2019 г. - ОТКРЫТЫЙ УРОК «Особенности работы над произведениями разного характера в младших классах ДМШ»
классный час по музыке

Матишинец Оксана Павловна

Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.

Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами стаккато под лигой, легато и легато при соединении аккордов; развивать звуковую ровность игры, используя метод слухового контроля; воспитывать в ученике внимательное отношение к звуку.

Методы: метод показа, метод сравнения, метод слухового контроля.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2019.11.20.docx22.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Особенности работы над произведениями разного характера в младших классах ДМШ»

преподаватель

Матишинец Оксана Павловна


Открытый урок по фортепиано с ученицей третьего класса Гридасовой Алисой.

Тема урока: "Особенности работы над звуком в разнохарактерных произведениях, в младших классах ДМШ".

Цель: с помощью разных методов и приемов звукоизвлечения создать образы двух разнохарактерных музыкальных произведений.

Задача: продолжить работу с учеником над особым прикосновением при игре штрихами стаккато под лигой, легато и легато при соединении аккордов; развивать звуковую ровность игры, используя метод слухового контроля; воспитывать в ученике внимательное отношение к звуку.

Методы: метод показа, метод сравнения, метод слухового контроля.

Оборудование: два фортепиано.

Сопутствующие материалы: нотный материал произведений, фотографии композиторов.

ХОД УРОКА

Здравствуйте, уважаемые преподаватели!

Сегодня на нашем уроке, мы предлагаем Вашему вниманию послушать и посмотреть некоторые методы и приемы звукоизвлечения, которые используем в своей работе над произведениями, с ученицей третьего класса Гридасовой Алисой.

В своей работе мы покажем два произведения:

  1. полифоническое произведение Иоганна Гуммеля "Аллегро".
  2. произведение романтического характера русского композитора Александра Гедике "Миниатюра".

Прежде, чем начать работу над произведениями, несколько слов о композиторах.

Иоганн Непомук Гуммель, годы жизни 1778-1837 (прожил 59 лет). Австрийский композитор, пианист-виртуоз, дирижер, педагог.  Его талант проявился в 3 года, в 5 лет получил от отца своё первое маленькое пианино.  Гуммель учился у Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, Антонио Сальери.  Дружил с Людвигом ван Бетховеном и Францом Шубертом. Среди учеников – Феликс Мендельсон.

Александр Федорович Гедике – русский композитор, органист, педагог, основатель советской органной школы. Годы жизни 1877 – 1957 (прожил 80 лет). Учился у профессоров: А.И. Галли, П.А. Пабста, В.И. Сафонова; по классу теории: А.С. Аренского, Н.М. Ладухина. Среди его учеников: Н.Я. Выгодский, Н.Л. Старокадомский, Л.И. Ройзман и др.

А теперь мы послушаем произведение Иоганна Гуммеля «Allegro».

Звучит произведение в исполнении ученицы.

Учитель: «С самого начала Алиса, давай уточним, что такое полифония?»

Ученица: «Полифония – это многоголосие.»

Учитель: «Правильно. Сколько голосов в нашем произведении?»

Ученица: «Два голоса.»

Учитель: «Правильно. В каком голосе начинается тема?»

Ученица: «В верхнем голосе.»

Учитель: «Правильно. Сыграй пожалуйста сейчас первый фрагмент и затем ответь на вопрос – что происходит с мелодией? Как она по твоему развивается? Можно ли сказать, что в этом начальном периоде композитор знакомит нас с темой? И каким образом он это делает?»

Ученица отвечает …

Учитель: «Сыграй пожалуйста еще раз в том характере, в котором композитор задумал данное проведение темы.»

Ученица играет …

Если у ученицы не получилось передать характер, играет несколько раз до результата.

Учитель: «Хорошо! Скажи пожалуйста в какой фактуре композитор излагает мелодическую линию темы? И как это нужно сыграть? Что в этот момент делает рука? Как играют пальцы? Какое прикосновение должно быть в полифонических произведениях?»

Ученица отвечает. Если не совсем точно, учитель поправляет и направляет далее мысли ученицы.

Учитель: «А почему именно таким прикосновением? Почему именно так должны двигаться рука и пальцы?»

Ученица отвечает …

Учитель: «Теперь поговорим о паузах. Наше произведение практически на каждой доле имеет паузу, какую?»

Ученица отвечает …

Учитель: «Это как-то должно влиять на движения пианиста?»

Ученица отвечает …

Учитель: «А теперь давай сыграем среднюю часть произведения.»

Ученица играет…

Далее учитель на протяжении средней и заключительной частей произведения задает наводящие вопросы ученице, для того, чтобы ученица сама находила верные движения для создания необходимого образа, вопросы о динамике, вопросы об аппликатуре, вопросы о весе руки, вопросы об отличии двух рук (с точки зрения физиологии). Так же ведется разговор о кульминации произведения, какими словами это прописывается в нотном тексте, как вообще могут записываться динамические оттенки, на каком языке они пишутся, звучит ли тема в третьей части и для чего?

Работа над звуком на протяжении урока ведется постоянно с небольшими перерывами, с анализом со стороны ученика и учителя.

Учитель: «А теперь Алиса сыграй нам произведение Александра Гедике – «Миниатюра»».

Александр Гедике – это основатель советской органной школы. Органная музыка всегда предполагает многоголосное изложение. В связи с этим следует поговорить с ученицей о том, есть ли в данном произведении фрагменты похожие на органную музыку. Можно поговорить о том, что такое орган, где он используется, какой у него звук.

Данное произведение изобилует многочисленными штрихами: легато, нон-легато, стаккато, стаккато под лигой, акценты; динамическими оттенками: от pianissimo, до FF. Мелодическая линия ведется левой рукой в верхнем регистре, аккомпанемент ведет правая рука – руки находятся в перекрещенном положении. В средней части руки меняются – правая в верхнем регистре, левая в нижнем. Именно в этой части композитор развивает мелодию с подголосками, что составляет определенную трудность для учащихся. Здесь следует поиграть мелодическую линию отдельно, проследить ее движение, проиграть отдельно аккомпанемент, подголоски.

Так же следует обратить внимание выразительности мелодической линии на протяжении всего произведения. Следует объяснить ученику, что мелодию левой рукой необходимо постараться сыграть более выразительно, а аккомпанемент в правой руке необходимо играть тихо, с одной стороны, чтобы он не заглушал мелодию, с другой стороны, чтобы не потерялась ни одна нотка в звучании гармонии.

Большое внимание ученицы, необходимо направить на знание аппликатуры, что играет важнейшую роль в звучании, а следовательно, и в создании музыкального образа. На протяжении работы над произведением учителю необходимо внимательно следить, за свободой рук ученицы, так как, благодаря глубокому погружению пальцев от плеча (так называемой весовой игре) достигается очень красивое извлечение звука, которое называется легато.

Если у ученика не получается самостоятельно найти необходимое звучание, учитель обязательно должен показать ученику, как-бы направляя его. Вообще метод показа играет важную роль, для еще не обученных пальчиков ученика. Но если ученик все же способен собственными попытками достичь необходимого результата, то такая работа гораздо ценнее для ученика, в плане роста его мастерства.

И в заключении. Сегодня на уроке мы с ученицей работали над особым прикосновением в своих произведениях. Ставили задачей методами показа, сравнения и слухового контроля создать разнохарактерные образы. Уверена, ученица с этим справилась.

Петр Ильич Чайковский говорил, что один и тот же звук, можно сыграть до ста раз по-разному. Это говорит о том, что у каждого из нас есть возможность совершенствовать свое мастерство, передавать его будущим поколениям, воздействуя с помощью звуков на тонкие души людей.

На этом наш урок окончен. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок «Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «БУСИНКИ»».

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного и трехголосного  пения в вокальном ансамбле младших классов.Задачи:Образовательные:•  формировать навыки пения a cappel...

Внешняя рецензия на открытый урок "Особенности работы над музыкальными произведениями в классе аккордеона"

Рецензия на открытый урок преподавателя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки» Жу...

Особенности работы над произведениями крупной формы в младших классах

План-конспект излагает последовательность форм работы над произведениями крупной формы на примере сонатины М. Клементи, ор.36, №2, соль мажор. Анализ произведения включает в себя передачу со...

Работа над произведением крупной формы в младших классах фортепиано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО(ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА ИМ. Н К КРУПСКОЙ...