Социально-педагогический проект "Мы вместе"
проект по теме

Демидова Елена Станиславовна

 

Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным членом творческого объединения с 2012 года. Занятия художественной лепкой из глины являются для моего ученика и его семьи ярким, эмоциональным и доступным средством социализации. Идея создания проекта  реализовалась в  рамках областного конкурса методических разработок «Семья – основа воспитания», который прошел в этом учебном году (2014-2015).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots.ped_.proekt_my_vmeste._pravovoy_aspekt.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Рубрика «Программа ― проект ― результат»

Е. С. ДЕМИДОВА, педагог дополнительного образования МОУ ДОД Подростковый центр Пильнинского района, руководитель творческого объединения «Аленький цветочек» (лепка из глины)

Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным членом творческого объединения с 2012 года. Занятия художественной лепкой из глины являются для моего ученика и его семьи ярким, эмоциональным и доступным средством социализации. Идея создания проекта  реализовалась в  рамках областного конкурса методических разработок «Семья – основа воспитания», который прошел в этом учебном году.

 Проект «Мы вместе» (далее проект) может быть рекомендован для работы педагогам дополнительного образования, социальным педагогам, педагогам – организаторам  образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также педагогам и воспитателям центров реабилитации, помощи семье и детям. Возможно, содержание проекта подскажет им направление поиска эффективных, приоритетных приемов работы с  семьями учащихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же  поможет обобщить их собственный  социально - педагогический опыт.

Проект  включает в себя: пояснительную записку; план индивидуальной работы на учебный год (2014-2015гг.);  рекомендации по организации и реализации проекта; заключение; список литературы.

Пояснительная записка

…Человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом.

Л.С Выготский

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989), «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993), законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ), «Конвенцией развития дополнительного образования детей» (от 4.09.2014 года N 1726)  каждому ребенку  гарантированно право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей и образовательных потребностей, поддержку его семьи.

 Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка и реализации его прав предоставляет важная составляющая единого образовательного пространства – дополнительное образование. Переход на новый образовательный стандарт предусматривает качественное развитие практики дополнительного образования, в котором учащиеся могут развивать творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие и сохранные личностные качества. Современный педагог дополнительного образования не может не учитывать в своей работе прогрессивные тенденции развития образования в России – его гуманизацию, создание модели личностно-ориентированного воспитания, поддержку не только одаренных и талантливых учеников, но и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

К сожалению, большинство педагогов не готовы принять, а родители привести в дополнительное образование  своих  детей с ОВЗ. Личная практика показала, что основными причинами этого являются: отсутствие должной подготовки педагога к работе не только с детьми, но и семьей такого ученика; низкая правовая культура и социальная «стеснительность» родителей; не готовность детского коллектива принять «не такого, как они». Все это приводит к  «выпадению» ребенка с ОВЗ из традиционного образовательного пространства,  нарушаются условия  для «врастания ребенка в культуру», страдает реализация его права на наследование социального и культурного опыта человечества (Л.С.Выготский).

Значимость представленного проекта заключается в правовой и социально – педагогической поддержке семьи учащегося с синдромом Дауна, повышение толерантного отношения к нему со стороны детского и педагогического коллектива. Активное включение учащегося и его семьи в специально организованную деятельность, вариативность форм работы, связь с жизнью, культуросообразность  содержания проекта будут способствовать постепенному расширению познавательного, творческого, социального и правового кругозора  у всех участников проекта.

Цель: повышение правовой и педагогической культуры участников проекта; построение системы взаимодействия образования, культуры и социальной защиты по проблемам социализации  учащегося и его семьи средствами художественного творчества.

Задачи:

  • Расширять границы образовательного пространства учащегося, включив его в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования.
  • Создавать социально-педагогические условия  для развития личности ребенка.
  • Прививать учащемуся творческо-трудовые навыки.
  •  Находить наиболее эффективные формы и методы работы с учащимся и его семьей.
  • Стимулировать родителей и содействовать занятиям совместным творчеством.  
  • Формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
  • Укреплять и повышать авторитет родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
  • Повышать  уровень правовой и педагогической культуры родителей,  их активности в воспитании и участия в социальной жизни.
  • Демонстрировать достижения педагогического опыта.
  • Воспитывать толерантное отношение общества к детям с ОВЗ, привлекать внимание общества к проблемам социализации.

Теоретической основой проекта  являются положения отечественного ученого – классика Л.С. Выготского:

1. Положение об общих закономерностях развития нормального и аномального ребенка.

2. Положение о том, что коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, в процессе специально организованной деятельности.

3. Культурно-историческая концепция, раскрывающая значение изобразительной деятельности в развитии ребенка. Занятия изобразительной деятельностью  позволяют через значимые переживания ребенка войти в пласты человеческой культуры, осуществлять присвоение общечеловеческого опыта, развивать его репродуктивные и творческие способности.

Рекомендации по организации и реализации проекта

  1. Принципы организации и реализации  проекта:
  • Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс.
  • Принцип личностно - ориентированного подхода. Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности ребенка, так и его специфические особенности.  Избирательное использование необходимых в конкретном случае форм, методов и средств обучения.
  • Принцип социально – адаптирующей направленности образования. Участие ребенка и его семьи в социально – педагогической деятельности позволяет значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социокультурной среде.
  • Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Участие ребенка и его семьи в специально организованной деятельности под руководством педагога способствует становлению и всестороннему развитию личности, формированию сотрудничества и способов усвоения общественного опыта.  
  1. Психолого - педагогическое обеспечение проекта:
  • Знание педагогом основ специальной психологии и педагогики.
  • Руководство общедидактическими и специальными принципами обучения и воспитания.
  • Включение учащегося и его семьи во все виды и формы социальной жизни.
  1. Методическое обеспечение  проекта:
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Возможность корректировки содержания проекта (дополнение, исключение) на выделенных этапах в зависимости от педагогических и социальных ситуаций, запросов, предложений.
  • Наличие учебно – методического комплекса.
  • Наличие материально – технических средств.
  1. Методы и приемы реализации проекта:
  •  Собеседование.
  • Беседа.
  • Метод изучения истории развития ребенка.
  • Наблюдение.
  • Метод проектов.
  • Методы педагогической поддержки (поощрение, похвала, помощь педагога, сверстника, создание ситуации успеха, мотивация деятельности, благодарность,  восхищение).
  • Методы убеждения (внушение, разъяснения, пример).
  •  Демонстрация способов и приемов лепки, способов усвоения программного материала, способов усвоения общественного опыта.
  • Метод совместных действий, планирования и творчества.
  • Анализ процесса и продуктов детской деятельности.

Площадка и сроки реализации проекта

Площадкой для реализации проекта является творческое объединение «Аленький цветочек» МОУДОД Подростковый центр, где дети учатся художественной лепке из глины.

Срок реализации проекта – один учебный год, в котором предусматривается работа с учащимся и его семьей на следующих этапах:

  1. Адаптационный (1-я учебная четверть). Цель этапа: Подготовка и адаптация учащегося и его семьи к совместной социально – педагогической работе в новом учебном году.  Создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: совместное изучение нормативно-правовой базы; посещение семьи; пропаганда семейного воспитания; индивидуальная консультация; день открытых дверей; родительский день (посещение учебного занятия).
  2. Интеграционный (2-я и 3-я учебные четверти). Цель этапа: участие учащегося и его семьи в учебно-воспитательной и социально-общественной деятельности; формирование сотрудничества, способов усвоения программного материала и общественного опыта.  Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: педагогические консультации; открытое занятие; участие в выставках и фестивалях; участие в массовых мероприятиях на уровне образовательного учреждения и района.
  3. Творческий (4-я учебная четверть). Цель этапа: развитие и демонстрация творческих способностей и достижений учащегося, реализация творческого потенциала семьи.  

Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: участие в творческом проекте, мастер – классе, выставках, конкурсах.

  1. Культурно-досуговый (период летних каникул, по возможности семьи). Цель этапа: организация летнего отдыха, досуга учащегося и семьи. Наиболее эффективные формы работы на этом этапе: посещение прогулочного лагеря.

Механизм оценки реализации проекта

 Основной формой оценки реализации проекта являются:

  • Самоанализ педагога.
  • Итоговый отчет на педагогическом совете образовательного учреждения, на районном методическом совете.
  • Демонстрация презентации «Мы вместе!».
  • Участие в областных конкурсах методических разработок, конференциях по проблемам интеграции детей с ОВЗ средствами художественного творчества.  

Планирование социально-педагогической деятельности

на 2014-2015 учебный год

Этапы и содержание

Организаторы

мероприятия

Сроки реализации

1

Адаптационный

1-я учебная четверть

1.1

Посещение семьи:

  • Знакомство с организацией семейного воспитания, досуга, труда, быта;
  • Подготовка к учебному году, планирование обучения в творческом объединении

Родители  (по приглашению)

Август

1.2

Индивидуальная консультация:

  • Расписание занятий;
  • План работы на учебный год

Педагог дополнительного образования (далее ДО)

Первая половина сентября

1.3

День открытых дверей:

  • Торжественная линейка;
  • Экскурсия по центру, учебным кабинетам;
  • Выставка ДПТ «Наши руки не для скуки»

Образовательное учреждение ДОД

Подростковый центр

Сентябрь

По плану ОУ

1.4

Родительский день  (посещение учебного занятия по учебному плану)

Педагог ДО

1 раз в полугодие

1.5

Пропаганда семейного воспитания

  • Рекомендовать книгу Каролины Филпс  «Мама, почему у меня синдром Дауна?». М. Теревинф 2012. – 182с.

Педагог ДО

Октябрь

2

Интеграционный

2-я и 3-я учебные четверти

2.1

Педагогические консультации

Родители

Педагог ДО

В течение года по пед.ситуации

2.2

Игровая программа в осенние каникулы

«Путешествие с цветиком - семицветиком»

Педагог – организатор ПЦ

По плану ОУ

2.3

Районный  праздник «Все на свете могут наши мамы»:

  • Выставка ДПТ «Подарок маме»;
  • Концерт «Поговори со мною мама»

Администрация района

Ноябрь

По плану администрации района

2.4

Районный  фестиваль «Вместе – мы сила!» в рамках декады инвалидов:

  • Выставка ДПТ «Мы вместе»;
  • Чаепитие;
  • Концерт

Администрация района;

Управление образования;

Управление соц.защиты;

Отдел культуры района

Декабрь

По плану администрации района

2.5

Представление во время зимних каникул

«Новогоднее похищение Снегурочки»

Педагоги ПЦ

По плану ОУ

2.6

Веселые старты во время весенних каникул

 «По страницам любимых сказок»

Педагоги ПЦ

По плану ОУ

3

Творческий

4-я учебная четверть

3.1

Творческий проект «Сказку сделаем из глины»

(в рамках Года литературы):

  • Выставка детского творчества;
  • Посещение детской библиотеки. Познавательная программа «Вместе с нами в Год литературы»;
  • Мастер-класс для родителей «Занятия лепкой – источник развития творческих способностей и дарования детей»;
  • Демонстрация фильма «Чудеса из глины», посвященного 85-ю Пильнинского района (автор-педагог Демидова Е.С)

Педагог ДО;

Детская районная библиотека

Март-апрель

3.2

Выставка «Радуга творчества»

 в рамках фольклорного праздника «Делу-время, потехе-час» (по итогам учебного года)

Педагоги – организаторы ПЦ

Педагог ДО

Май

По плану ОУ

3.3

Всероссийский творческий конкурс 

«Я имею право жить, развиваться и дружить!» Номинация: фотография; Тема: «О людях, не таких, как все»

Редакция Всероссийской газеты для детей и подростков «Пионерская правда» и детско-юношеский интернет-портал «Пионерка.ру»

Май

По положению конкурса

4

Культурно - досуговый

Летние каникулы

4.1

Посещение прогулочного лагеря

Мероприятия по плану прогулочного лагеря

Образовательное учреждение ДОД

Подростковый центр

Июнь – август

4.2

День защиты детей

  • Игровая – развлекательная программа «Планета детства»;
  • Концерт

Администрация района;

Управление образования;

Подростковый центр

  1. июня

Заключение

Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законов, регламентирующих образовательную деятельность и прав ребенка, а также владение методикой  по организации дополнительного образования и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют современному педагогу и родителям не дать ребенку «выпасть» из традиционного образовательного пространства. Реализация данного проекта показала, чем выше  правовая и педагогическая культура у его участников, тем более социально – адаптированной и творческой   становится личность ребенка с  синдромом Дауна.  

Список литературы для педагога

  1. Конвенция ООН о правах ребенка. Статья 23, п.3 «О правах детей с ограниченными возможностями». – 1989.
  2. Закон "Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273.
  3. Конвенция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 года N 1726.  
  4. Выготский Л.С. Собр.соч. 5 том. – М., 1983.
  5. Педагогика: Учебное пособие/В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 2000.
  6. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
  7. Настольная книга педагога-дефектолога/Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева, И.Г.Соловьева, Т.В.Титкова. – Ростов н/Д., 2005.
  8. Специальная педагогика: Учебное пособие/Н.М.Назарова. – М., 2001.

Список литературы для родителей

  1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2003.
  2. Филпс К. «Мама, почему у меня синдром Дауна?». – М., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников ...

Социально-педагогический проект "Мы вместе"

Предлагаю вашему вниманию социально – педагогический проект «Мы вместе», который является авторской методикой взаимодействия с семьей учащегося с синдромом Дауна. Учащийся является равноправным ...

Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе"

Социально-педагогический проект "Мы разные, но мы вместе нацелен на способствование формированию толерантных (терпимых) отношений в среде воспитанников среднего звена МБОУ Дивеевская школа-интернат. В...

Социально-педагогический проект «Вместе весело шагать» Подарите детям праздник!

Данный проект ориентирован на ознакомительно-просветительскую работу с воспитанниками детского сада и направлен на популяризацию народного исполнительского искусстваСегодня достаточно актуальным для с...

Проект социально-педагогической направленности «Играем вместе».

Данный проект направлен на оказание поддержки и необходимой помощи семьям, имеющим детей раннего возраста в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. Некоторые молодые родит...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Вмести в будущее»

Программа является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности....