Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"
план-конспект по теме

Кирмишова Татьяна Анатольевна

Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_formirovanie.docx353.35 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО «Детская школа искусств г. Печора»

Республика Коми

Открытый урок

преподавателя МАУ ДО «ДШИ г.Печора»

Кирмишовой Татьяны Анатольевны

« Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся              младших классов фортепиано»

24 декабря 2015 г.

Дата урока: 24 декабря 2015 г.

Обучающиеся: Гвоздецкая Анна, Русак Софья, Бессмертная Кристина

Класс: первый, второй, третий (фортепиано)

Тема урока: «Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано»

Цель урока: способствовать формированию и развитию навыков подбора по слуху

Задачи урока

Образовательные: познакомить с основными функциями лада, различными фактурами аккомпанемента

Развивающие:

- развивать мелодический и гармонический слух

- развивать навыки исполнения фактурного аккомпанемента

Воспитательные:

- мотивировать к освоению подбора по слуху песен с различными видами аккомпанемента

- содействовать интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой личности

Тип урока: комбинированный

Технология: развивающее обучение

Методы обучения: словесный, наглядный, практический

Форма обучения: индивидуальная

Обеспечение наглядно-дидактическими материалами урока:

- кварто-квинтовый круг;

- упражнения-тренинги;

- лесенка успеха.

Структура урока:

  1. Введение, организационный момент.
  2. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.
  3. Основная часть. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Итоги урока. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

            «Игра по слуху развивает способность музыкальных представлений и создаёт единство слуховой и моторной памяти, взаимно подкрепляющих друг друга», - писал С.И.Савшинский, профессор Ленинградской консерватории. Музыкант, блестяще играющий по слуху оригинальные аранжировки, тонко чувствующий красоту изысканной гармонии и великолепно владеющий различными фактурными приемами, всегда вызывает искреннее восхищение окружающих. Отсутствие же таких творческих способностей чаще всего объясняют недостатком таланта. Однако причина  кроется прежде всего в сложившейся системе музыкального образования, ориентированной в основном на развитие чисто исполнительских навыков. Музыкальные произведения усваиваются с их готового графического изображения, т.е. с нот, оставляя при этом слух музыканта в пассивном состоянии. Непосредственная связь между слуховым предслышанием и движениями рук развивается слабо, и как итог этого – не только неумение подбирать по слуху, но и недолговременная музыкальная память, невыразительность исполнения, отсутствие свободы владения инструментом. Знакомство учащихся с элементами классической гармонии осуществляется во многом спонтанно, эпизодически, получение необходимых знаний рассредоточено между разными учебными предметами: специальностью и сольфеджио. Материал по подбору гармонического сопровождения может быть использован не только на уроках сольфеджио, но и в классе фортепиано. Тесное взаимодействие педагогов теоретиков и пианистов приводит к выработке системы в развитии музыкального мышления, гармонического слуха, пианистических и творческих навыков.          

           Развитый навык подбора мелодий по слуху необходим профессиональному музыканту любой специальности. Ещё более необходим этот навык тем учащимся, которых в любой музыкальной школе большинство, они любят музыку, но не ставят своей целью продолжить музыкальное образование. 
Постоянный анализ произведений изучаемого репертуара, осознание гармонической вертикали способствует лучшему запоминанию текста, помогает при чтении с листа. Если дети научились подбирать мелодии и сопровождение к ним по слуху, аккомпанировать себе, то эти умения обязательно будут востребованы дома на семейных праздниках или в школьной самодеятельности, при этом развиваются музыкальные способности:

 - мелодический и гармонический слух;
- развивается техника;
- улучшается ориентировка на клавиатуре;
- появляется уверенность в себе; 
- удовлетворяется потребность в достижении собственной значительности (ведь человек за инструментом в любой компании чувствует себя нужным, востребованным).              

           Когда подросток видит, что благодаря своим музыкальным достижениям он может доставить удовольствие родным, друзьям, он становится интереснее в их глазах, у него растёт чувство самоуважения и желание самоутвердиться как личность. Эта творческая деятельность развивает такие качества как воображение, мышление, активность, самостоятельность. Итак, занимаясь подбором по слуху, мы выполняем задачу - приблизить обучение игре на фортепиано запросам детей и их родителей, чтобы овладение инструментом нашло практическое применение в жизни.

           Подбор по слуху предполагает знание тональностей, следует ознакомить ученика с кварто-квинтовым кругом мажорных тональностей (Приложение 1). Подбор знакомой песни «У кота-воркота» от ноты «До».  Напевая песенку вслух, определяем направление движения мелодии. Можно воспользоваться графическим изображением, зафиксировать места, где мелодия останавливается на месте, это существенно облегчит задачу. Проигрываем мелодию непосредственно на инструменте, определяем устойчивый звук, от него строим трезвучие и определяем тональность (До мажор).
Для закрепления полученного навыка, изучаем интервальное строение мелодии, подбираем эту песенку от других нот:  «Соль», «Ре», при этом помним, что музыка мажорная, и, при подборе от других нот она не должна изменить окраску. Сопровождение к мелодии в виде квинты. Для подготовки аккордов в левой руке даём упражнения-тренинги с гармоническими оборотами: Т – D – T (автентический),   T – S – T (плагальный) и полный гармонический оборот T – S – D – T (Приложение 2).

К песне «Маленькой ёлочке» левой рукой подбираем тонику и доминанту в виде квинты (от 1 ступени) и сексты (от 7 ступени). Также играем упражнение-тренинг с трезвучиями и их обращениями: тоническое трезвучие – доминантовый секстаккорд (тесное гармоническое соединение), тоническое трезвучие – субдоминантовый квартсекстаккорд, полный гармонический оборот. Подбираем песню в До, Соль и Ре мажоре.

           Прогнозируемый результат.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
1) самостоятельно подобрать несложную мелодию;
2) самостоятельно подобрать несложную мелодию в пройденных тональностях по классу;
3) самостоятельно подобрать к несложной мелодии аккомпанемент пройденными способами.


           Постепенно обучающиеся выходят за рамки 5-ти пальцевой позиции, во 2 классе подбираем песни «Весёлые гуси», «Мишка с куклой» и другие в сопровождении трезвучий, затем бас – терция (аккомпанемент польки). Аня подбирает эти песни в До и Соль мажоре. Обязательно уделяем внимание аппликатуре. Большое значение при соединении аккордов в левой руке имеет двигательная сторона процесса, поэтому для того чтобы сделать упражнения удобными для рук, пианистичными, тщательно продумывается аппликатура. Постоянное внимание к аппликатуре приводит к тому, что интервальная структура аккорда и соединения аккордов запоминаются не только головой, слухом, но и пальцами. Это ведет к формированию так называемой «слышащей руки». Постепенно усваиваем разные фактуры сопровождения. «Альбертиев бас» пригодится в исполнении крупной формы (сонатины, сонаты). Такой вид аккомпанемента также целесообразно подобрать и проработать с учеником.

           Особую значимость при комплексном подходе обучения детей музыке приобретает пение с аккомпанементом. Можно пользоваться песенниками и сборниками с мелодической нотацией и буквенными обозначениями аккордов, в нашем случае воспользуемся сборником Т.Смирновой «Allegro» тетрадь14. Ученики знакомятся с буквенными обозначениями: мажорные трезвучия обозначаются прописной буквой латинского алфавита, например: A (ля-мажор), C (до-мажор). Минорное – Am (ля-минор), Cm (до-минор). Альтерированные звуки – со знаками диез и бемоль. Септаккорды – цифрой 7, например А7, С7.

           Покажем пение с аккомпанементом на примере песни «Бубенцы» в Фа и Соль мажоре. Аккомпанировать себе нужно аккуратно, негромко, чтобы была слышна  мелодия.

           Прогнозируемый результат.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
1) в пройденных тональностях самостоятельно подбирать мелодии;
2) самостоятельно подбирать аккомпанемент в пройденных тональностях;
3) использовать в аккомпанементе фактурные варианты сопровождения;

4) уметь петь и аккомпанировать себе.

           Аня, сегодня ты узнала основные функции лада, научилась подбирать различные виды аккомпанемента. Отмечаем все достижения урока в «Лесенке успеха».

Домашнее задание: подобрать песни «Весёлые гуси», «Мишка с куклой» и «Бубенцы» в Ре мажоре, с различными видами аккомпанемента.

Приложение №1.

Кварто-квинтовый круг мажорных тональностей:

http://as-sol.net/Images/metodika/morokova/podbor_po_sluhu/4.jpg

Приложение №2.

Упражнения-тренинги.

Автентический оборот:

http://as-sol.net/Images/metodika/morokova/podbor_po_sluhu/8.jpg


Плагальный оборот:

http://as-sol.net/Images/metodika/morokova/podbor_po_sluhu/9.jpg

Гармонический оборот:http://as-sol.net/Images/metodika/morokova/podbor_po_sluhu/10.jpg

Приложение №3.

«Лесенка успеха»

G:\Свадьба\Свадьба\2.jpg

Литература, использованная  для подготовки и в ходе  проведения занятия:

  1. Т.И.Смирнова «Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации» Изд. ЦСДК. Москва 1999 г.
  2. Т.И.Смирнова «Allegro. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №14» Изд. ЦСДК. Москва 1999 г.
  3. М.Калугина, П.Халабузарь «Развитие творческих навыков аккомпанемента» Изд. Музыка. Москва 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Развитие навыков доброжелательного общения" (для учащихся 4 класса)

Данное занятие разработано для сплочения классного коллектива, для развития навыков доброжелательного общения, для более близкого знакомства учащихся друг с другом....

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы у учащихся фортепианного класса

Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого на...

Способы развитя музыкального слуха учащихся младших классов

Различные виды музыкального слуха связаны с дифференциацией слуховых ощущений, которые развиваются в процессе целенаправленного обучения. Основой для музыкального слуха служит звуковысотный слух...

"Развитие навыков чтения с листа в младших классах ДШИ"

При обучении детей музыке основной целью является воспитание способности самостоятельно разобраться в музыкальном произведении, осмыслить его образно-эмоциональное содержание, выразить своё отношение ...

Работа над гаммами с учащимися младших классов (фортепиано)

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, ...

Проект Развитие навыков смыслового чтения у учащихся 7 класса

Данный проект направлен на решение очень важной проблемы – как повысить уровень развития навыков смыслового чтения у учащихся основной школы. Смысловое чтение является одним из средств формирова...

«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся в классе фортепиано»

Доклад методы развития навыков подбора по слуху в младших классах специального фортепиано на уроках музицирования....