли и выхаживали советского офицера, бежавшего из лагеря для военнопленных. Готовились уйти в лес к партизанам, но 4 ноября 1942 г. их схватили. 7 ноября десять человек из "босоного гарнизона" на глазах хуторян были расстреляны.

Чтец.

За заслуги перед Отечеством, за мужество, проявленное в боях с фашистами, все ребята были награждены медалями и орденами, большинство получили их посмертно. Витя Громов, Лёня Кузубов, Володя Дубинин, Коля Красавцев, Мотя Барсова, Саша Демидов,  Люся Ремизова.

Чтец.

Мужали дети на войне,

Не по годам взрослели рано.

Глазенки их в сто раз больней

Солдатам души жгли, чем раны…

…Коль воля мне была б дана,,

Тем детям, что войну видали,

Ну, может быть, не ордена,

Но «За отвагу» б дал медали!

Чтец.

Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужество и стойкости. Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет, сколько и нам сегодня.

Чтец.

Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,

Вечную славу поёт вам народ!

Смерть сокрушившие, доблестно павшие,

Память о вас никогда не умрет!

Для возложения гирлянды славы приглашаются ученики 6 Г класса.

Возлагается гирлянда славы в музее боевой славы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальный композиции «Строки, опаленные войной»

Цель:воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции на примере поэзии военных лет.Оборудование: Выставка книг со стихами о войне, фонограммы песен военных лет. Вступительное с...

Литературно – музыкальная композиция «Юность, опаленная войной»

Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет.  Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....

Литературно-музыкальная композиция "Песни,опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция предназначена для классов среднего и старшего звена. Целью данного мероприятия было вызвать интерес  у молодого поколения к истории написания песен военных лет,...

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной"

Литературно-музыкальная композиция "Письма, опаленные войной" Мероприятие является частью системной работы по гражданско-патриотическому воспитанию с целью формирования  познавательных способнос...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Строки, опаленные войной"

Мероприятие помогает донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм; способствует  нравственно-патриотическому воспи...

Литературно – музыкальная композиция «Детство, опаленное войной»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. П...

Литературно-музыкальный вечер "Песни, опаленные войной"

В данной разработке представлен сценарий внеклассного мероприятия, а также отчет о его проведении...