Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Цветик-семицветик"
рабочая программа (6 класс) на тему

Копылова Наталия Михайловна

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа "Цветик-Семицветик" имеет естественнонаучную направленность.В ходе её освоения дети получают первоначальные ( стартовые) экологические знания, навыки исследовательской и поисковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tsvetik-semitsvetik.doc100.16 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Староюрьевского района Тамбовской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа

Староюрьевского района Тамбовской области

 

Рассмотрено на методическом совете

Протокол от ____________№____

Зам.директора по УВР

____________ Е.Е.Стуканова

                                                                                           УТВЕРЖДАЮ                                                                                              Директор ___________ Т.И.Киселева                                                                                              Приказ от _____________ №______

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

Цветик-семицветик

Стартовый уровень

                                                                         Возраст детей: 12-14лет

                                                                         Срок реализации: 2 года

                      Автор-составитель: Копылова Наталия Михайловна

                                                           педагог дополнительного образования

с. Староюрьево

2017

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ  ХАРАКТРЕРИСТИК

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   «Цветик-семицветик» имеет естественнонаучную направленность. В ходе ее освоения  дети получают первоначальные (стартовые) экологические знания,  навыки исследовательской и поисковой деятельности.

                                       Новизна программы

Новизна программы состоит в том, повышаем уровень биологических и экологических знаний через практическую и исследовательскую деятельность;

Использование при работе информационно - коммукативных технологий, экологический мониторинг формируются интеллектуальные, морально и нравственных качеств обучающихся.                                    

  Актуальность программы

К числу наиболее актуальных проблем относится сохранение родной природы, практической направленности экологического воспитания обучающихся и привлечение их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы.

                    Педагогическая целесообразность программы

 Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологических знаний, ответственности за окружающую среду, гражданского сознания, воспитания любви к природе. прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой.

 Эффективным для экологического развития детей является такое ведение

практического материала,  которое   вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачи, новые знания помогут ему в процессе  решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и практике, ведёт к более глубокому её усвоению.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к исследовательской деятельности через увлекательные и познавательные интерактивные формы учебной и творческой деятельности.

        

Отличительная особенность программы        

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик»  ориентирована на процесс развития у учащихся творческого мышления, предусматривает  систематическое привлечение детей к самостоятельной  деятельности, развивает способности ребенка к самореализации. Творческая   деятельность, проходящая через все этапы обучения, создает возможность развития у учащихся  креативного мышления.

        Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена ролью биологической и экологической наук.

        В летний период в рамках программы реализуется подпрограмма «Цветик - семицветик», которая обеспечивает занятость учащихся и развитие у них универсальных учебных действий в период летних каникул.

Адресат программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Цветик-семицветик» адресована детям подросткам от12 до 14лет.Дети 12-14 лет способны на базовом уровне выполнять предлагаемые задания.

Средний школьный возраст- самый благоприятный для творческого  развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Детям интересны внеклассные мероприятия. В ходе  которых можно высказать своё мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

        Условия набора учащихся: для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Цветик-семицветик» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний) без предварительного отбора.

Объем и срок освоения программы

        Программа «Цветик-семицветик» стартового уровня рассчитана на два года обучения с общим количеством учебных часов – 144 часа:  первый год обучения (учащиеся 12-13лет) – 72 часа, второй год обучения (учащиеся 13-14лет) – 72 часа. В период летних каникул в рамках программы  реализуется краткосрочная подпрограмма стартового уровня «Цветик-семицветик»  (лето)» в объеме 48 учебных часов: первый год обучения – 24 часа, второй год обучения – 24 часа в очной форме с элементами дистанционного обучения.

            Формы и режим занятий: групповые занятия с детьми (18 человек),  индивидуальные занятия с одаренными детьми.  Основной формой организации обучения является  учебное занятие. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный. Применяются методы: наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, сравнение и сопоставление. Занятия проводятся в форме бесед с показом видеоматериалов, иллюстраций, фото, практических занятий на учебно-опытном участке, лекции, семинары, экскурсии.

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам,

 количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

                в год

1

18

2

1x1  (35 мин)

2

72

2

12-15

2

1x1  (35 мин)

2

72

        Формы организации занятий:

-ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы;

-занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе

-тематическое занятие – работа над тематическим заданием: практическая деятельность содействует развитию творческого потенциаларебенка;

-занятие-импровизация – предоставление ребенку свободы в выборе практической и исследовательской деятельности, пробуждает фантазию и воображение ребенка;

-игровое занятие – стимулирования творчества детей в процессе проведения игр и конкурсов; фестивалей.

-комбинированное занятие – решение нескольких учебных задач.

Структура занятия

  1. Введение в основы экологии.
  2. Обсуждение с детьми работы в форме диалога.

        3. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости)

        4. Обсуждение всех работ, выполненных на занятии, и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Цель программы: формирование нравственной и творческой личности через овладение знаний по биологии и экологии.

Задачи программы

 Задачи первого года обучения:

         1.Образовательные:

-сформировать у учащихся представлений об истории становления науки «Экология»;

-сформировать знания об  экологических проблемах страны, области, района;

-научить детей использовать приобретённый  в школе опыт деятельности в реальной жизни за рамками учебного процесса.

         2.Развивающие:

-приобщать обучающихся к методологии научного познания природы, к самостоятельной работе с информацией4

-развивать у обучающихся в процессе творческого претворения знаний из области экологии.

        3.Воспитательные:

-воспитывать у обучающихся интереса, любви к родной природе

-формировать у обучающихся культуры поведения в природе;

-воспитывать познавательный интерес и осознанной мотивациик продолжениюсамостоятельного изучения вопросов экологии.

-воспитывать ответственность при выполнении работ.

        Задачи второго года обучения:

         1.Образовательные:

-учить детей работать в коллективе, вести наблюдения и исследовательскую работу;

        2.Развивающие:

-повышать уровень экологических знаний и умений обучающихся;

-внедрять  результаты учебной деятельности на практике.

        3.Воспитательные:

- воспитывать у детей  бережного отношения к природе ;

-раскрывать индивидуальные способности через практическую и исследовательскую деятельность;

-воспитание понимания положительных и отрицательных эмоциональных состояний при работе в группах.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Первый год обучения(72 часа)

п/п

Название раздела,

темы

Кол-во

Часов

всего

Теория

Практика

Формы

аттестации/

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

Природоохранная деятельность

Введение.Основы экологии Правила техники безопасности.

Праздник «Посвящение в экологи»

Экологическая обстановка в России и здоровье человека

Пропаганда экологических знаний среди населения

По экологическим тропам Староюрьевского района

Работа экологических отрядов

Мой любимый уголок.Высадка деревьев, кустарников, цветов

Благоустройство школьной территории, своего дома

Социологический опрос «Что значит для тебя природа?»

Экологический праздник

Исследовательская деятельность на УОУ

Лекарственный огород и его использование

Полезные и вредные насекомые на УОУ

Выращивание экологически чистой продукции на УОУ

Фенологическое состояние растений

Выращивание Цветочно-декоративных растений

Оценка почвы на УОУ

Привлечение и охрана птиц

Проектная деятельность учащихся

Экология и здоровье человека

Секреты здоровья

Мониторинг школьного помещения

Мониторинг окружающей среды территории школы

Бисферное значение

лесных насаждений

Аптечка на грядке

Научно- практическая конференция

Итого

Второй год обучения

Самое удивительное вещество на свете

Водное богатство планеты

ВодныеобъктыСтароюрьевского района

Исследовательская работа.Мониторингр.Лесной Воронеж

Водные объекты- памятники природы Староюрьевского района

Операция « Родник»

Воздух, воздух, ты могуч

Основные загрязнители атмосферы

Изучение состояния атмосферы на территории школы с помощью растений- индикаторов

Изучение растительности на пришкольной территории

Определение шумовой нагрузки на территории школы и прилегающей территории

Мир пернатых

Мир вокруг нас

Охрана и привлечение птиц

Праздник « День птиц2

Итого

39

21

12

72

72

36

18

18

72

6

1

1

1

1

2

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

14

9

2

2

1

2

2

3

1

1

1

2

2

15

33

2

3

4

2

6

6

8

2

17

2

6

1

2

1

3

2

8

2

2

1

1

2

58

27

6

11

10

15

7

2

6

16

14

2

57

Праздник.

Вечер

выставка,

творческая работа

исследовательская деятельность

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Вечер

практическая работа

зачет

практическая работа

наблюдения

Практическая работа

Практическая работа

Практическая деятельность

Защита проектов

Лекция,

исследовательская деятельность

Беседа, исследовательская деятельность

зачет

Практическая работа

Защита проектов

Лекция, беседа

Практическая работа

Беседа,экскурсии

Беседа, практическая работа

Лекция, семинар, практическая работа

Беседа, семинар.зачет

Беседа

Исследовательская деятельность

Практическая работа

Беседа, лекция, исследовательская деятельность

Практическая работа,зачет

Вечер

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Природоохранная деятельность-39час.

  Теория Введение. Основы экологии

Экологическая обстановка в России и здоровье человека

Пропаганда экологических знаний среди населения

По экологическим тропам Староюрьевского района

Социологический опрос «Что значит для тебя природа?»

Практика. Правила техники безопасности. Беседа-диалог.

Праздник «Посвящение в экологи»

По экологическим тропам Староюрьевского района

Работа экологических отрядов

Мой любимый уголок. Высадка деревьев, кустарников, цветов

Благоустройство школьной территории, своего дома

Экологический праздник.

Исследовательская деятельность на УОУ-21

Теория

Лекарственный огород и его использование

Полезные и вредные насекомые на УОУ

Фенологическое состояние растений

Практика

Выращивание экологически чистой продукции на УОУ

Выращивание Цветочно-декоративных растений

Оценка почвы на УОУ

Привлечение и охрана птиц

Проектная деятельность учащихся

Экология и  здоровье человека-12

Теория

Секреты здоровья

Мониторинг школьного помещения

Мониторинг окружающей среды территории школы

Бисферное значение

лесных насаждений

Практика

Мониторинг школьного помещения

Мониторинг окружающей среды территории школы

Аптечка на грядке

Научно - практическая конференция

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Самое удивительное вещество на свете-36

Теория

Водное богатство планеты

Водныеобъкты Староюрьевского района

Исследовательская работа.Мониторингр.Лесной Воронеж

Водные объекты - памятники природы Староюрьевского района

Операция « Родник»

Практика

Водныеобъкты Староюрьевского района

Исследовательская работа.Мониторингр.Лесной Воронеж

Водные объекты - памятники природы Староюрьевского района

Операция « Родник»

Воздух, воздух, ты могуч-18

Теория

Основные загрязнители атмосферы

Определение шумовой нагрузки на территории школы и прилегающей территории

Практика

Изучение состояния атмосферы на территории школы с помощью растений- индикаторов

Изучение растительности на пришкольной территории

Определение шумовой нагрузки на  территории школы и прилегающей терри

Мир пернатых-18

Теория

Мир вокруг нас

Практика

Охрана и привлечение птиц. Праздник « День птиц»

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

По итогам реализации программы стартового уровня «Цветик-семицветик» ожидаются следующие результаты.

1. Личностные:

-развитие навыков коммуникативного общения учащихся со сверстниками и педагогами;

-развитие мотивации познавательных интересов;

-развитие самооценки собственной творческой деятельности;

-творческое самоопределение и самоутверждение в процессе конкурсного движения;

-рост творческого мастерства;

-формирование творческого портфолио учащегося.

2. Предметные:  формирование  начальных компетенций  у учащихся в области биологии и экологии

3. Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-умение организации рабочего места;

-умение соблюдения правил техники безопасности при работе  с материалом

для практическихработ

-умение анализировать и оценивать созданную работу;

-умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

Познавательные универсальные учебные действия:

-умение выявлять признаки природных явлений, растений, животных

-повышение интереса к природе родного края;

-развитие навыков работы с бумажными, электронными и Интернет-ресурсами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-умение сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность;

-умение вырабатывать навыки адекватной самооценки.

Учащиеся первого года обучения:

  Учащиеся должны знать:

-историю становления науки «Экология»

-основные экологические проблемы родного края

-методику исследовательской деятельности

-правила по технике безопасности при проведении мониторинга в природе, работе на учебно-опытном участке

-секреты своего здоровья

 

   Учащиеся должны уметь

-вести природоохранную деятельность среди населения

-работать с методикой научного познания природы

-использовать приобретённый опыт деятельности на практике

-выращивать экологически чистую продукцию

-вести опытническую работу

Учащиеся второго года обучения:

   Учащиеся должны знать:

-водные объекты Староюрьевского края

-проблемы чистой воды

-основные загрязнители окружающей среды

-растительный и животный мир Тамбовской области, Староюрьевского района

   Учащиеся должны уметь:

-вести мониторинг водных объектов, воздушной среды

-составлять паспорт родника

-вести исследовательскую работу по изучению природных комплексов

-изготавливать скворечники, синичники, кормушки для птиц

-готовить презентации своей работы

-публично выступать на конференциях и праздниках

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Цветик-семицветик»:

-для учащихся первого года обучения начинается 15 сентября и заканчивается 31 августа;

-для учащихся второго года обучения начинается 15 сентября и заканчивается 31 августа.

В период летних каникул с 01 июня по 31 августа творческое развитие и досуговую занятость учащихся во внеурочное время обеспечивает краткосрочная дополнительная общеразвивающая подпрограмма стартового уровня «Цветик-семицветик»(лето).

Учебная

четверть

Даты

начала

и окончания четверти

Сроки

каникул

Число

учебных

недель по программе

Число

учебных

дней по

программе

Количество

учебных

часов по

программе

Первый год обучения

Первая четверть

15.09 - 30.10

31.10 – 08.11

7

7

14

Вторая четверть

09.11 - 30.12

01.01 – 12.01

9

9

18

Третья четверть

03.01 - 23.03

24.03 – 01.04

12

12

24

Четвертая четверть

03.04 - 31.05

8

8

16

ИТОГО

36 недель

36 дней

72 часа

Второй год обучения

Первая четверть

15.09 - 30.10

31.10 – 08.11

8

8

16

Вторая четверть

09.11 - 30.12

01.01 – 12.01

9

9

18

Третья четверть

13.01 - 23.03

24.03 – 01.04

11

11

22

Четвертая четверть

03.04 - 31.05

8

8

16

ИТОГО

36 недель

36 дней

72 часа

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия:

1.-Кабинет соответствующий санитарно-гигиеническим нормам освещения и температурного режима (18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %), противопожарным требованиям, оснащенный мебелью, соответствующей возрастным особенностям детей 7-9 лет.

 Оборудование: классная доска; столы  стулья для  и педагога, шкафы и стеллажи, микроскоп.

Инструменты  и приспособления: инвентарь для работы на учебно-опытном участке, методичка ведения исследовательской работы.

2.Информационное обеспечение: компьютер, мультимедийный  проектор

Кадровое обеспечение:

 Педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее или среднее профессиональное образование по специальности  связанной с биологией и экологией.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

        Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе стартового уровня «Цветик-семицветик» применяется:

        Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки:  беседа, постановки экологических праздников.

        Промежуточный контроль – проводится в конце  учебного года.

          Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения «Цветик-семицветик»,грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Формами  отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению промежуточной аттестации учащихся; -организация конкурсов, выставок;- -приказы органов управления образования об итогах  конкурсов изобразительного творчества учащихся муниципального и регионального уровней:

-участие в конкурсах на муниципальном. региональном  уровне.

2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценке качества реализации программы применяются следующие критерии:

        -проявление самостоятельности;

        -оригинальность.

        Оценочные материалы программы разработаны с учетом требований к стартовому уровню освоения учебного материала и  предусматривают отслеживание уровня начальных навыков овладения экологических знаний.

         Диагностические материалы: 

 -диагностика «Склонность к творчеству»;

-диагностика «Твои таланты»;

-анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса».

          Методические разработки:

-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Исследовательская деятельность»;

-методическое пособие для родителей «Экология»»;

-методические рекомендации для педагогов дополнительного образования    «Теория и методика экологического образования детей:»

        2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами:

-принцип  системности (предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении);

-принцип дифференциации (предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям);

-принцип увлекательности (учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся);

-принцип коллективизма (способствует развитию разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу);

-принцип междисциплинарной интеграции  (уроки литературы  и музыки;  литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);

-принцип креативности ( предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности).

        При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение);

-наглядный (демонстрация схем, рисунков,  изобразительных работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);

        -репродуктивный (воспроизводящий);

        -проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися);

        -творческий.

        При реализации программы используется следующие методы воспитания:

        -упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

        -мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

        -стимулирование (создание ситуации успеха).

        Основными формами образовательного процесса являются беседы, практические занятия, экскурсии и игры, концерт, конкурс, коллективный анализ выступлений.   На  всех этапах освоения программы используется индивидуальная, парная и коллективная формы организации процесса обучения.

        Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии  разноуровневого,  развивающего,  индивидуального, группового обучения, коллективной творческой деятельности, педагогика сотрудничества. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень стартовых образовательных компетенций.

На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические обоснования наиболее важных тем. Используются данные исторического наследия и передового опыта в области биологии и экологии.

На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются практическим показом самим преподавателем,  проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги.

     Дидактический материал:  памятки, научная и специальная литература,  мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.
   

Методическое обеспечение программы

Первый год обучения

Название раздела, темы

Формы

занятий

Приемы

и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы

подведения итогов

1.

Природо-охранная

дея-тельность.

Беседа наблюде-ния,экскурсия.

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, сравнение и сопоставление.

Компьютер,, видеозапись ,рисунки .проектные работы учащихся, декорации для праздников.

Текущий контроль (собеседование, игра)

2.

Исследова-тельская   деятельность

Беседа, наблюде-ния,семинар,конференция

Словесный, наглядный, практический, объяснительно

. Инструменты для  работы на УОУ,кормушки,семена для птиц

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ)

3.

Экология и здоровье че-ловека

Беседа,

Лекция,набдюдения

Словесный, наглядный, практический, объяснительно

 

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) ,выставки

Второй год обучения

Название раздела, темы

Формы

занятий

Приемы

и методы

Дидактический материал,

техническое оснащение

Формы

подведения итогов

1.

Самое удивительное вещества на свете

Беседа,наблюдения,экскурсия.

Словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, сравнение и сопоставление.

Компьютер, видеозаись ,рисунки .проектные работыучащихся, декарации для праздников.

Текущий контроль (собеседование, игра).подготовка проектов к защите

2.

Возух,воздух

ты могуч

Беседа,наблюдения,семинар,конференция

Словесный, наглядный, практический, объяснительно

 компьютер

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ).работа с презентациями

3.

Мир пернатых

Итоговое занятие

Беседа,

Лекция,

наблюдения

Словесный, наглядный, практический, объяснительно

Компьютер,

декарации для праздников.кормушки, скворечники

Текущий контроль (опрос, упражнение, просмотр работ) .выставки

Литература для учителя

1. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – 135 с.

2. Новолодская, Е.Г. Школьный экологический мониторинг: организация проектной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.Г.Новолодская; Алтайская гос. академия образования им. В.М. Шукшина. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. – 248 с.

3. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

4. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения / О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 192 с. – (В помощь учителю).

 5. Грехова, Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л.И. Грехова. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288 с.

6. Балабанова, В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. – Волгоград: Учитель, 2002. – 154 с. 7. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: Учебное пособие. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2001. – 80 с.

Образовательные сайты:

http://easyen.ru/современный учительский портал

http://ifmir.info/budd.htm

http://www.pravoslavie.ru/

http://www.muslim.ru

Литература для обучающихся

Неделя экологии в школе: Учебное пособие по методике преподавания биологии / Л.Д.Бобылева, Л.П.Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. Мичуринск: Издательство МГПИ, 2011. – 111 с. 9.

Бобылева Л.Д., Мягких Т.П., Бобылева О.В. Экологические игры в школе. – Мичуринск: Мичуринская городская типография, 2002. – 92 с. 10. Молодова, Л.П. Экологические праздники для детей.

Е.Ю.Козловский.Экология для любознательных.Ярославль,2015г

Справочник юного натуралиста- Москва,2012

Календарный учебный график

п/п

Дата

проведения

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

Пртродоохранная деятельность-39часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Беседа

Праздник

Беседа.

Практическая работа

Беседа

Практическая работа

Беседа

Практическая работа

Практическая работа

1

2

1

5

6

2

6

6

10

2

Введение. Основы экологии

Посвящение в экологи»

Экологическая обстановка в России и здоровье человека

Пропаганда экологических знаний среди населения

По экологическим тропам Староюрьевского района

Работа экологических отрядов

Мой любимый уголок.Высадка деревьев, кустарников, цветов

Благоустройство школьной территории, своего дома

Социологический опрос «Что значит для тебя природа?»

Экологический праздник

учебный

кабинет

учебный

кабинет

учебный

кабинет

учебный

кабинет

учебный

кабинет

Школа

учебный

Кабинет

УОУ

учебный

Кабинет,УОУ

учебный

кабинет

УОУ

Вечер

Выставка

Презентация

Собеседование

Практическая работа

Практическая работа

Вечер

Выставка

Исследовательская деятельность на УОУ-21

11

12

13

14

15

16

17

18

праздник

Беседа

Беседа,наблюдения

Беседа,наблюдения

Беседа,наблюдения

Беседа,наблюдения

Беседа,наблюдения

Беседа,наблюдения

Конференция

1

3

7

2

2

1

3

2

Лекарственный огород и его использование

Полезные и вредные насекомые на УОУ

Выращивание экологически чистой продукции на УОУ

Фенологическое состояние растений

Выращивание Цветочно-декоративных растений

Оценка почвы на УОУ

Привлечение и охрана птиц

Проектная деятельность учащихся

УОУ

УОУ

учебный

Кабинет,

УОУ

учебный

Кабинет,

УОУ

УОУ

УОУ

УОУ

Школьный парк

учебный

Кабинет

Выставка

коллекций

Практическая работа

Практическая работа

Практическая работа

Исследовательская деятельность

Практическая работа

Защита проектов

собеседование

Экология и эдоровье человека-12

19

Лекция

1

Секреты здоровья

Учебный

кабинет

собеседование

20

21

22

23

Исследовательская деятельность

Беседа наблюдения

3

3

2

1

2

Мониторинг школьного помещения

Мониторинг окружающей среды территории школы

Бисферное значение

лесных насаждений

Аптечка на грядке

Научно - практическая конференция

Помещение школы

Территория школы

Учебный

кабинет

УОУ

исследовательская деятельность

исследовательская деятельность

собеседование

практическая работа

практиче-ская  рабо-та

защита проектов

Самое удивительное вещество на свет-36часов

24

25

26

27

28

Лекция, беседа

Экскурсия

Исследовательская деятельность

Беседа,наблюдения

2

8

12

12

2

Водное богатство Планеты

Водные объкты Староюрьевского района

Мониторинг р.Лесной Воронеж

Водные объекты- памятники природы

Операция « Родник»

Учебный кабинет

Р.Лесной Воронеж

Р.Лесной Воронеж

учебный

Кабинет,

экологическая тропа

экологическая тропа

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Практическая работа

тестирование

Воздух, воздух, ты могуч-18

29

Беседа

1

8

2

7

Основные загрязнители атмосферы

Изучение состояния атмосферы на территории школы с помощью растений- индикаторов

Изучение растительности на пришкольной территории

Определение шумовой  нагрузки на территории школы

учебный

Кабинет

Территория школы

Территория школы

УОУ

Территория школы

Практическая работа

Подготовка презентаций

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность

Мир пернатых-18

1

2

3

Беседа,

Лекция

праздник

2

14

2

Мир вокруг нас

Охрана и привлечение птиц

Праздник День птиц»

Учебный кабинет

Школьный парк 

Учебный кабинет

Тестирование

Практическая работа

Выступления детей

ПРИЛОЖЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды универсальных учебных действий:

Цель данной программы: формирование УУД через воспитание экологической культуры. В процессе достижения поставленной цели программа призвана решить ряд задач:

- овладеть умением конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения; умением презентировать свои достижения;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоить основные этикетные нормы поведения в природе;

- создать пространство для социальных практик детей и приобщение их к общественно значимым делам;

- побудить и поддержать детскую инициативу через акции, экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали и т.д.

Экологические акции («Покормите птиц»;  «В защиту зеленого друга»;  «Чистое утро», «Кормушка для птиц»  и др.) способствуют формированию:

- Личностных УУД, т.е. формируют умения  оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.  Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении кормушек сохранению редких растений и т.д.

- Регулятивных  УУД. Это и постановка учебной задачи, и составление плана действий, и преодоление препятствий.

- Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

- Коммуникативных УУД:планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Экологические олимпиады, конкурсы рисунков: «Зеленая планета», «Экология. Творчество. Дети», городской конкурс «Природа родного края» способствуют формированию:

- Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

- Коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Экологические спектаклиспособствуют формированию:

- Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, овладение смысловым чтением.

- Логических УУД:обобщение, сравнение.

- Коммуникативных УУД: умение выполнять разные социальные роли.

Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.    

Исследовательская деятельностьспособствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формироватьи личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.

Критерии оценки личностного самосовершенствования учащихся

Направление личностного самосовершенствования

Создание комфортной здоровьесберегающей среды, умение организо-вать свое рабочее время, распределить силы

Критерии сформированности

низкий

Не знает основных принципов и правил отношения к живой природе, обзорно знаком с основами здорового образа жизни. Не может организовать свое рабочее место, распределить время и силы при работе на уроке биологии и школьном учебно-опытном участке. Не переносит способы деятельности, используемые на уроке, в процесс решения проблем личной жизни

средний

Знает  основные принципы и правила отношений к живой природе, знаком с основами здорового образа жизни. Под руководством учителя может организовать свое рабочее место, распределить время и силы при работе на уроке биологии и школьном учебно-опытном участке. При необходимости переносит способы деятельности, используемые на уроке, в процесс решения проблем личной жизни

высокий

Осознает значимость выполнения основных принципов и правил отношения к живой природе, расценивает их как способ ведения здорового образа жизни. Может самостоятельно организовать свое рабочее место, распределить время и силы при работе на уроке биологии и школьном учебно-опытном участке. Всегда переносит способы деятельности, используемые на уроке, в процесс решения проблем личной жизни

Создание условий для самопознания и самореализации

низкий

Выполняет только те задания, которые предлагает учитель, не стремится к самостоятельному поиску информации в области изучаемого биологического объекта или процесса, не имеет внутренней мотивации к самореализации

средний

Занимается самопознанием при необходимости выполнить задание учителя, требующего применения знаний в новой ситуации, имеет мотивацию к самореализации на уроках биологии

высокий

Самостоятельно регулярно работает над самообразованием в изучаемой биологической области, делится открытиями с одноклассниками и учителем, стремится повысить уровень самореализации

Наличие способности действовать в собственных  интересах, завоевание авторитета в глазах одноклассников с помощью уникальных результатов своей деятельности

низкий

Имеет способность действовать в собственных интересах, завоевывает авторитет у одноклассников редко при помощи результатов своей деятельности

средний

Способен действовать в своих инте-ресах, соотнося их с интересами других участников взаимодействия, стремиться всякий продукт своей деятельности представить как уникальный, заботится о своем здоровье по средствам знаний ЗОЖ

высокий

Все действия направлены на повышение качества выполняемой работы как в личных целях, так и для группы в целом, обеспечивают сохранение личного психического и физического здоровья

Методика определение направленности учебно-познавательной мотивации «Выбор любимых занятий»

АНКЕТА

I.. Напиши фамилию, имя и сегодняшнее число

II. Прочитай все пункты от 1до 18

III.Выбери (подчеркни), что ты больше всего любишь делать (сделай 6 выборов)

1.        Слушать, когда учитель приводит интересные примеры.

2.        Выводить определения на уроках биологии.

3.        Выполнять  задания по биологии, данные в конце параграфа.

4.        Узнавать, откуда произошли растения.

5.        Самому составлять задания по биологии.

6.        Решать задачи по биологии.

7.        Узнавать, почему предмет назван определенным словом.

8.        Самому придумывать вопросы по биологии.

9.        Узнавать правила поведения в природе.

10.        Слушать, когда учитель рассказывает что-то интересное.

11.        Узнавать о строении растений.

12.        Выводить правила поведения в лесу.

13.        Работать в группе.

14.        Вести самому часть урока.

15.        Готовить интересное сообщение по теме.

16.        Проверять работы товарищей.

17.        Слушать ответ товарищей.

18.        Объяснять что-либо товарищу.

Обработка результатов:

Вопросы, связанные с содержательной стороной :

1 и 10 – занимательность

9 и 11 – факты

4 и 7 – суть явлений

Вопросы, связанные с процессуальной стороной :

3 и 6 – сам процесс действия

2,12,13,14,16,17 – поисково-исполнительская деятельность

5,8,15,18 – творческая деятельность

Алгоритм определения уровня владения учащимися

общеучебными мыслительными навыками

Время проведения: после зачетной работы по теме

Способ проведения: в виде письменной работы определенного вида

1.Анализ:

Найди соответствие…

Выбери только то. Что относится …

Чем отличаются …?

2.Синтез:

О чём идет речь? (перечень терминов)

Назовите, одним словом …

Что общего …?

3.Сравнение:

Сравни два объекта, два процесса, две личности

4.Установлениепричинно-следственных связей:

Что пропущено?

Восстановите порядок этапов процесса…

Закончите перечень терминов, дат, чисел…

5.Обобщение:

Сделайте предположение о причинах процесса…

Сделайте вывод на основании результатов опыта

Решите биологическую задачу.

Проделайте мысленный опыт и сделайте вывод о …

Уровни развития коммуникативных компетенций

недостаточный

Речь развита плохо, в диалоге участвует односложными ответами, работая в группе, только слушает.

Навык активного слушания не сформирован – не отслеживает логику рассказа, не задает вопросов по ходу рассказа учителя

критический

Устный полный ответ может построить только по алгоритму.

В группе может участвовать в дискуссии.

Услышанное анализирует, иногда может задать вопросы.

При работе в группе хорошо выполняет четко определенную деятельность, без собственной активности

достаточный

Свободно рассуждает на заданную тему в рамках полученных знаний. В диалоге активен, умеет внимательно слушать собеседника. В группе может организовать обсуждение.

При работе в команде может как подчиняться, так и руководить одинаково успешно, сохраняет в команде способность к творчеству

АНКЕТА «Коммуникативные умения» (по Н.И.Дереклеевой)

(для учащихся среднего звена образования)

Коммуникативные умения

Скорее легко

Скорее тяжело

Сделать это мне…

Говорить перед классом

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

Отвечать у доски

Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания

Увлечь одноклассников своим ответом

Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии

Внимательно и заинтересованно слушать своих одноклассников

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

Во время дискуссии терпеливо ждать возможности ответить

Считаться с мнением других

Сообща работать в группе

Качественные характеристики уровня сформированности целеполагания

Уровень

Качественные характеристики уровня.

I   Отсутствие цели (очень низкий)

  • формально ориентируется на требования взрослого;
  • приступая к заданию, не может ответить (дает неопределенные ответы) на вопросы: «Что надо сделать?», «Чему надо научиться?».

IIПринятие практической цели (низкий уровень)

- до решения практической задачи может ответить на вопросы: «Что будешь сейчас делать?», «Что получишь в результате?»;

- перед выполнением теоретического задания не может ответить на эти вопросы.

III Переопределение УЗ в практическую (средний)

- может содержательно ответить на вопросы: «Что можно узнать, выполняя задание?», «Чему можно научиться, выполняя задание?»;

- при выполнении утрачивает теоретическую часть задания; вместо вопроса: «Почему надо делать именно так?», ребенок отвечает на вопрос «Как надо делать?», после выполнения задания затрудняется ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?», «Что ты должен был сделать?».

- после окончания действия полно воспроизводит конкретные сведения (факты, предметы, сюжеты), а теоретический материал – фрагментарно.

IV Принятие познавательной задачи (выше среднего)

- определяет цель теоретической задачи и сохраняет ее в течение всего процесса решения;

- при выполнении ориентируется на нахождение и обоснование нового способа решения;

- может дать четкие ответы на вопросы: «Что нового ты узнал?», «Чему научился?», «Что должен был узнать?» на всех этапах решения и после выполнения задания;

- достаточно полно воспроизводит все компоненты учебного материала (и теоретического и фактического);

- не стремится самостоятельно ставить новые цели.

VПереопределение практической задачи в учебную (высокий)

- при предъявлении практической задачи самостоятельно формулирует учебную цель;

- решив задачу, хорошо осознает структуру найденного способа, связь со способами ранее решавшихся задач;

- только неразрешимая практическая задача стимулирует постановку новой УЗ, вне такой ситуации постановка УЗ не наблюдается.

VI Самостоятельная постановка новых УЗ (очень высокий)

- по собственной инициативе выдвигает гипотезы применения найденного способа в других условиях;

- стремится проверить обоснованность гипотез;

- дополняет требования сложной задачи своими, еще более сложными и содержательными;

- устанавливает связь нового способа с ранее изученными.

    Качественные характеристики действия контроля

Уровень

Качественные характеристики уровня.

I очень низкий

  • учебные действия не контролируются и не соотносятся со схемой;
  • допущенные ошибки не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий;
  • не замечает ошибки других учеников.

II низкий

- может, хотя и не систематически, исправлять ошибки;

- не может обосновать своих действий по исправлению ошибок;

- в малознакомых действиях ошибок не исправляет.

III средний

- затрудняется выполнить учебные действия и соотнести его со схемой;

- после решения может соотнести выполненное действие со схемой, найти и исправить ошибки.

IV выше среднего

- самостоятельно обнаруживает допущенные ошибки, правильно объясняя при этом действие;

- при выполнении действия ориентируется на обобщенную схему и соотносит с ней процесс решения;

- столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать схему, не контролирует ее адекватность новым условиям;

- умеет контролировать решение задачи одноклассниками.

V высокий

- задания, соответствующие схеме, выполняются безошибочно;

- может обнаружить несоответствие схемы новым условиям без помощи учителя.

VI очень высокий

- умеет самостоятельно обнаружить ошибки при решении новой задачи;

- успешно контролирует соответствие выполняемых действий схеме и соответствие самой схемы изменившимся условиям;

- может вносить коррекции в схему действий еще в начале выполнения действия;

- действия выполнены безошибочно.

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1. Учреждение

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение Староюрьевская средняя общеобразовательная  школа

2. Полное название

 программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветик-семицветик» (стартовый уровень)

3.  Сведения об авторе-составителе:

3.1. Ф.И.О., должность

Копылова Наталия Михайловна, педагог дополнительного образования

4.  Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе»;

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

-Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 №808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»;

-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГОАУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015;

-Устав МБОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы 

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Естественнонаучная

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Дополнительная общеразвивающая программа

4.6. Возраст учащихся

12-14 лет

4.7. Продолжительность обучения

2 года, 192 учебных часа (144 часа + 48  часов на подпрограмму «Лето»)

5.  Рецензенты

-Беленова И.И., директор МБОУ ДО Центра детского и юношеского творчества Староюрьевского района Тамбовской области

-Стребкова Н.А., заместитель директора  МБОУ Староюрьевской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юный натуралист"

Программа «Юный натуралист» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-10 лет, пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «КИТ Энергетика»

В основе программы "КИТ Энергетика" заложен проектный    метод обучения  с деятельностью учащихся, направленный на решение конкретной проблемы и достижения оптимальным способо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Реальная математика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности  "Реальная математика"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Цветоводство с основами декоративного садоводства»возраст обучающихся: 15-18 летсрок ре...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...