Развитие элементов исполнительской техники на начальном этапе обучения игры на аккордеоне
методическая разработка на тему

Коновалова Надежда Николаевна

В данной методической разработке ярко раскрывается значение различных элементов исполнительской техники. Основная часть доклада состоит из нескольких разделов.

         Гаммы, арпеджио и упражнения – это важный материал для развития и совершенствования техники. Большая роль в развитии техники отведена формированию аппликатурных навыков, смене меха и технике звукоизвлечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_razrabotka_ispolnitelskaya_tehnika.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

  «Рыльская детская школа искусств» Курской области

Н.Н. Коновалова

«Развитие элементов исполнительской техники

 на начальном этапе обучения игры на аккордеоне»

Методическая разработка

Рыльск

2016

Содержание

Введение

Тема: «Развитие элементов исполнительской техники на начальном  этапе обучения игры на аккордеоне».

1.Гаммы и арпеджио.

2. Роль упражнений в развитии техники аккордеониста.

3. Смена меха.

4. Формирование аппликатурных навыков.

5. Техника звукоизвлечения.

Заключение.

Техника – это «умение художника выразить то, что он хочет выразить. Это способность его материализовать задуманное в звуке…».

Художественная сторона исполнения музыкального произведения зависит от уровня развития техники, что ведет к совершенствованию исполнительского мастерства. В художественной деятельности музыканта само понятие исполнительского мастерства складывается из сочетания музыкальных и технических данных, и только при наличии обоих компонентов возможен успех в области исполнительства Поэтому развитие технического мастерства должно занимать важное место, и в особенности на начальном этапе обучения игры на инструменте.

Игра на музыкальном инструменте – это один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует в своей реализации высокую степень личностного развития и отлаженную работу психических процессов (воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.). Хороших результатов невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он с помощью музыкального инструмента раскрывает свои мысли и чувства. Игра на аккордеоне требует определенных технических навыков. Техника аккордеониста невозможна без специальной многолетней работы. Эта работа начинается с момента первого знакомства с инструментом.

Техника – это совокупность всех средств, при помощи которых исполнитель передает музыкальный смысл произведения. Работу по развитию исполнительской техники следует проводить целенаправленно и систематически.

Технику аккордеониста можно разделить на мелкую (пальцевую) и крупную, а так же технику звукоизвлечения и технику игры мехом. То есть, все, чем занимается аккордеонист – исполнитель, начиная с прикосновения к клавише, есть техника. К мелкой технике относятся различные гамма – и арпеджиобразные пассажи, мелизмы, пальцевая репетиция. К крупной – пальцевое тремоло, октавы, аккорды, скачки, кистевая техника. Гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды служат важным материалом для развития различных элементов техники игры на аккордеоне.

Развитие техники идет успешно в том случае, если гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения и этюды играются при полном внимании и слуховом контроле над соблюдением динамических оттенков, ритмов, штрихов.

На каждом уроке по специальности необходимо отводить время для работы над техникой, проверять результаты домашних заданий ученика. Изучение различных видов техники надо осуществлять в определенной последовательности и закреплять достигнутое во время исполнения художественных произведений. Исполнительские приемы следует постоянно совершенствовать.

Очень важно для преподавателя следить за состоянием технического аппарата ученика, не допускать его перенапряжения, зажатости и скованности. Огромную роль для развития техники играют упражнения. Работа над упражнением требует от ученика большого напряжения воли, сосредоточенности и внимания. Вначале упражнения следует играть медленно, чтобы проконтролировать свои игровые действия, вслушаться в его звучание и затем постепенно ускорять темп. Необходимо также время от времени возвращаться к игре в медленном темпе, чтобы избежать «заигрывания». Упражнения следует играть различными штрихами, т.к. это способствует достижению большей четкости исполнения, независимости и пальцев и кистевых движений. Одна из важных задач педагога – научить ученика тщательно работать над технически трудными местами в произведения.

Гаммы и арпеджио – это важнейший материал для развития и совершенствования исполнительской техники. Регулярная и успешная работа над гаммами и арпеджио помогает преодолеть многие технические трудности.

Разучивание гамм и арпеджио следует начинать в медленном темпе. С самого начала работы над гаммами важно указать учащимся ясную цель: для чего изучаются гаммы, и какую они могут принести пользу для музыкального развития каждого.

После того, как та или другая гамма (арпеджио) будет выучена в ровном движении, рекомендуется переходить к исполнению ее в различных метроритмических рисунках, штрихах и динамических оттенках.

Быстрый темп не должен нарушать ясности исполнения гамм и арпеджио. При нарушении ровности звучания необходимо вернуться к медленному темпу. Работа над гаммами и арпеджио требует постоянного слухового и двигательного контроля это:

- строгое соблюдение указанной аппликатуры;

- минимально ровного звука и плавной смены  направления движения меха;

- естественное и экономичное движение пальцев, кисти и предплечья;

- четкость пальцевого удара;

- точность выполнения определенного метроритмического рисунка и штрихов;

- точность координации движений пальцев при исполнении обеими руками.

Работу над арпеджио можно начинать со второй половины первого года обучения. Подготовить ученика к игре арпеджио следует на материале гармонических фигураций, встречающихся в этюдах или упражнениях. Кисть руки делает минимальное движение от первого пальца к пятому. Первый палец после снятия с клавиши плавно подтягивается к остальным. В начале осваиваются арпеджио короткие и ломаные, позже – длинные. При игре аккордов следует обратить внимание ученика на одновременность действий всех играющих пальцев.

Гаммы и упражнения – не просто ежедневное занятие, а необходимое условие для успешного продвижения вперед.

Каждый вид техники отрабатывается в течении длительного времени, до достижения свободного, технического исполнения и закрепляется на художественном материале. Техника игры на аккордеоне в действительности бесконечно разнообразна, но в то же время можно сказать, что она и бесконечно однообразна, поскольку всегда можно найти сходные элементы. Поэтому разумное сочетание сходства и степени различия и ведет к успешному формированию разнообразных навыков по принципу постепенного усложнения. То есть формирование нового технического навыка, всегда предполагает наличие определенных предварительно приобретенных знаний и умений.

Одним из важных условий для развития техники является работа над сменой меха. Правильное владение мехом дает возможность аккордеонисту добиваться разнообразия красок звучания, динамических тонкостей. Однако абсолютно точно рассчитать мех в музыкальном материале невозможно. Поэтому, чтобы не было разрыва музыкальной фразы, не следует растягивать и сжимать мех до предела. Для правильного исполнения музыкального материала необходимо как во время сжима, так и при разжиме иметь запас в мехе.

Аккордовая фактура требует большего запаса меха, нежели одноголосная, следовательно, величина запаса прямо пропорционально силе звучания и плотности фактуры, оттого, как инструмент держит воздух. Но бывают случаи, когда исполнить всю музыкальную фразу или предложение на один мех оказывается невозможным и движение его приходится менять в середине фразы или предложения. Менять движение меха надо очень плавно. Это достигается  путем фиксации кисти левой руки в момент смены меха.

Весь процесс смены движения меха педагог должен отрабатывать с учащимся постепенно и тщательно, задерживаясь на отдельных положениях руки.

Для выработки навыков мягкой смены движения меха можно также играть гаммы в очень медленном темпе, меняя мех на каждую ноту и добиваясь как можно большего приближения к легато. Необходимо тщательно упражнять руку, чтобы она могла свободно справляться с техническими трудностями на клавиатуре.

Сжим и разжим меха влияют на нажимание клавишей пальцами и на движение руки по клавиатуре. Когда мех совсем не растянут, пальцам одинаково легко нажимать клавиши во всех частях клавиатуры, - а руке передвигаться по ней. Но чем больше разводится мех, тем менее удобно нажимать пальцами клавиши и передвигать руку по клавиатуре.

Для развития исполнительской техники важную роль играет техника звукоизвлечения.

Звук – это основное средство выразительности. У высококвалифицированных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.

Работа над звуком – это освоение тембра, динамики и штрихов. Изменение тембра в аккордеонах осуществляется с помощью регистров. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание аккордеона к пению, к человеческому голосу.

Работу над музыкальным произведением нужно вести в определенной последовательности:

1. Тщательно изучить построение и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объеме и характере предстоящей работы. Детально проработать за инструментом текст, установить аппликатуру, выработать целесообразные движения и положение рук во время игры.

2. Приступить к разучиванию пьесы, по частям отрабатывая наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с подбора упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест.

3. Обратить внимание на исполнение аккомпанемента левой рукой. Во время исполнения легато до конца погружать пальцы в клавиши. При штрихе стаккато не отдергивать пальцы от клавиши, а лишь мгновенно расслаблять  их после погружения клавиши: движения пальцев будут экономнее, и сохранится, необходим контакт пальцев с клавишами.

4. Одновременно с усвоением текста – следить за выполнением фразировки, акцентов, штрихов динамических оттенков.

5. Играть пьесу надо в различных темпах, не привыкая к какому – либо одному. Начинать работу следует с медленного темпа, и постепенно возвращаясь к нему в процессе работы.

6. Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей.

Упражнения полезны тогда, когда нужно преодолевать техническую трудность, встретившуюся в произведении. Детали работы зависят от индивидуальности ученика, его подготовки, возраста и т.д. Музыкальное произведение полезно разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды. Это способствует быстрому изучению наизусть.

Важнейшей задачей музыкальных школ является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. Одна из наиболее доступных форм воспитания этих качеств у учащихся по классу аккордеона – планомерное формирование аппликатурных навыков и особенно штриховая работа.

Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а так же обозначение этого способа в нотах.

От умения выбора лучшего варианта аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие

 исполнительского мастерства музыканта – инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

При подборе аппликатуры в первую очередь уделяем внимание принципам художественной необходимости и удобства.

Среди аппликатурных приемов можно выделить следующее:

- подкладывание и перекладывание пальцев;

- скольжение;

- подмена пальцев.

Стремление к грамотной аппликатуре должно быть заложено еще в музыкальной школе. Лучшей является та аппликатура, которая помогает исполнителю кратчайшим путем реализовать его художественные намерения, помочь выявить стилистические особенности произведения, а также увеличить темп. Вполне естественно, что для каждого учащегося подбирается индивидуальная аппликатура, исходя из физиологических особенностей строения кисти, так как аппликатура пригодная одному аккордеонисту, может оказаться неприемлемой для другого.

Рациональная аппликатура – та, которая позволяет исполнителю в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эффекта: ритмической четкости, необходимой фразировки и динамики.

Рациональная аппликатура основывается на естественности, удобстве, плавности и свободе движений. Достигается она вместе с полным использованием всех возможностей пальцевого аппарата. На выбор аппликатуры влияют индивидуальные особенности исполнительского аппарата учащихся – степень растяжки пальцев, длинна ,эластичность.

Аппликатуру следует определить сразу же после того, как учащийся получил музыкальное произведение. Аппликатурная самостоятельность учащегося воспитывается под непосредственным контролем педагога. Ведущую роль в развитии инициативы и самостоятельности учащегося играет и учебный репертуар: чем ярче и содержательнее музыкальные произведения, тем больше интереса, легче и прочнее решается те или иные , в том числе аппликатурные и штриховые задачи.

В основе работы с начинающими учащимися нередко лежат не художественные произведения, а элементы нотной грамоты, названия клавишей, разучивание гамм, арпеджио, упражнений и этюдов. Работа над художественным материалом в этом случае оттесняется на второй план, что снижает интерес учащихся к занятиям. И тем не менее, развитие аппликатурных навыков невозможно без использования технического материала.

И. Гофман, который на вопрос – сколько времени нужно посвятить чисто  технической работе отвечал так: «Упражнениям, то есть работе ума и сердца, посвящайте как можно меньше времени, так как в противном случае пострадает ваша музыкальность….Техника….без музыкальной воли – это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству».

Приведенное высказывание крупного музыканта не призывает молодых исполнителей к недооценке работы над техническим материалом

 – оно лишь предостерегает от часто бездумных и бесцельных проигрываний этого материала. Такие занятия обычно приносят мало пользы.

Работа над техническим материалом на начальном этапе обучения должна проводиться каждодневно, но не длительно.

В процессе работы по развитию аппликатуры необходимо с первого урока приучать учащегося:

1. Воспитывать в себе ощущение рациональности движений (высокий подъем пальцев над клавиатурой нежелателен, поскольку требует дополнительных усилий).

2. Не задерживаться на хорошо знакомом материале (лучше больше внимания уделить новому).

3. Использовать одинаковые группы нот (мотивы, фразы, предложения) одними и теми же пальцами.

4. Учитывать не только фактуру и штрихи, но и темп (аппликатура, которой пьеса легко исполняется в медленном темпе, для быстрого движения может оказаться непригодной).

5. Использовать все возможность пальцевого аппарата, уделяя особое внимание развитию слабых пальцев – четвертому и пятому.

6. Способствовать плавности ведения меха и смены направления его движения.

С некоторыми учащимися можно начинать работу не с гамм и арпеджо, а с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. И здесь особое значение приобретает позиционная игра. При игре в позиции сохраняется положение кисти рук, исключается подкладывание и перекладывание пальцев.

Позиция – группа нот, охватываемая на клавиатуре одним положением кисти руки.

Примером позиционной игры на аккордеоне является исполнение групп нот в пределах квинты, при котором каждый палец остается над одной и той же клавишей.

В дальнейшем диапазон игры в позиции может быть расширен:

1. За счет пропуска клавишей между пальцами.

2. Путем повторного нажатия разными пальцами одной клавиши.

Использование позиционной аппликатуры обычно дает большую уверенность и стабильность в игре.

Воспитательное значение позиционной игры еще более возрастает, если давать систематически по транспонированию усвоенных в позициях мелодий, обращая при этом внимание учащихся на следующие факторы: - на аккордеоне в новой тональности аппликатура сохраняется независимо от того, на какую клавишу – белую или черную – приходится первый палец.

С самых первых уроков необходимо приучать учащихся к аппликатурной дисциплине и проявлять творческую инициативу в этой области, а так же работая

 над пьесами, одновременно с решением специальных задач, необходимо воспитывать навыки владения динамикой и штрихами.

При работе над произведениями полезно применять метод вариантов. Варианты предохраняют от однообразного механического повторения. Их необходимо придумывать исходя  из степени подготовленности учащихся и технических возможностей инструмента. Из огромного количества следует определить основные варианты:

  1. Метрические варианты – перенесение акцентов с сильной доли на слабую.
  2. Динамические варианты – изменение силы звучания.
  3. Штриховые варианты – замена авторского штриха контрастным (например, стаккато вместо легато и наоборот).
  4. Ритмические варианты.
  5. Упрощение фактуры при работе над аккордами. Этим приемом пользуются для того, чтобы постепенно привести учащегося к преодолению технических трудностей. Вначале можно играть только верхние ноты аккордов, затем верхние и нижние.
  6. Арпеджирование аккордов или соединение арпеджио в аккорды.

Высокая техника игры имеет огромное значение для музыканта – исполнителя. Ни один выдающийся исполнитель – инструменталист не достиг бы совершенного мастерства, если бы не уделял должного внимания развитию своих технических возможностей.

Одной из важных и главных задач педагога – привить ученику самостоятельность мышления, самопознания и умения добиваться цели. Работа должна быть последовательной и систематической.

Знания основных подходов по проблеме формирования исполнительской техники позволяет педагогу творчески реализовать задачу технического развития ученика в процессе его музыкального образования.

Используемая литература:

Цыпин Г. «Исполнительская техника» М. 1997г.

Лушников В.«Школа игры на аккордеоне». М. Музыка 1990г.

Лушников В. «Хрестоматия аккордеониста» М. Музыка 1990г.

Судариков А. «Исполнительская техника баяниста» М. 1989

Наумов Г. Лондонов П. «Школа игры на аккордеоне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль вспомогательных упражнений в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения пианиста

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге - автоматически)....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Методические рекомендации по организации начального этапа обучения игре на аккордеоне

Рекомендации предназначены для педагогов по классу аккордеона в ДМШ, ДМХШ, ДШИ...

Особенности начального этапа обучения в классе аккордеона

В данной статье рассматриваются особенности начального этапа обучения игре на аккордеоне с детьми 5-7 лет. ...

Два направления в развитии мелкой техники на начальном этапе обучения

Целью данной работы является ознакомление с упражнениями, которые помогают техническому развитию для выполнения музыкальных задач....

Подвижные игры как средство развития физических качеств на начальном этапе обучения игры в волейбол.

Подвижные игры на начальном этапе подготовки юных волейболистов находят все большее и большее применение. Это вызвано прежде всего тем, что новички не могут быстро овладеть основными техническими прие...