Пути отслеживания метапредметных результатов в дополнительном образовании детей
статья на тему

Спиридонова Марина Викторовна

Представленная модель является комплексной, так как она не только обеспечивает единый методологический подход к разработке реализации и оценки качества и результатов реализации дополнительной образовательной программы, но и позволяет четко увязать в целостную систему цели и задач образовательного процесса Центра технического творчества «Старт+», его содержание, технологии осуществления, планируемые результаты, методы диагностики и оценки и имеет сильные стороны за счет высокой степени  Ø технологичности Ø доступности, Ø информативности, Ø демонстративности результатов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_otslezhivaniya_metapredmetnyh_rezultatov.docx280.86 КБ

Предварительный просмотр:

Пути отслеживания метапредметных результатов

 в системе дополнительного образования детей

Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам XXI-го века. И здесь без освоения метапредметного подхода в дополнительном образовании детей, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.

https://i1.wp.com/www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2015/03/Metepredmet.png?w=800

Обращение к метапредметности является актуальным для дополнительного образования детей, т.к. она находится в основе тех программ, которые реализуются в данной сфере.  

Не случайно в Концепции развития дополнительного образования детей среди других требований к разработке и освоению современных дополнительных общеобразовательных программ присутствует «ориентация на метапредметные и личностные результаты образования».   

Ситуация затруднительная – с одной стороны, в дополнительной общеобразовательной программе зафиксированы требования не только к предметным, но и метапредметным результатам образования, с другой стороны отсутствуют готовые процедуры проверки достижения метапредметных результатов.

Новые вызовы требуют от педагога дополнительного образования необходимость изменения не только содержания образования, но и подходов к организации деятельности учащихся. Педагог становится «режиссером» новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование метаспособов и освоение метазнаний.

В настоящее время в системе дополнительного образования детей пока не введены образовательные стандарты.  А диагностика метапредметных результатов является обязательным компонентом процесса обучения в системе дополнительного образования детей.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.  

Мы попытались разработать единые критерии, инструменты измерения и фиксации образовательных результатов учащихся в ходе неоднократных консультаций и совещаний с педагогами,  и приняли единый методологичесмкий  подход в разработке,  реализации и диагностики результатов обучения и личностного развития ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы и получили в результате  Модель комплексного сопровождения разработки и реализации дополнительных образовательных программ.  

  Суть модели состоит в том, что она позволяет не только обеспечить целостность образовательного процесса на всех этапах от разработки и утверждения образовательной программы, до мониторинга и оценки результатов ее реализации, но  позволяет обеспечить реальное управление качеством дополнительного образования на трех взаимосвязанных уровнях:

  • стратегическом: деятельность директора проявляется во взаимодействии с региональными управленческими структурами по определению социального заказа и выработке нормативно-правовой базы; 
  • тактическом: работа заместителя директора и заведующих отделами по обеспечению условий для эффективной разработки и реализации образовательных программ, а также оценки их результатов;
  • оперативном: включение, наряду с руководителями, педагогов дополнительного образования в реализацию функций управления. 

Алгоритм реализации  нашей модели

состоит из нескольких этапов

1. Прогнозирование планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных), соотнесенных с целью и задачами реализации программы (обучающими, воспитательными и развивающими).

2. Определение содержания образования, обеспечивающего достижение каждого из указанных результатов.

3. Определение технологического оснащения образовательного процесса (технологии, методы, методики, формы занятий, формы организации деятельности учащихся на занятиях), обеспечивающих достижение указанных результатов.

4. Определение дескрипторов – индикаторов (конкретных, верифицируемых и проверяемых) достижения каждого из результатов. Дескрипторы должны быть сформулированы предельно конкретно ( способен назвать….., способен выполнить конкретное действие…)

5. Определение контрольно-измерительных материалов, позволяющих осуществить диагностику достижения заявленных результатов.

6. Определение шкал, позволяющих оценить выявленные результаты освоения образовательной программы и перевести полученный результат в качественную оценку (высокий, средний, низкий уровень) или количественную (выраженную % усвоения) оценку.

Диагностика результатов обучения является обязательным компонентом образовательного процесса в УДОД. Она  позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого учащегося.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.

 Именно поэтому реализация указанных этапов  и алгоритма реализации модели основывается на построении диагностической системы

Модель диагностической системы

Диагностическая система включает в себя:

  1. Прогнозируемые результаты (исходим из целей и задач)
  2. Дескрипторы, раскрывающие конкретные индикаторы достижения тех или иных результатов
  3. Измерительные инструменты определения результативности критерии, показатели;
  4. Способы отслеживания и оценки результатов; (методики педагогической диагностики).
  5. Шкалы и критерии оценивания полученных результатов.

Результат образовательной деятельности необходимо рассматривать с точки зрения решения образовательных задач: обучающих, воспитательных, развивающих, сформулированных в дополнительной общеобразовательной программе.

Исходя из воспитательных и развивающих задач  конкретной дополнительной образовательной программы формулируем существенные (возможно многокомпонентные) аспекты  личностного развития ребёнка.

Таким образом, проводим диагностирование по 2-м направлениям:

  1. диагностирование уровня обученности (предметных результатов), основной задачей которого является  оценка реального объёма и качества знаний, умений и навыков.

и

2. диагностирование уровня личностного развития  (это - метапредметные и личностные результаты ), основной задачей которого является оценка влияния занятости выбранным видом деятельности  на их личностное развитие с  учётом индивидуальных особенностей детей.

Как  правило,  педагоги склонны  выделить как можно большее количество воспитательных задач и сформированных личностных качеств, полагая, что в этом случае диагностирование будет более полным, что отнимает много времени и в итоге результаты получаются размытыми. Чтобы этого избежать, необходимо провести ранжирование задач и планируемых метапредметных и личностных результатов по степени важности:  

  • При решении обучающих задач: выделение теоретического (что учащийся должен знать) и практического (что учащийся должен уметь) аспектов;
  • При решении воспитательных и развивающих задач: - выделение основных показателей личностного развития, формируемых в процессе освоения вида деятельности, компетенций, нравственных ценностей, навыков поведения.

Системность оценки качества обеспечивается организацией мониторинга образовательной деятельности, основными методами которого являются самоанализ, собеседование, анализ документации, посещение и анализ занятий, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, анализ результатов усвоения учащимися дополнительных образовательных программ и другие.

Алгоритм оценки качества освоения дополнительной образовательной программы

1 уровень – педагог дополнительного образования осуществляет оценку усвоения образовательной программы учащимися во всех своих объединениях.

  • Критерии оценки (развития, воспитания и социализации детей) разрабатываются педагогом в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.
  • Инструмент оценки метапредметных результатов: творческие работы, тесты, защита проектов, анализ продуктов творческой  (проектной, исследовательской) деятельности и др.
  • Фиксация результатов - таблицы метапредметных (и не только!) результатов по группам оформляются в формате Microsoft Excel.
  • Форма обобщения – сводная таблица усвоения дополнительных образовательных программ по всем группам, отчет в карту эффективности педагога.

2 уровень – заведующий отделом – оценка качества усвоения образовательных программ всех педагогов отдела.

  • Критерий оценки – доля освоивших образовательную программу к общему количеству обучающихся в отделе.
  • Инструмент оценки результатов – изучение карт эффективности, таблиц, диаграмм, отчетов педагогов отдела.
  • Фиксация результатов – сводная таблица данных всех педагогов отдела.
  • Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности руководителя отдела, аналитическая справка.

Таким образом формируется обобщение 2 уровня.

3 уровень – заместитель директора – оценка качества результатов реализации образовательных программ, реализуемых во всех отделах и структурных подразделениях учреждения.

  • Критерии оценки – доля освоивших образовательную программу к общему количеству обучающихся в учреждении.
  • Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карта эффективности руководителя отдела.
  • Фиксация результатов - сводная таблица показателей по учреждению.
  • Форма обобщения информации – отчет в карту эффективности заместителя директора, аналитическая справка, проведение самообследования, подготовка материалов для публичного доклада.

Таким образом формируется обобщение 3 уровня

И самый последний уровень - 4–  уровень директора – оценка качества результатов усвоения образовательных программ, реализуемых в учреждении.

  • Критерии оценки – соответствие уровня усвоения образовательных программ государственному заданию.
  • Инструмент оценки результатов – отчеты, аналитические справки, карты эффективности заместителей директора по УВР, НМР.
  • Фиксация результатов – карта эффективности руководителя ОУ, приказы об утверждении отчетов и анализов деятельности.
  • Форма обобщения информации – публичный доклад на педагогическом совете, размещение отчетных документов о результатах образовательной деятельности за учебный год в открытом доступе через сайт учреждения.

Представленная модель является комплексной, так как она не только обеспечивает единый методологический подход к разработке реализации и оценки качества и результатов реализации дополнительной образовательной программы, но и позволяет четко увязать в целостную систему цели и задач образовательного процесса Центра технического творчества «Старт+», его содержание, технологии осуществления, планируемые результаты, методы диагностики и оценки и имеет сильные стороны за счет высокой степени  ¬ технологичности ¬ доступности, ¬ информативности, ¬ демонстративности результатов.

Для отслеживания метапредметных результатов мы выделили три сферы образовательного процесса Центра технического творчества «Старт+», в которых происходит формирование метапредметных компетенций, и соответственно, необходим учет их уровней:

- дополнительная образовательная деятельность (освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ);

- культурно-досуговая деятельность (участие в познавательных программах, праздниках, коллективных творческих делах и пр.);

- конкурсная и соревновательная деятельность (участие в конкурсных мероприятиях различных уровней).

Сферы формирования метапредметных компетенций

Методы и формы сбора информации о сформированности метапредметных компетенций

Методы и формы фиксации информации о

сформированности метапредметных компетенций

дополнительная образовательная деятельность (освоение дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ)

Наблюдение, анкетирование, тестирование, презентация и защита творческих работ открытые занятия для родителей.

Карта метапредметных результатов, карта  наблюдений, карта прогнозирования ожидаемых результатов освоения учащимися

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (таблица дескрипторов)

культурно-досуговая деятельность (участие в познавательных программах, праздниках, коллективных творческих делах и пр.)

Анализ участия ребенка в познавательных программах, проектных заданиях, коллективных творческих делах, защита проектов.

Грамоты, дипломы, размещение работ (видеоролики) учащихся на сайте Старт+, в группе в Вконтакте «Старт+»

конкурсная и соревновательная деятельность (участие в конкурсных мероприятиях различных уровней)

Анализ результатов участия в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, смотрах,        в защите проектов.

Грамоты, дипломы, сертификаты, протоколы итогов конкурсных мероприятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к здоровью"

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.Во все ...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Отчет о результатах деятельности ГБОУ Детско-юношеского центра в экспериментальной площадке по теме "Социокультурное воспитание детей, подростков и молодежи в учреждении дополнительного образования детей"

В 2012 - 2013 учебном году ГБОУ Детско-юношеский центр участвовал в экспериментальной деятельности с ФГНУ "Институтом социальной педагогики" РАО . В данном документе представлен подробный отчет о совм...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

мониторинг для отслеживания метапредметных результатов

мониторинг для отслеживания метапредметных    результатов...

Матрица диагностики образовательных результатов в дополнительном образовании детей

Л.Н.Буйлова, Н.В.Кленова, Методика определения результатов образовательной деятельности детей....

Подходы к диагностике образовательных результатов в дополнительном образовании детей (на примере программ физкультурно-спортивной направленности)

Cтатья посвящена описанию подходов к диагностике результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы....