Открытый урок:" Художественное воплощение музыкального образа в работе над произведениями различных форм в младших классах ДМШ"
план-конспект урока по теме

Губанова Татьяна Даниловна

Открытый урок по фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                     КОНСПЕКТ        УРОКА

                                                                                

Педагог:  Губанова   Татьяна   Даниловна

Предмет: Фортепиано

Учащаяся: Оленева Света,класс 2/8,возраст 9 лет, фортепианное отделение.

Тема урока: «Художественное воплощение музыкальных образов в произведениях различных форм»

Дата проведения: 23.03.2016 г

 

Этапы   работы

Содержание этапа

1.

Оргазационный   момент

Цель для учащейся: активное творческое участие в образовательном процессе.

Цель для преподавателя: настрой учащейся на рабочую атмосферу урока.

Задачи:

 1. Определение объема материала.

 2. Правильная посадка за инструмент и             организация  пианистического аппарата.

Методы: словесный — объяснение.

Приветствие учащейся. Проверка готовности к уроку. Определение эмоционального настроя учащейся на урок. Правильная посадка. Объявление темы урока:  «Художественное воплощение музыкальных образов в произведениях различных форм».

2.

Опрос учащейся по заданному на дом материалу.

Цель для учащейся: качественный показ выполненной домашней работы.

Цель для преподавателя: выявление усвояемости поставленных на предыдущем уроке задач посредством домашней работы.

Задачи:

1. Определение объема и качества выполнения домашней работы.

2. Обозначение наметившихся проблем и пути их устранения.

3. Развитие полифонического мышления.

4. Формирование у учащейся представления об эпохе барокко.

5. Воспитание сценической культуры.

6. Поиск дополнительной информации, помогающей вызвать интерес к занятиям.

7. Развитие музыкально — образного мышления.

8. Использование методов сравнений и сопоставлений при работе над художественным образом.

Методы:

 - словесный, диалог

 - практический: исполнение произведений учащейся

 - самоанализ

 - наглядный: исполнение произведения      преподавателем, прослушивание видеозаписи

 - дискуссия.

Для мобилизации учебного процесса учащаяся отвечает на ряд вопросов преподавателя,например,какая динамика характерна для эпохи барокко.Исполнение  ученицей «Менуэта  G-dur” И.С.Баха от начала до конца.Анализ исполнения ученицей.Выяснение причин недослушивания длительности голосов (25, 26такты). Предложение педагогом упражнений на преодоление данной трудности,например, проработка различными способами:

- исполнение  одного голоса ученицей,а второго-педагогом;

-исполнение парами голосов. Предложение педагога самой ученице придумать  упражнения.

Предложение педагога ученице послушать первую часть «Менуэта G-dur”И.С.Баха в минорной одноимённой тональности и определить,как влияет изменение лада (мажор,минор),темпа,динамики на характер и настроение музыки.

Педагог предлагает ученице сравнить две редакции изучаемой пьесы.             Сравнение штрихов,артикуляции, фразировки,динамики.Вывод ученицы: редакция Т.Шабалиной,в отличии от редакции Л.И.Ройзмана,более  соответствует стилю барокко, а, следовательно,более подходит для раскрытия содержания пьесы, её танцевального характера.

      Исполнение ученицей «Скерцино» В.Косенко. Учащаяся отвечает на ряд вопросов  преподавателя,например, определение характера пьесы,её формы. Предложение педагога ученице придумать название к пьесе(сделать подтекстовку). Объяснение терминов «Скерцино», «кода».Обращение к аудитории                 (о творчестве украинского композитора В.Косенко,о его ярких музыкальных образах в сочинениях для детей).  

 Педагог предлагает ученице сравнить мелодический рисунок и фактуру «Скерцино»с известной пьесой П.И.Чайковского «Новая  кукла». Исполнение педагогом фрагмента пьесы П.И.Чайковского. Прослушивание видеозаписи изучаемого произведения в исполнении учеников на различных инструментах(виолончель,флейта).Сравнение звучания тембров. Предложение педагога ученице самостоятельно сравнить интерпретацию видеозаписи со своим исполнением.

  1.      

3

Изучение нового учебного материала

Цель для учащейся: знакомство с новым произведением (с новыми средствами музыкальной выразительности)

Цель для преподавателя: расширять слуховые представления о выразительных средствах музыки ( для лучшего раскрытия содержания образа )

Задачи:

1.Знакомство с новым ладом (Лидийский народный лад)

2.Обучение новому способу исполнения.

3.Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.

4.Обучение умению делать обобщения в процессе сопоставления музыкальных образов.

5.Воспитание  чувства формы.

6.Развитие чувства ритма.

7. Связь предмета с теоретическими дисциплинами ( теория музыки,музыкальная литература).

8. Развитие способности к концентрации внимания.

9. Развитие тембрового и динамического слуха.

10. Развитие выразительной,эмоциональной передачи образного содержания пьесы

Методы:

-наглядный-исполнение произведения преподавателем

-словесный-объяснение

-диалог

-практический: исполнение учащейся в ансамбле с преподавателем

-объяснительно-иллюстративный

Исполнение ученицей «Колыбельной» Т.Кулиева. Определение ученицей характера, формы, тонального плана, главной кульминации произведения. Педагог обращает внимание ученицы на национальную принадлежность автора пьесы ( Азербайджанская этническая музыка) Объяснение терминов                   « кантилена», «гомофонный склад», «лидийский лад». Привлечение учащейся к различным сторонам исполнения ( фразировка, динамика, звукоизвлечение и т. д.) Предложение педагогом ученице поучить пьесу новыми способами, например, в ансамбле с педагогом; в коде собирать звуки в аккорды ( 7- акк-ды). Объяснение термина « септаккорд». Упражнение на педаль. Исполнение преподавателем нового произведения «Колыбельной» В.А. Моцарта. Ученица находит различные оттенки настроения в пьесах с одинаковыми названиями посредством зрительных ассоциаций и слухового анализа. Ученица, с помощью наводящих вопросов педагога, отвечает на ряд вопросов, например, какие средства музыкальной выразительности использавали композиторы разных эпох для создания музыкальных образов ( размер, лад, фактура и т. д.).

4

Закрепление нового материала

Цель для учащиейся:применение полученных знаний на практике.

Цель для преподавателя:углубить знакомство с выразительными средствами музыки.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки, полученные ранее, в работе над художественным воплощением образов.

2. Включение в работу зрительных, слуховых центров.

3. Обучение новому способу исполнения ( творческие задания).

4. Воспитание интереса к познанию нового.

5. Помочь отыскать нужные интонации, краски в создании музыкального образа.

6. Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности ( активности, внимания, сообразительности, увлеченности).

7. Развитие музыкально — образного мышления.

8. Развитие творческого и художественного воображения.

Методы:

- практический: исполнение произведения

- словесный: объяснение

- дискуссия

Исполнение учащейся «Китайской песенки» М. Раухвергера (чтение нот). Оъяснение термина « пентатоника». Педагог предлагает ученице охарактеризовать музыкальный образ по средствам музыкальной выразительности (темп, штрихи, динамика и т. д.), определить форму, аппликатуру посредством зрительных ассоциаций. Задание для ученицы: странспонировать на полтона вверх, сочинить самой мелодию на черных клавишах на заданный ритм. Поощрение ученице от преподавателя. Обращение к аудитории (мажорная и минорная пентатоника).

5

Задание на дом

Цель для учащейся:

    -качественное (концертное) исполнение «Менуэта  G-dur” И.С.Баха, « Скерцино d – moll” В. Косенко

-продолжить работу над раскрытием музыкального образа «Колыбельной»Т. Кулиева

-сочинить мелодию с аккомпанементом на чёрных клавишах (лад пентатоника).

Цель для преподавателя:

-пробуждать чувства и желание к музыкальному исполнительству у учащейся

-привить учащейся любовь к творчеству

- закладывание навыков по чтению нот с листа.

 Продолжить работу над «Колыбельной» Т.Кулиева: над фразировкой, качеством звука и    т. д.

Продолжить работу по чтению нот и транспонированию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля

Открытый урок по фортепианному ансамблю.Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»....

Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...

2019 г. - ОТКРЫТЫЙ УРОК «Особенности работы над произведениями разного характера в младших классах ДМШ»

Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами ...

Методический доклад на тему:" Роль штрихов в работе над воплощением музыкального образа"

Методический доклад на тему: " Роль штрихов в работе над воплащением музыкального образа"...

Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...