Открытый урок «Квиллинг – бумажная филигрань».
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Винтартас Наталья Юрьевна

Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.

 

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Цель занятия:
         Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга,  как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи занятия:
    Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга. 
    Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. 
    Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

        Материалы и оборудование:

  1. Ноутбук.
  2. «Мультимедийная презентация «Квиллинг»
  3. Ножницы.
  4. Клей ПВА.
  5. Деревянные палочки (зубочистки).
  6. Цветная двусторонняя бумага.
  7. Картон.

План занятия.
1. Организационный этап (5 мин.)
2. Основной этап (15 мин.)
3. Контрольный этап (60 мин.)
4. Итоговый этап (5 мин.)
5. Рефлексивный этап (5 мин.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок № 1

«Квиллинг – бумажная филигрань».

Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Цель занятия:
        Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга,  как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи занятия:
    Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга. 
    
Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. 
    
Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

        Материалы и оборудование:

  1. Ноутбук.
  2. «Мультимедийная презентация «Квиллинг»
  3. Ножницы.
  4. Клей ПВА.
  5. Деревянные палочки (зубочистки).
  6. Цветная двусторонняя бумага.
  7. Картон.

План занятия.
1. Организационный этап (5 мин.)
2. Основной этап (15 мин.)
3. Контрольный этап (60 мин.)
4. Итоговый этап (5 мин.)
5. Рефлексивный этап (5 мин.)

Ход занятия.

 1. Организационный этап.
Задача
подготовить детей к работе на занятии.
Содержание:
Приветствие. Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм.
 Сообщение темы урока:

Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе, квиллинг.
         

2. Основной этап.
Задача:

Освоение новых знаний и способов действий (участники знакомятся с историей возникновения искусства "квиллинг”).
Содержание:

Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение практических заданий, которые выполняются самостоятельно участниками мастер – класса.

 История квиллинга.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо. Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. 

Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.                  

 Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки.

Бумага. 

Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах или нарезать самим. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие.

       

         3. Контрольный этап.
Задача:
Выявление качества и уровня овладения знаниями, умениями, навыками; их коррекция.
Содержание:
Применение устного опроса, выполнение творческого поискового задания.
Необходимо провести с обучающимися инструктаж по технике безопасности; рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике квилинга.

 Техника квиллинга.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила (зубочистки). Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия.

В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. 
              Кончик бумаги прихватывается капелькой клея.

 Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. 
       Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Практическая работа. 

Инструктаж по технике безопасности

Правила  безопасной  работы  с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

3.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

4. Ножницы клади кольцами к себе.

5.  Подавай ножницы кольцами вперед.

6. Не оставляй ножницы открытыми.

7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

    8.Используй ножницы по назначению

Правила безопасной работы с клеем:

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для

выполнения работы на данном этапе.

  1. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой   или салфеткой, осторожно прижимая ее.

 Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.          

 Технику безопасности вспомнили.

 Сейчас мы  попробуем с вами сделать  некоторые    формы узоров.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж педагога (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при

выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно-технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

4. Итоговый этап.
Задача:
Дать анализ и оценку успешности достижения цели: в быстром и качественном выполнении задания, правильном использовании материалов  для выполнения базовых элементов, наметить перспективу последующей работы.
Содержание:
После выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение
       

 5. Рефлексивный этап.
Задача:
Мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.
Содержание:

Вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после  выполнения практической творческой работы. Заключительное слово учителя.
      Вот и подошёл к концу наше необычное занятие.

Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение? 
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фантазия в стиле квиллинг" открытый урок

"Фантазия в стиле квиллинг!"...

Мастер-класс «Бумажная филигрань - квиллинг».

Мастер-класс «Бумажная филигрань - квиллинг»Развитие мелкой моторики рук учащихся путём моделирования из полосок бумаги....

Конспект мастер-класса "Квиллинг-искусство бумажной филиграни для дизайна интерьера"

Цели и задачи:Познакомить с видом оформительской деятельности – техникой «квиллинг» и научи...

конспект урока технологии в 5 классе ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ В ТЕХНИКЕ БУМАЖНОЙ ФИЛИГРАНИ

Урок по теме "Изготовление композиций в технике бумажной филиграни" - это заключительный урок при изучении раздела "Строительные и ремонтные работы" в 5 классе. На уроке обобщаются знания о бумаге, за...

Открытое занятие по МБУДО ЦДОД в творческом объединении. Украшение коробки «Квиллинг – бумажная филигрань»»

Цель: повысить мотивацию детей к овладению технологией  - квиллинг.Задачи:     Образовательные: продолжать знакомить детей с приемами, помогающими в  работе над проектом,...

Дополнительная образовательная программа Бумажная филигрань

Дополнительная общеобразовательная программа «Бумажная филигрань» составлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.  Программа «Бумажная филигрань» ...

Методическая разработка. Программа кружка "Сказки бумажной филиграни".

Бумажная филигрань - что это?Цель и задачи кружка.формы и методы занятий.учебно-тематический план...