Методические рекомендации "Формы промежуточной аттестации обучающихся"
методическая разработка на тему

Степанова Елена Николаевна

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений дополнительного образования, проводящих промежуточную аттестацию среди обучающихся детских объединений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение

 дополнительного образования «Центр детского творчества» Дмитриевского района Курской области

Методические рекомендации

«Формы

 промежуточной аттестации обучающихся»

        

Подготовила:

Степанова Елена Николаевна,

методист

г. Дмитриев

февраль, 2017 год

ВВЕДЕНИЕ

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели, задачи и результат.

Основное содержание промежуточной аттестации, как одной из форм педагогического контроля, заключается в выявлении соответствия реальных результатов образовательного процесса прогнозируемым результатам образовательных программ. Сложность этой процедуры в учреждениях дополнительного образования детей - в её унификации, так как многообразие видов деятельности обусловливает разнообразие критериев оценки освоения образовательных программ. Кроме того, цель данного вида педагогического контроля должна совпадать с целью образовательного процесса и задачами управления им.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ?

Промежуточная аттестация обучающихся рассматривается в настоящее время как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.

Некоторые педагоги считают основным результатом своей работы успешное выступление своих обучающихся на различного рода конкурсах, выставках, концертах, соревнованиях. Однако в таких мероприятиях участвуют не все обучающиеся детского объединения, а лишь некоторые, наиболее подготовленные; остальные дети (и их большинство) остаются вне процесса оценки  качества их обучения.

Важность процесса аттестации определяется не только необходимостью для педагога проверки достижения обучающимися определенных результатов. Надо учитывать еще также и желание ребенка получить оценку за свой труд.

Аттестация позволяет выстроить индивидуальную педагогическую траекторию для каждого обучающегося, то есть осуществить индивидуальный подход.

Правильно организованный и умело осуществляемый контроль помогает лучшему усвоению теоретического материала и воспитывает сознательное отношение к учебной деятельности.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРЯТЬ?

Любая диагностика в объединении дополнительного образования должна определить, во-первых, уровень подготовки каждого ребенка, и, во-вторых, уровень всего детского объединения в целом.

Что необходимо выявить, чтобы стал ясен уровень подготовки каждого ребенка? Ответ на этот вопрос, в принципе, является очевидным для всех педагогов дополнительного образования: проверке подлежат теоретические знания и практические умения и навыки, которые педагог определил в соответствующем разделе своей образовательной программы. Для каждого года обучения в программе четко определено, что обучающиеся должны знать и что они должны уметь. Вот это и служит предметом проверки.

     Но не только знания, умения и навыки должны проверяться в ходе промежуточной аттестации. Образование сочетает в себе три взаимосвязанных составляющих: обучение, воспитание и развитие. Отсюда вытекает необходимость в каждой образовательной программе выделить, помимо образовательных (предметных) результатов, ещё  личностные и метапредметные.

       А раз есть такие задачи - их выполнение необходимо проверить.

КАКИЕ ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации обучающихся, какие он сочтет нужным. Непременным методическим условием при их выборе является возможность проверить тот результат, который хочет получить педагог. Форма промежуточной аттестации также должна учитывать возраст ребенка, уровень его подготовки и его индивидуальные особенности.

Можно, например, провести устный опрос по карточкам, зачет, конкурс творческих работ, а можно - «Турнир знатоков», игру «Крестики-нолики», «Брейн-ринг», консультацию «Тридцать вопросов педагогу». Как правило, спортсменам больше подходит такая форма аттестации как соревнование или выполнение контрольных нормативов, педагогам по декоративно-прикладному творчеству - выставка работ учащихся, музыкальным и танцевальным коллективам - концерт, техническим объединениям - выполнение зачетной работы, туристам - поход, биологам и экологам, педагогам, работающим по военно-патриотической направленности - защита творческих работ обучающихся и т.п. Почти универсальной формой проверки является тестирование. Его можно применить практически в любой направленности хотя бы при проверке теоретической подготовки обучающихся.

Подбирать форму аттестации желательно так, чтобы ребенок видел свой "рост", ему было очевидно, что он продвинулся в своем развитии. В качестве примера можно привести выставку работ обучающегося, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: ребенок сразу видит рост своего мастерства.

Наконец, если мы свободны в выборе форм аттестации, лучше остановиться на той, которая бы была интересной и увлекательной для детей. Здесь подойдут самые разные формы: игра, конкурс мастерства, викторина и т.п. Ниже представлено наиболее подробное описание ряда форм, которые могут быть использованы педагогами при проведении промежуточной аттестации в детском объединении.

КАКИЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?

Условия, в которых существует сейчас дополнительное образование, предоставляют педагогу право самому выбирать форму оценки обучающихся при проведении промежуточной аттестации. Это может быть и обычная пятибалльная система, и система уровней или рейтингов (высокий, средний, низкий), и отметка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно"), и разнообразные пиктограммы (кружочки, крестики, рисунки), и присвоение «званий» разного уровня, вручение «знаков» и «медалей» определенного достоинства и др. Главное, чтобы у обучающегося формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению еще более высоких результатов.

Во многих случаях форма оценки является "традиционной" для того вида деятельности, к которой относится детское объединение. Так, в спорте и туристско-краеведческой деятельности общефизические навыки могут оцениваться принятыми в этих видах деятельности разрядными показателями, в танцевальных видах дополнительного образования - утвержденной танцевальной федерацией системой оценки, в музыкальном образовании - пятибалльной системой и отметками. В детских объединениях дошкольников, как правило, ею  является веселый рисунок или разноцветные геометрические фигурки.

Если педагог чувствует, что, например, пятибалльная система не может в полной мере отследить уровень достижений ребенка, то можно воспользоваться 10-балльной и даже 100-балльной системой оценки. Некоторые используют также традиционную систему уровней (высокий, средний, низкий), вводя в нее новые элементы: "выше среднего", "ниже среднего" и т.п.

Одним словом, выбор за педагогом. Следует только помнить, что форма оценки должна быть понятна детям и адекватно отражать уровень их подготовки. Чтобы не формировать у детей негативного отношения к оценке (синдром "двоечника"), лучше избегать выставления таких оценок, которые могут вызвать у ребенка такие ассоциации. Действительно, поставив ребенку "два" в рамках пятибалльной системы, мы увидим одну реакцию, а 20 баллов в рамках 100-балльной системы - совсем другую.

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Для обучающихся старшего школьного возраста

Для обучающихся среднего школьного возраста

Для обучающихся младшего школьного возраста

  • Аукцион знаний
  • Выставка
  • Диспут
  • Интеллектуальная игра
  • Зачет
  • Защита творческих работ и  проектов
  • Конференция
  • «Мозговой штурм»
  •  Тематический альбом
  •  Сдача нормативов
  • Тестирование
  •  Выставка
  •  Интеллектуальная игра
  •  Защита творческих работ
  •  Концерт
  •  Конкурс
  • Путешествие
  •  Собеседование
  •  Соревнование
  •  Сдача нормативов
  • Тестирование
  • Устный журнал
  •  Беседа
  • Викторина
  •  Конкурс
  •  Концерт
  •  Кроссворд
  •  Путешествие
  •  Сказка
  •  Соревнование
  •  Тестирование

ОПИСАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

Выставка. Форма контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки может выдаваться диплом, грамота или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения обучающихся.

Зачёт. Форма контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета учащиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (теоретические и практические) в устной и письменной форме. Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводиться фронтальная беседа со всем коллективом. Введение системы зачетов предполагает специальное планирование педагогом изучения отдельных разделов программы (тем, тематических блоков) и выделение времени в образовательном процессе для проведения зачетов.

Игры. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию внимания, памяти, творческого воображения, аналитических способностей, воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.

Диктант. Форма представляет собой систему контрольно-диагностических заданий, содержащих широкий набор признаков, из которого обучающиеся самостоятельно выбирают те, которые им необходимы для описания того или иного объекта (предмета). Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с названием того или иного инструмента, например: «МОЛОТОК», «ПИЛА», «РУБАНОК» и т.п. Далее педагог зачитывает набор разнообразных признаков. Каждый обучающийся должен выбрать только те, которые непосредственно относятся к его инструменту. Условно это задание называется диктантом.

Приводим текст одного диктанта.

  1. Служит для забивания чего-нибудь, ударов по чему – нибудь.
  2. Инструмент в виде деревянной колодки с широким наклонно поставленным лезвием внутри.
  3. Служит для разрезания дерева, металла.
  4. Инструмент, состоящий из тонкой пилки  и рамки.
  5. Используется для рубки металла, обработки камня; в процессе работы по нему ударяют.

6. Служит для строгания древесины.

7. Инструмент, состоящий из металлического или деревянного бруска, насаженного под углом на рукоятку.

8. Используется для узорного выпиливания.

При правильном выполнении задания получается следующее описание инструмента, например: «Инструмент в виде деревянной колодки с широким наклонно поставленным лезвием внутри. Служит для строгания древесины». (Рубанок.)

Сделанные детьми в ходе диктанта грамотные описания изучаемых объектов, с другой – способствуют формированию целостного и адекватного образа объекта.

       Игра «Крестики – нолики». Крестики-нолики – интеллектуально-творческая игра, позволяющая использовать её в любой области знаний. В каждой их 9 клеток поля вписаны вопросы и задания. Команды тянут жребий, роль которого исполняют две карточки со знаками «Х» и «О». Команда, вытянувшая «Х», называется «командой крестиков»  и начинает игру. Выбрав одну из 9 клеток, команда отвечает на вопрос и выполняет практическое задание. В случае верного ответа команда имеет право поставить свой знак на игровом поле на место только что сыгранного конкурса. Если команда затрудняется с ответом, то право ответа переходит к команде соперников. В игре побеждают те, кому удалось поставить три своих знака в один ряд или поставить на поле 5 своих знаков. По разделам программы «Ручные и машинные швы» обучающимся могут быть предложены следующие задания:

1. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками. Выполнить шов «назад иголку».

2. Нарисовать, как можно пришить пуговицу с 4 отверстиями. Пришить пуговицу «на ножке».

3. Объяснить,  как выполняется прорезная петля. Выполнить «петельный шов».

4. Рассказать о видах декоративных швов. Выполнить «тамбурный шов».
5. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Выполнить «стачной шов».

6. Назвать основные части швейной машины. Выполнить «шов вподгибку с открытым срезом».

7. Объяснить, как заправляется верхняя нить в швейную машинку. Выполнить «запошивочный шов».

8. Объяснить, как заправляется нижняя нить в швейную машинку. Выполнить «двойной шов».

9. Дать определение понятиям: шов, строчка, ширина шва.  Выполнить «накладной шов».

Реквизит: поле 3х 3, инструменты, приспособления и материалы для выполнения заданий.

        Игра «Вот какие наши руки!»

Варианты заданий:

- кто быстрее и точнее выкроит по шаблону различные детали;
- кто больше расположит деталей на листе бумаги и сделает это экономичнее;
- кто назовет больше инструментов в течение определённого времени;
- кто за 1 минуту нанижет больше пуговиц на нитку.

         Конкурс творческих работ. Форма  итогового контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: рефератов, изделий, рисунков, показательных выступлений и т.д. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.

         Консультация «Тридцать вопросов педагогу». Обучающиеся делятся на группы по 5-6 человек. Каждая группа называется командой, ей присваивается номер. Командам предлагается за 10 минут  составить и написать по 30 вопросов педагогу, относящихся к данной теме. Дается очень мало времени, что является важным моментом. Работа «в цейтноте» заставляет учащихся входить в полубессознательный режим: в этом случае вопросы отражают реальное актуальное состояние знаний по изученной теме. Вопросы записываются на отдельном листе. После того как выделенное время пройдет, устраивается нечто, похожее на эстафету. В каждой команде выбирается спикер, который будет говорить от имени остальных. Первая команда задает первый вопрос. Спикер второй команды отвечает, при необходимости члены команды могут ему помочь. Педагог говорит «От себя добавлю…» и консультирует по затронутому вопросу, расширяя его, выстраивая в систему. Остальным командам предлагается зачеркнуть в своих списках номер вопроса, который обсуждался, если таковой в них имелся. Теперь спикер второй команды задает первый, не зачеркнутый вопрос из своего списка. Отвечает спикер 3 команды. Педагог добавляет от себя. Вопрос вычеркивается из всех списков. И так далее. Опыт показывает, что больше 1 командного круга не получается: работа быстро переходит в такую стадию, когда на вопросы отвечает только педагог, добиваясь тех целей, которые ставились перед консультацией. Такая форма позволяет получить педагогу очень полезную и почти не искаженную информацию.

Кроссворд. Кроссворд – задача, построенная на пересечении слов. В клетки, начиная от числового обозначения, нужно вписать ответы к предложенным значениям слов. Загадываются обычно существительные в именительном падеже единственного числа. В зависимости от уровня подготовленности детей дается подробное или краткое объяснение термина.

Реферат. Реферат – объемная работа описательного характера, итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Освещает имеющийся практический опыт и отражает точку зрения автора. Работа над рефератом может включать в себя:

  1. наработку теоретического материала по заданной теме (история, отличительные особенности и др.) по схеме:

- название;

- развернутый план;

- изложение темы;

- библиография;

- приложения;

2) разработку авторского изделия (эскиз, выкройки, технология изготовления и др.);

3) практическое применение.

Рейтинг (в переводе с английского – оценка, класс, разряд). За усвоение каждой темы обучающийся получает соответствующую сумму баллов, которые могут проставляться как в конце темы, так и по мере её изучения. Для учащихся старшего возраста возможно введение рейтинга, который будет представлять среднее арифметическое из оценки педагога, самооценки и оценки товарищей по учебной группе. Чтобы 3 составляющие рейтинга были равносильны между собой, берется среднее арифметическое оценки товарищей по группе.

Творческий отчет. Эта форма направлена на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: концерт, презентация, фестиваль идей и т.д. Чаще всего проводится в объединениях художественной направленности, но может применяться в любом профиле дополнительного образования. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию  активности и самостоятельности.
Тест. Тест – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной этап образовательного процесса.
Существуют следующие формы:

- тест различения содержит несколько вариантов ответов, из которых испытуемый должен выбрать один или несколько. Например, найдите на рисунке: плоский двойной узел; плоский одинарный узел; петельный узел; переплетенный узел;

- тест опознания требует от обследуемого узнать, правильно или нет сформулировано правило, определение или другая информация. Например: «Согласны ли вы с определением: брида – это ряд репсовых узлов, расположенных на одной нити? Да или нет? (Ненужное зачеркнуть)»;
- тест на завершение отличается от других тем, что в нем вопрос или формулировка задания даются незаконченным предложением, которое опрашиваемый должен завершить. Например, допишите предложение: «Нити, вокруг которых завязывают узлы, называются…», «Нити, которыми завязывают узлы, называются…»;

- тест-задача с выбором ответа. В данном тесте опрашиваемому необходимо закончить определение, выбрав правильный вариант ответа. Например, выбери нужное предложение: «Узелковая нить – это: а) нить, которой завязывают узел; б) нить, вокруг которой завязывают узел».

Промежуточная аттестация может проводиться в форме письменного, устного, практического, комплексного контроля. При устном контроле возможен фронтальный и индивидуальный опрос обучающихся. Целесообразна здесь и групповая работа, при которой учащиеся взаимно опрашивают друг друга. Письменный контроль строится в индивидуальных формах. На занятиях контроля прикладных умений и навыков учащиеся выполняют практические задания, которые направлены не только на воспроизводство существующего образца, но и на создание индивидуальных творческих работ.

       Таким образом, посредством контроля можно выявить творческие способности детей. Учебное занятие комплексного контроля строится на разнообразном сочетании форм учебной работы, например таких, как «Турнир знатоков», «Турнир – викторина», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и т.д. Такие учебные занятия реализуют воспитательный потенциал содержания, содействуют формированию ответственного отношения к учебной деятельности, развивают познавательные способности, формируют стремление к самопознанию и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся...

Промежуточная аттестация обучающихся, 7 класс (тесты)

Тесты промежуточной аттестации по биологии обучающихся 7 класса представлены в 2-х вариантах...

Положение о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В    Положении о системе оценок, форм и порядка промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в соответствии с требованиями ФГОС  размещен материал  о её принц...

Программа подготовки проекта для промежуточной аттестации обучающихся по новым ФГОС

По новым ФГОС обучающиеся в конце учебного года звщищают проект по выбранному ими учебному предмету. В данной программе указаны цели и задачи данной работы, ход организации работы ...

ПОЛОЖЕНИЕ о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для...

Протокол промежуточной аттестации обучающихся детского объединения "Сказка"

результаты промежуточной аттестации обучающихся за первое полугодие...