Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования
статья на тему

Статья Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ухарова А.А.,

Педагог  дополнительного образования

МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» 

Современные тенденции разработки проблемы развития способностей в контексте системы дополнительного образования.

Те изменения нашего общества, которые со всей остротой поставили проблему развития ребенка в ходе образования, выдвинули на первый план вопрос о развитии способностей. Именно способности стали рассматриваться в качестве одной из основных единиц развития.

В настоящее время понятие "способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования, и прежде всего образования инновационного.

Однако при этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое стало интерпретироваться по принципу "все или ничего".

С одной стороны, к способностям стало относиться все: вся сфера возможностей ребенка, проявлений его индивидуальности, творческого потенциала.

С другой стороны, понятие способностей стало перекрываться другими психологическими понятиями, такими, как уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления, индивидуальные особенности умственного развития, превращаясь тем самым в ничто, теряя свое собственное психологическое содержание.

В подобной ситуации встает вопрос о необходимости определения самого понятия "способности".

Способности в Энциклопедическом словаре:

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Значение слова Способности по Психологическому словарю:

Способности - Способности - индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности - . Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.

При этом можно выделить два основных подхода к данной проблеме. В основе первого из них лежит, прежде всего, теория развития способностей Бориса Михайловича  Теплова.

Он понимал под способностями индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. 

По мнению Б.М. Теплова понятие «способности» характеризуют три признака:

1. Под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2.  Способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому, что не рассматриваются как условия успешного выполнения каких-либо деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного человека».

Как было отмечено, главной заслугой Б.М. Теплова является разработка принципа деятельности в основе понимания развития способностей.

Он особо подчёркивал, что способность не может возникнуть вне соответствующей деятельности. «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

Второй подход, связанный с рассмотрением способностей в первую очередь как родовых качеств человека, основан на теории Л.С. Выготского и также имеет свою историю и свое продолжение в современных исследованиях.

Представители функционально-генетического подхода рассматривают способности с позиции функции и функциональной системы, а возникновение способностей – с позиции врождённости.

К самому понятию "способность" Лев Семенович Выготский обращался, в основном, в своей "Педагогической психологии", обозначая этим понятием фактически отдельные, но находящиеся в неразрывной взаимосвязи высшие психические функции.

Л.С.Выготским  выделяется три характеристики способностей:

1. Понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью.

2. Развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого.

3. Развитие способностей характеризуется  через освоение ребенком определенных достижений культуры.

Эти положения заключают в себе две наиболее традиционные и широко дискутируемые проблемы психологии способностей.

По мнению психологов, эти два подхода не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.

Так как  во всех современных теориях способности определяются как качества, необходимые для успешного выполнения деятельности.

Как я уже упоминала, способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются, прежде всего, в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обуславливающими возможность их приобретения.

Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность... В другую сторону - посредственность, бездарь...

О задатках мы говорим, когда видим, что человек в силу своих природных особенностей или опыта мог бы быть успешным в том или ином деле. Если человек развил свои задатки, у него отмечают - способности. Следующий уровень – одаренность, это более развитые в сравнении с другими людьми способности, которые дают возможность человеку особенно успешно выполнять какой-либо вид деятельности.

Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее – способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет.

Перечень умственных способностей

Нижеследующий список есть только частичный перечень качеств разума, обнаруживаемых людьми.

1. Абстрактное мышление — способность постигать абстрактные понятия, идеи и их соотношения. В этом сведущи логики, ученые, философы и теологи.

2. Логическое умение — способность обнаруживать ошибки и делать выводы, вычислять и составлять. Это умение особенно демонстрируют математики и логики.

3. Тонкая наблюдательность — способность постигать факты ясно и отчетливо. Наблюдениями постоянно занимаются репортеры, эксперты и ученые.

4. Острота восприятия — способность отыскивать проблемы или расиозновать глубинные основания вещей. Эта способность развита у ученых и философов.

5. Интуиция — сила разума открывать и понимать значения и причины фактов. Ее проявляют ученые, поэты и философы.

6. Интерпретативная способность — способность выделять и связывать отдельные события и интерпретировать их. Этим умением владеют ученые, сыщики, юристы и критики.

7. Умение разрешать головоломки — способность находить решения загадок всего лишь с помощью намеков или сопутствующих указаний. Графической иллюстрацией этого являются разгадка кроссвордов или детективных тайн.

8. Ясность — способность выражать свои мысли отчетливо и понятно. Этот талант особенно демонстрируют великие писатели и ораторы.

9. Поэтическая метафоричносщь — умение выражаться образами, символами и метафорами. Особенно используется писателями и поэтами.

10. Эрудиция — дотошная ученость и культивирование знания литературы, истории и языка в своей области. Примерами эрудированности могут служить педанты и профессора колледжей.

11. Артистический талант — совершенствование и тренировка способностей в сфере искусства. К ней относятся музыканты, композиторы, скульптуры, художники и танцоры.  

12. Техническое умение — существует множество специализированных направлений технического дела, требующих сноровки и умения. Примеры многочисленны: хирурги, зубные врачи, баскетболисты, боксеры и т.д.

13. Инженерные специальности — способность понимать физические взаимосвязи, создавать, изменять, исправлять и использовать приборы и машины. Список специальностей также бесконечен: инженеры, механики.

14. Способность к изобретательству и творчеству — открытие и создание новых форм, новых решений и объектов. Особенно эти дары присущи изобретателям, инженерам, поэтам, архитекторам и артистам.

15. Дар предвидения — способность оценивать возможные будущие события на основе знания прошлого и настоящего. Этим владеют брамины, журналисты, некоторые политики и историки.

16. Способность к предпринимательству — способность правильно оценивать финансовые дела, знание того, как делать деньги. Люди, обладающие этими качествами, становятся экономистами, бухгалтерами, менеджерами и финансистами.

17. Эмпатия — понимание других людей, их намерений, чувств и потребностей. Эта способность особенно требуется адвокатам, министрам, психиатрам и супругам.

18. Политическая проницательность — способность вести дела с людьми и убеждать их, умение достигать и удерживать власть. Это искусство политиков, государственных деятелей, глав компаний и начальников образовательных институтов.

19. Моральное понимание — способность понимать моральные ценности и принципы и решать моральные дилеммы. Мы ожидаем этого от адвокатов, психиатров, моралистов и этических философов.

20. Здравый смысл — практический опыт и мудрость, позволяющая оценивать ситуации. Этой способностью обладали Перикл, Марк Аврелий, Бенжамин Франклин, Авраам Линкольн.

В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как - научные (математические, лингвистические, гуманитарные);

- творческие (музыкальные, литературные, художественные).

Таким образом, способности могут быть определены как «характеристики продуктивности функциональных систем, реализующих тот или иной психический процесс (восприятие, память, мышление и т.д.)».

Существует одна любопытная закономерность: специальные способности проявляются раньше, чем общие. Возможно, что дело не в проявлении, а в ранней социальной востребованности специальных способностей (музыкальных, шахматных, и пр., а для проявления интеллекта и общей креативности на социально значимом уровне требуется пройти длительный процесс социализации и включения в соответствующие сферы человеческого общения и деятельности»

И.С. Якиманская опираясь на психологические исследования и практику работы в школе, акцентирует внимание на формирование тех или иных учебных способностей школьников, которые в значительной мере развиваются под влиянием обучения. И в этой связи огромное значение имеет личность учителя, «который всем своим обликом, увлеченностью, методическим мастерством и просто личными качествами сумел пробудить у них тягу к предмету. На этом фоне развивается и более углубленная работа по овладению предметом, что приводит к развитию соответствующих способностей».

В дополнительном образовании чаще всего идет речь о развитии творческих способностей.

Дополнительное образование дает возможность ребенку искать, выбирать, использовать свои силы и творческие способности, развитие которых является одним из факторов способствующих социализации и реализации личности, позволяющих в будущем занять достойное место в обществе.

Учреждения дополнительного образования предоставляют обучающимся право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы в избранной сфере познания, а также в целенаправленной организации сотворчества детей и взрослых.

Для развития творческих способностей необходимо творческое окружение!

Список литературы:

  1. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М.: Флинта, 1998. - 144 с.
  3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
  4. Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
  5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с.73.
  6. Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999.
  8. Комарова, Т. С. Школа творческого воспитания [Текст] / Т. С. Комарова. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006. – 415 с. Библиогр.: 410 413 с.
  9. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.
  10. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов. [Текст] / Под.ред. В.А. Петровского.М.: Аспект Прес, 1995.152с.
  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996
  12. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир. [Текст] / Е.В. Субботский М.: Просвещение, 1991. 207 с.
  13. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. М.: Издательский центр « Академия», 1997.96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме «Специфика развития инструментального жанра в системе дополнительного образования»

Педагог дополнительного образования Мужичкова Н.И. выступала по данной теме как председатель жюри окружного этапа фестиваля «Юные таланты Московии". В нём была представлена специфика развития инструме...

Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".

Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования

Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...

Современные формы и методы организации занятий скульптурой в системе дополнительного образования.

Современные формы организаций занятий в системе дополнительного образования строятся как занятия общеобразовательных школ или по авторским формам. Чаще всего используют фронтальную форму, смешанную и ...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей обучающихся в системе дополнительного образования"

Презентация к мастер - классу для педагогов дополнительного образования "Развитие творческих способностей обучающихся на основе коллективного способа обучения"...