Методическая разработка учебного занятия эколого-биологического кружка «Пернатые друзья»
план-конспект по теме

Цель: Привлечь внимание детей к зимующим птицам. Задачи: Обучающие 1. Познакомить детей с зимующими птицами. 2. Закрепить знания о зимующих птицах в ходе игр. Развивающие 3. Развивать познавательный интерес к миру птиц. 4. Развивать память, образное и логическое мышление. Воспитательные 5. Формировать положительное отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества р.п.Воротынец Нижегородской области

Методическая разработка

учебного занятия  эколого-биологического кружка

                                  «Пернатые друзья»

   автор:    Тоторина Елена Петровна

   педагог дополнительного образования

                                                                     

                                                                        р.п. Воротынец

2014 г.

Цель: Привлечь внимание детей к зимующим птицам.

Задачи:

Обучающие

  1. Познакомить детей с зимующими птицами.
  2. Закрепить знания о зимующих птицах в ходе игр.

Развивающие

  1. Развивать познавательный интерес к миру птиц.
  2. Развивать память, образное и логическое мышление.

Воспитательные

  1. Формировать положительное отношение к птицам.

Материалы и оборудование: 

Рисунки зимующих птиц, плакат с кроссвордом, детские рисунки птиц для оформления кабинета, плакат со словами песни, листы для ответов команд, листы с конкурсными заданиями.

План занятия

1.Организационный момент:

 1) Приветствие.

 2) Сообщение темы и целей занятия.

 3) Игра «Почему»

2.Информационно-познавательная часть занятия:

 1)Сообщения о зимующих птицах

 2)Характерные особенности птиц и их значение в природе.

3.Конкурсная часть занятия:

 1) Конкурс «Не сорока, не ворона»

 2) Конкурс «Прилетели птицы»

 3) Кроссворд: «Покормите пернатых друзей».

4.Заключительная часть занятия:

 1)Подведение итогов конкурсов.

 2)Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели»

 3)Выводы.

Ход занятия

  1. Приветствие
  2. Тема нашего занятия «Пернатые друзья». Союз охраны птиц России ежегодно проводит компанию «Пернатые друзья». Цель этой компании – привлечение  внимания населения к зимующим птицам, по возможности охрана, подкормка, изучение этих птиц, формирование положительного отношения к ним. Мы проводим наше занятие в рамках этой компании. Для начала ответим на несколько вопросов.

Игра «Почему».

  1. Почему воробьи зимой взъерошивают перья?

Ответ: Так птицы меньше теряют тепло.

  1. Почему зимой надо подкармливать птиц?

Ответ: Голод страшнее, чем холод.

  1. Зачем тетерева, глухари, рябчики, куропатки зарываются в снежные сугробы и могут проводить там до нескольких дней?

Ответ: Снежный покров защищает от холода.

  1. Почему дрозды-рябинники в некоторые зимы не улетают в теплые страны?

Ответ: Урожай рябины

  1. Могут ли вас заинтересовать незнакомые птицы?

Информационно-познавательная часть

    В лесном календаре Виталия Бианке декабрь назван «месяцем зимних гостей». И я очень хочу, чтобы вы все были рады этим гостям и поэтому мы сейчас с ними поближе познакомимся. Ребята, которые приготовили сообщения, будут мне помогать. Постарайтесь запомнить все сказанное. Дело в том, что наше занятие познавательно-конкурсное. После завершения информационной части вам предстоит участие в конкурсной программе. Конкурсные задания соответствуют прослушанной информации. И, конечно, вам пригодится ваша смекалка, умение работать в группе, пригодятся знания, которые вы могли почерпнуть, читая предложенную вам литературу.

                         

                          Сообщение о птицах (приложение 1)

   Подведем итог нашей познавательной части. Птицы удивительные создания. Они имеют характерные внешние особенности строения: серенькие, яркой окраски, стройные, пухленькие. Каждая со своими привычками. Одни предпочитают жить в лесу, другие вблизи водоема, третьи у жилья человека. Все со своими вкусами: излюбленный корм одних – насекомые,  другие – плоды рябины, калины, шиповника, третьих – семена деревьев и сорных трав, некоторые любят орехи и желуди.  У каждой своя профессия – доктора, завхозы, певцы. У каждой свой характер: шустрые чижи, подвижные поползни, медлительные снегири, гордые дятлы, коварные совы, сварливые сороки.

    Птицы интересный объект для наблюдения, они радуют нас своим присутствием. Все они приносят немалую пользу, поедая вредных насекомых, грызунов, распространяя семена трав, деревьев. Птицы – верные друзья для человека.

Конкурсная часть

    Переходим к конкурсной части занятия. Делимся на две группы. В зависимости от полноты и правильности ответов группы оцениваются баллами, которые фиксируются на доске. По сумме набранных баллов будет определен победитель.

Конкурс «Не сорока, не ворона» (приложение 2).

                                       Конкурс «Прилетели птицы» (приложение 3).

                                       Кроссворд «Покормите пернатых друзей» (приложение 4).

 

Подведение итогов

    Отгаданная ключевая фраза кроссворда «Покормите пернатых друзей» очень важна. Зимой ледяной ветер гуляет по полю, «носится» возле голых берез и осин. Он забирается под тугое перо, «не усидишь на дереве». От снега и холода стынут лапы. Надо прыгать, бегать, летать, чтобы согреться. Голодной птице очень трудно выжить. Бывает, что из десяти птиц – выживает только одна. Ребята вы можете спасти многих зимующих птиц. Покормите пернатых друзей в трудное для них время.

Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» (приложение 5).

Выводы:

  1. Справились ли с поставленной целью и задачами?
  2. Что нового узнали?
  3. Как используете эти знания в жизни?

Педагог дает рекомендации.

Приложение 1

Щур. Лучший певец зимнего леса. Размером со скворца, но более плотный и коренастый. Самец одет в малиновое оперение. Основной корм щура ягоды рябины и можжевельника, семена хвойных деревьев.

Клест. По размерам и оперению похож на щура, но своеобразное устройство клюва – конец его перекрещивается, что удобно для доставания семян из шишек. Клест способен выводить птенцов зимой в лютые морозы. Самец заботливо кормит свою самку и птенцов. Звонко кричат на лету: «кле-кле-кле». Почему и названы клестами. Это очень торопливые ловкие птицы.

 Сойка. Птица размером с галку. Увидеть ее можно в лесу. Выделяется рыжевато – коричневой окраской и голубоватыми перышками на крыльях. У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок. Зимой сойки питаются желудями и орехами.

 Свиристель. Птица размером со скворца, на голове хохолок. Нежно розовато – серая окраска. Полоска на конце хвоста ярко желтая с красным кончиком на каждом пере. Любимое лакомство – ягоды рябины и калины.

 Поползень. Коренастая короткохвостая птица, с сильными короткими ногами и крепким шиловидным клювом, которым он обсматривает трещины на коре – извлекая насекомых. У поползня верх голубовато – серый. Поползень может бегать по стволу и вверх и вниз головой. Другие птицы так не умеют.                                                                                                                                        Пищуха. Как и поползень ловко лазает по деревьям, цепляясь острыми длинными коготками и упираясь хвостом. Окрас коричневатый, хвост длинный, клюв тонкий загнутый. Ростом пищуха заметно меньше поползня. Бегая по деревьям эта птичка тихонько попискивает, за что была прозвана пищухой.                                                                                                                                                Чечетка. Серенькая пичуга с красным лобиком и розовой у самцов грудкой, вдвое мельче воробья. Занесена в Красную книгу Нижегородской области. Эти птички – гости с севера. Прилетают стайками и кричат: «Че-че-чет, че-че-чет». Ловко обирают они семена березы и ольхи, с былинок полыни, лебеды, крапивы. Чечетки могут ночевать в снегу. Ныряют в рыхлый снег, прокапывают тоннель, в конце делают пещерку. Проведя ночь в уюте и безопасности, утром выбираются наружу. Чиж. Небольшая птица с зеленовато – желтым оперением. Очень дружелюбные шумные птички. Перелетают большими стайками. Можно увидеть на березе. Повисая на веточках вверх ногами, ловко добывают из березовых сережек плоды.                                                                                   Щегол. Необыкновенно нарядная птица. У самцов красновато – черное оперение головы. Ярко- желтые полоски на крыльях. Самки, как и у большинства видов птиц менее яркие. За многоцветный яркий наряд самца, птица названа щеглом. Зимой можно встретить на кустах репейника, чертополоха, где они кормятся.                                                                                                         Снегирь. Необыкновенное зрелище: важный, гордый, большой, красногрудый. Появляется с первым снегом, потому и назван снегирем. В отличии от непоседливых неугомонных чечеток, неторопливо перелетают с дерева на дерево, неторопливо едят. Извлекают из рябиновых плодов только семена, а мякоть выбрасывают, в отличие от свиристелей. Летом снегири удаляются в глухие хвойные леса, где на елях сооружают гнезда.                                                                                                           Королек. Это самые маленькие из наших птиц.(5-6 гр.) Что удивительно, зимой такие крошки не улетают, остаются в наших, холодных заснеженных лесах. Могут зависать трепеща крылышками у  конца еловой ветки. Очень подвижны, держаться всегда стайками. Ночами сбиваются в плотный комочек, прижимаясь, друг к другу так, что наружу торчат только хвостики. Зеленоватая птичка с желтой полоской на голове – «золотой короной», почему названа корольком.                            Оляпка. В морозный день у проруби на речке можно увидеть небольшую белогрудую птичку размером со скворца. Она дергает коротким хвостиком, поет и бросается вниз головой в полынью. Под водой она гребет крыльями, глаза не закрывает, бегает по дну, цепляясь коготками (до 15 сек.) Занесена в Красную книгу Нижегородской области.                                                                            Совы.  Совы – ночные хищники, великолепно охотятся в темноте благодаря своим  огромным зорким глазам и отличному слуху. Сова хватает добычу сильными когтистыми лапами. Морозы совам не страшны. Все они носят первосортные пушистые «шубки», а на лапах у многих из них надеты пуховые «бурочки». Встречи с совами окружены таинственностью, как встреча со сказочными существами – гномами.

Приложение 2.

Игра «не сорока, не ворона»

   Каждой команде раздать по 7 рисунков птиц.                                                                                                     Команда показывает рисунок команде сопернице и говорит:                                                                  «Не сорока, не ворона и не сойка,                                                                                                                     А какая это птица угадай-ка»                                                                                                                            Ответ соперников должен быть полным:                                                                                                     «Не сорока, не ворона, а снегирь!»                                                                                                                За полный ответ и правильное название птицы команда получает очко.                                           Другая команда начинает иначе:                                                                                                                        «Не сорока, не ворона, не синица,                                                                                                                Так скажи же, как зовется эта птица?»                                                                                                Педагог обращается поочередно, то к одной, то к другой команде.                                                       Нельзя ответить «Не сорока, не ворона, а сорока»                                                                                       Ответ должен быть логичным.

Приложение 3.

Игра «Прилетели птицы»

Игра командная, за неверное действие дается штрафное очко. Педагог перечисляет зимующих  птиц, как только он назовет перелетную - дети должны хлопнуть в ладоши.                                          

Ход игры.

  1. Прилетели птицы: поползни, синицы, аисты…
  2. Прилетели птицы: поползни, синицы, галки и стрижи…
  3. Прилетели птицы: поползни, синицы, галки и вороны, чибисы…
  4. Прилетели птицы: поползни, синицы, галки и вороны, пищухи и чижи, ласточки, стрижи…
  5. Прилетели птицы: поползни, синицы, галки и вороны, пищухи и чижи, сойки и щеглы, лебеди и утки…
  6. Прилетели птицы: поползни, синицы, галки и вороны, пищухи и чижи, сойки и щеглы, свиристель, чечетка, королек, сорока.

Приложение 5.

Песня « Птицы – наши добрые друзья»

Мы хотим, чтоб птицы пели

Чтоб вокруг леса шумели

Чтобы были голубыми небеса,

Значит надо не лениться,

Над кормушкой потрудится,

Заготовить птицам семена.

Мы хотим, чтоб птицы жили

И птенцов все выводили

И зимой, чтоб не погибло не одной

Чтоб кормушки не пустели

Чтоб к нам каждый день летели

Птицы – наши добрые друзья.

Приложение 4.

Кроссворд «Поможем пернатым друзьям»

Расшифровать ключевую фразу (по горизонтали). По вертикали отгадать названия 12 птиц.

  1. Птица – водолаз.
  2. Птица, способная выводить птенцов зимой.
  3. Певец зимнего леса.
  4. Птица с хохолком, любимое лакомство – рябина.
  5. Лесной доктор.
  6. Птица с нарядным оперением.
  7. Птица, прилетающая с первым снегом.
  8. Маленькая дружелюбная гостья с севера, любитель семян березы и ольхи.
  9. Маленькая птичка, ловко бегающая вверх по стволу дерева.
  10. Самая маленькая птица России.
  11. Серо – голубая птица, ловко бегающая вверх и вниз по стволу.
  12. Птица, питающаяся желудями и орехами.

8

9

1

5

3

4

6

7

2

11

10

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 4 классе "Мы - друзья природы!"

Урок разработан для обучающихся 4 класса общеобразовательной школы по УМК А.С.Кулигиной "Твой друг французский язык" и является уроком №3 по теме "Друзья природы"....

Методическая разработка учебного занятия в кружке художественного вязания «Вязание крючком по схеме»

Данное занятие предназначено для учащихся 9 – 11 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка художественного вязания «Искусница», 2-й год обученияЦель: Расширение знаний, умений и...

Методическая разработка классного часа на тему "Берегите друзей"

Данная разработка будет полезна всем классным руководителям при проведении классного часа на тему "Дружба. Берегите друзей! для учащихся 5-7 классов....

Методическая разработка урока по теме "Животные - мои друзья"

Данный урок в рамках ФГОС в 6 классе .Французский язык как второй иностранный.2 год обучения....

Методическая разработка библиотечно - библиографического урока « Наши верные друзья-словари!»

Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главном...