Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме:«Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»
методическая разработка (8 класс) на тему

Буева Оксана Анатольевна

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет).

Данная методическая разработка базируется на принципах учета индивидуальных особенностей учащихся, интереса, коллективизма, воспитывающего обучения, направленного на приобретение знаний, умений и навыков, творческого воплощения созданных образов, повышения исполнительского мастерства.

Продолжительность занятия – 2 ч.15 минут. Следует отметить, что цели и задачи методической разработки формируются на уровне, доступном учащимся данного возраста.

Предлагаемый конспект может быть полезен педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры .

На данном занятии учащиеся продолжают знакомится с особенностями постановки ног, корпуса, рук; координации движения и дыхания; работать над освобождением тела, освоение техник современного танца, импровизации и композиции, формировать умения и навыки лексического материала.

Учащиеся на занятие работают индивидульно, в паре, в группе.

С целью формирования положительной познавательной мотивации в обучении занятие проходит в игровой форме, применяются игровые элементы в технике контактной импровизации.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества «Городской» им. С.А. Шмакова г. Липецка

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман»

Тема: «Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Возраст учащихся: 13-14 лет.

Продолжительность занятия: 2.15минут.

Автор:

 педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Буева Оксана Анатольевна

г. Липецк, 2017 г.

Аннотация

      Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся девятого года обучения (13 – 14 лет).

      Данная методическая разработка базируется на принципах учета индивидуальных особенностей учащихся, интереса, коллективизма, воспитывающего обучения, направленного на приобретение знаний, умений и навыков, творческого воплощения созданных образов, повышения исполнительского мастерства.

Продолжительность занятия – 2 ч.15 минут.  Следует отметить, что цели и задачи методической разработки формируются на уровне, доступном учащимся данного возраста.

Предлагаемый конспект может быть полезен педагогам дополнительного образования, хореографам, работающим в школах, учреждениях культуры .

На данном занятии учащиеся продолжают знакомится с  особенностями постановки ног, корпуса, рук; координации движения и дыхания; работать над освобождением тела, освоение техник современного танца, импровизации и композиции, формировать умения и навыки лексического материала.

Учащиеся на занятие работают индивидульно, в паре, в группе.

 С целью формирования положительной познавательной мотивации в обучении занятие проходит в  игровой форме, применяются игровые элементы в технике контактной импровизации.

 

   

 

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман»

Тема: «Работа над подвижностью различных частей – центров тела в процессе выполнения комбинации джаз – модерн танца и контактной импровизации»

Дата проведения: 4.04.17

Место проведения: МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А.Шмакова, кабинет № 25.

Продолжительность занятия: 2.15 ч.

Характеристика группы учащихся: группа 9 года обучения, по списку – 20 человек; возраст учащихся – 13-14 лет.

Состав присутствующих: педагоги и администрация МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С. А. Шмакова, родители учащихся.

.

Цель занятия: формирование умения  использовать все средства танцевальной выразительности при исполнении хореографических постановок и умения соотносить свои мысли с действиями. 

Задачи:

а) обучающие:

  • .Обучить техники исполнения  комбинаций в стиле джаз-модерн танца.
  • Формировать умения соотносить свои мысли с действиями при исполнении различных техник контактной импровизации.
  • Формировать умения использовать все средства танцевальной выразительности при исполнении хореографических постановок.

б) развивающие:

  • Продолжить развитие подвижности различных частей-центров тела .
  •  Развить музыкально-пластическую выразительность.
  • Обеспечить условия для самовыражения учащихся и развития их способностей.

в) воспитательные:

  • .Воспитать уважительное отношение среди учащихся.
  • Отрабатывать умение работать в коллективе;
  • Повысить уровень внутренней культуры личности через формирование собственного отношения к ситуации и роли, исполняемыми учащимися в хореографических постановках.

ТИП ЗАНЯТИЯ:  практическое занятие по обобщению и применению знаний, умений и навыков.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Методы обучения:

- метод словесный, наглядный,

- метод  практический,

- метод проблемно-развивающего обучения,

- метод  контроля и самоконтроля,

-  метод стимулирования и мотивация обучения.

Технологии, используемые на занятии: 

- система взаимодействия между педагогом и учащимся;

-  беседа в форме диалога;

- игровая минутка;

-  самооценка и оценка педагогом.

Демонстрационный материал: цветы из бумаги, ленты.

Оборудование:  магнитофон, СД -диски, флеш -накопитель,журнальный столик, ваза, места для гостей.

Рекомендации по организации и проведению занятия:

  1. Занятие проводится в хореографическом зале. Учебное помещение должно быть хорошо проветренным, чисто убранным. Наличие зеркал и станка обязательно.
  2. На занятии  должен быть в наличии план – конспект занятия. Он необходим педагогу в работе, так как помогает в ее организации, облегчает процесс проведения занятия, акцентирует внимание на главном. План учебного занятия обязательно включает в себя: цели и задачи, оснащение учебного процесса (структура обучения), ход занятия, методы обучения, затраты времени на каждую часть занятия.
  3. При подборе музыкального материала необходимо отдать предпочтение «импровизационным» жанрам музыки ( джаз, stiff jazz и т. д. ).
  4.  Для достижения лучших результатов необходимо использовать смену уровней: «сидя», «лежа», «на коленях».
  5. Занятие проводится с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
  6. учащиеся  должны быть в специальных тренировочных костюмах и танцевальной обуви

ПЛАН  ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент – 3 мин.

2.Вступительная беседа педагога – 5 мин.

3. Джазовая разминка – 15 мин.

4. Экзерсис на середине в технике современного танца –  25 мин.

5. Упражнения стретч – характера для ног – 15 мин.

6. Экзерсис в партере в технике контемпорари – 20 мин.

7. Кросс. Передвижение в пространстве – 15 мин.

8. Контактная импровизация –  20 мин.

9. Хореографические постановки – совокупность танцевальных компонентов                                            -                                                                                                                 – 15 мин.

10. Подведение итогов – 3 мин.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

1.  Организационный момент – 3 мин.

Педагог: «Здравствуйте!»

-Поклон – приветствие

.

Педагог:  Участники средней группы образцового театра танца «Талисман»      рады приветствовать всех своих гостей!

- предварительная организация – проверка отсутствующих, внешнего вида воспитанников и др..

Педагог: Тема нашего занятия – « Работа над подвижностью различных частей-центров тела в процессе выполнения комбинаций джаз-модерн танца и контактной импровизации».  Сегодня вы  должны через выполнение упражнений и танцевальных комбинаций научиться лучше понимать и ощущать свое тело, раскрепощаться и быть свободными в своих движениях, слушать и слышать музыку. Все эти умения пригодятся не только на сцене, но и в жизни.

 

2.  Вступительная беседа педагога с учащимися-5 мин.

 

«Танец -- это жизнь...» ( Айседора Дункан)

«Танец – это способ достичь красоты, владеть каждым мускулом и направлять его к счастью» (Этторе Скола )

 Танец в своей сущности – самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слово и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песней и творцом и все его тело звучит, как тембр голоса.  

Танец - это гармония человеческого тела, человеческой души. Сделать свое тело таким же  чутким и звенящим, как дерево старого Страдивариуса, достигнуть того, чтобы оно стало все целиком одним музыкальным инструментом, звучащим внутренними гармониями, - вот идеальная цель искусства танца.

Танец Весны

Вышла Весна босиком,

Косы роняя на снег.

И зазвенел ручейком

Голос ее кастаньет.

В танце кружилась она.

Таяли, таяли льды.

Шла вместе с нею Луна

В рощи, дубравы, сады.

Солнышко вешнего дня

Выгнало лютый мороз.

Шкурой хрустальной звеня

Холод в овраги уполз.

Голос Весны- птичья трель.

Смех ее -утренний гром.

Вышил на платье апрель

Молнии яркой излом.

(Кириллова Екатерина)

Я не просто так  прочитала это стихотворение. За окном –  весна! Солнышко заглядывает к нам в окна! И в нашем зале расцвели прекрасные цветы. И сейчас мы будем собирать букет. Цветы – это наши знания,умения, навыки, эмоции, из которых и складывается в конечном итоге танец.  Итак, начнем собирать наш танцевальный букет

Кто хочет выбрать первый цветок для нашего букета.

( Учащийся выбирает цветок , на обратной стороне которого написано первая часть урока  – «Джазовая разминка» и ставит его в вазу )

2 .   Джазовая разминка – 15 мин.

Педагог: В африканском танце тело как бы состоит из отдельных частей – центров: голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. Поскольку руки и ноги состоят из отдельных сочленений: в руке – кисть, предплечье, в ноге – стопа и голеностоп, то эти части центров, которые называются ареалами, могут также изолироваться.

При движении двух и более центров одновременно возникает необходимость их скоординировать. Координироваться могут самые различные центры: голова и пелвис, руки и голова, плечи и голова и т.д.

 1. Разогрев.

     -  упражнения стрейч – характера, т.е. растяжение, связанное со статическим напряжением мышц различных частей тела;

    -   наклоны и повороты торса;

    -   разогрев ног.

2. Изоляция и координация.

2.1. Голова.

Крест. Наклон вправо, вперед, влево, назад, каждый раз возвращаясь в центр.

Тоже самое в координации с пелвисом.

Квадрат. Те же направления без возврата в центр.

Sundari – крест. Голова вперед – центр – смещение вправо – центр – смещение назад – центр – влево – центр.

Sundari – квадрат. Исполняется аналогично, но без возврата в центр.

Sundari – круг. Исполняется аналогично, но все точки соединяются в слитном движении.

Круг. Свинговый полукруг вправо, влево через плие во 2-й позиции.

2.2. Плечи.

-  Подъем двух плеч вверх.

-  Работа плечами вверх – вниз в координации с работой ног.

-  То же самое в продвижении.

-  Квадрат. Вперед – вверх – назад – вниз и обратно.

-  То же самое в координации с ногами.

-  «Волна» плечами.

2.3. Руки.

-  Работа кистью.

-  Работа предплечья.

-  «Волна» руками (координация всех ареалов руки).

2.4. Грудная клетка.

-  Движение из стороны в сторону через центр.

-  Движение вперед – назад.

-  Крест: вперед – центр – вправо – центр – назад – центр – влево – центр.

-  Квадрат: те же направления, но без возврата в центр.

-  Круг.

2.5. Упражнения для позвоночника.

-  Наклоны торса.

-  Изгибы торса.

-  body roll («волна»). Если несколько центров последовательно включить в движение по принципу управления, один за другим, то получится «волна» (при использовании этого упражнения проводится игра на внимание с целью повышения интереса воспитанников к исполнению комбинации).

2.6. Пелвис (тазобедренная часть).

-  Движение из стороны в сторону.

-  Движение вперед – назад.

-  Квадрат: вправо – вперед – влево – назад. Основное внимание следует уделить неподвижности колен.

-  Круги: вправо и влево.

-  hip lift подъем бедра вверх.

-  Полукруг одним бедром.

Педагог:  Давайте продолжим собирать наш букет.

(Учащийся добавляет в букет второй цветок, на котором написано « Экзерсис на середине в технике современного танца)

3. Экзерсис на середине в технике современного танца – 25 мин.

  1.                 3.1. Plié.

3.2. Battement tendu / brush.

3.3. Battement jeté / brush.

3.4. Ronde de jambe.

Педагог:  Вот и третий цветок для нашего букета.

(Учащийся добавляет в букет третий цветок, на котором написано                    « Упражнения стретч – характера для ног»)

4. Упражнения стретч – характера для ног – 15 мин.

4.1 Упражнения стрэтч – характера для ног у станка в паре.

4.2 Grand battement  jete.

Педагог:  Четвертый цветок для нашего букета означает- «Экзерсис в партере в технике контепорари».

(Учащийся добавляет в букет четвертый цветок )

5. Экзерсис в партере в технике контемпорари – 20 мин.

Педагог: Контемпорари — одно из новых направлений современного танца, который сочетает в себе как элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн), так и восточное искусство движения (цигун, йога, тайцзи цюань). Причём это тот танец, который не имеет определённой формы стиля, потому что главное в нём — самовыражение 

Особое внимание во время танца уделяется:

  • Освобождению от мышечных зажимов,
  • Расслабление и освобождение суставов,
  • Выстраивание позвоночника,
  • Налаживание связей между центром тела и его конечностями

5.1 Перекаты с выходом на локти в позу «планка».

5.2 Упражнение - спираль.

5.3 Swing ногами (перекаты, выход на плечо, стойка на плече)

5.4 Перекаты через плечо на полу.

Педагог: Посмотрите, как прекрасен пятый цветок для нашего букета –  Кросс.  Передвижение в пространстве

(Учащийся добавляет в букет пятый  цветок )

 
6. Кросс.  Передвижение в пространстве – 15 мин.

6.1 Slade

6.2 Стойка с проездом.

Педагог:  Наш букет – прекрасен. Но ,чтобы он расцвел  более яркими красками, надо добавить еще цветы.

(Учащийся добавляет в букет шестой цветок, на котором написано «Контактная импровизация» )

7. Контактная импровизация – 20 мин.

Педагог: Контактная импровизация – это танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером, это одна из форм свободного танца. 

Тела танцующих качаются, крутятся, перекатываются, перелетают друг через друга, вращаясь относительно общего центра. Тело учится расслабляться, освобождаться от мышечного напряжения. Тело осознаёт свои естественные двигательные возможности.

Контакт  учит быть "здесь-и-сейчас" при непрерывном изменении внешних условий, доверять пространству и партнеру, чувствовать и слушать.

Через прикосновение, поиск совместных траекторий движения контактная импровизация исследует такие понятия, как поддержка, опора, умение отдавать и принимать, следование и сопротивление, равновесие и баланс, принятие ответственности и поиск решения. Танец в контактной импровизации направляется ощущениями партнеров. Позволить танцу случиться, можно сказать это основной принцип.

Контактная импровизация — это свободное исследование  возможностей движения, возможность поиграть, возможность совместного творчества . 

Сейчас мы этим и займемся.

7.1 Упражнения в технике «Ленточка»

Педагог: Немножко поиграем. У меня в руках ленточки. Возьмите  за их  кончики. Когда я отпущу середину ,мы узнаем кто с кем оказался в паре.

( Деление учащихся на пары)

Педагог: А теперь я предлагаю  станцевать, не выпуская ленточки из рук. От вас требуется умение чувствовать партнера, чтобы в процессе совместных движениях получился танец.

(Учащиеся исполняют танцевальные комбинации  в паре с ленточками в руках )

7.2.  Упражнения в технике «Магнит»

Педагог: Следующее упражнение называется «Магнит». Мы будем работать в паре без контакта телесного, но находясь в контакте эмоциональном. Правила такие:  рука одного человека является «магнитом», другой – примагничивается определенной частью тела, и двигается за «магнитом» под музыку. Я буду называть какой частью — центром тела вы должны примагничиваться. В процессе выполнения этого упражнения партнеры должны меняться ролями.

Части-центры тела:

– плечо;

– живот;

– голова.

Эта техника позволяет расслабиться, снять напряжение. Ее можно использовать как арт-терапию.

7.3 Упражнения в технике «Завязка»

Педагог: Продолжаем работать в паре. Переходим к телесному контакту. Поиграем в игру, которая поможет получить ощущение ведения и искушения. Представьте, что вы завязаны за кисть друг с другом. Ваша задача дотронуться до плеча друг друга, но в то же время вы не должны дать своему партнеру этого сделать.

7.4  Упражнения в технике «Контактная цепочка».

Педагог: Теперь я предлагаю перейти на следующий уровень контактной импровизации и поучаствовать всем одновременно. Необходимо сесть в одну линию, лучше по диагонали, чтобы все поместились, в разных ракурсах.  Под музыку передаем свой энергетический заряд партнеру, дотрагиваясь до него. Кроме этого, вы должны замереть в какой-либо танцевальной позе. В конечном итоге должен получиться танцевальный элемент, который можно использовать в хореографической постановке. Данную технику я назвала – «контактная цепочка».

( Учащиеся выполняют упражнение в технике «Контактная цепочка»)

7.5 Контактная импровизация в группе (создание импровизационной композиции )

Педагог:  Перейдем на более сложный уровень. Я предлагаю попробовать нескольким учащимся станцевать в технике контактной импровизации, вести спонтанный телесный диалог на невербальном уровне, играя с силами гравитации, инерции, используя друг друга в качестве опоры, находя в прикосновении почву для импровизации, вдохновение для творчества. При этом  ваши тела должны настроиться таким образом, чтобы, сохраняя необходимую безопасность, дать себе возможность проявить максимальную свободу и раскрепощенность, открывая себя для эмоционально насыщенного взаимодействия, проявляя естественную красоту индивидуальности.

( Группа учащихся танцуют  в технике контактной импровизации )

Педагог: Осталось добавить в букет последний цветок, чтобы он заиграл всеми красками весны.

(Учащийся добавляет последний цветок в букет с надписью «Хореографические постановки – совокупность танцевальных компонентов» ) 

8. Хореографические постановки – совокупность танцевальных компонентов —15 мин.

Педагог: Все приемы и средства, которые  сегодня применялись на занятии, мы используем в своих постановках.   Я предлагаю станцевать                   хореографическую постановку «Черное и белое», над которой мы еще продолжаем работать. А по окончанию ответить мне, какие техники по вашему мнению использовались в этом танце?

8.1.Хореографическая постановка «Черное и белое»

                                        ( Ответы учащихся)

8.2. Хореографическая постановка «Вслед за мечтой»

Педагог: Скажите, а какая постановка в стиле контемпорари есть в репертуаре вашей группы?

                                           ( Ответ учащихся)

Педагог:  Вот мы и собрали цветочный букет  из наших знаний, умений, навыков, эмоций.... Красивый получился букет. Мы хотели от имени средней группы образцового театра танца «Талисман» подарить этот великолепный букет всем гостям.

Букет цветов - что может быть чудесней,
Нежней что может и желанней быть!?
Букет цветов сравнится только с танцем,
С тем танцем, что не в силах позабыть.
В цветах, как в танце – душа и вдохновение,
Они – побед и радости исток!

8.3 Хореографическая постановка «Букет»

9.   Подведение итогов – 3 мин.

Педагог: Наше занятие завершается. На мой взгляд оно получилось очень динамичным и эффективным. Мне было очень интересно с вами работать.(Отмечает работу каждого учащегося)

Цель мы, безусловно, достигли.  Выполняя различные упражнения, различные техники мы совершенствовали конкретные знания, умения  и навыки. Которые в дальнейшем будем использовать при исполнении хореографических постановок.

– Поклон.

                                             ЛИТЕРАТУРА.

  1.  В.Ю. Никитин.  Модерн – джаз танца. Начало обучения. – М., 1998г.

2. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. – М.: ГИТТИС, 2000.

3. Dance magazine (Нью-Йорк) / Специальный выпуск памяти Марты Грэхем // Балет. – 1992. – №3.

4. Бежар М. Мгновения из жизни другого. Мемуары. – М.: Союзтеатр, 1989.

5. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. Emergency Exit. – М., 2005.

6. Добротворская К.А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1992.

7.Скотт Ю. Американский театр Алвина Эйли // Советский балет. – 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"

Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...

методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца " Талисман".

Тема открытого занятия "Работа над различнымигруппами мышц в процессе выполнения упражнений партерного урока"...

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца"

Методическая разработка открытого занятия "Элементы народного танца" может быть использована в учреждениях дополнительного образования....

Методическая разработка открытого занятия в образцовом театре танца «Талисман» по теме: «Работа над правильностью, чистотой и выразительностью выполнения комбинаций эстрадно-джазового станка и хореографических постановок»

Данная методическая разработка открытого занятия по современной хореографии предназначена для учащихся десятого года обучения (14 – 15 лет). Данная методическая разработка базируется на принципа...

Методическая рекомендация по организации новогодних праздников в образцовом театре танца «Талисман» «Новый год в «Талисмане!»

Новогодний праздник в жизни каждого человека– событие очень важное, и должно стать неповторимым, незабываемым. Ежегодно в образцовом театре «Талисман» для этого праздника готовится н...

Методическая разработка открытого занятия в танцевальной студии «Монпансье». Тема: «Изучение современных танцевальных направлений. Модерн»

Танец – это выражение души, общение с окружающим миром без помощи слов. Занятия танцами воздействуют на психологическое раскрепощение, помогая детям стать смелее и увереннее, дают возможность из...