Занятие Красота православия. Красота человека
план-конспект на тему

Епищева Екатерина Сергеевна

Конспекты занятий по Азбуке православной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Красота православия. Красота человека.

На экране фильм Златые купола → Диск АПК_1 кл. → Глава 1.

Рефлексия на начало урока

Для того чтоб узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, посмотрим небольшой видеосюжет. (Диск АПК_1 кл.→ Златые купола → до слов «читаем летопись времен»). После просмотра диск выключить; включить Слайд 1.

Ребята, как вы думаете, красиво все, что мы с вами сейчас увидели и услышали?                                                                                                - Да

Вот мы с вами сегодня и поговорим о Красоте православия и красоте человека.                                                        Открыть тему урока на доске

Ребята, давайте с вами вспомним, что значит православие?                                                                                        - Это значит правильно славить Бога.

Слайд 1. Посмотрите, ребята, перед вами на экране фотография села Льва-Толстое. Рассмотрите ее внимательно. Мы видим какую-то улицу, дома. Что это за здания, кто в них живет, мы не знаем. Но из множества неизвестных зданий можно выделить дом Божий – храм. Все вы его видите на фотографии? Как вы его узнали?                                                Храм более красивый, величественный.                                                                Над храмом есть купол и крест.

Слайд 2. Да, вы правы, храм строится на красивом месте, и сразу видно, что это не обычное здание. Храм Божий отличается по своему внешнему виду от прочих зданий. Обычно его завершает купол, который символизирует небо. Купол, в свою очередь, венчает глава и крест, чтобы все знали, что храм посвящен Богу.

А кто знает, как называется самая высокая башня монастыря? Это колокольня. В ней висят колокола разного размера. Колокольный звон созывает верующих людей на Богослужение. Раньше, когда не было СМИ, колокольный звон оповещал людей об опасности (например, о пожаре), также звоном сообщали о победе и приветствовали победителей с войны.

А как же называется монастырь, изображенный на фотографии?                                                                        Калужская Свято-Тихонова пустынь

А кто является основателем этого монастыря?                                                                                                        Преподобный Тихон Калужский

Слайд 3. Перед вами, ребята, икона преподобному Тихону Калужскому. После долгих поисков в непроходимых лесах между Калугой и Медынью преподобный Тихон обнаружил огромный дуб, в дупле которого и поселился. За многие годы лесного уединения, пребывая в постоянном посте и молитве, преподобный решился на суровый духовный подвиг, понять который не способны многие современные люди, которые привыкли к комфорту и удобству в своей жизни. Именно трудами и молитвами этого святого, на месте его монашеского подвига и создан наш монастырь, рядом с которым мы с вами живем.

Ребята, вот перед вами – икона. А кто-нибудь знает, что такое икона?                                                                                        Это образ с ликом святого

Давайте рассмотрим несколько икон и подумаем, какие чувства они у нас вызывают?

Слайд 4. Икона Святого Георгия Победоносца

Кто изображен на этой иконе? Это образ конного воина, верхом на белом коне, побеждающего змия. В образе змия Святой поражает врага рода человеческого.

Значит, Воин – это Святой, который противостоит злу.

Святой великомученик Георгий Победоносец почитаем в России как покровитель российского воинства и силы Российского государства. Его образ помещен в центр российского ге′рба, а так же на монетах. (Слайд 5.)

Следующая икона, которую мы с вами рассмотрим, Икона Божьей Матери «Умиление» (Слайд 6.)

Ребята, скажите, а кто такая Богородица?                                                                                                        Это мать нашего Господа Иисуса Христа

На этой иконе Богородица изображена в тот момент, когда Архангел Гавриил известил ее о том, что Она скоро станет Матерью Сына Божия. Поэтому, если посмотреть на лик, то можно сразу понять значение слова «Умиление» - это милосердие, любовь, сострадание, смирение.

Перед иконой Божией Матери "Умиление" матери молятся Пресвятой Богородице о благополучном замужестве дочерей, о счастье и достатке. Икона по вере прося′щих дает им исцеления.

А теперь выполним на диске Задание «Православные святыни»  Диск АПК_1 кл. → Глава 1. → Задание «Православные святыни»: Раздели православные святыни на иконы и храмы.

Ну что, устали? Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Вставайте все.

Физкультминутка (Дни сотворения мира)

Море синее в волнах - двумя руками показываем волны.

И ракушки на песках - присели, погладили ладошками песок.

Рыбки плавают в воде - встали, сложили ладони и показали плавающих рыбок.

Птенчики сидят в гнезде - присели, руки под подбородок.

Ярко звездочки горят - встали, подняли руки вверх, "померцали" пальцами (все пальцы свели и резко развели).

Нам о Боге говорят - указательным пальцем показали на небо.

Отдохнули немного? Молодцы! Садитесь.

Ребята, давайте прочитаем стихотворение Слайд 7.                                                                                                Как вы понимаете это стихотворение?

Слайд 8. Перед каждым из вас лежит ромашка с белыми лепестками. В центре цветка крупно написано слово Бог. Запишите, пожалуйста, на лепестках ромашки те слова, которые, для вас так или иначе связаны с Богом. Т.е. ответьте на вопрос: Кто для вас Бог?

После выполнения задания дети по очереди прикрепляют свою ромашку к рисунку на доске и рассказывают, что в их представлении тесно связано с Богом.

Молодцы, ребята! Все что вы сказали очень верно.

А посмотрите, ребята, на что еще похожа эта прекрасная полянка, которая у нас получилась? На третий день творения мира! Ведь именно в третий день творения Бог сотворил Землю и повелел произрастить такую прекрасную зелень, траву и деревья, которые нас окружают!

Ребята, а как вы думаете, красивы ли православные храмы, иконы, которые мы с Вами сегодня увидели?                                                        Да.

А как, по вашему мнению, какие люди могут создавать такую красоту?                                                                                                Ответы детей

Эти люди называются православными. Они трудолюбивые, заботливые, верные. Они любят свою страну, умеют ее украшать и защищать от врагов. Но главное – что они добрые. Про таких людей говорят, что они красивы душой. Многие из них стали святыми (т.е. Святой – это человек, угодивший Богу). Их жизнь – пример для нас. Православные люди верят в Бога. Своим трудом они творят красоту на земле. Жизнь православного человека неразрывно связана с храмом.

В Церкви даже есть Икона православных святых России. (Слайд 9.)

Итак, Святой – тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти стал покровителем православных людей.

А каких Святых вы знаете или сегодня узнали о них? Святой Георгий Победоносец – покровитель российского воинства, преподобный Тихон Калужский, трудами и молитвами которого создан наш монастырь...

А для того чтобы лучше понять, какие люди называются православными и в чем красота души человека, мы сейчас с вами немного поиграем.

Перед вами два сундучка. Один для добрых (светлых) дел. Второй – темный – для недобрых дел, то есть тех, которых мы не хотим делать, которые против заповедей Божиих.

Вам нужно прочитать, что написано, и в светлый сундучок положить те определения – т.е. добрые дела, – которые соответствуют православному человеку. А то каким, по-вашему мнению, не должен быть православный христианин – мните и бросайте, в сундук темного цвета.

Например, «Любовь» я кладу в светлый сундучок. А «Ненависть» я мну и бросаю в сундук темного цвета.

Дети по очереди делают то же самое.

Вот мы и наполнили наши сундучки. Давайте разберемся, с чем они у нас получились.

Прочитаем, что в сундуке черного цвета? (Читаем несколько бумажек) Что это? - Зло. А во что могут превратиться злые дела? В угольки (показать угольки) – т.е. если будешь делать злые дела всю жизнь – так и останешься ни с чем – у тебя не будет верных, добрых друзей, а только одиночество.

А что же у нас в светлом сундучке? (Читаем несколько бумажек) - Добро. И посмотрите, добрые дела у нас превратились в сокровища – драгоценные камни, самоцветы!

И на память о сегодняшнем уроке я вам подарю по одному такому сокровищу – это будет началом ваших добрых дел, которые вы должны ценить, беречь и собирать всю свою долгую жизнь. Обещаете?                                                                                                        Да (раздаю сокровища детям)

Итак, с помощью нашей игры, вы поняли, в чем красота души человека?

Какие люди называются православными? (Люди, которые верят в Бога, главное – они добрые, своим трудом творят красоту на земле, их жизнь тесно связана с храмом. Это человек духовно богатый, мужественный, верный, трудолюбивый и милосердный).

Как Вы думаете, может ли быть красивым злой человек?                        Нет

Значит нужно стремиться жить так, чтоб про нас можно было сказать: этот человек красив душой.

Слайд 10. В. Тропинин. Кружевница. (Картина русского художника Василия Андреевича Тропинина)

Давайте рассмотрим картину. Подумайте, в чем, по-Вашему, выражается красота изображенного художником человека? Про эту девушку можно сказать, что она красива? Почему?

Добрые глаза, скромная одежда, скромная прическа, трудолюбие. Взгляд выражает смирение, милосердие, кротость, благость, радость, любовь, сострадание. И хоть на этой девушке нет красивой богатой одежды, пышной прически, яркого макияжа, мы про нее можем сказать, что она красива душой.

А как вы думаете, может ли быть красивым злой человек?                                                                                Вспомните мачеху из сказки А.С. Пушкина                                                                 «О мертвой царевне и семи богатырях»

Вот и подошел к концу наш урок.

На столе у каждого из вас лежат по 3 яблочка – красное (считается цветом красоты у нашего народа: Красна девица, Красно солнышко, Красная Площадь), жёлтое и зеленое (яблочки вывешены на доску). Ими мы будем украшать вот такое дерево (показать).

Если после нашего урока вы поняли, какие люди называются православными, и если вы теперь будете делать только добрые дела, чтобы быть ближе к Богу - выберите яблочко красного цвета. Но подумайте хорошенько, хватит ли у вас сил всегда совершать только добрые поступки, ведь это очень трудно.

Если вы не всегда готовы исполнять только добрые дела, для вас это очень трудно, выберите желтое яблочко.

А если вы ничего нового не узнали на сегодняшнем уроке, никакие слова не запомнили и попусту потратили время – возьмите яблочко зеленого цвета.

Два ученика приклеивают яблочки к дереву; вывешивают дерево на доску.

Молодцы, ребята!

И я рада, что теперь вы будете стараться совершать только добрые дела и поступки, чтобы быть ближе к Богу и не огорчать своих родителей. Я желаю вам всем удачи и Божьей помощи в этом!

Сообщение домашнего задания

А домашним заданием вам будет подумать, может ли человек общаться с Богом, и если может, то как он это делает?

Я всем раздаю домашнее задание, с изображением подсказки к вашим размышлениям – это то, о чем мы будем говорить на следующем уроке.

Домашняя работа содержит три задания: 1) поразмышляй; 2) раскрась; 3) и нарисуй рисунок сам. Вы можете выполнить любое из этих заданий, а кто хочет – может выполнить все задания.

На этом урок окончен.

Спасибо за урок. Вы все хорошо поработали. Молодцы!

Рефлексия в конце урока

Итог рефлексии

Слайд 11.

Домашнее задание



Перед вами два сундучка. Один для добрых (светлых) дел, т.е. для тех дел, которые помогают человеку быть ближе к Богу. Второй – темный – для недобрых дел, то есть тех, которых мы не хотим делать, которые удаляют нас от Бога.

Вам нужно прочитать слова, и в светлый сундучок положить те определения – т.е. добрые дела, – которые соответствуют православному человеку. А то каким, по-вашему мнению, не должен быть православный христианин – мните и бросайте, в сундук темного цвета.

Например, «Любовь» я кладу в светлый сундучок. А «Ненависть» мну и бросаю в сундук темного цвета.

Вот мы и наполнили наши сундучки. Давайте разберемся, с чем они у нас получились.

Прочитаем, что в сундуке черного цвета? (Читаем несколько бумажек) Что это? - Зло. А во что могут превратиться злые дела? В угольки (показать угольки) – т.е. если будешь делать злые дела всю жизнь – так и останешься ни с чем – у тебя не будет верных, добрых друзей, а только одиночество.

А что же у нас в светлом сундучке? (Читаем несколько бумажек) - Добро. И посмотрите, добрые дела у нас превратились в сокровища – драгоценные камни, самоцветы!

И на память о сегодняшнем уроке я вам подарю по одному такому сокровищу – это будет началом ваших добрых дел, которые вы должны ценить, беречь и собирать всю свою долгую жизнь. Обещаете?                                                                                        Да (раздаю сокровища детям)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

село Льва-Толстое

Слайд 3

Преподобный Тихон Калужский

Слайд 4

Святой Георгий Победоносец

Слайд 6

Икона Божией Матери «Умиление»

Слайд 7

Как нарядно в нашем храме! Всюду свечи – много, много! Я шепчу тихонько маме: «Мама, хорошо у Бога!»

Слайд 8

А кто Бог для вас?

Слайд 9

Икона православных святых России

Слайд 10

В. Тропинин . Кружевница

Слайд 11

Домашнее задание Назови картинку и раскрась её . Нарисуй рисунок сам, подходящий под твои размышления.



Предварительный просмотр:

Любовь

Ненависть

Трудолюбие

Лень

Верность

Предательство

Доброта

Зло

Честность

Ложь

Храбрость

Трусость

Щедрость

Жадность

Милосердие

Жестокость

Мужество

Трусость

Правдолюбие

Обман

Любовь к Родине

Предательство

Мудрость

Глупость

Почитать   родителей

Обижать  родителей

Помогать  родителям

Лениться и отдыхать

Быть внимательным к родителям

Оскорблять родителей

Ответственность

Безответственность

Волевой человек

Безвольный

Смирение

Вспыльчивость

Справедливость

Жестокость

Приветливость

Лицемерие

Скромность

Высокомерие

Отзывчивость

Чёрствость

Молчаливый человек

Болтливый человек

Красота души

Зло

Смирение

Упрямство

Прочитай слова и впиши их в нужные клеточки.

Любовь

Трудолюбие

Верность

Доброта

Прочитай слова и впиши их в нужные клеточки.

Любовь

Трудолюбие

Верность

Доброта



ТЕМА УРОКА:

КРАСОТА

ПРАВОСЛАВИЯ.

КРАСОТА

ЧЕЛОВЕКА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Красота и здоровье человека"

Программа кружка "Красота и здоровье человека" Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9,10, 11 клас¬сов, старшего школьного возраста (14-17 лет). Программа рассчитана н...

Красота православия. Родительское собрание

Красота православия. Родительское собрание. ПрезентацияЧто означает слово «православие»?«Православие» является точным переводом греческого слова «ортодоксия»- правильно славить бога...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

Урок "Музыкальная красота православия"

Цель урока - показать значение колокольного звона в жизни русского  народа, показать красоту православного церковного песнопения....

Занятие по нравственному воспитанию. Красота природы. Красота души.

Раскрыть понятие "красота души человека". Дать представление о том, что человек часть природы. Воспитывать через природу нравственные качества. Развивать эстетический вкус при знакомстве с художествен...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...