«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших классов ДШИ»
учебно-методический материал

Реутова Марина Владимировна

Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от степени его развития и обучения. Задача преподавателя в доступной форме доносить до ребёнка музыкальные сведения, необходимо возвращаться и повторять пройденный материал, что способствует его закреплению на высшем уровне. Музыкальное воспитание учащихся, творческий подход, при котором у ребёнка возникает желание заниматься музыкой, помогут преодолеть возникающие трудности в ритмическом воспитании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_ritme.docx35.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

ДШИ № 7

Методический доклад на тему:

«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших

классов ДШИ»

Подготовила: преподаватель, концертмейстер

Реутова М.В.

         

г. Курск – 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
  3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
  4. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА.
  5. ПРОБЛЕМА РИТМА В МУЗЫКЕ.
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ.

Ритм является одним из основных элементов в музыке. Исполнение музыканта с хорошо развитым чувством ритма всегда заметно слушателю. Ритм невозможно сравнивать с равномерным тиканьем часов или качанием маятника. Ритм также, как и сама музыка должен «оживать» в руках исполнителя. Поэтому ритм тесно взаимодействует с другими выразительными средствами: артикуляцией, гармонией, динамикой, фактурой и др. Ритм тесно связан с мелодией, мотивом, фразой и является одним из важнейших факторов, влияющих на расчлененность или внутреннее единство отдельных частей музыкального произведения. Ритм является одним из выразительных средств и для придания мелодии образного смысла мы изменяем ритм, но одно из требований к исполнителю состоит в том, чтобы ритм не менялся в целом, а лишь придавал гибкость или остроту мелодии. Для этого нужно сохранить одну из единиц отсчета. Чтобы основа ритмической длительности оставалась прежней.

Ритм необходимо понимать – как взаимодействие смыслового (тематического, синтаксического) строения и метра, как организацию всех выразительных средств во времени. Точным выражением музыкального метра в долях является размер. В зависимости от жанра может быть использован различный размер: двухдольный, трехдольный, четырехдольный, как простой, так и сложный размер. Акценты и ферматы также могут повлиять на ритмические особенности музыкального произведения.

«Не забывайте никогда, что библия музыканта начинается словами: вначале был ритм». (Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1968 с. 20.)

Песня, танец, марш, затем «песенность», «танцевальность», «маршевость» в любом виде музыки - вот нить, ведущая к вершинам мирового музыкального искусства. Изучение этих форм музыки должно лежать и в основе ритмического воспитания. Чувство ритма - это такая музыкальная способность, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, будь это песня, игра на инструменте, восприятие или сочинение музыки.

Развитием ритма у детей начинают заниматься с раннего возраста.

Начиная с самого рождения, ребенок начинает воспринимать окружающий его мир через звук доносящийся до него и несколько позже он начинает разговаривать, выстраивая целостные предложения. В его памяти формируется речь, основанная на метроритмических построениях.

ТРУДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЧУВСТВА МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.

Все усилия педагога направлены на благородное дело развить в ребёнке музыкальные способности, но на практике часто это развитие бывает однобоким, скорее техническое, чем музыкальное. Дело в том, что нередко теоретические знания, преподносимые детям на уроках музыкальной теории, идут порознь от практической деятельности. Нет связи между получаемыми знаниями, что приводит к воспитанию формального отношения к музыке.

Активная работа над ритмом музыкального произведения, должна осуществляться самим учеником, а не педагогом, но часто, чтобы ученик не наделал ошибок и не заучил неверный ритм, педагог упреждает все ошибки своими подсказками, проделывая всю работу по осмыслению и разбору ритма за учеников, то есть происходит натаскивание, а не развитие ученика. Это происходит, потому что педагогу по требованию учебной программы нужно подготовить ученика к выступлению при комиссии, где будут оценивать качество исполнения, а, следовательно, и работа педагога подготовившего ученика. Поэтому, где начинается подготовка ученика к выступлению, конкурсу музыкальное развитие ученика останавливается, начинается тренаж мускул, при минимальном мыслительном усилии ученика.

Одна из проблем музыкально- ритмического воспитания детей состоит в том, что при собственной игре ученику трудно себя проконтролировать, насколько он точно исполняет ритм. Помощь в счёте вслух сомнительна так как нет гарантии, что ребёнок будет считать ровно, зачастую счёт ведётся под свою игру.

Одна из причин затруднений воспитания ритмичности у учащегося на начальной стадии обучения связана с восприятием ритма в медленном темпе. Каждый музыкант знает ритмически совершенное исполнение в медленном темпе труднее, чем в быстром темпе. А в период начального развития чувства ритма, ученик имеет дело почти всегда с медленными темпами, при которых последовательность звуков труднее воспринимать ритмически.

Проблемы развития ритма при исполнении пьес связана с замедленным мышлением, или отсутствием опережающего мышления. Причина здесь не только в замедленном мышлении, но и в умении распределять внимание между разными элементами музыкальной ткани, в умении скоординировать свои исполнительские движения в определённом темпе.

Также тормозящим развитие чувства ритма, являются технические трудности, связанные с овладением исполнительской моторики. Здесь особое значение имеет координация движения. Координационные движения связанны с индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение в деятельности центральной нервной системы влекут за собой ряд проблем, отражающихся на развитии ребёнка.

Также на ритмические способности влияет состояние психики ученика. Уравновешенные люди ритмичнее тех, кто легко поддаётся эмоциональным колебаниям. А эмоциональные колебания являются часто откликом на переживание музыки. Поэтому ярко эмоциональные дети требуют особого внимания при работе над ритмом.

Одним из ведущих факторов развития способностей являются социальные условия- условия жизни и деятельности. Бытовая неустроенность, семейное неблагополучие, отсутствие стабильности, устойчивости в жизни накладывает отпечаток на психику детей, неуверенное положение в обществе, ведёт к неуверенности в поведении, в действии, в движениях, что конечно сказывается и на ритмической стороне исполнительства.

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.

Ощущение метрической   пульсации - чувства   метра- это способность воспринимать и передавать в движении равномерные промежутки времени музыкальной ткани. С воспитания этого чувства, начинается развитие ритма ребёнка. Метрическая пульсация объясняется детям как ровные шаги, которые слышны в музыке. Объясняя детям о существующей в музыке определённой размеренности, пульсацию можно сравнить с тиканьем часов, с ритмическим биением сердца человека. Если пульс равномерный, то с человеком всё в порядке, а если пульс не ровный, то человек болен или очень волнуется. Или как бы нелепо выглядел человек, который шагал бы меняя длину своего шага. Такие сравнения доступны для понимания ребёнка.

1. В работе по развитию ритма можно применить декламационный метод обучения. Этот метод работы весьма результативный. В понятии о метрической пульсации сильных и слабых долей использовать слова знакомые детям. Предложить несколько двухсловных имён, и определить количество   слогов и место ударения в каждом из них.

Двухдольный размер: И - ра, Са -ша, Лю -да.  Затем эти же слова ученик произносит в ласковом обращении

И-роч-ка, Са-шень-ка, Лю-доч-ка и определяет ударный слог.

2. Произносить слова вслух и одновременно тактировать руками.

3. Одной рукой отмерять пульс, другой ритм.

Произнося имена первой и второй группы чётко, равномерно и без остановок, ученик подходит к пониманию закономерностей пульсации ударений в двухдольном и трёхдольном размере.Чёткость в произношении стихотворения благотворно влияет на игру, что даёт возможность быстро добиваться ровности в исполнении, воспитывать в учениках ощущение периода, то есть исполнять мелодию не по тактам, а по фразам. Полезность настоящего задания заключается в том, что ученик одновременно с уяснением закономерностей метрической пульсации начинает работу над организацией игровых движений.

Метод ритмослоговой системы.

Сущность метода заключается в том, каждой ритмической единице соответствует определённое слоговое название.

Четвертная- та, восьмые    ти-ти, половинные, та-а, шестнадцатые ти-ки, та-ки. Этот метод способствует тому, что любое из ритмических последовательностей разучивается достаточно быстро.

Ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и естественнее. С помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется перевод слов в ритм.

Дирижирование помогает ощутить метр, размер, такт.

 

Упражнения с дирижированием могут быть различными: ученик поёт и дирижирует, либо учитель играет на инструменте мелодию, а ученик дирижирует. У дирижёрского жеста есть ещё одно преимущество по сравнению с другими способами развития ритма он связан с пластикой, с движением. И поэтому дирижирование чрезвычайно полезно не только тем, кто поёт, но и тем, кто играет на любом инструменте, поскольку воспитывает точность движения. Ведь часто бывает так, что ребёнок понимает ритм и слухом, и умом, и глазами, но сыграть верно не может из-за того, что не отработана координация между слухом и действием (движениями рук на инструменте). Вот этот недостаток легко выправляется с помощью дирижирования.

Игра в ансамбле.

 

Ансамблевое исполнительство имеет важное значение в воспитании музыкального чувства ритма. Игра в ансамбле приобщает учащегося сравнительно к сложным звучаниям, которые в сольном исполнении могут быть ему ещё не доступны. Детская партия проста, ритмическая пульсация на одном звуке. Играя свой ритм, ребёнок вслушивается в общее звучание, звучание партии педагога и стремится исполнить свою партию в ансамбле вместе с ним. Перед педагогом стоят задачи:                                                                                                                                                                    

- научить ребёнка слушать себя;

- точно воспроизводить ритмический рисунок;

- вслушиваться в звучание партии педагога;

- понимать где нужно взять и снять звук, вместе выдержать паузы, сделать

одинаковые замедления и ускорения.    

В ансамбле с педагогом зрительные и двигательные навыки ученика развиваются значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают поддержку со стороны слуха. Подобное музицирование заинтересовывает детей, потому что они сразу чувствуют себя исполнителями, участниками настоящей игры.

Использование метронома вносит дисциплину и неотступность и на многих учеников действует раздражающим образом, отвращает всякое желание работать в особенности если играть с ним пьесы, этюды, которые требуют ритмических отступлений, согласно с музыкальной фразировкой. Работа с метрономом будет сводиться к двум большим частям. Это разбор фраз или мотивов, и игра всего произведения в целом. Магическое правило гласит, что фраза, сыгранная под метроном от трёх до пяти раз уже не забывается, а прочно «оседает» в памяти и пальцах.

Для чего нужен метроном:

- на начальном этапе обучения, метроном нужен, чтобы развить в ученике ощущение метра, ровной пульсации;

- игра под метроном позволяет обрести контроль за действием своих рук и          пальцев. С ним руки не могут играть сами по себе, как получится.

- мы учимся слушать себя, развивать связь уши-руки;

- на позднем этапе, когда идёт целенаправленная наработка техники, метроном нужен для самоконтроля, измерения и фиксирования своих технических достижений.

О вреде метронома.

 

Постоянной игрой под метроном тоже не следует чрезмерно увлекаться, потому что это ведёт к механической игре. Как только развилось чувство внутреннего метра нужно играть без метронома, а метроном использовать при необходимости, для разбора или отработки специальных мест, или эпизодического контроля. Когда у Моцарта спросили, какую игру он предпочитает с «чувством» или «в такт», он ответил, что предпочитает, чтобы чувство воспроизводилось своевременно.

Использование игры на других инструментах.

Для развития ритмических способностей, нужно использовать в работе с учениками игру на других музыкальных инструментах, что позволяет детям получать разные представления о ритмических элементах музыки (оркестр, общее фортепиано).

Чтение нот с листа.

В процессе развития музыкально- ритмического чувства учащегося, чтение нот с листа играет важное значение. Работу над процессом чтения с листа начинать лучше с ритмического элемента. Прохлопываем ритм исполняемой пьесы в ладоши, важно выработать точное воспроизведение ритмического рисунка

Музыкально- ритмическое воспитание стиля.

Большую роль в музыкально- ритмическом воспитании играет выработка у ученика ощущения ритмического стиля музыки, понимания специфических черт и особенностей этого стиля. Для каждой эпохи, исторического периода характерен определенный музыкальный ритм, любая композиторская индивидуальность своеобразна и неповторима.

Соприкасаясь с полифонией И.С. Баха, учащийся видит ритмическую контрастность голосов, зачастую противоречащих друг другу даже в опорных долях.

У венских классиков это чёткость и энергичность метроритмической пульсации, динамизм двигательно-моторных процессов. Музыка романтиков- пластичная распевность ритмических узоров Ф. Шуберта и Ф. Мендельсона, изящество и одновременно эмоциональная наполненность шопеновской ритмики, сложную синкопированность, «конфликтность» метроритма Р. Шумана. Возможности исполнительства стилевого ритмического воспитания подлинно уникальны по своей широте и универсализму.

Таким образом, чем больше различных ритмических стилей освоено и эстетически пережито музыкантом, тем больше появляется оснований говорить о законченности его музыкально- ритмического воспитания.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА.

На воспитание чувства ритма направлены специальные упражнения, способствующие улучшению координации, освоению ритмических рисунков, упражнений на ощущение сильных и слабых долей, пульсации.

Ритмические игры.

В начальный период важно найти правильный баланс игровых и учебных форм деятельности на уроке. Это, пожалуй, одно из самых главных условий успешного развития чувства ритма и музыкальности в целом у начинающих музыкантов. Хорошим методом является использование различных приёмов «эхо». Преподаватель хлопает ритм или играет мелодию, а ученик должен воспроизвести ритмический рисунок. Есть второй вариант этой игры. На отдельных карточках написать различные ритмы.

Потом педагог прохлопывает ритмический рисунок изображённый на одной из карточек, ученик повторяет его, затем ему предлагается найти этот ритм среди карточек. Здесь ученик учится не только верно повторить ритм, но и найти его среди карточек. Ведь часто дети, без особого труда повторяют ритм, но самостоятельно в нём разобраться с тем как должен звучать не могут. Поэтому этот способ обращён к преодолению этой проблемы.

Подтекстовка.

Хорошим способом воспитания ритмической игры является разучивание мелодии с текстом.

Ритмическое чувство развивается здесь благодаря выразительности словесного текста, который тоже имеет ритм. Тем более, что ритм слов более знаком людям, чем ритм музыкальный.

Учить песню со словами еще до её проигрывания на инструменте, то есть почувствовать ритм раньше.

Разобрать песню по нотам, потом играть её и петь со словами. Слова помогают выправить ритм.

Кроме того, подтекстовка помогает освоить, какие-то сложные ритмические фигуры. Например, триоли (солнышко), квинтоль (море синее), секстоль (солнышко ясное).

Чувство в движения разной пульсации.

Предложить ребёнку прошагать музыку четвертями, а затем восьмыми. Ещё вариант, учитель шагает четвертями, а ученик рядом восьмыми, шаги его короче, за один шаг учителя, ученик должен успеть сделать два.

Игра — это всегда проблемная ситуация первоначальная основа музыкальной культуры. Поэтому как можно чаще применять на уроке формы близкие к игре. У каждого учащегося свой путь которым он входит в мир звуков и ритма. Одни воспринимают ритм в основном через движение, другим помогают зрительные образы, третьим необходимо звучащее слово. В какой форме ребёнок способен осваивать закономерности музыкального исполнительства педагогу необходимо подбирать нужные методические приёмы, доступные маленькому музыканту.

Занятия, способствующие развитию чувства ритма.

Есть такие занятия, которые напрямую не касаются музыки, но помогают в воспитании чувства ритма. К числу таких видов деятельности можно отнести математику. Она помогает развитию логического мышления.

Даже простейшие арифметические действия существенно повышают чувство, пропорции, симметрии, эти чувства помогают усвоить ритм умом.

Чтение стихов.

Выразительное чтение стихов полезно не только потому что связанно с воспроизведением ритмов хоть и речевых. Большую пользу приносит анализ содержания стихотворных текстов.

Занятия физкультурой и танцами.

Эти способы позволяют познавать ритм с помощью пластики, движений. Если говорить о физкультуре, следует иметь ввиду зарядку разминку, которую проводят под хороший ритмический счёт. Также для развития ритма полезны занятия теннисом (ритмические ответы), художественная гимнастика (движения под музыку). А танцы всегда сопровождаются музыкой, которую танцующие запоминают ритмически, многие движения танцев разучиваются под музыкальный счёт.

ПРОБЛЕМА РИТМА В МУЗЫКЕ

Проблема ритма в музыке принадлежит к наиболее сложным, трудным для обобщения.

Художественная игра требует ритмического единства мелодии и сопровождения. Мелодия влечет музыку вперед, а аккомпанемент оттягивает ее назад, отстаивает метрическую мерность движения.

Аккомпанемент сдерживая «тяготение» мелодии, служит ритмической опорой ее движения.

Действия каждого из двух борющихся элементов питает противодействие другого, «поддает жару» последнему, «подливает масла» в ритмический огонь, яркость которого прямо пропорциональна напряжению обеих «враждующих сторон». (Коган Р. Работа пианиста. М.: Музыка, 1963.с.36)

Полиритмия - это объединение в многоголосии любых неодинаковых ритмических рисунков.

В узком смысле полиритмия – сочетание ритмических рисунков, основанных на различных видах деления временных единиц: например, в одном голосе – обычное бинарное деление, а в другом триоли.

Распространенной формой полиритмии является сочетание различных метров: например, в одном голосе – двухдольный такт, а в другом трехдольный.

Полное овладение полиритмией задача довольно сложная. Есть простые случаи полиритмии, они допускают «арифметический» подход. Например, 2 на 3 (совпадение дуолей и триолей). Нетрудно высчитать, когда нужно взять следующую ноту.

В следующей задаче нужно правильно сыграть 3 на 4 в этом случае 1/3 и 1/4 с помощью арифметики сыграть довольно сложно.

В этом случае нужно поочередно играть правой и левой рукой данную фигуру. Это упражнение нужно повторить несколько раз при этом соблюдая математически точную длительность.

Встречается тенденция учеников к неточному исполнению в смене чередования более крупных и мелких длительностей. Например, восьмые или шестнадцатые играются внезапно немного скорее, чем все остальные. Причина этой ошибки коренится, прежде всего, в неумении слушать пение фортепиано в более быстром движении.

При виде «длинных» нот у играющего возникает «условный рефлекс» медленно, при виде «коротких» нот – быстро, которому ученик безотчетно поддается. В таких случаях нужно ставить задачу перед учеником, чтобы более мелкие длительности играть особенно выдержанно.

Многие ритмические недочеты возникают вследствие недопонимания художественного образа, эпохи и стиля композитора. Такие недочеты также могут изменить жанр произведения.

Когда недостаточно продуманно и прочувствовано разнохарактерное произведение как целое, у играющего неизбежно появляются темповые и ритмические погрешности.

В дальнейшем становясь виртуозным исполнителем, обладающим чудесными руками, но не имеющим чувства целого, и поэтому неспособным сыграть ни одной крупной вещи (сонаты или концерта) с точки зрения формы.

В связи с этим есть множество исполнителей, которые ослепительно исполняют маленькие произведения: вальсы, этюдов, ноктюрны, но любая крупная вещь распадалась на ряд более или менее очаровательных моментов. Ясно чувствуется ритм в исполнении Ф. Липса. Все произведение лежит перед ним как огромный пейзаж, видимый сразу целиком и во всех деталях. Есть множество других исполнителей, умеющих создать целостность и органичность музыкально-художественного образа.

Ученик встречает в новой пьесе незнакомые ему трудности и не может справиться с ними. Только он подключит свой ум и изобретательность и из данных трудных мест составит себе полезные упражнения и будет играть их ровно столько, пока незнакомое не станет знакомым, неудобное - удобным, трудное - легким. Важно только не забывать, что после временного дробления музыкальной материи на «молекулы и атомы» эти частицы после соответствующей обработки должны стать живыми членами музыкального организма.

Всем известно, что артистически одаренный пианист способен превратить обыкновенный этюд в художественное произведение; не умеющий правильно мыслить делает из художественного произведения обыкновенный этюд.

Особенно ясной становится связь между звуком и ритмом в случаях rubato. Невозможно определить степень ритмической свободы данной фразы, не найдя правильной ее нюансировки. Звук и ритм действуют рука об руку, помогают друг другу и только совместно разрешают задачу художественно выразительного исполнения.

В художественном произведении наряду с «незначительными» также резкими отклонениями от указанных в нотном тексте ритмических соотношений длительности. Такие колебания отличаются от других агогических нюансов, Связанных с фразировкой, с акцентами, с артикуляцией, с динамикой развития, именно своей подчеркнутостью, заметностью. Rubato- частый агогический прием. Употребление этого приема во всех случаях отклонения от темы не всегда верно, хотя четкого разграничения установить не всегда возможно.

Одно из важных свойств rubato – сочетание метрической точности и подчеркнутой аритмичностью, свободой внутри ритмических долей и тактов. Часто это происходит в противопоставлении ритмически строгого аккомпанемента и ритмически свободной мелодии. Однако при rubato ритмическая свобода может распространятся не только на мелодию, но и на аккомпанемент.

Распределение ускорений и замедлений при rubato может быть различным и зависит во многом от метроритмических организаций мелодических фраз и индивидуальности исполнителя.

В исполнении произведений различных жанров, стилей и форм и у различных исполнителей, является своеобразный параллелизм темпа и динамики громкости.При плавных, постепенных возрастаниях и снижениях громкости, в местах с непрерывным ритмическим движением, обычно одновременно возрастает и снижается темп исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от степени его развития и обучения. Задача преподавателя в доступной форме доносить до ребёнка музыкальные сведения, необходимо возвращаться и повторять пройденный материал, что способствует его закреплению на высшем уровне. Музыкальное воспитание учащихся, творческий подход, при котором у ребёнка возникает желание заниматься музыкой, помогут преодолеть возникающие трудности в ритмическом воспитании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей, учебное пособие для студ. высш.учебн. заведений- Москва ВЛАДОС, 2004- 128с

Гейнрихс И.П. Чувство ритма и его развитие. М; МГПИ, 1970, №399, с 131-157.

Далькроз Жан. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. Перевод Н. Гнесиной // 2-е изд. Журнала «Театр и искусство», 1914. 120 с.

Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей. По материалам зарубежных исследований. Вопросы психологии, 1975, №5, с 166-176

Ильина Г.А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии, 1961, №1, с119-132

Кутунова Т. Н. Некоторые формы работы над развитием чувства метроритма на начальном этапе. Кемерово: «С- Квадра», 1995

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.М.А. Михайлова- Ярославль. Академия развития 1997-240с

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов-Москва, Ленинград А. ПН РСФСР, 1947- 335с

Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма –М., 1993- 353с

Цыпин Г.М. Формирование развития музыкально- ритмического чувства у юного пианиста. В кн: Музыкальное воспитание в школе.1974 в.9, с 23-29.

Проблемы музыкального ритма/ Под. Ред. М. А. Данилова, Н.И. Болдырева, М: Педагогика 1971-350 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Работа над гаммами для учащихся младших классов.

Данная статья написана педагогом фортепиано ГОУ ДОД Детская музыкальная школа № 31 Линк Е.Д.   Статья  раскрывает основные этапы работы над упражнениями в системе гамм для младших школьников...

Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической зоркости учащихся младших классов с нарушением интеллекта"

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка. Орфографическая зоркость развивается ...

Работа над гаммами с учащимися младших классов (фортепиано)

Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов её наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений, гамм, арпеджио, аккордов, ...

Организация работы по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продленного дня

В данной работе представлены формы, этапы и методы организации работы по экологическому воспитанию учащихся в группе продленного дня младшего школьного возраста....

Методическая разработка "Работа над интонацией с учащимися младших классов на уроке фортепиано"

Одним из важнейших условий для достижения мастерства в фортепианном исполнительстве, является владение искусством интонирования, поскольку, только выразительная, певучая игра способна найти настоящий ...