Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"
методическая разработка на тему

Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_andreeva.doc91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

структурного подразделения «Клуб «Штрих» МБОУ ДОД ДЮЦ «Контакт»

детского объединения «Вокальный ансамбль»

Ф.И.О. педагога

Андреева Людмила Ивановна

Название и направление деятельности коллектива

Детское объединение «Вокальный ансамбль», художественная направленность

Название программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Ансамблевое и сольное пение»

Место учебного занятия в программе

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Тема:  Народное и академическое пение.

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Тема: Связь музыки и слова. Разучивание песен.

Тема занятия

«Место народной песни в русской музыкальной культуре»

Место проведения

в рамках городского фестиваля открытых занятий и воспитательных мероприятий педагогических работников УДОД по месту жительства

«Новые вершины»

Дата и время проведения

Краткая характеристика группы

возраст детей – 11 -12 лет, количество – 12 человек (6 мальчиков, 6 девочек)

Цель

содействовать развитию интереса к истокам русской песенности

Задачи

-образовательные

- воспитательные

- развивающие

- познакомить с историей формирования народного песенного творчества;  

- разучить русские народные песни «Со вьюном я хожу», «В тёмном  лесе».

- содействовать воспитанию любви к русской культуре через народную песню;    

- пробудить чувство коллективизма.

- развить начальное чувство ритма и чистоты интонирования;

- содействовать формированию навыков хорового пения.

Материалы и оборудование

Два стола (для аппаратуры). Баян, синтезатор, гусли. 13 стульев, расставленных  полукругом.

Регламент занятия

45 минут

План занятия «Место народной песни в русской музыкальной культуре»

  1. Организация (приветствие, знакомство, вступительное слово)

  1. Основная часть:
  1. Введение в тему занятия.
  2. Общее понятие о русской народной песне (теоретическое и практическое осмысление).

- Исторические и культурные традиции русской песенности.

          - Многообразие русской народной песни:

 былина (песенная иллюстрация в сопровождении гуслей),

 историческая песня (песенная иллюстрация),                                                                  

 трудовая песня,

 лирическая песня (песенная иллюстрация),                                                                      

 хороводная,  

 плясовая (песенная иллюстрация),                                                                  

 обрядовая - интонационная  связь  с  народной  песенностью (иллюстрация - П.И. Чайковский. Романсы «Я ли в

 поле да не травушка была», «Соловей»).

  1. Использование народно-песенной интонации в современном песенном творчестве:

- сравнение классической русской народной песни с современной эстрадной песней,

- исполнение с листа песни Игоря Матвиенко на стихи Сергея Пеленягрэ «Конь».

  1. Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.

Ход занятия

Этап занятия

Задача этапа

Основная  деятельность педагога

Прогнозируемая деятельность обучающихся

1. Организационное начало занятия.

Познакомиться с детьми и настроить их на активное восприятие материала.  

Здравствуйте, ребята! Проходите, рассаживайтесь.          

Меня зовут  Людмила   Ивановна.

А теперь ещё раз:

    - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!  

- непривычное в наше время приветствие, правда? А ведь в старину такое обращение к молодым людям было обычным. Про стародавние времена у нас и пойдёт сегодня речь.

Я приготовила, как вы видите, музыкальные инструменты. Значит, мы поговорим о чём? ... – О музыке!

Прошу вас быть смелее в  нашем  общении. Если вам понравятся номера, которые будут исполняться на нашем занятии, вы смело, как на концерте, можете аплодировать.

Дети здороваются.

2. Основная часть

2.1. Введение в тему занятия.

Настроить ребят на предстоящее занятие

Ответьте мне, пожалуйста, добры молодцы и красны девицы, любите ли вы петь?

… Конечно, кто ж из нас не пел хоть раз в жизни?

А почему мы поём? Какие чувства мы испытываем, когда поём?

- Радость, необыкновенный душевный подъём (педагог вторит детям).

-  А наши предки любили петь?

-  Да…

-  А какие песни они пели? Наверное, не песни Земфиры, Димы Билана или Потапа и Насти Каменских?

- Да… Наши предшественники пели народные песни.

Мы поговорим о том, какое важное место занимает народная песня в русской музыкальной культуре.

Дети сидят полукругом и отвечают  на  поставленные  вопросы.

2.2. Общее понятие о русской народной песне.

Познакомить ребят с возникновением народной  песни.  

-  Откуда же взялась народная песня?

- Русская народная песня сложилась в ходе исторического развития нашей страны как часть русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор не известен.

    Наш земляк Максим Горький (русский советский писатель) говорил, что «…песня является естественной потребностью человека выражать своё душевное состояние, своё отношение к окружающей действительности».

Дети отвечают на вопросы.

- Исторические и культурные традиции русской песенности.

- Многообразие русской народной песни

Познакомить с различными видами русской песни.

Былина

Историческая песня

Трудовая песня

Лирическая песня

Хороводные.

Плясовые песни.

Обрядовые песни.

     Народная песня сопровождала человека всю жизнь.

Ведь когда-то давно  не было ни радио, ни телевидения, ни, тем более, интернета.

    Своеобразными СМИ (средствами массовой информации) и артистами древности были гусляры и скоморохи. Героями их песен становились князья, торговые люди и, конечно, богатыри.

    - Давайте вспомним самые известные имена:

    - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец.

    - А назывались эти песни… как? (от слова «быль».)

    - Правильно. Былина.

Исполнялись былины в сопровождении гуслей.

Гусли – древнейший музыкальный инструмент. Не так давно на археологических раскопках в Великом Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели в длину 85 см, а самые маленькие 35 см.

А у нашей исполнительницы современные, профессиональные гусли.

   Татьяна Николаева – Лауреат Международного конкурса «Зажигаем звезды».

    И сейчас я вам спою отрывок из былины, которая называется «Слово о погибели Русской земли». Написана былина   во времена татаро-монгольского нашествия. В былине говорится о горячей любви русских людей к родной земле.

    Исполняется отрывок из былины в сопровождении гуслей.

    После того, как татаро-монгольское иго было сброшено, возникла историческая песня – о славной битве Дмитрия Донского на поле Куликовом, о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, о Ермаке; позже – о битве на Бородинском поле и т. д.

    Послушайте  отрывки из русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Знаете такую песню?

    Вот такую память о себе оставил в народе казачий атаман Степан Тимофеевич Разин.

     

Наши предки много работали, и свой тяжелый труд сопровождали песнями. Так возникли песни трудовые.

Например: «А я сеяла, сеяла ленок», «А мы просо сеяли», артельная песня бурлаков «Эй, ухнем», «Дубинушка» и др.

    Ребята, а мы с вами выучим трудовую песню «В тёмном лесе». Я буду играть на баяне. Вам, конечно, знаком этот инструмент? Это народный инструмент, пришедший к нам из Германии.

    Для разучивания песни будем использовать принцип «эхо»:

сначала я пою фразу, потом вы повторяете.

Исполняем 3-4 куплета (а в песне 12 куплетов!).

    На первую долю (сильную) будем хлопать – показываю.

    Исполняем с движениями.

    Но не хлебом единым жив человек!

У людей возникала потребность излить душу. Так слагались лирические песни. Они могли быть  протяжными, как в народе говорили, долгими.  Это такие песни, как: «Ой, да ты, калинушка» (рекрутская), «Лучинушка» (о тяжелой женской доле), «Пряха» (о молодой девушке).

    Послушайте русскую народную песню о безответной любви

 «Вниз по Волге-реке».     Обратите внимание, что на один слог в этой песне падает несколько нот, что весьма характерно для русской народной песни.

Давайте представим тёплый летний вечер. За околицей деревни  собираются девушки и парни – добры молодцы да красны девицы.

- А зачем собираются?

- Хороводы водить да песни петь, знакомиться. Дискотек-то не было в те времена.

    И одну из таких хороводных песен мы с вами выучим.

    Хороводная  песня «Со вьюном я хожу».

А вот пример плясовой песни, которую вы все знаете с малых лет:

    Читаю отрывок из сказки А. С. Пушкина:

С ободренною душой

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий -

Что ж? под ёлкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.                       (Пою один куплет)

А были ещё так называемые обрядовые песни.

    Каждое событие в жизни человека сопровождал обряд. Родился человек – его необходимо покрестить, чтобы жив-здоров был и ангела-хранителя имел. Пришло время жениться – без свадебного обряда не обойтись. И так далее всю жизнь.

    Обряды и, соответственно, песни разделялись на календарные и бытовые. Календарные были связаны с сельскохозяйственными  работами, со сменой времён года.

А бытовые -  с семейными праздниками.

 - Какой семейный праздник в жизни добра молодца и красной девицы вы знаете?

- Да, это свадьба.

Свадьба в те времена не всегда была радостью, т. к. молодые люди до этого могли друг друга и не видеть.

Об этом поётся в произведениях, отрывки из которых я вам сейчас исполню.

    Исполняются:

 «Я ли в поле да не травушка была» (о девушке, которую поневоле выдали замуж), «Соловей» (о юноше, которого рано женили).

 -    Как вы думаете, это народные песни?

 - Да, очень похожи. Интонацией народно-песенной: протяжностью, грустью.

А сочинил эти песни, вернее сказать, романсы великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Как он тонко чувствовал душу народа!

    Другой русский композитор, Михаил Иванович Глинка, говоря о первичности народной музыки,  говорил: «Создаём не мы; создаёт народ; мы только записываем и аранжируем».

Дети отвечают на вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

Дети аплодируют.

Дети слушают песню.

Дети слушают песню.

Дети повторяют фразы песни и хлопают в ладоши.

Дети слушают песню.

Разучивание песни.

Дети слушают стих и песню.

Дети отвечают на вопросы, поддерживают беседу.

2.3. Использование народно-песенной интонации в современном песенном творчестве:

- сравнение классической русской народной песни с современной эстрадной песней

- исполнение с листа песни Игоря Матвиенко на стихи Сергея Пеленягрэ «Конь».

И наше время композиторы используют народные интонации в своих песнях.

    Например, песня Игоря Матвиенко «Конь». (напеваю)

     - Почему она так быстро ушла в народ?

… Потому, что третья строчка куплета взята из русской народной песни «Ах ты, душечка». (напеваю и сравниваю).

    Исполняемем три куплета песни «Конь».

   

   

Дети слушают, поют песню по текстам с листа.

  1. Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.

Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое для себя.

Скажите, достойна русская песня нашего внимания, внимания современного человека?

   - Безусловно, да.

   - Какая же она русская песня?

    - Да, русская песня может быть грустной и весёлой, протяжной и быстрой, с разными сюжетами, т. е. разнообразной, как сама жизнь.

     Забывать народную песню нельзя, потому это наше национальное достояние. То, что создали до нас наши предки, а мы не должны их предавать. Мы должны помнить! И передать тем, кто будет после нас.

    Спасибо вам, что вы были хорошими зрителями, слушателями и участниками нашего уже сложившегося ансамбля!

    Я работаю педагогом детских творческих объединений «Вокальный ансамбль» и «Гитара» в клубе «Штрих» детско-юношеского центра «Контакт».

    Всего доброго, до свидания!

Дети делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

Величие русской музыкальной культуры начала XX века.

Сценарий мероприятия, в рамках программы "Россия в мир. Мир в России. Русский мир." Величие русской музыкальной культуры начала XX века....

Дипломная работа "Создание методического комплекта "Бардовская песня" для развития музыкальной культуры школьников"

quot;Создание методического комплекта "Бардовская песня" для развития музыкальной культуры школьников"...

Методическая работа "Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»"

Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»...

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.

Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....

Открытый урок "Развитие русской музыкальной культуры во второй половине XIX века"

Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" с учащимися 7 класса на тему "Развитие русской музыкальной культуры по второй половине XIX века"...