Дополнительная общеобразовательная программа "Сольфеджио" (2012 - 2013 уч.года)
рабочая программа по теме

Савина Алина Анатольевна

Дополнительная образовательная программа для учащихся музыкально-хорового центра "Лель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_solfedzhio_2012-2013_uch.goda_.doc322.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

РЕКОМЕНДОВАНО

Педагогическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СОЛЬФЕДЖИО»

Возраст обучающихся – 6-18 лет

Срок реализации программы – 4 года

Педагог дополнительного образования

Савина Алина Анатольевна

Методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА-ЗЕЛЕНОГРАД

2012 год.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СОЛЬФЕДЖИО»

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ                         _____________________________

"______"_________________20___г.

СОГЛАСОВАНО

Рук. структурного подразделения                                  _______________________________

"______"_________________20___г.

РЕКОМЕНДОВАНО

Экспертным советом

Протокол №______ от"_____"____________20__г.

     

Председатель экспертного совета

_____________________________

Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с        2012                    года

Программа переработана и дополнена в                                     году

        

Программа переработана и дополнена в____________________ году

Программа переработана и дополнена в____________________ году

Программа переработана и дополнена в____________________ году

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка…………………………

4-7 стр.

2

Учебно-тематический план……………………

8 стр.

3

Содержание программы………………………

9-15 стр.

4

Методическое обеспечение программы………

16-18 стр.

5

Список литературы……………………………

19-20 стр.

6

Приложение……………………………………

21-32 стр.


  1. Пояснительная записка

В системе эстетического воспитания велика роль музыкального образования. Занятия музыкой воспитывают у ребенка чувство прекрасного, художественный и эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, учат разбираться в культурных и социальных явлениях.

В хоре основной деятельностью является хоровая исполнительская. Воспитание музыкальной и певческой культуры ребенка в хоре происходит преимущественно на классической музыке, как русской, так и зарубежной. Не менее важное воспитательное значение имеет духовная музыка и народная песня, которые также присутствуют в репертуаре хора. Многие из этих произведений исполняются без сопровождения. Это требует от певцов устойчивых навыков чистого интонирования и умения держать строй, что, в свою очередь, зависит от уровня развития музыкального слуха исполнителя и его музыкальных представлений.

В хоровой практике придается большое значение умению певцов быстро и интонационно верно разбирать хоровые партитуры. Без этого навыка невозможно освоение большого и разнообразного хорового репертуара. Следовательно, хорист должен обладать способностью к быстрому анализу произведения и на основе своих музыкально-слуховых представлений точно интонировать незнакомую мелодию. Для этого певцы должны иметь хорошо развитый внутренний слух. Внутренний слух является необходимым условием сознательного слушания музыки и любой музыкально-исполнительской деятельности. Именно поэтому, его развитие – одна из важнейших задач курса сольфеджио.

Внутренний слух (основной критерий музыкальности), в свою очередь, зависит, во-первых, от богатства музыкальных впечатлений обучающихся; во-вторых, от качества их музыкального восприятия и памяти; в-третьих, от развитости музыкального мышления учеников, умения разбираться в полученных впечатлениях и, наконец, в-четвертых, от способности создавать представления о новых, никогда еще не слышанных в действительности, музыкальных явлениях путем синтеза накопленных в памяти музыкальных представлений. Такая сложная деятельность внутреннего слуха невозможна без специальных теоретических знаний.

Таким образом, все музыкальные навыки тесно связаны между собой, развитие одного навыка способствует развитию другого (стимулирует развитие и других навыков). И успешная музыкальная деятельность возможна только при взаимодействии всех компонентов: эмоционального восприятия музыки, внутреннего слуха, музыкального мышления, памяти, правильной работы мышц (при игре на каком-либо музыкальном инструменте, голосового аппарата – при пении).

В свете вышесказанного, следует отметить необходимость комплексного обучения, при котором происходит одновременное развитие всех музыкальных способностей обучающихся: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления, творческого воображения и эстетического вкуса. Вместе с тем в процессе музыкального обучения используются музыкальные методы, направленные на развитие каждого музыкального навыка в отдельности.

Развитие всех необходимых навыков и умений является одной из важнейших задач курса сольфеджио.

Сольфеджио является одной из основных дисциплин хора, так как помогает развитию музыкальности детей и способствует приобретению навыков, необходимых в хоровой практике. Полученные на занятиях сольфеджио знания и приобретенные навыки, также должны помочь обучающимся в освоении музыкального инструмента и в изучении музыкальной литературы.

Цель – разностороннее развитие музыкального слуха и творческих задатков обучающихся на занятиях сольфеджио с помощью различных форм освоения теоретических основ музыкального искусства.

Задачи курса сольфеджио:

  • образовательные: знакомство с теорией музыки, особенностями различных стилей и направлений в музыке, постижение музыкальной логики произведения, формирование вокально-интонационных навыков, выработка у обучающихся слуховых представлений, с техникой безопасности в игре на инструментах (см. Приложение 1);
  • развивающие: развитие музыкальных способностей (слуха, памяти, чувства ритма) и музыкального мышления, стимулирование творческих задатков обучающихся;
  • воспитательные: воспитание музыкально-эстетического вкуса ребенка, его музыкально-слуховых и интонационных представлений; основ аналитического восприятия; осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка.

Соответственно поставленным целям и задачам педагогу необходимо:

  • учить ориентироваться в ладу: определять на слух его вид, ступени, интервалы и аккорды лада;
  • учить правильно и интонационно точно петь любые ступени лада, интервалы и аккорды в ладу и от нот (как одноголосно, так и в ансамбле), воспроизводить выученную или незнакомую мелодию;
  • учить записывать по слуху и на память, а также подбирать на инструменте несложные мелодии и аккомпанемент к ним;
  • учить импровизировать и сочинять небольшие музыкальные построения (мелодии, аккомпанемент, второй голос, ритмические партитуры и т.п.);
  • знакомить с основными средствами музыкальной выразительности и учить их чувствовать (для более глубокого понимания и живого восприятия музыки);
  • развивать зонный или абсолютный слух: научить чувствовать тональность и удерживать ее строй;
  • вырабатывать навык анализа на слух, а также по нотному тексту музыкальных произведений или их отрывков;
  • вырабатывать навык двухголосного пения с инструментом, как одного их основных методов домашней работы над хоровым репертуаром;
  • воспитывать живые ощущения течения временного процесса в музыкальном произведении, его многокрасочности, интонационного, жанрового и стилистического своеобразия музыкального материала, то есть учить целостному восприятию музыкального содержания.

Спецификой преподавания сольфеджио в хоре является необходимость сохранения тесной связи с исполнительской хоровой деятельностью. Это, в свою очередь, делает необходимым изменение программы и методов работы по сравнению с общепринятым в музыкальных учебных заведениях. Целесообразно использовать хоровой репертуар в качестве примеров для гармонического и слухового анализа, диктанта; также необходимо читать с листа и разучивать хоровые партии. Не менее важной задачей для предмета сольфеджио в хоре является установление тесной связи внутреннего слуха и голоса, т.е. музыкально-слуховых представлений и вокально-интонационных навыков. Без этой связи невозможно развитие собственно голоса и практическая хоровая деятельность обучающихся.

Программа «Сольфеджио» модифицированная и относится к дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности. Она написана на основе документа «Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ» (Москва, 1984 г., автор Калужская Т.А.) и полученного собственного педагогического опыта с опорой на специальную и психолого-педагогическую литературу, практику работы педагога с детьми, полученных знаний на курсах повышения квалификации. Программа соответствует требованиям, предъявляемым к программам дополнительного образования детей от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 (письмо Министерства образования Российской Федерации). Программа может корректироваться и дополняться каждый год с учётом полученных новых знаний, методик и др.

Программа рассчитана на 4 года обучение. В объединении занимаются дети с 6 по 18 лет. Это диктует необходимость учитывать возрастные особенности развития. Поэтому на занятиях применяются различные формы и методы работы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.

Занятий сольфеджио у детей проходят 1 раз в неделю, продолжительность 1 час в неделю (45 мин. занятие, 15 мин. перерыв). Это позволяет реализовать на одном занятии все формы работы с детьми.

Группы комплектуются в зависимости от статуса обучающихся (младший, средний или старший хор) и уровня имеющихся у них знаний и навыков. Поскольку в задачи сольфеджио входит не только воспитание в детях музыкально-эстетического вкуса, но и начальное (базовое) профессиональное образование, то количество обучающихся в группах должно быть меньшим по сравнению с традиционным для учреждений дополнительного образования. Профессиональный уровень требует приобретения более прочных навыков и глубоких знаний, что возможно только при условии подробной, практически индивидуальной работы с детьми. Таким образом, количество обучающихся в группе составляет: в группе 1 года обучения – 15 человек, в группах 2-4 годов обучения – 12 человек.

Прогнозируемые результаты обучения

Первый год обучения сольфеджио является информационно-ознакомительным и подготовительным. К концу первого года обучения обучающиеся должны усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.); свободно читать ноты в скрипичном ключе; сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры; петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии; записывать ритмический рисунок мелодии; анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано.

К концу второго года обучения обучающиеся должны свободно ориентироваться до 2х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах), устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы от ч.1 до ч.8 в ладу и от нот. Уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

К концу третьего года обучения обучающиеся должны свободно ориентироваться в тональностях до 3х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах) в различных ритмах с дирижированием, устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы и их обращения в ладу и от нот. Уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

В течение четвертого года обучения обучающиеся должны овладеть новым навыком – пение с листа в транспорте в пределах тона; определять на слух мелодическую линию каждого голоса в двухголосии, тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Подбирать и исполнять на фортепиано аккомпанемент к знакомым песням с использованием пройденных видов фактур; строить, петь и определять трезвучия главных ступеней и их обращения; определять по нотам и на слух заключительную и серединную каденции; дирижировать на 6/8 двумя способами.

Методы оценки результатов обучения

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса обучающихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене (см. Приложение 2).


  1. Учебно-тематический план

Название разделов

Количество часов

1 год

2 год

3 год

4 год

В.

Т.

П.

В.

Т.

П.

В.

Т.

П.

В.

Т.

П.

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2.

Вокально-интонационные навыки

8

0,5

7,5

7

0,5

6,5

7

1

6

7

1

6

3.

Воспитание чувства метроритма

8

1

7

7

1

6

7

1

6

7

0,5

6,5

4.

Развитие музыкальной логики

3

1

2

3

1

2

2

0,5

1,5

3

1

2

5.

Развитие музыкального восприятия

3

1

2

3

0

3

3

0

3

4

0

4

6.

Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений

4

1

3

4

0

4

5

0

5

2

0

2

7.

Музыкальный диктант

3

1

2

4

0

4

4

0

4

5

0

5

8.

Воспитание творческих навыков

2

1

1

3

0

3

3

0

3

3

0

3

9.

Итоговые занятия

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

Итого:

36

9

27

36

5

31

36

5

31

36

5

31


  1. Содержание программы

1-й год обучения

  1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

  1. Вокально-интонационные навыки.

Теория: посадка, дыхание и дикция во время пения; высокие и низкие звуки, звукоряд, гамма, мажорный и минорный лад, устойчивые и неустойчивые ступени, вводные звуки, тоника, тоническое трезвучие, аккорд, тон, полутон; первоначальные навыки нотного письма; строение мажорной гаммы; тональности До, Соль, Фа, Ре;

Практика: песни-упражнения, мажорные гаммы вверх и вниз, пение ступеней лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; тоническое трезвучие; тон, полутон; различные упражнения.

  1. Воспитание чувства метроритма.

Теория: темп, метр, ритм, размер, длительность, такт, тактовая черта, сильная доля, затакт, пауза; определение и запись ритма стихов, ритмические партитуры; схемы размеров 2/4, 3/4, 4/4; 

Практика: повторение данного ритмического рисунка на слоги; прохлопывание; сольмизация нотных примеров; определение ритма мелодии; исполнение простейших ритмических партитур; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4.

  1. Развитие музыкальной логики.

Теория: предложение, фраза, мотив, мелодия, период, куплет, реприза;

Практика: определение окончания произведения, деление его по фразам, сравнение фраз и мотивов, определение выразительных свойств пройденных элементов музыкальной речи (темп, регистр, движение мелодии и т.п.).

  1. Развитие музыкального восприятия.

Теория: ритм, метр, темп, лад, ступени лада, трезвучие, характер музыкального произведения;

Практика: определение на слух характера музыкального произведения, темпа, метра, количества фраз и их структуры, направления движения мелодии, лада и отдельных его ступеней, трезвучия.

  1. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений.

Теория: основы сольфеджирования и чтения с листа, пения вслух и про себя, пения «по цепочке»;

Практика: пропевание знакомых мелодий попеременно вслух и про себя, пение «по цепочке». Сольфеджирование и пение с листа простейших нотных примеров.

  1. Музыкальный диктант.

Теория: основы записи ритма и мелодии на слух;

Практика: запись ритмического рисунка мелодии. Работа по развитию музыкальной памяти.

  1. Воспитание творческих навыков.

Теория: основы сочинения мелодии;

Практика: допевание мелодий на слоги и с названием нот, досочинение окончаний фраз или предложений, сочинение простейших мелодий на данный ритм, текст.

  1. Итоговые занятия.

Теория: к концу первого года обучения учащиеся должны усвоить основные музыкально-теоретические понятия (ритм, метр, темп, звукоряд, гамма, лад, трезвучие, аккорд, фраза, мелодия и т.п.);

Практика: свободно читать ноты в скрипичном ключе; сольмизировать и петь с листа с дирижированием на 2/4, 3/4, 4/4 простейшие нотные примеры; петь ступени лада по ручным знакам, по столбице на слоги и с названием нот; определять на слух характер музыкального произведения, его структуру, лад, направление движения мелодии; записывать ритмический рисунок мелодии; анализировать произведения исполняемые в классе фортепиано.

2-й год обучения

  1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

  1. Вокально-интонационные навыки:

Теория: параллельные тональности, строение минора, 3 вида минора, интервалы от ч.1 до ч.8; тональности: Соль, Фа, Ре, СиЬ мажор, Ля, Ми, Ре, Си, Соль минор, секвенции;

Практика: пение гамм мажора и минора (в 3х видах), устойчивых и неустойчивых ступеней, мелодических оборотов; опевания, диатонические секвенции,  интервалы (от ч.1 до ч.8) в ладу и от нот; основные трезвучия лада.

  1. Воспитание чувства метроритма:

Теория: четверть с точкой и четыре шестнадцатых в различных ритмических сочетаниях; размер: 2/4, 3/4, 4/4;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах на слоги и их прохлопывание; сольмизация нотных примеров; ритмический диктант; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4.

  1. Развитие музыкальной логики.

Теория: мотив, фраза, кульминация, фермата;

Практика: разбор по нотам знакомых и незнакомых мелодий, определение количества фраз и их структуры, нахождение кульминации, ферматы произведения; выявление выразительных свойств пройденных элементов  музыкальной речи.

  1. Развитие музыкального восприятия:

Практика: определение кульминации, ферматы, окончания произведения, деление его по фразам, сравнение фраз и мотивов; определение на слух лада, его вида в миноре (3 вида), ступеней, мелодические обороты.

  1. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений:

Практика: транспонирование выученных мелодий. Чередование пения вслух и про себя. Пение знакомых мелодий с названием нот. Пение с листа с дирижированием.

  1. Музыкальный диктант:

Практика: диктант на 2 такта с предварительным разбором на пройденные мелодические обороты, длительности.

  1. Воспитание творческих навыков:

Практика: досочинение второго предложения по принципу «вопрос-ответ». Сочинение мелодий на данный текст, ритм или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

  1. Итоговые занятия:

Теория: уметь дать определение и объяснить параллельные тональности, строение минора, 3 вида минора, интервалы от ч.1 до ч.8, основные функции лада, мотив, фраза, секвенция, кульминация, фермата; четверть с точкой и четыре шестнадцатых в различных ритмических сочетаниях;

Практика: к концу второго года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться до 2х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах), устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы от ч.1 до ч.8 в ладу и от нот. Уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

3-й год обучения

  1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

  1. Вокально-интонационные навыки:

Теория: обращение интервалов; тональности до 3х знаков при ключе включительно;

Практика: пение мажорных и минорных гамм, основные трезвучия лада, Ум. и Ув. трезвучия, интервалы и их обращения в ладу и от нот; пение выученных мелодий с фортепиано.

  1. Воспитание чувства метроритма:

Теория: восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в различных ритмических сочетаниях;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах, сольмизация, ритмические диктанты; дирижирование на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 (на 2).

  1. Развитие музыкальной логики:

Теория: вокальная и инструментальная группировки, переменный лад; музыкальная форма: период, куплетная форма, 2х-частная форма, 3х-частная репризная форма;

Практика: анализ по нотам музыкальных произведений и их отрывков с определением нотной группировки, музыкальной формы, особенностей мелодии и ритма; выявление музыкально-выразительных средств.

  1. Развитие музыкального восприятия:

Практика: определение на слух пройденных мелодических оборотов, основных функций лада, интервалов и трезвучий в ладу и от нот.

  1. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений:

Практика: транспонирование выученных мелодий. Чередование пения вслух и про себя. Пение с листа с дирижированием. Подбор на фортепиано знакомых мелодий.

  1. Музыкальный диктант:

Практика: письменный диктант на одно предложение периода с использованием пройденных мелодических оборотов, интервалов и ритмических рисунков.

  1. Воспитание творческих навыков:

Практика: досочинение второго предложения диктанта. Сочинение мелодий на данный текст, ритм, или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

  1. Итоговые занятия:

Теория: уметь дать определение и объяснить переменный лад, обращение интервалов; музыкальная форма: период, куплетная форма, 2х-частная форма, 3х-частная репризная форма; восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая в различных ритмических сочетаниях;

Практика: к концу третьего года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться в тональностях до 3х знаков при ключе включительно; определять на слух и петь гаммы мажора и минора (в 3х видах) в различных ритмах с дирижированием; устойчивые и неустойчивые ступени, мелодические обороты; опевания, диатонические секвенции, интервалы и их обращения в ладу и от нот; уметь анализировать произведения, исполняемые в классе фортепиано; сочинять второе предложение в периоде (по принципу «вопрос» – «ответ»).

4-й год обучения

  1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предметом обучения, план работы на учебный год; основы обращения с выключателем, основы пользования электропианино, музыкальным центром, телевизором и видеоплеером; основы поведения на занятиях и в перерыве между занятиями;

Практика: применение полученных знаний в процессе обучения.

  1. Вокально-интонационные навыки:

Теория: тритоны в мажоре и гармоническом миноре; хроматизм в мелодии, проходящий и вспомогательный хроматизмы; виды движения голосов в двухголосии; тональности до 4х знаков при ключе включительно;

Практика: пение мажорных и минорных (3 вида) гамм от различных ступеней; пение главных аккордов T, S, D с обращением; трезвучия и их обращения от нот, тритоны в мажоре и гармоническом миноре; пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано; пение мелодий под собственный аккомпанемент.

  1. Воспитание чувства метроритма:

Теория: пунктирный ритм в различных ритмических сочетаниях; размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;

Практика: ритмические упражнения с использованием изученных рисунков в различных размерах; сольмизация, исполнение ритмических партитур, ритмическое двухголосие; ритмические диктанты; дирижирование на 6/8 двумя способами.

  1. Развитие музыкальной логики:

Теория: понятие каденции (заключительная, серединная); жанр, строение, гармония, фактура;

Практика: анализ по нотам и на слух музыкальных произведений и их отрывков с определением жанра, строения, гармонии, фактуры, каденции, особенности мелодии и ритма; определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка.

  1. Развитие музыкального восприятия:

Практика: определение на слух пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот; цепочки интервалов и аккордов (до 5) в ладу.

  1. Развитие внутреннего слуха и музыкальных представлений:

Практика: пение с листа с транспонированием на секунду вверх и вниз. Чередование пения вслух и про себя; запись по памяти знакомых мелодий.

  1. Музыкальный диктант:

Практика: письменный диктант с использованием пройденного материала в форме квадратного периода.  Двухголосный диктант на 4 такта. Ритмические диктанты.

  1. Воспитание творческих навыков:

Практика: досочинение второго предложения диктанта. Сочинение мелодий на данный текст, ритм, или с использованием пройденных интервалов и мелодических оборотов.

  1. Итоговые занятия:

Теория: уметь дать определение и объяснить пунктирный ритм в различных ритмических сочетаниях; тритоны в мажоре и гармоническом миноре; понятие каденции (заключительная, серединная); хроматизм в мелодии, проходящий и вспомогательный хроматизмы; музыкальная форма – вариации на тему; виды движения голосов в двухголосии;

Практика: к концу четвертого года обучения учащиеся должны свободно ориентироваться в тональностях до 4х знаков при ключе включительно; овладеть новым навыком – пение с листа в транспорте в пределах тона; определять на слух мелодическую линию каждого голоса в двухголосии, тритоны в натуральном мажоре и гармоническом миноре, подбирать и исполнять на фортепиано аккомпанемент к знакомым песням с использованием пройденных видов фактур; строить, петь и определять трезвучия главных ступеней и их обращения; определять по нотам и на слух заключительную и серединную каденции; дирижировать на 6/8 двумя способами.


  1. Методическое обеспечение программы

Программа курса сольфеджио включает следующие разделы:

  1. введение в предмет, техника безопасности;
  2. теоретические сведения;
  3. развитие музыкальной логики (анализ выразительных средств произведения);
  4. развитие музыкального восприятия (слуховой анализ);
  5. развитие внутреннего слуха и слуховых представлений;
  6. музыкальные диктанты;
  7. воспитание вокально-интонационных навыков;
  8. воспитание чувства метроритма;
  9. воспитание творческих навыков (подбор, сочинение, импровизация);
  10. итоговые занятия.

На каждом занятии ведётся работа по всем разделам курса с применением различных форм и методов занятий, соответствующих возрасту обучающихся и уровню приобретенных ими навыков.

Знания по всем разделам курса даются по спирали, то есть каждый год увеличивается объем знаний по уже пройденной ранее теме, но при этом ребёнок приобретает новые навыки и умения и совершенствует старые, что дает ему возможность решать более сложные задачи.

Для успешной реализации поставленных задач в программе необходимо применять следующие формы и методы работы:

1) вокально-интонационные упражнения (пение a cappella и с гармонической поддержкой):

- пение гамм;

- ступеней лада;

- мелодических оборотов;

- секвенций;

- интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- пение интервальных и аккордовых цепочек на два голоса по столбице или по нотам;

2) упражнения на воспитание чувства метроритма:

- определение и запись ритма стихов;

- повторение данного ритмического рисунка на слоги;

- прохлопывание ритма;

- сольмизация нотных примеров;

- дирижирование;

- определение на слух метроритма мелодии;

- исполнение ритмических партитур;

- ритмический аккомпанемент к песням;

3) гармонический анализ произведения (по нотам и на слух):

- разбор музыкального произведения или его отрывков: определение жанра, формы, особенностей гармонии, фактуры, мелодии и ритма, нахождение кульминации произведения;

- определение выразительных свойств изученных элементов музыкального языка;

- сравнительный анализ произведений.

4) слуховой анализ:

- определение на слух лада, его ступеней, пройденных интервалов и аккордов в ладу и от нот;

- определение на слух и запись цепочек интервалов и аккордов в ладу.

5) пение по нотам:

- сольфеджирование и пение с текстом нотных примеров, хоровых партий;

- пение с листа;

- пение с транспонированием;

- чередование пения вслух и про себя;

- пение выученных мелодий двухголосно дуэтом и с фортепиано.

6) сообщение теоретических сведений;

7) музыкальный диктант:

- повторение голосом прослушанной мелодии с названием нот (без записи);

- запись мелодии с предварительном разбором;

- запись мелодии без предварительного разбора, после настройки в соответствующей тональности;

- запись по памяти знакомых мелодий;

- запоминание по нотам (без звукового воспроизведения) незнакомых мелодий и их отрывков;

8) упражнения на фортепиано:

- подбор по слуху знакомых мелодий;

- пение песен и романсов под собственный аккомпанемент;

- игра интервальных и аккордовых цепочек;

9) импровизация и сочинение:

- импровизация ритмических и мелодических мотивов и фраз;

- сочинение второго голоса к данной мелодии;

- сочинение мелодий и ритмических рисунков с использованием пройденных элементов музыкального языка;

- сочинение мелодий на заданные стихи.

На 1-м году обучения дети получают теоретические знания и практические умения и навыки в простой и доступной форме для их возраста и способностей. На каждом следующем году обучения дети получают новый учебный материал, который опирается на ранее полученные знания, умения и навыки. Обучение строится на основе принципа «от простого к сложному».

На занятиях по сольфеджио ведётся постоянная фронтальная работа со всей группой по всем разделам программы (сольфеджирование, анализ на слух, музыкальный диктант и др.). Это позволяет педагогу на каждом занятии осуществлять беглый текущий опрос всех обучающихся.

На каждом занятии проверяются домашние задания и проводится небольшая самостоятельная работа, что позволяет постоянно контролировать уровень знаний обучающихся и выявлять их слабые стороны.

Приобретенные на занятиях знания и навыки требуется закреплять в домашней работе обучающихся, которая включает в себя весь комплекс работы на занятии. Наибольшее предпочтение отводится творческим заданиям (подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним, сочинение мелодий на данный текст, ритмический рисунок, с использованием пройденного материала). Выполнение творческих заданий требует более скурпулезной самостоятельной работы и стимулирует интерес обучающегося к предмету.

В каникулярный период времени занятия проводятся в прежней форме, на которых идёт закрепление и повторение изученного учебного материала.

Условия реализации программы

  • учительский стол и стул;
  • синтезатор на учительском столе, электронное пианино (фортепиано);
  • телевизор, видеоплеер и музыкальный центр;
  • доска с разлинованным нотным станом (два ряда по 5 линеек), разноцветные мелки;
  • парты и стулья - два ряда;
  • наглядные пособия - плакаты с учебными материалами;
  • методические пособия для занятий сольфеджио: учебники и тетради по сольфеджио; специальная учебная, нотная, методическая и психолого-педагогическая литература.


  1. Список литературы

Список нотной литературы

  1. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.;
  2. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы ДМШ. – М., 1979г.;
  4. Вахромеев В. Сольфеджио. – М., 1968г.;
  5. Давыдова Е. Запорожец С. Сольфеджио. Учебник для 3 класса ДМШ. – М., 1976г.;
  6. Давыдова Е. Сольфеджио. Учебник для 4 класса ДМШ. – М., 1978г.;
  7. Далматов Н. Музыкальный диктант. – М., 1972г.;
  8. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 1. – М., 1978г.;
  9. Калмыков Б. Фридкин Г. Сольфеджио, ч. 2. – М., 1979г.;
  10. Калужская Т.А. Программа по сольфеджио для детских музыкальных школ. -М.,1984г.;
  11. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. – М., 1980г.;
  12. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  13. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г.;
  14. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного  класса ДМШ. – М. 1989г.;
  15. Металлиди Ж. Перцовская А. Музыкальные диктанты для ДМШ. – Л., 1980г.;
  16. Музыкальные диктанты / Общая редакция В. Вахромеева. – М., 1975г.;
  17. Рубец А. Одноголосное сольфеджио. – М., 1981г.;
  18. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 1979г.

Список методической литературы

  1. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 1 класса ДМШ. – М., 1975г.;
  2. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 4 класса ДМШ. – М., 1975г.;
  3. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 2 класса ДМШ. – М., 1977г.;
  4. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 3 класса ДМШ. – М., 1978.;
  5. Барабошкина А. Методическое пособие к учебнику сольфеджио для 5 класса ДМШ. – М., 1981г.;
  6. Вопросы методики воспитания слуха / Под ред. Н. Островского. – Л., 1967г.;
  7. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1978г.;
  8. Калугина М. Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. – М., 1989г.;
  9. М. Котляревская –Крафт ,И. Москалькова ,Л. Бахтан. Сольфеджио.  Учебное пособие для подготовительных  отделений. М., С-  Пбг., 1995г.;
  10. Г. Шатковский. Развитие музыкального слуха.- М., 1996 г..

 

Психолого-педагогическая литература

1. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1979.;

2. Готовность к школе: Руководство практического психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Наука, 1995.;

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития

детей. - М: Просвещение, 1995.;

4. Зимняя И.А.. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.;

5. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка-Пресс, 1997.;

6. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Межериков, под ред. П.И.

    Пидкасистого. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.;

  1. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д.: Феникс, 1996.


Приложение

Приложение 1

Техника безопасности

В целях безопасности своей жизни и жизни других детей, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  1. не засовывать пальцы и различные предметы в электрическую

розетку;

  1. пользоваться выключателем в случае необходимости;
  2. уметь пользоваться специальным музыкальным оборудованием (электропианино, музыкальным центром, телевизором, видеоплеером);
  3. при обращении со специальным музыкальным оборудованием, почувствовав неприятный запах, или услышав и увидев искру, немедленно прекратить действия, отойти от предмета и сообщить педагогу;
  4. на занятиях не качаться на стуле и не толкать парту;
  5. канцелярские предметы держать только в руках или на столе, и использовать их только в письменных целях;
  6. во время занятия и в перерывах по кабинету не бегать, не подходить близко к окну и не высовываться из него;
  7. не играть с острыми и колющимися предметами, не дергать руками за занавески.


Приложение 2

Мониторинг усвоения детьми

дополнительной образовательной программы «Сольфеджио»

Текущая оценка результатов обучения происходит в виде проверки домашних заданий, опроса обучающихся и проведении небольших самостоятельных работ. В конце полугодия проводятся контрольные занятия: первое занятие – теоретическое, второе - практическое, а в конце года – переводные экзамены соответственно учебному плану. Оценка знаний, умений и навыков, полученных за весь период обучения, происходит на выпускном экзамене.

Критерии оценок:

Ответы по теории и практические задания оцениваются по баллам, которые присваиваются обучающемуся за правильность, самостоятельность, аккуратность выполнения.

1 год обучения

1-е полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: темп, метр-пульс, ритм;
  2. Дать определение: длительность, размер, такт, сильная доля, затакт, пауза;
  3. Дать определение: фраза, мелодия, куплет, реприза;
  4. Дать определение: гамма, лад музыки, тональность;
  5. Обозначить числами ступени гаммы: тоника, устойчивые, неустойчивые, вводные.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень (самостоятельно ребёнок дал ответы на все вопросы),

3-4 балла - средний уровень (дал ответы на 2 вопроса с помощью педагога),

0-2 балла - низкий уровень (практически не ответил или не ответил на 3 вопроса).

Практические задания:

  1. Переписать нотный пример, определить и написать размер такта;
  2. В переписанном нотном примере:
  • определить тональность;
  • расставить ступени в данной тональности;
  • все устойчивые ступени обозначить в кружочек;
  • найти устойчивые и неустойчивые скачки, обозначить скачки стрелочками – вверх, вниз - от первой ноты скачка;
  1. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • указать количество фраз мелодии;
  • объяснить движение мелодии;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 3 балла:

3 балла – высокий уровень,

2 балла - средний уровень,

0-1 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

7-8 баллов – высокий уровень,

4-6 балла - средний уровень,

0-3 балла - низкий уровень.

2-е полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: тон, полутон;
  2. Обозначить в тонах и полутонах строение мажорной гаммы;
  3. Дать определение: аккорд, тоническое трезвучие;
  4. Назвать знаки альтерации и их свойства;
  5. Назвать изученные мажорные тональности и их ключевые знаки.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Переписать нотный пример, определить такты и расставить тактовые черточки;
  2. Записать на слух ритмический диктант на 2 такта, предварительно определив размер такта;
  3. Определить на слух и записать обозначениями: тон, полутон; два лада музыки – мажор, минор; размер такта пьесы; начало пьесы – с полного такта, или из-за такта.
  4. Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям от заданных ступеней;
  5. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • указать количество фраз мелодии;
  • объяснить движение мелодии;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-10 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ой год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: интервал, аккорд;
  2. Назвать интервалы и количество нот в интервалах;
  3. Рассказать строение натурального минора;
  4. Дать определение: параллельные тональности;  способы их нахождений от минора и от мажора; назвать пример параллельных тональностей;
  5. Дать определение: мотив, фраза, кульминация.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (пять интервалов) в заданной мажорной тональности с разрешением;
  2. Записать на слух ритмический диктант на 4 такта, предварительно определив размер такта;
  3. Записать на слух мелодическую попевку в заданной тональности на 2 такта;
  4. Пропеть вокально-интонационные упражнения в заданной тональности по схеме: гамма вверх-вниз, вводные ступени, устойчивое трезвучие, опевание устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, пропеть аккорды по трезвучиям от заданных ступеней;
  5. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-10 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Указать количество тонов и полутонов в интервалах до чистой октавы;
  2. Рассказать строение гармонического и мелодического миноров;
  3. Указать особенности 3х видов минора;
  4. Назвать параллельные тональности до 2х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков;
  5. Дать определение: секвенция, фермата.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Переписать нотный пример, определить его тональность, расставить между нотами интервалы; странспонировать номер на тон вверх и записать номер в новой тональности;
  3. Записать на слух интервалы обозначениями;
  4. Записать на слух мелодический диктант на 4 такта;
  5. Пропеть цепочку интервалов (5 интервалов) в заданной тональности;
  6. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример с названием ритмических слогов и с названием нот;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-11 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

3-ий год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: переменный лад;
  2. Дать определение: обращение интервалов; привести примеры интервалов;
  3. Объяснить строение трезвучий: уменьшенного, увеличенного, мажорного, минорного; привести примеры от любой ноты;
  4. Назвать аккорды главных ступеней; ступени, на которых они строятся; их интервальный состав;
  5. Назвать изученные параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней в заданной тональности;
  3. Записать на слух ритмический диктант на 4 такта, предварительно определив размер такта;
  4. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 4 такта с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать аккорды главных ступеней;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: музыкальная форма; объяснить состав 3х-частной репризной формы;
  2. Объяснить метрическую особенность размера 3/8 и варианты схем дирижирования;
  3. Назвать аккорды, из которых состоят обращения аккордов главных ступеней, их интервальный состав;
  4. Дать определение: гармоническое, мелодическое остинато;
  5. Назвать параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (три интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения в заданной тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Написать мелодический диктант на 4 такта с предварительным разбором;
  5. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать секвенции, аккорды главных ступеней;
  6. Спеть в заданной тональности несложные диатонические секвенции;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

4-ый год обучения

1-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Дать определение: каденция; назвать виды каденции и их отличия;
  2. Объяснить ритмическое понятие – синкопа;
  3. Назвать виды движения голосов в двухголосии;
  4. Объяснить метрическую особенность размера 6/8 и варианты схем дирижирования;
  5. Назвать изученные параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (три-пять интервала) от заданного звука; интервалы разрешить и определить их тональности;
  2. Построить: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, аккорды главных ступеней и их обращения в заданной тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Написать мелодический диктант на 8 тактов с предварительным разбором;
  5. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать аккорды главных ступеней и их обращения;
  6. Спеть нотный пример на 4 такта в транспорте на тон вверх или вниз.
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.

2-ое полугодие

Теория:

Опрос детей

  1. Назвать свойства музыкальной формы – вариации;
  2. Рассказать о доминантовом септаккорде: его строение, функция;
  3. Объяснить понятия – хроматизм, проходящий и вспомогательный хроматизмы;
  4. Назвать виды синкоп и объяснить их свойства;
  5. Назвать параллельные тональности до 3х знаков при ключе включительно с указанием количества и порядка расстановки ключевых знаков.

Критерии оценки:  

За каждый правильный ответ ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 5 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

5 баллов – высокий уровень,

3-4 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Практические задания:

  1. Построить цепочку диатонических интервалов (пять интервалов) в заданных мажорной и минорной тональностях с разрешением;
  2. Построить от звука: уменьшенное трезвучие, увеличенное трезвучие, трезвучия и их обращения, доминант септаккорд, разрешить и определить тональности;
  3. Записать на слух цепочку интервалов обозначениями;
  4. Записать на слух аккорды обозначениями;
  5. Написать мелодический диктант на 8 тактов с предварительным разбором;
  6. Проанализировать за инструментом небольшой музыкальный пример, выявить музыкально-выразительные средства, найти и указать аккорды главных ступеней и их обращения, доминантовый септаккорд;
  7. Чтение с листа:
  • Познакомиться самостоятельно с нотным примером;

У инструмента:        

  • просольмизировать нотный пример;
  • рассказать о структуре мелодии: количество фраз, движение мелодии, ритмические и мелодические особенности;
  • спеть настройку в тональность номера;
  • спеть нотный пример с дирижированием.

Критерии оценки:  

За каждое выполненное задание ребёнок получает 1 балл. Максимально он набирает 7 баллов. В результате он выходит на определённый уровень усвоения учебного курса:

6-7 баллов – высокий уровень,

3-5 балла - средний уровень,

0-2 балла - низкий уровень.

Общие критерии:

8-12 баллов – высокий уровень,

5-7 балла - средний уровень,

0-4 балла - низкий уровень.


Протокол

результатов усвоения детьми учебного курса

образовательной программы «Сольфеджио»

за   20______/__________учебный год

Группа _____________________

Ф.И.

ребёнка

_____________ год обучения

__________ полугодие

Теория

(баллы)

Практика

(баллы)

Сумма

(баллы)

Средний

балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Итого по группе:

Низкий (Н) –        чел. (        %)

Средний (С) –        чел. (       %)

Высокий (В) –       чел. (       %)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пробная экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2012-2013 учебного года (в новой форме) по математике.

В данном материале содержится два варианта тестов пробного экзамена по математике (в новой форме)  в 9 классах, проведенного в апреле 2013 года в городе Челябинске. Тесты составлены на основе бан...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...

Организация работы с детьми с ОВЗ по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Лоскутное рукоделие» первого года обучения

Дополнительное образование – это сфера вариативного содержания образования, где развивается личность в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями, способностями, интересами и ...