Конспект занятия-экскурсии тема "Театральная кукла"
план-конспект на тему

Федоренко Наталья Сергеевна

Занятие разработано для детей 3-4 классов в рамках внеурочной деятельности в кружке "Мягкая игрушка".

Цель: Познакомить с разными видами театральной куклы.

Задачи:

  1. Показать виды театральных кукол (марионетка, перчаточная, тростевая, пальчиковая, теневая).
  2. Дать возможность поработать с ними.
  3. Вызвать интерес к изготовлению театральной игрушки.
  4. Способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей.
  5. Воспитывать любовь к искусству и уважение к труду актёра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкая игрушка

Тема:  Театральная кукла.

Цель: Познакомить с разными видами театральной куклы.

Задачи:

  1. Показать  виды театральных кукол (марионетка, перчаточная, тростевая, пальчиковая, теневая).
  2. Дать возможность поработать с ними.
  3. Вызвать интерес к изготовлению театральной игрушки.
  4. Способствовать развитию творческих и коммуникативных  способностей.
  5. Воспитывать любовь к искусству и уважение к труду актёра.

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература» «Искусство»

Методические приёмы:

Игровой (использование упражнений в игровой форме)

Словесный (напоминание, указание, вопросы)

Наглядного действия

Практический

Предварительная работа:  

  • Образцы:
  • кукол на пальчик (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь) и теремок;
  • куклы марионетки Клоун;
  • тростевых кукол (Коза и Козёл) и фото кукол такого вида;
  • перчаточных кукол (лиса 2шт, волк, заяц, медведь, медвежонок, белка, каркуша, хрюша, поросёнок)  и фото кукол такого вида;
  • куклы (пластиковые ложки, на которые одеты пелеринки из салфеток) - «Впечатлинки».
  • презентация «Театр теней»
  • скороговорки 10шт
  • названия передач 10шт
  • билеты 10шт (из них 3 билета с цифрой 1)
  • маркеры (для момента рефлексии).

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Орг. момент (3-5 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас совершить экскурсию в театр кукол, и узнать «Какими бывают куклы».

Вы когда-нибудь были в театре?

А вы знаете правила поведения в театре? Давайте их назовём.

Правильно, там не шумят, внимательно слушают и смотрят представление, и громко аплодируют артистам.

Внимание! Внимание!

В театре всё готово!

Билеты покупаются

За вежливое слово!

Чтобы пройти в театр, сначала нужно купить билеты. Вместо денег – комплимент.

(Просьба билеты не выбрасывать, а сохранять до конца экскурсии.)

Дети вспоминают правила поведения в театре.

Дети покупают билеты, называя комплимент.

  1. Основная часть

Итак, в путь.

Открывается дверь в наш театр!

Заходи, посмотри поскорей,

Сколько разных здесь кукол живут,

В гости вас уж давно они ждут!

Первая кукла, с которой я хочу вас познакомить, это

Кукла-марионетка.(5мин.)

Как заставить такую куклу двигаться?
Куклы марионетки управляются сверху. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину, где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к её плечам, коленям, локтям, голове. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актёр заставляет куклу двигаться. Количество нитей может быть до тридцати штук - в этом случае куклой управляют несколько человек.

А сейчас счастливые обладатели билетов с цифрой 1 попробуют оживить эту куклу. У кого такие билеты, подойдите поближе. Вам нужно придумать имя клоуну и представиться от его имени зрителям.

Спасибо кукловодам, и мы идём дальше.

А с этими куклами вы, наверное, уже встречались. Называются они  - Перчаточные куклы.  (10мин.)

Они надеваются на руку как перчатка и управляются кистью кукловода. Первой перчаточной куклой был Петрушка, его вы видите на фото.

Голова перчаточной куклы может быть не больше размера крупного яблока, чтобы рука актёра не устала во время работы. Перчаточная кукла может быть с ногами (фото 1)
или с открывающимся ртом (фото 2).

Но не думайте, что управлять этой куклой, так легко. Нужно уметь громко и чётко говорить и правильно держать куклу.

А теперь вы можете взять себе по сказочному герою и попробовать им управлять.

Упражнения:

  • Кукла трёт нос
  • Кукла плачет
  • Кукла смеётся
  • Кукла аплодирует

 Для того чтобы показать  спектакль с участием этих кукол необходима ширма. Кукловод прячется за ширмой, мы его не видим и кукла оживает. (демонстрирую движение куклы)

 Вы хотите побывать в роли кукловода перчаточной куклы?

 Тогда у меня есть для вас задание

Упражнение для отработки навыка разговора куклы.

 Вам по очереди, нужно произнести скороговорки голосом, соответствующим голосу куклы, которую вы выбрали.

 (лиса, волк, медведь, заяц, белка, каркуша, хрюша, лягушка)

Спасибо артистам, давайте дружно поаплодируем.

У меня есть ещё одно задание. Я прошу подойти ко мне и выбрать одно из названий передач. Все вы конечно знакомы с ними:

  • «Спокойно ночи, малыши!»
  • «Поле чудес»
  • «Кто хочет стать миллионером»
  • «Пусть говорят»
  • «Вести недели»
  • «Кривое зеркало»
  • «Битва экстрасенсов»
  • «Видимое, невидимое»
  • «Лабораториум»
  • «Школа Аркадия Паровозова»

 Вам необходимо представить себя в роли диктора телевидения и объявить начало передачи, сделав это в интересной форме.

Спасибо, и мы идём дальше.

Здесь живут ещё один вид кукол.

Тростевые куклы.  (5мин.)

В чём особенность этой куклы?

Управляется одним или несколькими актёрами с помощью тростей. Это тоже верховая кукла.

Размер  головы может быть до 20 см. Большинство кукольных театров нашей страны в своей работе используют именно таких кукол.
Они также бывают с открывающимся ртом, которым управляет  рука актёра. Другая рука с помощью тростей управляет «руками» куклы.
Общая высота таких кукол 50-55 см.

  Вот так поднимая и опуская трости, кукловод приводит в движение куклу.  (показываю)

Вы можете попробовать привести в движение этих кукол.

Спасибо!

 

Переходим дальше. (10мин.)

А для этих кукол ширма совсем не нужна, с ними можно играть, надевая их на пальцы. Как вы думаете, как они называются?

Пальчиковые куклы. Это самые маленькие артисты кукольных театров. Их высота всего 7 - 9 сантиметров. Таких малышек можно без труда взять с собой в любое путешествие.

Из какой сказки эти герои?

Сейчас я предлагаю показать сказку. Кто желает разыграть сказку «Теремок»?

Спасибо нашим артистам! А теперь я приглашаю вас в зрительный зал, и предлагаю познакомиться ещё с одним видом куклы.

 Называется она - Теневая кукла.  (Слайд 2)  (5мин.)

Почему она так называется?

Для показа теневого представления, плоские рисованные куклы прислоняются к экрану и подсвечиваются. А зрители на экране видят силуэт.  Ещё теневое представление можно изобразить при помощи умелых рук актёра. И сейчас я предлагаю вам посмотреть, что из этого получается.

 (слайд 3)

Вам понравилось представление? Дети, хотите научиться этому мастерству? Я дарю вам буклеты-самоучители, по ним вы сможете показывать теневой театр при помощи рук.

Дети проходят в зал и знакомятся с первой куклой.

Дети отвечают.

3 человека выполняют задание и пробуют управлять куклой. Все остальные аплодируют выступающим.

Дети берут кукол и выполняют упражнения , повторяя за педагогом.

Дети отвечают,

 -Да!

Дети выполняют задание, управляя куклой.

 

дети выполняют задание за ширмой.

Все остальные смотрят, а потом аплодируют.

Дети играют роль, другие смотрят и аплодируют.

Дети отвечают

7 человек разыгрывают сказку «Теремок»

отвечают

Просмотр теневого представления (видео ролик «Театр теней планета 13»).

Итог занятия:  (3-5мин.)

Вам понравилась наша экскурсия в театр кукол? Давайте с вами вспомним, с какими куклами мы с вами познакомились.

Вопросы для повторения:

  1. С какими видами кукол вы сегодня работали на занятии?
  2. Как называют кукол, которых приводят в движение, дёргая за нити.
  3.  Кто управляет куклами (кукловоды).
  4. Какие еще бывают куклы.
  5. Какая кукла вам больше всего запомнилась?
  6. Какую куклу вы увидели впервые?
  7. Кому понравилось быть в роли актера?
  8. А вы хотели бы сами изготовить театральную куклу?

 Рефлексия. (2мин)

В нашем театре живут ещё одни театральные куклы (пластиковые ложки, на которые одеты пелеринки), а зовут их «Впечатлинки». Посмотрите, у них нет лица.

-Сейчас я прошу поделиться вас своими впечатлениями об экскурсии, если она вам понравилась, и вам было интересно узнать новое, нарисуйте весёлое лицо кукле, если вам было скучно и не интересно, нарисуйте грустное лицо. Ваши «Впечатлинки» останутся жить в нашем театре кукол.

До  свидания. Спасибо. До встречи.

Дети отвечают, делятся впечатлениями.

Дети берут маркер и куклу и рисуют лица.



Предварительный просмотр:

C:\Users\HOME\Desktop\teatr-tenei-dly-detei.jpg

Гусь

C:\Users\HOME\Desktop\teatr-tenei-dly-detei.jpg

Пес

C:\Users\HOME\Desktop\тени\uchimsya-delat-teni-rukami-02-min.jpg

Птица

C:\Users\HOME\Desktop\тени\teatr-tenei.jpg

На картинках показано, как с помощью рук можно создать силуэты птиц, животных и людей. Потренировавшись, вы сможете оживить тени и создать настоящий театр.

с Б. Сорокино 2016

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-losya.png

Лось

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-pticy.png

Птица

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-byka.png

Бык

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-sobaki.png

Волк

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-zayca.png

Заяц

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-belki.png

Белка

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-kraba.png

Краб

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-ulitki.png

Улитка

C:\Users\HOME\Desktop\тени\learning-img-ten-krokodila.png

Крокодил



Предварительный просмотр:

КУКЛА МАРИОНЕТКА

ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА

ТРОСТЕВАЯ КУКЛА

ПАЛЬЧИКОВАЯ КУКЛА

КАССА



Предварительный просмотр:

Приложение 2 «Названия передач»

«Спокойной ночи, малыши»

«Поле чудес»

«Кто хочет стать миллионером»

«Пусть говорят»

«Вести недели»

«Кривое зеркало»

«Битва экстрасенсов»

«Видимое невидимое»

«Лабораториум»

«Школа Аркадия Паровозова»



Предварительный просмотр:

Приложение 1 «Скороговорки»

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

У крошки матрешки пропали сережки,

Ткёт ткач ткани

на платки Тане.

Сережки Сережка

нашёл на дорожке.

Козы в грозу

грызут лозу.

Шесть мышат

в шалаше шуршат.

У осы не усы,

не усища, а усики.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Шустрая норка

юркнула в норку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей".

.Внеклассное занятие  проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...

План - конспект занятия-экскурсии

Тема занятия: «Весёлые старты креативщиков»«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым».Ж.-Ж. Руссо...

Конспект занятия: Экскурсия на почту

Экскурсии - это наглядное обучение слабослышащих детей. Дети познакомились с работой почты России, их обслуживающим персоналом....

Конспекты занятий-экскурсий летом 2014 года.

Летом 2014 года наша Ассоциация юных переводчиков впервые проводила Летнюю школу - кроме аудиторных занятий, были занятия - поездки, занятия-экскурсии, конспекты которых мы представляем....

Конспект занятия "ЭКСКУРСИЯ НА КУХНЮ"

        Формирование представлений детей о назначении кухни в детском саду, познакомить детей с трудом повара; расширить и закрепить знания о кухонной посуде....

Конспект занятия "Экскурсия по Санкт-Петербургу"

Закрепление знаний детей старшего возраста о Санкт-Петербурге....

Конспект занятия "Экскурсия по городу Магнитогорску" 6 класс.

Экскурсия по городу Магнитогорска . 6 год обучения...