Конспект занятия с применением современных образовательных технологий. «Знакомство с музыкальной артикуляцией на гитаре"
план-конспект на тему

Васильева Ирина Владимировна

Конспект создан в помощь преподавателям при подготовке к занятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ОЛИМП»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект занятия с применением современных образовательных технологий.

Тема: «Знакомство с музыкальной артикуляцией на гитаре

(с использованием персонального компьютера – ноутбука)»

 

Педагог дополнительного образования

Васильева Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2016г.

Тема: «Знакомство с музыкальной артикуляцией на гитаре»

 

Цель: познакомить ученика младших классов с артикуляцией в музыке и основными инструментами её передачи при игре на гитаре.

 

Задачи: 

Сформировать представление ребенка об артикуляции;

Познакомить с основными и специфическими гитарными штрихами, способами их исполнения;

Развить внимание и слуховой контроль;

Развить творческое мышление.

 

Прогнозируемый результат: ребенок научится более точно передавать музыкальный образ с помощью артикуляции. Научится различать в нотном тексте авторские ремарки штрихов, определять их на слух в любом музыкальном материале. Приобретет профессиональные навыки и знания.

 

Оборудование: компьютер для прослушивания музыкального материала, раздаточный материал.(см.прил.1)

 

Ход урока (занятия)

         Артикуляция – не только сегодня будет предисловием к нашей теме, но и всегда она неразрывно связана со штрихами. Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю, членораздельно произношу). В музыке артикуляция – есть упорядоченные и систематизированные способы членораздельного произношения (проигрывания) текста.

        На уроках литературы вам ставят оценку «пять» не только за то, что вы хорошо запомнили текст стихотворения, но и за выразительность прочтения. Поток речи не может быть непрерывным и однообразным. Он изобилует смысловыми и эмоциональными акцентами, наличием пауз и необходимостью взятия дыхания.

 

Задание первое. Попросите ребенка прочитать выразительно стихотворение.

 

Так и в музыке. Изначально уже на самых первых  стадиях все это имело место быть и в дальнейшем перешло из вокальной среды в инструментальную. При этом, конечно же, вокальная артикуляция осталась и будет всегда более многогранной, т.к. помимо мелодии имеется еще и речь, которая и без мелодии также имеет внутреннюю артикуляцию. Каждый человек является носителем речевой артикуляции и улавливает малейшие градации оттенков и изменения в ее структуре, даже не отдавая себе в этом отчета.

          Основными инструментами, позволяющими более или менее точно (конечно о математической точности здесь нет и речи) передать артикуляцию являются штрихи.

           Штрихи  - способы извлечения музыкального звука. Основные из них: легато, нон легато и стаккато — знают все. Количество штрихов варьируется в зависимости от инструмента. Например, на домре можно исполнить пиццикато, на гитаре этот штрих не имеет смысла и превратился в обычный красочный прием. Исполнители на струнных инструментах знают много специальных штрихов, таких как деташе (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка), col legno (коль леньо - древком смычка по струне), мартеле (деташе с остановками) и другие. Есть свои, специальные штрихи, и у духовых, и у ударных инструментов. В исполнении на гитаре есть еще часто используемые штрихи: глиссандо и портаментэ.

           Многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово штрих. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке...

      

 

Задание второе. Сравнить основные штрихи с животными. Например, стаккато – курица, легато – змейка, а нон легато – зайчик. Впоследствии штрих ассоциируется и со звучанием, и с игрушкой (зрительно-слуховое восприятие).

Знакомить детей со всеми видами штрихов желательно только через музыку. Сначала они слышат исполнение, и тут же выбирает игрушку,  соответствующую штриху.  Детям постарше показываю обозначения каждого штриха в нотном тексте. Происходит закрепление образа: знак, звук и характер штриха.

 

Задание четвертое. Пример с музыкальными отрывками. Ребенок, слушает мелодию, определяет, какой в ней используется штрих и поднимает соответствующую карточку.

 

Заострим внимание на основных штрихах – легато и стаккато. Разница между легато и стаккато примерно такая же, как и между словами ОУТ и ТОЙ, если их повторять без перерыва. На диаграмме это будет  выглядеть так: (по оси отложена интенсивность и время, верхняя линия легато, нижняя – стаккато)

   

      Многие музыканты в области техники игры на различных инструментах сходятся в одном: применение различных видов артикуляции полностью зависит от того, какие есть способы извлечения звука на данном инструменте. Приведенная ниже цитата полностью подтверждает данную точку зрения:

    «Стаккато или короткая нота – основной вид произношения ноты. От стаккато берут начало все другие виды  произношения… Начинающим обычно трудно  играть очень короткие ноты, и чтобы сделать их короче  и короче, нужны  многие месяцы». (Вейсборг, Искусство  игры  на духовых)

 

Задание третье. Техника исполнения стаккато на гитаре: за счет правой руки, затем за счет левой. Работа над произведением  В. Козлова «Полька «Топ-Топ» 2 часть.

 

       Для профессионального музыканта не секрет, что  подлинное  легато на гитаре невозможно. Причина проста – природа инструмента позволяет успешно применять  артикуляцию  стаккато, так как после  неизбежной отрывистой атаки следует быстрое затухание звука. Но это не должно пугать –  то же самое происходит  на арфе, клавесине и  фортепиано, но с разной скоростью затухания. В любом случае звук формируется отрывисто, а затем более или менее быстро затухает. Поэтому легато, так, как его понимают духовики и струнники, теоретически невозможно на всех щипковых инструментах и даже на фортепиано. 

      Техника  легато, вероятно,  появилась  тогда, когда  некоторые  исполнители открыли  удачную  возможность  получить  два  звука   одним  усилием  правой  руки  путём “сбрасывания” или  удара  “молоточком”  левой  руки. Это  могло  произойти  сотни  лет  назад  на  лютне,  виуэле   или  на  том  и  другом  одновременно.

       Каждый гитарист за годы своего обучения сталкивается  с  техническим  легато. Это очень хорошее  средство  развития  беглости  пальцев. Но  легато  является  также  и  выразительным  средством, общим  для  всех  струнных    инструментов. Признание  ценности  технического  легато  поможет  избежать  ошибок  в  решении  вопроса – где  применять  и  где  не  применять  его.

Соединение  одной  ноты  с  другой  приёмом  технического  легато  приводит  в  результате  к  отчётливому  контрасту. Прежде  всего,  первая  из  нот,  которая  извлекается с  участием  правой  руки, на  слух  громче,  чем  извлекаемая  способом  легато. Более  того  легато  создаёт утончённую,  но  безошибочно  различаемую агогическую  акцентуацию.

 

Задание четвертое. Работа над техническим легато в произведении В. Козлова «Полька «Топ-топ» 1 часть:

 Сначала сыграть так, как написано, разобрать  акценты;

 Сыграть с музыкально оправданным техническим легато.

 

     Залигованные  ноты  звучат  не  только  тише, но и  чуть  короче. Если  же  для  начальной  из  залигованных  нот  применить  апояндо, контраст  будет  наибольшим. Поскольку  в  залигованных  нотах  выделение  одних  нот происходит  за  счёт  других,  их  положение и связь  в  мелодической  фразе  можно  рассматривать  по  аналогии с  ударными  слогами в  речи. Некоторые  виды  акцентов требуют ясности,  другие  обладают  чисто  риторическим  эффектом. Выбор их определяется индивидуальными  склонностями. Выбор  легато  и  решение,  когда  им  пользоваться, обдумывается  при  разучивании пьес. Нужно  принимать  в  расчёт  всё – характер музыки, технические трудности, стиль,  исторически  характерный  для  пьесы, наконец, достоверность  и  авторитет  издания  нотного  текста.

      Многие  пассажи, которые звучали  бы  монотонно  и  были  бы  трудны  для  исполнения    из-за  непрерывного  извлечения  звука  щипком, становятся  более красочными  и  лёгкими  для  исполнения   при  эпизодическом  использовании  легато.

      Музыкальная  ценность  легато  всегда  проявляется  либо в  плавности,  либо  в  ритмических  акцентах, либо  в  выделении  мелодической  линии, либо  того, другого  и  третьего  вместе.

И  наоборот,  не  следует  пользоваться  легато, когда  оно  уменьшает  выразительность, если  даже  оно  обозначено  в  нотах. В  современных  изданиях  обычно  не  так  злоупотребляют излишним  легато, как  в  прошлом,  но  нужно держать ухо  востро, особенно в старых  изданиях  Баха. Здесь, конечно,  может  быть  правильных  лиг больше, чем одна единственная.

Но  главная  ответственность в  выборе  средств  для  наиболее  глубокого  раскрытия  музыкального  содержания  пьесы ложится  на  исполнителя.

 

Задание пятое. Ребенку самостоятельно предлагается интерпретировать известное произведение Красевой «Елочка», применив  штрихи стаккато и техническое легато.

 

       Знаменитый гитарист и компеозитор Андрес Сеговия сказал: «Гитара – самый легкий инструмент для того, чтобы играть плохо». Качественные штрихи и артикуляция в целом могут породить в исполнении множество красок и настроений. Они и будут ступенькой к профессионализму

Приложение 1

Приёмы игры на гитаре

АРПЕДЖИО. 

Арпеджио - поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный перевод этого слова означает "как на арфе". Комбинации арпеджио на гитаре очень многочисленны и разнообразны:

1) прямое движение: П-И-М-А

2) обратное движение: П-А-М-И

3) полное прямое: П-И-М-А-М-И

4) полное обратное: П-А-М-И-М-А

5) ломаное: на 8.

Нужно помнить, что пальцы не расставляются на струнах заранее, а опускаются поочерёдно.

Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –

БАРРЭ.

Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.

Основными считаются 2 вида баррэ:

1) большое (прижимается 5 или 6 струн)

2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)

Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей кантилены являются ЛЕГАТО, ВИБРАТО, ГЛИССАНДО и ТРЕМОЛО.

Приём ЛЕГАТО.

Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.

Легато может быть восходящим, нисходящим.

1. восходящее легато –

Первая нота извлекается пальцами правой руки, а вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового порожка, словно «заколачивает гвозди»)

2. нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым звучать следующий звук.

4.ГЛИССАНДО, ПОРТАМЕНТО — приём, при котором один или несколько пальцев левой руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание инструмента без участия правой руки.

В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.

Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных струнах и в разных позициях.

Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.

Ярким примером использования этого приёма является пьеса В. Козлова «С неба звёздочка упала», которую исполнит Иван.

5.

Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо овладеть приёмом ВИБРАТО.

Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.

Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и певучесть, напоминающие человеческий голос.

Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы, вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.

На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления нажима на струну. Далее подключается кисть.

Ф. Таррега «Слеза»

6. (4 класс)

Приём ФЛАЖОЛЕТ.

Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть глуховатый звук напоминает тембр флейты.

Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12 лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий, воздушный звук.

2 вида флажолетов:

1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается на 12, 7 и 5 ладах.

- 2)искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше – прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12 ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.

- На первой струне сыграем хроматическую последовательность приёмом искусств. флажолет.

(5 класс)

ПИЦЦИКАТО – (итальянское щипать) – извлечение звуков, заглушённых у подставки ребром ладони, большим пальцем. Этот приём даёт характерный приглушённый тембр.

Для отработки пиццикато полезно играть хроматические, мажорные и минорные гаммы в 1-й позиции.

Современные композиторы довольно часто применяют в своих сочинениях этот приём, используют новые звуковые эффекты и возможности инструмента.

«ТАИНСТВЕННЫЕ ШАГИ» В. КОЗЛОВА

8.

РАСГЕАДО – (испанское – перебирание струн).

Это удары по струнам пальцами правой руки.

Характерно для испанской народной и цыганской музыки, однако этот приём используется часто композиторами и в классической гитарной музыке.

Существуют различные виды расгеадо:

1) ФРИЗЕ – пальцы правой руки собираются вместе, а затем, начиная с мизинца, поочерёдно распрямляются подобно вееру и производят удар по струнам внешней стороной ногтя. (от 6-й струны и от 1-й).

2) ИНДЕКС – удар по струнам указательным пальцем правой руки.(вниз и вверх)

3) ПУС – удар по струнам большим пальцем.(вниз и вверх) 

ТАМБУРИН.

Тамбурин — приём игры, при котором извлекаются звуки, похожие на звуки тамбурина (южноевропейского народного ударного инструмента).

Правая рука основанием большого пальца, используя тяжесть кисти, ударяет по струнам около подставки.

Отрабатывая этот приём, нужно следить за тем, чтобы кисть руки, ударив по струнам, тотчас же поднималась вверх, а не задерживалась на них.

«Испанский танец» Виктора Козлова.

Приёмы в этой пьесе:

расгеадо 3-х видов – фризе (от 6-й и от 1-й струны) и индекс,

тамбурин, арпеджио, флажолет – натуральный и искусственный глиссандо.
ТРЕМОЛО.

Имитация непрерывно льющейся мелодии путём частого повторения одной и той же ноты. Пальцы правой руки работают в порядке «п-а-м-и». Равномерность удара должна быть одинакова во всех пальцах. Начинать работу над тремоло нужно в медленном темпе, желательно под метроном. Сложный приём, используется в старших классах и очень редко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий

Аннотация            Конспект данного открытого занятия проводится по образовательной программе «Радуга» по  блокам  «Аппликация» и  «Рисо...

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий. Тема: Коллективная работа: Улица нашего города.

Методическая разработка занятия, с презентацией. На занятии использовались следующие современные технологии: Коллективная деятельность, здоровьезберегающая, игровая, информационно-коммуникативная техн...

Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Турнир вежливости"

Развитие навыков общения в коллективе, обществе, окружающем мире....

Конспект занятий с использованием Современных образовательных технологий "Тайны лесных жителей"

Расширить знания учащихся о лесных жителях воспитывать любознательность, бережное отношение к природе....

Методическая разработка открытого занятия с применением современных образовательных технологий Тема: « Изготовление новогоднего сувенира из бумаги»

Конспект открытого занятия по" НТМ" 1 год обучения.Дети изучают свойства бумаги в эксперементальной мастерской и затем применяют свои знания на практике, изготавливая новогоднюю открытку....