Методическая разработка экскурсии «Страницы истории жизни "Нины Петровны Аникеевой"
учебно-методический материал (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шаркова Ольга Александровна

В истории ГБОУ средней школы №27 Василеостровского района Санкт-Петербурга  есть много ярких необыкновенных фактов и судеб. Преподаватели школы – свидетели и участники незабываемых исторических событий.Мы хотим рассказать о Нине Петровны Аникеевой – талантливом учителе русского языка и литературы, талантливом методисте, ответственном и великодушном человеке.

Нина Петровна Аникеева родилась 30 марта 1884 года в Петрограде, закончила Первую Рождественскую женскую городскую гимназию, а затем – Высшие женские Бестужевские курсы, Историко-филологическое отделение. Выпускницы Бестужевских курсов получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужских средних школ.

В 1905 году Нина Петровна Аникеева начинает свою педагогическую деятельность в Василеостровской женской гимназии, в её историческом здании на 9 линии, дом 6. Н.П.Аникеева преподает русскую словесность (русский язык и литературу) в младших классах гимназии и историю педагогики в старших классах.

В 1918 году в системе преподавания школы происходят существенные изменения: прежде всего – Василеостровская гимназия меняет название: теперь она называется Единая трудовая школа №18; введено совместное обучение девочек и мальчиков; резко сокращены часы для преподавания русского языка, литературы, истории. Исторический момент был очень тяжелый для школы, педагогический коллектив работает напряженно, многие педагоги покидают школу.

В этот сложный момент Нина Петровна Аникеева становится завучем, отвечающим за ведение документации и составление расписания – она понимает всю трудность своей задачи, но стремится сохранить порядок в единой трудовой школе и лучшие преподавательские традиции.

В 1930 году Нина Петровна Аникеева начинает работу в Школе Рабочей Молодежи завода «Электроаппарат»; её преподавательский талант высоко ценят ученики и коллеги. Вы можете видеть фотографию 1938 года – Н.П.Аникеева среди выпускников школы рабочей молодежи, учебные пособия по русскому языку и литературе 1930-х годов.

Таким образом, 1930 год в истории жизни Н.П,Аникеевой – очень важный и переломный: она уходит из 211 школы, с которой связаны 25 лет работы, и начинает сотрудничать со школами рабочей молодежи Василеостровского района.

В годы блокады Нина Петровна Аникеева оставалась в осажденном Ленинграде. В 1972 году были опубликованы ее дневниковые записи, которые охватывают период с сентября 1942 года по август 1944 года.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ СОШ №27 Василеостровского района Санкт-Петербурга имени И.А. Бунина «Страницы истории жизни Нины Петровны Аникеевой» Экскурсовод школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи...» - Елена Зайцева Методическая разработка экскурсии: Шаркова О.А.

Слайд 2

1 Н.П. Аникеева. 1952 год. Школа рабочей молодежи №12 при заводе имени М.И.Калинина Урок русского языка ведет Н.П.Аникеева. 1947 год.

Слайд 3

2 Высшие Женские Бестужевские курсы. Выпуск Н.П.Аникеевой. 1905 год. Васильевский остров, 10 линия, дом 33 – 35. Архитекторы А.Ф.Красовский, В.Р.Курзанов Исторический адрес Высших Женских Бестужевских курсов.

Слайд 4

3 9 линия Васильевского острова, дом 6. Фотография 1910 года Исторический адрес ГБОУ школы №27 – Васильевский остров, 9 линия, дом 6. 9 линия Васильевского острова, дом 6. Современная фотография

Слайд 5

Нина Петровна Аникеева – преподаватель русского языка, заместитель директора. 1929 год. Георгий Верейский. Васильевский остров. 1935 год. 4 Педагогический коллектив школы №211 Василеостровского района. 1925 год.

Слайд 6

Академик Евгеньев-Максимов В.Е. – директор школы среди преподавательского состава. 1929 год. 5

Слайд 7

6 Учебный пособия по русскому языку и литературе 1930-х годов. Н.П. Аникеева среди выпускников Школа рабочей молодежи завода «Электроаппарат». 1938 год.

Слайд 8

7 Уральская улица, дом 1. Корпуса завода имени М.И. Калинина (архитектор М.Шиллинг) Медаль «За оборону Ленинграда»

Слайд 9

8 Корпус завода имени М.И. Калинина, 1940 год. Работа в цехах завода имени М.И. Калинина, 1944 год.

Слайд 10

9 Памятный значок завода имени М.И. Калинина. Аттестат зрелости и медаль выпускницы Школы рабочей молодежи №111 города Ленинграда. 1953 год. . Панорамный вид корпусов завода имени М.И. Калинина.

Слайд 11

10 Практическая конференция руководящих работников Школ рабочей молодежи. 1952 год. Поздравительный адрес выпускниц Н.П.Аникеевой. 1950 год. Приказ о присвоении Н.П.Аникеевой звания Заслуженного учителя школы РСФСР. 1947 год.

Слайд 12

11 Педагогический коллектив школы №211 Василеостровского района. 1925 год. Поздравительные открытки выпускников, адресованные Н.П.Аникеевой. Грамота, выданная Н.П.Аникеевой в честь 100-летия школы №27 (бывшей Василеостровской женской гимназии)

Слайд 13

12 Н.П. Аникеева. 1952 год. Медали Н.П.Аникеевой: «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                  Текст экскурсии 22 ноября 2017 года

                       Тема: «Страницы истории жизни Н.П.Аникеевой».

Слайд 1.

     В истории нашей школы есть много ярких необыкновенных фактов и судеб. Преподаватели школы – свидетели и участники незабываемых исторических событий. Я хочу рассказать о Нине Петровны Аникеевой – талантливом учителе русского языка и литературы, талантливом методисте, ответственном и великодушном человеке.

Слайд 2

Нина Петровна Аникеева родилась 30 марта 1884 года в Петрограде, закончила Первую Рождественскую женскую городскую гимназию, а затем – Высшие женские Бестужевские курсы, Историко-филологическое отделение. Выпускницы Бестужевских курсов получали право преподавать во всех классах женских средних учебных заведений и четырех младших классах мужских средних школ.

Здание для Бестужевских курсов было построено архитектором А.Ф,Красовским,  В.Р.Курзановым; адрес – Васильевский остров, 10 линия, дома 31,33,35. На фотографии Вы можете видеть выпуск Н.П. Аникеевой.

Слайд 3

В 1905 году Нина Петровна Аникеева начинает свою педагогическую деятельность в Василеостровской женской гимназии, в её историческом здании на 9 линии, дом 6. Н.П.Аникеева преподает русскую словесность (русский язык и литературу) в младших классах гимназии и историю педагогики в старших классах.

Слайд 4

В 1918 году в системе преподавания школы происходят существенные изменения: прежде всего – Василеостровская гимназия меняет название: теперь она называется Единая трудовая школа №18; введено совместное обучение девочек и мальчиков; резко сокращены часы для преподавания русского языка, литературы, истории. Исторический момент был очень тяжелый для школы, педагогический коллектив работает напряженно, многие педагоги покидают школу.

В этот сложный момент Нина Петровна Аникеева становится завучем, отвечающим за ведение документации и составление расписания – она понимает всю трудность своей задачи, но стремится сохранить порядок в единой трудовой школе и лучшие преподавательские традиции.

Слайд 5

С 1922 по 1929 год – новый этап в развитии школы. Директором школы становится В.Е.Евгеньев-Максимов – филолог, профессор, исследователь творчества Н.А.Некрасова.

Коллектив школы пополнился новыми талантливыми педагогами. Обучение было поднято на новую высоту. С особенной любовью и вниманием проводилась работа по устройству кабинета литературы: школа вновь меняет название – она называется «211 школа имени Некрасова», сотрудничает с музеем-квартирой Некрасова на Литейном.

В.Е.Евгеньев-Максимов понимает важность сохранения традиций преподавания гуманитарных дисциплин в школе №211 – вновь расширена программа преподавания русской словесности, иностранных языков, истории. В эти годы Нина Петровна Аникеева возвращается к своему призванию – талантливо и увлеченно преподает русскую словесность в старших классах, ведет библиотечный кружок для младших.

К сожалению, в 1929 году ситуация резко меняется: В.Е.Евгеньев-Максимов уходит на преподавательскую и научную работу в Ленинградский университет, школу вновь покидают многие талантливые учителя-филологи: Т.Н.Петухова, С.А.Горчинский, Е.А.Королева. школа №211 заключает договор с заводом «Электроаппарат», в программу вводятся предметы технического профиля.

Слайд 6

В 1930 году Нина Петровна Аникеева начинает работу в Школе Рабочей Молодежи завода «Электроаппарат»; её преподавательский талант высоко ценят ученики и коллеги. Вы можете видеть фотографию 1938 года – Н.П.Аникеева среди выпускников школы рабочей молодежи, учебные пособия по русскому языку и литературе 1930-х годов.

Таким образом, 1930 год в истории жизни Н.П,Аникеевой – очень важный и переломный: она уходит из 211 школы, с которой связаны 25 лет работы, и начинает сотрудничать со школами рабочей молодежи Василеостровского района.

Слайд 7

В годы блокады Нина Петровна Аникеева оставалась в осажденном Ленинграде. В 1972 году были опубликованы ее дневниковые записи, которые охватывают период с сентября 1942 года по август 1944 года.

В конце ноября 1942 года на Васильевском острове открываются четыре школы для рабочей молодежи; одна из них – на заводе имени М.И.Калинина, по инициативе Н.П.Аникеевой. Завод имени М.И.Калинина, имеет интересную историю (В 1869 году был открыт патронный завод; в 1871 году начальником завода был назначен физик, изобретатель В.Ф. Петрушевский; ученый усовершенствовал производство, организовал инструментальный цех, изобрел ряд приборов. Перед первой мировой войной завод оказался самым крупным в городе по численности рабочих;

После Революции завод стал называться Государственным заводом № 1, а затем ему было присвоено имя Калинина).

В годы войны, в условиях жестокой блокады, на заводе создавалось ракетное оружие, которое после битвы под Москвой стало называться «Катюшей». Адрес завода имени Калинина: Уральская улица, дом 1 (Трехэтажные корпуса из красного кирпича, построенные во второй половине 19 века, архитектор Шиллинг).

В декабре 1942 года Н.П.Аникеева организовала при заводе им. Калинина школу рабочей молодежи № 4, позднее переименованную в ШРМ №12. В школе учились подростки 12-16 лет; учеба проходила в сложных условиях – после тяжелого трудового дня, до 8 часов вечера. В 1943 году Ленинград подвергался жестоким налетам вражеской авиации – приходилось заниматься в бомбоубежище завода; позже занятия были перенесены в Красный уголок завода, а после войны для школы рабочей молодежи было построено отдельное здание.

Слайд 8

Подростки работали на заводе в годы войны наравне со взрослыми; многие из них были награждены медалями «За оборону Ленинграда» - за самоотверженность, качественный труд, понимание всей сложности ситуации. Но Нине Петровне Аникеевой было нелегко: ей нужно было убедить мальчиков и девочек в необходимости учебы в годы войны. Это было совсем не просто сделать: дети ощущали себя взрослыми, и учеба казалась им чем-то далеким оставшимся в мирной жизни.

Нина Петровна Аникеева уважала своих учеников, их труд во благо родного города; но в то же время у нее было глубокое понимание необходимости учебы детей в годы войны – силой своего убеждения она вселяла в детей веру в Победу, ее требовательность была оправдана любовью к своим ученикам.

В 1944 году Нина Петровна Аникеева была награждена медалью «За оборону Ленинграда» - я считаю, что это заслуженная высокая награда.                                    В 1947 году Н.П.Аникеева была награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Слайд 9

С именем Нины Петровны Аникеевой связана вся история школы рабочей молодежи № 12; в октябре 1943 года приказом Гороно она была назначена директором школы, преподавателем русского языка и литературы; (в 1957 году Н.П.Аникеева была зачислена на основную работу в Ленинградскую городскую заочную школу). В чем значение школ рабочей молодежи?

Школы рабочей молодежи давали возможность людям, чье образование было прервано войной, получить среднее образование и продолжить учебу в высших учебных заведениях.

Уровень преподавания в школах рабочей молодежи был высокий и качественный. Вы можете видеть аттестат выпускницы школы рабочей молодежи № 111 1953 года. А какие предметы преподавались в школе рабочей молодежи?

Русский язык, литература, всеобщая история, история СССР, физика, астрономия, алгебра, геометрия…

За отличные успехи выпускники школы рабочей молодежи удостаивались медали (показ).

На слайде Вы также можете видеть панорамный вид корпусов завода имени Калинина, фирменный значок завода.

Слайд 10

В послевоенные годы Нина Петровна Аникеева в течение многих лет была председателем Районного Методического Объединения учителей русского языка и литературы школы рабочей молодежи. В 1947 году ей было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР.

Нину Петровну отличала доброжелательность и открытость в общении с коллегами; она принимала участие в практических конференциях учителей русского языка и литературы, делилась богатым опытом.

Нину Петровну не забывали её выпускники: 1955 год – в год 50-летия педагогической деятельности Нина Петровна получила много поздравлений от своих учеников (показ слайд 10 письмо, слайд 11 - открытки).

Слайд 11

 Вы можете видеть уникальный документ – грамоту, выданную Нине Петровне Аникеевой в честь 100-летия школы №27, бывшей Василеостровской женской гимназии, в которой Нина Петровна начинала свой преподавательский путь; Фотографию педагогического коллектива (школа №211 1925 год); поздравительные открытки учеников Нины Петровны Аникеевой – среди них поздравления учеников ШРМ №12 – выпускников военных лет.

Страницы жизни Н.П.Аникеевой открывают нам пример нравственного подвига, преодоления трудностей, конечно, любви к своим ученикам. Ведь нужно было силой своего убеждения настроить детей на учебу – а это всегда было не простой задачей. И самое главное – Нина Петровна уважала своих учеников, даже в самое трудное время делилась с ними знаниями, вселяла надежду на преодоление всех невзгод. Ученики видели в ней не только талантливого учителя русского языка и литературы, но и интеллигентного человека, который думает и заботится о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка экскурсии по теме «История образовательной организации в экспозиции музея»

Методическая разработка  приурочена к празднованию 80-летнему Юбилею школы. Эта экскурсия разработана для учащихся Шарангской  школы, выпускников и гостей. Её объем может изменяться с учетом...

Методическая разработка экскурсии по временной выставке«Елочка, зажгись! История новогодней игрушки»

Экспозиция работала в музее гимназии в декабре 2015 года-январе 2016 года....

Методическая разработка экскурсии "История платка"

Аннотация     Экскурсионная деятельность в школе является частью современного образовательного процесса. Сам материал экскурсии, посвященный истории платка, оказывает воспитательно...

Методическая разработка экскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины» (на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг народа»)

Методическая разработкаэкскурсии по материалам музея истории школы МБОУ СОШ №63 «Выпускники школы №63-защитники Родины»(на основе документов школьного архива и интернет архивов «Мемориал» и «Подвиг на...

Методическая разработка интегрированного урока истории и литературы на тему: « Неизвестные страницы Великой Отечественной войны»

Цель урока: Формирование познавательной самостоятельности и активности через осмысление событий Великой отечественной войны.Задачи:Показать  своеобразие русской истории, музыки, культуры и литера...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЭКСКУРСИИ «Страницы истории и литературы на площадях и проспектах Петербурга»

Экскурсия по Санкт-Петербургу посвящена изучению обучающимися истории и архитектурного облика исторического центра города – от площади Искусств до Дворцовой и Исаакиевской площадей.Тема экскурси...