Применение современных технологий в обучении аккордеонистов (игра под фонограмму)
опыты и эксперименты (6 класс) на тему

Ворфоломеева Галина Васильевна

Описание открытого урока по теме "Применение современных технологий в обучении аккордеонистов (игра под фонограмму).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_aprel_2018_igra_pod_fonogrammu.docx29.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок с учащимися по классу аккордеона 3-4 класс.

Тема: Применение современных технологий в обучении аккордеонистов (игра под фонограмму).

Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.

Задачи:

  1. Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
  2. Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
  3. Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.

Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном.

Наглядные пособия: фото эстрадных  исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», аккордеонный дуэт «Иллюзия» ).

Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной  музыки (исполнение под фонограмму).

Тип урока: комбинированный урок

План урока:

I Вступление:

  1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение аккордеоне под фонограмму.
  2.  Беседа с ребятами.

          Метод: информационно-рецептивный

    II  Новый материал:

   1.Три этапа обучения игре под фонограмму:

- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)

- этап второй – игра под фонограмму (соло)

-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)

2. Беседа с ребятами

3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:

  1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»

Ход урока:

I Вступление

  1. « Хочу играть как Дранга»

В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон,  ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон  раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix»  и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».

- Показ видеоматериалов ( П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия» ).

2. Беседа с детьми после видео просмотра:

-   Почему исполнение под фонограмму звучит  ярче, сочнее?

Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

- Почему исполнение под фонограмму современно?

Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

II Новый материал

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов «Учимся играть на аккордеоне» -  «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».

Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно  с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.

Примерный репертуар в исполнении ансамбля в составе Сазикова Ангелина, Сазикова Софья, Борисов Валера, Клименкова Вероника:

  1. И.Матвиенко «Конь»,
  2. Р. Бажилин «Зонтики»,
  3. Р.н.п. «Тонкая рябина»,
  4. М.Блантер «Катюша»,
  5. Попурри на темы народных песен.

Второй этап -  игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р.  Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе обучения сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет  стимулировать его занятия на инструменте.

Примерный репертуар:

  1. И.Матвиенко «Комбат» (исполняет учащийся народного отделения Борисов Валера);
  2. В.Шаинский «Песенка крокодила Гены» (исполняет учащаяся 3 класса народного отделения Сазикова Софья).

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:

- точность  в темпе, ритме

-штрихи должны соответствовать характеру произведения

- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию;

-фонограммы, с элементами темы;

-фонограммы с контрапунктом;

- фонограммы со второй партией.

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.

При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть  в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять,  в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.

2.Беседа с учащимися:

-в каком  темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).

3.Ритмическая основа очень важна  при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.

Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».

-проследить, чтобы партия ученика была  сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть :подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III Закрепление . Подведение итогов.

1.Беседа с ребятами: «Для чего  нужно играть под фонограмму?»

Предположительный ответ:

Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые  мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:

Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.

Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:

-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися

-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.

- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)

-активизация слухового контроля

-развитие мышления (игра в ансамбле)

-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.

-самоанализ учащимися исполняемых произведений.

Используемая литература:

  1. Игнатьев В. «Я музыкантом стать хочу» 1ч., Л.,1986 г.
  2. Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» 2ч., -М.,2006 г.
  3. Новосёлов А. «Играем с удовольствием» -Омск, 2010 г.
  4. Шадёркин Ю. «В современных ритмах» - Куйбышев, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технологий при обучении физике

Использование современных педагогических технологий при обучении физике. Такое качество деятельности, характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умени...

Открытый урок " Применение современных технологий при обучении игре на аккордеоне"

Современному педагогу просто необходимо в своей работе прибегнуть к использованию ИКТ. Они открывают принципиально новые методические подходы как в системе общего образования, так и в системе професси...

Конспект открытого урока "Обучение учащегося игре под фонограмму"

Конспект открытого урока "Обучение учащегося игре под фонограмму". Целью данного урока является : достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму....

«Концепция обучения и воспитания детей с применением современных технологий на уроках «Технология»

Основой моей концепции обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является: целенаправленное формирование у учащихся положительного отношения, интереса и готовности к труду, как основе ...

Презентация «Применение современных технологий в обучении и совершенствовании навыков области физической культуры и спорта».

Необходимым условием развития личности обучающегося является достаточная двигательная активность. До 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Произвол...

Применение современных технологий при обучении иностранному языку

В настоящее время в педагогическую практику прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Другими с...