Рабочая программа дополнительного образования "Лыжные гонки"
рабочая программа на тему

Петрушин Алексей Николаевич

Рабочая программа дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобогатырский центр образования»

Рабочая программа дополнительного образования

                                                                               

                                                                     

        

                                                   

                                                      Педагог дополнительного образования

                                                                 Петрушин Алексей Николаевич

п. Красный богатырь, 2015 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В физическом воспитании школьников лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. В кружок по лыжному спорту зачислены школьники, начиная с 11 лет, выразившие желания заниматься этим видом спорта и допущенные врачом. Для занятий юные лыжники объединены  в группы с учетом возраста, пола и уровня технической и физической подготовленности: первая группа –НП-1 (11-13 лет), вторая группа – НП-2 (14-16 лет).

В группах занятия мальчиков и девочек проводятся совместно при строгой дозировке нагрузки в соответствии с полом, возрастом и подготовленностью.

В группе НП-1 занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа, в НП-2 – 3 раза в неделю по 3 часа. Количество занимающихся в группе НП-1 – 18 человек, в НП-2 – 16 человек.

Занятия проводятся регулярно в течение всего года. На время летних каникул юные спортсмены получают индивидуальные задания, направленные на совершенствование общей физической подготовленности и технического мастерства.

Построение учебно-тренировочного процесса исходит из того, что подготовка юных лыжников-гонщиков представляет собой непрерывный многолетний процесс, основанный на закономерностях развития организма и особенностях лыжного спорта. Общие задачи, стоящие перед кружком, конкретизированы отдельно перед каждой группой.

В группе НП-1: привитие устойчивого интереса к занятиям; укрепление здоровья и закаливание организма; всестороннее физическое развитие; овладение основами техники способов передвижения на лыжах.

В НП-2 группе: укрепление здоровья и закаливание организма; всестороннее физическое развитие; развитие основных двигательных качеств и физической работоспособности; совершенствование техники передвижения; овладение основами тактики лыжника-гонщика и привитие инструкторских навыков.

Правильно поставленная и организованно проводимая учебно-тренировочная работа способствует успешной  подготовке занимающихся.

Учебно-воспитательная работа в кружках по лыжному спорту осуществлена на основе изложенных в данной программе учебных материалов по 2 возрастным группам.

В группе НП-1 учебно-тренировочный процесс спланирован без деления на общепринятые периоды, и весь год является как бы подготовительным периодом, а в НП-2 – в соответствии с общепринятой периодизацией (подготовительный и соревновательный периоды).

Для каждой группы занимающихся программой предусмотрены теоретические, практические занятия, сдача контрольных упражнений, участие в соревнованиях.

Основные задачи теоретических занятий – дать необходимые знания по физической культуре и спорту в РФ, истории развития лыжного спорта, общей гигиены лыжника, о врачебном контроле и самоконтроле, о первой медицинской помощи при травмах и обморожениях, об инвентаре, лыжных мазях. Технике и тактике лыжника-гонщика, правилах и организации проведения соревнований.

На практических занятиях приобретаются умения и навыки выбора оборудования, ремонта и хранения лыжного инвентаря, пользования лыжными мазями, на базе всесторонней физической подготовки и развития физических качеств изучаются и совершенствуются техника и тактика, развиваются специальные качества, необходимые лыжнику-гонщику.

 Данный материал спланирован для каждой группы отдельно в зависимости от возраста, общей физической и специальной подготовки занимающихся. Методы и средства, применяемые при обучении и тренировке, также зависят от состава группы и от периода занятий.

  Большое внимание во всех периодах тренировки для всех групп уделяется общей физической подготовке. В группе НП-1 общая физическая подготовка составляет 90%, в НП-2 – 80%.

Главная цель занятий в кружке – разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой, приобретение знаний, умений и навыков, необходимых юному лыжнику. С первого занятия у занимающихся воспитывается трудолюбие, дисциплина, взаимопомощь, чувство коллективизма.

В занятиях с детьми и подростками наиболее целесообразно применять игровой метод. В бесснежное время, помимо игровых заданий, упражнений и подвижных игр, в подготовку детей и подростков включены и элементы спортивных игр на уменьшенных площадках и по упрощенным правилам.

Овладению правильными основами техники уделено много внимания. Хорошая техническая подготовка позволит в дальнейшем и без форсирования тренировочных нагрузок успешно выступать в соревнованиях.

Во всех упражнениях дозировка нагрузки для девочек на 25 – 35% меньше.

В подготовке юных лыжников наряду с общеразвивающими упражнениями используются имитационные упражнения для овладения элементами способов передвижения на лыжах. Разучиваются имитационные упражнения после разминки в начале основной части занятия. В одно занятие включено не более двух – трех таких упражнений. Вначале упражнения выполняются медленно, иногда даже с остановками, чтобы проконтролировать положение ног, рук и туловища, а затем слитно, одно за другим, в среднем темпе.

Теоретические сведения сообщаются в течение 10 – 15 мин перед практическими занятиями или непосредственно в процессе их проведения, а также на специально организуемых теоретических занятиях – лекциях, беседах.

Необходимо правильно оценить нагрузку, которую испытывают занимающиеся, следит за их самочувствием, вовремя заметить признаки утомления и предупредить перенапряжение, а также учить занимающихся контролировать своё состояние во время тренировок с помощью подсчёта пульса.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ НП - 1

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Физическая культура и спорт в РФ

Краткий обзор развития лыжного спорта в РФ

Гигиена спортсмена

Правила проведения и организация соревнований по лыжным гонкам

Лыжный инвентарь. Лыжные мази и смазка лыж

Общая и специальная физическая подготовка

Общие основы техники и тактики лыжника-гонщика

Соревнования

Выполнение контрольных упражнений

1

1

3

2

5

150

108

Согла

6

1

1

3

2

2

2

3

сно календарн

спортивных ме

-

-

-

-

-

3

148

105

ому плану

роприятий

6

           

              ИТОГО

276

14

262

 

ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт в РФ. Забота правительства о физическом воспитании подрастающего поколения. Физическая культура и спорт как важная составная часть воспитания молодого поколения. Значение физической культуры и спорта для трудовой деятельности российских людей и для укрепления обороноспособности государства.

Краткий обзор развития лыжного спорта в РФ. Возникновение лыж. Использование лыж в быту, на охоте и в военном деле. Зарождение организационного лыжного спорта в дореволюционной России. Первые лыжные спортивные клубы, первые соревнования по лыжным гонкам и прыжкам с трамплина. Равнинное направление в развитии соревнований по лыжным гонкам. Лыжный инвентарь, обувь, одежда, лыжные мази первых русских лыжников.

Гигиена спортсмена. Режим для школьника. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Гигиена тела – уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта, ногами. Гигиеническое значение и правила применения водных процедур (умывание, душ, баня, купание, обтирание). Использование естественных факторов природы в целях закаливания организма. Комплексы утренней гигиенической гимнастики.

Правила проведения и организация соревнований по лыжным гонкам. Положения в соревнованиях. Заявки на участие в соревнованиях. Допуск спортсменов к соревнованиям и отстранение от участия в них. Обязанности участников. Дистанции лыжных гонок. Виды стартов. Прохождение дистанции. Финиш. Определение времени и результатов.

 Лыжный инвентарь. Лыжные мази и смазка лыж. Характеристика современного инвентаря, обуви и одежды лыжника-гонщика. Лыжные мази, их назначение. Ознакомление с лыжными мазями «Темп» и «Висти».

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Выбор лыж, палок, обуви. Установка креплений. Просмолка скользящей поверхности лыж. Нанесение лыжной мази. Растирание мази. Охлаждение лыж. Опробование смазки.

Общая и специальная физическая подготовка. Значение общей физической подготовки как фундамента спортивного совершенствования спортсмена. Направленность специальных упражнений для развития необходимых физических качеств. Соотношение общей и специальной физической подготовки в юношеском возрасте.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Строевые упражнения. Общие понятия о строе и команде. Построения. Строй, шеренга, фланг, дистанция, интервал. Предварительная и исполнительная команды. Ходьба в строю. Повороты на месте и в движении. Перестроения, размыкания.

Упражнения для развития быстроты. Бег с высоким подниманием бедра и переходом на быстрый бег. Бег на месте, под уклон. Семенящий бег. Повторный бег на 20- 30 м с максимальной скоростью. Различные эстафеты. Подвижные и спортивные игры (лапта, ручной мяч, настольный теннис и др.).

Упражнения для развития силы. Отжимания в упоре о стенку, скамейку и лежа; сгибание рук в сопротивлении с партнёром; прыжки и ходьба на руках; различные броски набивных мячей и камней (вес 1-3 кг). Прыжки в высоту и длину с места, многоскоки на одной и двух ногах, выпрыгивание из глубокого приседа, приседания на двух или одной ноге. Наклоны, повороты, вращательные движения корпусом, поднимание ног в положении лежа, удержание угла в висе; различные упоры, висы, лазанье и перелезание.

Упражнения для развития ловкости, гибкости и координации движений. Ходьба и бег по бревну, прыжки через препятствия и прыжковые упражнения из необычного исходного положения (дополнительно усложняемые движениями рук, ног и различными поворотами перед приземлением). Комплексы упражнений, состоящие из разноименных движений руками и ногами, с постепенным нарастанием темпа их выполнения. Удары по мячу, броски камней, палок, мячей с места и с разбега.  

Упражнения на равновесие. Различные упражнения на уменьшенной и повышенной опоре с движениями рук, ног туловища; с поворотами и передвижением по гимнастической скамейке, буму, бревну.

Упражнения для развития выносливости. Различные варианты ходьбы и бега. Кроссы. Езда на велосипеде, гребля, плавание, туристские походы, спортивные игры.

Упражнения на расслабление. Поочерёдное потряхивания расслабленными руками и ногами, вращение расслабленного туловища. Стоя на одной ноге (с опорой и без опоры руками), свободное раскачивание другой с максимальным расслаблением мышц. Лежа на спине, ноги вверху, встряхивание ног поочерёдно и одновременно, расслабленная езда на велосипеде. Различные упражнения на расслабление в парах. Поднимание рук вверх и постепенное опускание вниз расслабленных кистей, предплечий, плеч с наклоном туловища вперёд.

Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитация попеременного отталкивания палками; имитация работы рук в положении одноопорного скольжения; имитация попеременного двухшажного хода на месте и в движении; имитация попеременного двухшажного хода в движении с палками; имитация одновременного бесшажного хода на месте; имитация одновременного одношажного и двухшажного хода в движении.

Упражнения, имитирующие спуски с гор в различных стойках. Имитация основной, высокой и низкой стоек (при прямом спуске и наискось) на равнине и на склоне 8 - 10°. Имитация стойки косого спуска на равнине и на склоне 10 - 12°.

Общие основы техники и тактики лыжника-гонщика. Понятие о техники и тактики лыжника-гонщика. Классификация техники способов передвижения на лыжах. Краткие сведения о тактическом применении различных способов передвижения на лыжах. Взаимосвязь техники и тактики в процессе совершенствования лыжника.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я . строевые упражнения на лыжах. Строевая стойка с лыжами в руках и на лыжах. Выполнение строевых команд, перестроения, переноска лыж и палок под рукой на плече.

Способы переворотов на месте: переступанием (вокруг пяток лыж, вокруг носков лыж), махом через лыжу, прыжком без опоры на палки. Игровые задания: кто лучше на снегу нарисует веер или снежинку; кто выполнит поворот прыжком на большой угол.

Передвижение ступающим шагом по неглубокому и глубокому снегу; по пологому склону (2 - 4°) прямо; обходя деревья, кусты и другие препятствия. Передвижение скользящим шагом без палок, с палками, держа их за середину, заложив руки за спину (на равнине и под небольшой уклон).

Способы лыжных ходов: попеременный двухшажный, одновременный двухшажный, одношажный и бесшажный.

Игровые задания:

1. С небольшого разбега проскользить на одной лыже до полной остановки.      

2. Преодолеть за 6 – 8 скользящих шагов наибольшее расстояние.

3. Пройти скользящим шагом без палок 15 – 20 м с наименьшим количеством шагов.

4. Пройти заданный отрезок коньковым ходом с наименьшим количеством отталкиваний (на ровной местности и под небольшой уклон).

 5. Пройти отрезок скользящим шагом по лыжне, предварительно размеченной флажками. Расстояние между флажками – один полный скользящий шаг. С овладением техникой скользящего шага расстояние между флажками постепенно увеличивается.

6. То же, но передвижение одновременными ходами – толчок палками около флажков.

7. Одновременным бесшажным ходом пройти 40 – 60 м с наименьшим количеством толчков палками.

Способы подъёмов: попеременным двухшажным ходом (ступающим и скользящим шагом), «полуёлочкой», «лесенкой» (прямо, вперёд), «ёлочкой».

Способы спусков: с основной, высокой и низкой стойках (с узким и широким ведением лыж, с переносом веса вперёд или назад), наискось. Преодоление неровностей (выката и встречного склона, спада, бугра, впадины).  

Способы торможения: «плугом», «упором».

Способы поворотов в движении: переступанием, в «плуге».

Задания для совершенствования горнолыжной техники:

1.В низкой стойке скатиться с горы как можно дальше.

2. Спуститься с горы вдвоём (втроём), держась за руки.

3. Во время спуска выполнить несколько переходов из высокой стойки в низкую и обратно.

4. Спуститься вдвоём на одних лыжах.

5. Спуститься с горы на одной лыже.

6. Во время спуска пройти одни или несколько ворот, сделанных из палок с верхней перекладиной; то же выпрямляясь между воротами.

7. При спуске собрать флажки, расставленные около лыжни справа и слева.

8. Различные эстафеты на лыжах с преодолением препятствий, спусков и подъёмов, с выполнением поворотов и торможений на лыжами на склоне.

Развитие скорости передвижения: повторное прохождение отрезков до 100 м с отдыхом между повторениями до 3 – 4 мин; различные игры и эстафеты, требующие передвижения с большой интенсивностью коротких отрезков (до 80 – 100 м) дистанции. Например, игра «Сумей догнать» (объём скоростной работы в одном занятии может достигать 400 – 600 м).

Развитие выносливости: равномерное передвижение со слабой и средней интенсивностью по слабо пересечённой местности до 25 – 30 мин (4 км мальчики, 3 км девочки); различные игры, требующие длительного передвижения с небольшой интенсивностью, например, «Охота на лис», «Секретный пакет», «Найди флажок».

Соревнования. Участие в соревнованиях по лыжным гонкам (девочки до 1 км, мальчики до 2 км). Подготовка к соревнованиям. Задачи первых стартов. Итоги прошедших соревнований.

Выполнение контрольных упражнений. При переходе из детской группы в подростковую занимающиеся должны иметь положительные оценки за технику способов передвижения на лыжах и имитацию попеременного двухшажного хода в подъём 5 - 6° длиной 50 м, выполнить следующие контрольные упражнения: бег 60 м с низкого старта: девочки – 10,2 сек, мальчики – 9,8 сек; прыжок в длину с разбега: девочки – 3 м; мальчики – 3 м 40с м; подтягивание на перекладине: девочки – 2 раза; мальчики – 5 раз.

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ГРУППЫ НП - 2

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Физическая культура и спорт в РФ

Краткий обзор развития лыжного спорта в РФ

Гигиена и врачебный контроль

Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на организм занимающихся

Правила проведения и организация соревнований

Хранение лыжного инвентаря, уход за ним. Лыжные мази и смазка лыж

Общая и специальная физическая подготовка

Основы техники и тактики лыжника-гонщика

Соревнования

Выполнение контрольных упражнений

2

2

3

5

3

8

200

181

Согла

10

2

2

3

5

3

3

5

6

сно календарн

спортивных ме

-

-

-

-

-

-

5

195

175

ому плану

роприятий

10

           

              ИТОГО

414

29

385

ПРОГРАММА

Физическая культура и спорт в РФ. Забота правительства о физическом воспитании подрастающего поколения. Физическая культура и спорт как важная составная часть воспитания молодого поколения. Значение физической культуры и спорта для трудовой деятельности российских людей и для укрепления обороноспособности государства.

Краткий обзор развития лыжного спорта в РФ. Возникновение лыж. Использование лыж в быту, на охоте и в военном деле. Зарождение организационного лыжного спорта в дореволюционной России. Первые лыжные спортивные клубы, первые соревнования по лыжным гонкам и прыжкам с трамплина. Равнинное направление в развитии соревнований по лыжным гонкам. Лыжный инвентарь, обувь, одежда, лыжные мази первых русских лыжников. Дальние лыжные переходы. Многодневные лыжные гонки. Лыжный спорт в годы Великой Отечественной войны.

Гигиена и врачебный контроль. Гигиенические требования к проведению занятий. Учёт температуры и влажности воздуха., силы ветра и характера работы при занятиях. Гигиена одежды и обуви. Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: вес, пульс, динамометрия, спирометрия. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность. Дневник тренировки и самоконтроля. Комплексы утренней гигиенической гимнастики.

Строение и функции организма человека и влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении организма человека. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Кровообращение и его значение. Сердце и сосуды. Лёгкие и их значение. Дыхание и газообмен. Органы пищеварения, органы выделения и обмен веществ.

Правила проведения и организации соревнований. Выбор мест соревнований. Расположение трасс, их измерение и разметка, прокладка лыжни. Составление схем и профилей трасс. Подготовка и оборудование старта и финиша. Обслуживание участников соревнований.

Хранение лыжного инвентаря, уход за ним. Лыжные мази и смазка лыж. Правила ухода за лыжами, палками и обовью после каждого их употребления. Просушивание лыжных ботинок. Подготовка лыжного инвентаря и обуви к длительному хранению. Хранение инвентаря в домашних условиях и на лыжных станциях. Правила пропитки лыж горячей смолой. Дальнейшее знакомство с лыжными мазями «Темп» и «Висти». Краткая характеристика основных импортных мазей.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я . подготовка скользящей поверхности лыж к нанесению мази (снятие старой мази горелкой). Выбор лыжной мази с учётом температуры и состояния снега. Нанесение лыжной мази одним или несколькими слоями. Смазка лыж одной или несколькими мазями (комбинированная смазка).

Общая и специальная физическая подготовка. Содержание общей и специальной физической подготовки. Направленность занятий на овладение большим количеством разнообразных двигательных навыков, на всестороннее физическое развитие школьников.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Строевые упражнения. Упражнения для развития быстроты, силы, ловкости, выносливости, равновесия, гибкости, координации движений и способности к расслаблению (перечень упражнений приведен в программе младшей группы).

Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов: имитация попеременного двухшажного хода на месте и в движении; попеременного двухшажного хода в движении с палками; одновременного бесшажного хода на месте; одновременного одношажного и двухшажного хода в движении. Имитационные упражнения с резиновым амортизатором: имитация работы рук в попеременном двухшажном ходе; то же в положении в посадки в одноопорном скольжении; то же со сменой ног в посадке; имитация одновременного бесшажного хода; имитация одношажного хода. передвижение на роликовых коньках и лыжероллерах. Упражнения, имитирующие стойки спуска на склоне.

Основы техники и тактики лыжника-гонщика. Современные требования к правильной технике лыжных ходов. Разбор пяти фаз скользящего шага. Анализ попеременного двухшажного хода. Применение лыжных ходов в зависимости от условий скольжения., рельефа местности и состояния лыжни. Значение технического и тактического мастерства для достижения высоких спортивных результатов.

П р а к т и ч е с к и е  з а н я т и я. Совершенствование строевых упражнений на лыжах. Совершенствование поворотов на месте. Изучение поворота  прыжком с опорой на палки. Игровые задания.

Совершенствование техники попеременного двухшажного хода; одновременных: бесшажного, одношажного и двухшажного ходов. Игровые задания.

Изучение попеременного четырехшажного хода; перехода от попеременного двухшажного хода к одношажному; перехода от одновременных ходов к попеременным.

Совершенствование техники способов подъёмов: попеременным двухшажным ходом (скользящим шагом), «полуёлочкой», «ёлочкой» и «лесенкой».

Совершенствование техники спусков в основной, высокой и низкой стойках; техники прохождения неровностей (уступов и выступов). Изучение спусков в аэродинамической стойке и стойке отдыха.

Совершенствование торможений «упором» и «плугом».

Совершенствование поворота переступанием в движении, в плуге. Изучение поворота из упора на параллельных лыжах. Игровые задания.

Повторение прохождения отрезков (50-150 м) без нарушения техники лыжных ходов: 8-10×50 м, с отдыхом 1,5 мин; 4-6×100-150 м, с отдыхом 3-5 мин. Различные игры и эстафеты, требующих максимальных ускорений на коротких отрезках дистанции.

Передвижение со слабой и средней интенсивностью по среднепересечённой местности до 60-70 мин; различные игры, требующие длительного равномерного передвижения с небольшой интенсивностью.

Повторение прохождения отрезков до 300-400 м с сильной интенсивностью (интервалы для отдыха 5-6 мин).

Соревнования. Участие в соревнованиях по лыжным гонкам (девочки до 2км, мальчики до 3 км). Подготовка к соревнованиям. Тактический план гонки. Анализ прошедших соревнований. Выводы.

Выполнение контрольных упражнений. Занимающиеся имеют оценки за технику способов передвижения на лыжах и имитацию попеременного двухшажного хода (подъём 5-6°, длина 50 м) не ниже четырёх баллов, а также юношеский разряд по лыжам, выполнить следующие контрольные упражнения:

Бег 60 м с низкого старта: девочки – 9,8 сек; мальчики – 9,5 сек;

Прыжок в длину с разбега: девочки – 3 м 20 см; мальчики – 3 м 90 см;

Подтягивание на перекладине: девочки – 3 раза; мальчики – 6 раз.

Прием контрольных упражнений проводится на итоговых занятиях.

ЛИТЕРАТУРА

Агроновский М. А. Лыжный спорт. Учебное пособие для инструкторов-общественников секций лыжного спорта. М., «Физкультура и спорт», 1966.

Донской Д. Д., Гросс Х. Х. Техника лыжника-гонщика (техническое мастерство). М., «Физкультура и спорт», 1971.

Лыжный спорт. Правила соревнований. М., «Физкультура и спорт», 1972.

Лыжные гонки. Учебное пособие для тренеров. Под ред. Б. И. Каменского. М., «Физкультура и спорт», 1964.

Огольцов И. Г. Тренировка лыжника-гонщика. М., «Физкультура и спорт», 1971.

Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки. Изд. 2-е перераб. Под общ. Ред. М. И. Лямцева. М., «Просвещение», 1977.

Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. М., «Физкультура и спорт», 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа по лыжным гонкам

Рабочая программа по лыжным гонкам ( 117часов)...

Рабочая программа по лыжным гонкам

Рабочая программа для организации учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам....

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Рабочая программа по лыжным гонкам для 5 – 8 классов срок реализации программы: 2021/22 – 2023/24 учебные года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа для занятий по лыжным гонкам составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-Ф...