Работа над гаммами с учащимися младших классов (фортепиано)
учебно-методический материал по музыке на тему

Останина Ольга Владимировна

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, всё то, что входит в гаммовый комплекс. Освоив его технические формулы, ребёнку намного легче будет работать с нотным текстом, что ускорит процесс разучивания музыкальных произведений, в особенности классических, фактурные пассажи которых включают в себя все виды гаммового комплекса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_gammami_s_uchashchimisya_mladshih_klassov.docx20.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над гаммами с учащимися младших классов (фортепиано)

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, всё то, что входит в гаммовый комплекс. Освоив его технические формулы, ребёнку намного легче будет работать с нотным текстом, что ускорит процесс разучивания музыкальных произведений, в особенности классических, фактурные пассажи которых включают в себя все виды гаммового комплекса.

Отработку гаммообразных приёмов необходимо начинать с первого класса. Сюда сначала входит ряд подготовительных упражнений. Отработав legato по 2-3 звука, постепенно доходим до пяти пальцевой позиции. Целесообразно её начинать от звуков ми – фа# – соль# – ля# – си. Ещё российский педагог и пианист Лев Оборин говорил: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий, четвёртый – на чёрных. Эта позиция, рекомендованная в своё время ещё Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив её, можно переходить к менее удобным позициям». И действительно, 2-3-4 пальцы, лежащие на черных клавишах, образуют естественный купол (пальцы слегка закруглены), а 1 и 5 опущены на белые клавиши. Пальцы привыкают быть на середине клавиатуры, запястья при такой позиции держится на естественной высоте. Во время исполнения legato необходимо достигать ровности звучания. В медленном темпе нужно следить за плавностью переступания каждого пальца, передавая при этом вес руки в кончик пальца. В более подвижном темпе необходимо включить кистевое движение и помощь предплечья к 5 и 1 пальцам, отслеживая чтобы не играющие пальцы не напрягались, а шли за играющими.

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание 1 пальца, поэтому необходимо предварительно освоить упражнение на развитие его гибкости и самостоятельности. Первое упражнение делаем без рояля. Нужно перевернуть ладонь вверх и медленно без рывков вести 1 палец к 5, затем также медленно и плавно отвести его обратно. На инструменте упражнение на подкладывание 1 пальца лучше начинать с использованием чёрных клавиш (хроматический ход) от ноты «фа» до ноты «си» правой рукой, а левой рукой в другую сторону. Чёрные клавиши сначала берём 2 пальцем, затем 3, а потом 4. В этом упражнении 1 палец, берущий белые клавиши, удобно ставить достаточно высоко (обязательно округлый в ладонь), и после чёрной клавиши для него достаточно пространства, чтобы его подложить. Затем следует отработка перекладывания кисти через 1 палец, что сделать гораздо легче.

Отрабатывая выше описанные упражнения, ребёнок к тому времени ознакомлен с тоном и полутоном и вполне может начинать строить гаммы по тетрахордам. Первые 4 звука играют левой рукой, затем следующие 4 звука продолжает играть правой рукой. Рассмотрев по до-мажору, что каждый тетрахорд строиться как тон-тон-полутон, по этой схеме он может строить и последующие гаммы, которые он находит, поднимаясь от тоники предыдущей гаммы на квинту (5 ступенек) вверх. Соединение тетрахордов ребёнок подбирает по слуху. Так в игровой форме он знакомиться с квинтовым кругом мажорных тональностей.

По мнению известного педагога В.В. Листовой на первом году обучения ученик должен пройти те гаммы, которые встречаются в его пьесах. И конечно понимание ребёнка более доступны тональности с наименьшим количеством знаков, тем более руки ребёнка отработали предлагаемые выше упражнения и вполне готовы к исполнению до-мажорной гаммы.

Знакомим ученика с позиционной аппликатурой каждой руки. Играя гаммы, очень важно, чтобы он учился видеть вперёд переход из одной позиции в другую. Legato необходимо играть ровным звучанием без толчков, 1 палец подкладывать незаметно. В дальнейшем группировать гамму по 4 звука и учиться играть с динамическим развитием.

Короткие арпеджио в 1 классе начинают осваивать трёхзвучными, подготовленные трехзвучным аккордом. При игре короткого арпеджио после каждого элемента ребёнку следует сначала снимать руку, чтобы предупредить зажим руки, затем всё объединить. Кисть проделывает волнообразные движения, начиная приподниматься на втором звуке и снова опускаться к 1 пальцу. При движении к 5 пальцу в медленном темпе кисть и вся рука в целом слегка к нему поворачивается. На трёхзвучном арпеджио не следует долго задерживаться, так как в музыкальной литературе чаще используются четырёхзвучные. Здесь необходимо уделить большое внимание изучению аппликатуры. Чтобы её выучить нужно ребёнку её донести доступно и без системы здесь не обойтись. В мажорных коротких арпеджио правая рука во всех тональностях пользуется одной и той же аппликатурой: 3 – 4 – 4, а в левой руке возникает 2 варианта пальцев: по правилу 3 – 4 – 3, а в исключении, куда входят три тональности (до-соль-фа-мажоры), где в первой группе берётся 4 палец. В коротких минорных арпеджио наоборот возникает изменение в аппликатуре правой руки

Правило:   3 – 4 – 3 правая рука;   4 – 4 – 3 левая рука.

В третьей группе правой руки в ля-ми-ре-миноре нужно брать 4 палец. Ученику нужно соотнести сочетание пальцев обеих рук, определить в какой группе одинаковые пальцы, а где разные и акцентировать внимание на отслеживании 4 пальца в группе, где разные пальцы. Тщательное отношение к аппликатуре должно быть воспитано с младших классов.

Когда ребёнок начинает учиться играть короткое арпеджио в подвижном темпе, для этого хорошо сначала поучить упражнение с остановками на 5 пальце, чтобы быстро осмыслить аппликатуру следующей группы и затем вновь начать движение.

Ломаные арпеджио играются на волнообразном движении предплечья, пальцы при этом самостоятельных движений почти не делают, составляя единое целое с ладонью, все 4 звука объединяются линейным звучанием (на одном дыхании).

Длинное арпеджио проходить можно в 3 классе. Хочется процитировать слова Г. Нейгауза об исполнении этого вида арпеджио: «… гибкость и предусмотрительность, а так же полная равномерность движения». Но чтобы образовалась необходимая текуче-мелодическая линия, опять появляется проблема подкладывания 1 пальца. Здесь снова не обойтись без вспомогательных упражнений. К примеру, если взять до-мажор, то в правой руке нужно поиграть вверх и обратно звуки соль (3) – до (1) – ми (2) (в скобках показана аппликатура). Через 1 палец происходит быстрый перенос кисти. Такое же упражнение с переносом через 1 палец поучить и с левой рукой: соль (2) – до (1) – ми (3).

Чтобы 1 палец хорошо дотягивался после 3 или 4 пальцев, хорошо выполнить следующие упражнения: играть правой рукой вверх и вниз до (1) – соль (3) – до (1), а левой рукой играть до (1) – ми (4) – до (1). Получается поворот 1 пальца в обоих направлениях.

Итак, играя длинные арпеджио в медленном темпе мы дотягиваемся до первого пальца, а в подвижном темпе происходит быстрый позиционный перенос руки. Чтобы добиться ровности звучания мелодической линии, необходимо поиграть арпеджио с акцентами на разных звуках и в конечном итоге придти к группировке по 4 звука, делая лёгкий акцент на первом из них.

В аккордах важную роль играют 1 и 5 пальцы, как сводообразующие, поэтому, полезно, сначала поиграть квинты и сексты (следить за положением локтя в сторону) с последующим заполнением их средним звуком. При взятии трёхзвучного аккорда нужно добиваться одновременности звучания и ровности всех звуков. Сам аккорд следует играть «в инструмент», включая в игру вес всей руки, работать над хватательной активностью пальцев в момент взятия аккорда, а в конце его звучания снять с помощью локтя, освобождая руку. Ещё очень важный момент. Чтобы избежать зажатости, играя в медленном темпе необходимо после снятия руки кисть освобождать, т.е. пальцы слегка собрать, а перед взятием нового аккорда их вновь раскрыть. В быстром темпе уже некогда будет собирать пальцы, но навык освобождения руки уже останется.

Хорошо поиграть упражнение на проработку каждого звука в аккорде. Взяв аккорд, повторить несколько раз нижний звук, в другой раз средний, а затем и верхний. Это упражнение помогает развивать независимость пальцев, крепость свода и точность взятия клавиши.

Необходимо заметить, что в аккордах важно звучание 5 пальца. Для правой руки – это голосообразующий, а для левой – как бас, фундамент. Поэтому необходимо слухом всегда контролировать его звучание.

В заключении хочется напомнить, что работая над каждым видом гаммового комплекса, необходимо ставить перед учеником звуковые и динамические задачи. Гаммы, аккорды и арпеджио к верхним звукам необходимо играть на crescendo и постепенно затихать на движении в низ. Каждый вид стараться играть с художественной окраской. Так гамму можно сыграть мощно, звучно или «пропеть» как на виолончели или флейте. Короткое арпеджио играть лёгким весёлым звучанием. Аккорды исполнить глубоко, торжественно или звонко, коротко, почти staccato. Творческий подход к гаммам оживляют работу над ними и готовит к звуковым задачам для будущих произведений.

Библиографический список

1. Корыхалова, Н.П. Играем гаммы: учеб. пособие / Н.П. Корыхалова. – М.: Музыка, 1995. – 75 с., нот.

2. Макуренкова, Е.П. О педагогике В.В. Листовой / Е.П. Макуренкова. – М.: Музыка, 1971. – 86 с., нот.

3. Ершова, О.Е. Работа над гаммами – необходимая составная часть обучения маленьких пианистов в детских музыкальных школах / О.Е. Ершова // Обучение в классе фортепиано ДМШ и ДШИ. Сборник статей / Сост. А.И. Веселова. – СПб.: Союз художников, 2013. – С. 8-15.

4. Оборин, Л.Н. Статьи. Воспоминания / Л.Н. Оборин. – М.: Музыка, 1977. – 224 с.

5. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – 6-е изд. – М.: Классика-XXI, 1999. – 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над гаммами для учащихся младших классов.

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников...

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста....

Методический доклад на тему «Обучение навыкам педализации учащихся младших классов на уроке фортепиано»

В данной работе рассматриваются виды педализации,методы овладения навыком педализирования на начальном этапе обучения, приведены примеры упражнений....

Открытый урок "Формирование и развитие навыков подбора по слуху учащихся младших классов фортепиано"

Знакомство учащихся с основными функциями лада, различными видами аккомпанемента, подбор песен в трёх тональностях. Содействие интересу к исполнительской деятельности как способу проявления творческой...

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...

«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших классов ДШИ»

Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от с...