Миссия педагога дополнительного образования в современном обществе.
статья

Ермолович Лариса Герасимовна

Есть профессии, к которым мы всегда относимся с особым почтением и уважением. И педагог - одна из них...

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИССИЯ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Лариса Герасимовна Ермолович – заведующая

 Мыскаменского филиала Ямальской ДМШ,

 преподаватель класса народных инструментов

 и фортепиано.

Учителем трудно стать, им, может быть,

надо родиться или всю жизнь идти к этому.

Николай Никонов

Есть профессии, к которым мы всегда относимся с особым почтением и уважением. И педагог - одна из них. Учитель…

Еще в XIX веке в словаре Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали наставника, учителя. Трудно представить наше общество без школы, без Учителя… Учитель – профессия, самая главная на Земле. Она является источником радости, дает нам радость человеческого общения, счастье погружения в мир детства, чувство причастности к рождению нового в этой жизни, возможности заглянуть в будущее.

Профессия учителя - одна из благороднейших. Кто, как не учитель, даст тебе необходимые знания, познакомит с увлекательнейшим миром наук, научит правильно действовать в критических ситуациях, с честью выходя из них, оставаясь человеком.

Профессия учителя не нова, учителя были всегда. Одна из древнейших, важнейших и почетнейших в обществе. Она появилась тогда, когда в рабовладельческом обществе возникла школа, т. е. в V—IV вв. до н. э. В родовом же обществе функции учителей выполняли жрецы, старейшины, т. е. авторитетные, мудрые и уважаемые люди. Каждая эпоха рождала своих выдающихся педагогов. Это - Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Коменский в средневековой Европе, Песталоцци, совершивший свой педагогический подвиг в Швейцарии, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Все эти великие люди отдали свои сердца детям, совершив каждый свой педагогический подвиг, оставив неизгладимый след в истории человечества. Функции (от лат. «обязанность», «назначение») педагога многообразны, однако среди них можно выделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую. Учитель, прежде всего, учит, т. е. помогает детям овладевать обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приёмами и методами учебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Организация учебного процесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательная работа - все это способствует формированию определенных черт личности школьника, развитию его индивидуальности, т. е. реализуется воспитательная функция.

Учитель в любое время - краеугольный камень, на котором держится процесс и образования, и воспитания личности, способной жить и творить в непрестанно развивающемся мире. Он обучает не только знаниям и навыкам, но и терпимости, взаимопониманию, доброжелательности, всему тому, что мы называем общей культурой человека.

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Каким должен быть современный учитель? Какова его роль в обществе? В чём же заключается миссия учителя?

Профессия учителя очень сложная, она требует от человека много терпения и понимания. В основном она состоит из нелегких, но интересных будней. Преподаватели учат мудрости, передают жизненный опыт.

Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребенке и технологические возможности. Совершенно очевидно, что надо закреплять высокий статус преподавателя, мотивировать его на постоянное совершенствование своих знаний, на овладение передовыми идеями и методиками.

Педагог в современном мире – это еще и всесторонне развитая личность, способная ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового, привить любовь к своему предмету. Ведь  никакая современная техника не в силах заменить живого слова Учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное».

Высочайшая миссия учителя – влиять на умы и сердца своих воспитанников. Он должен научить маленького человечка увидеть мир прекрасного, научить состраданию и милосердию, доброте и любви. В этом – уникальность педагогической профессии.

Современная школа нуждается в талантливых и открытых всему новому преподавателях, которые видят своё призвание в том, чтобы помочь каждому ученику максимально раскрыть и реализовать свои способности. Никакие новые технологии не заменят хорошего педагога, который любит и понимает детей, вкладывает свою душу в работу.

Сегодня, как никогда, необходимы компетентные, увлеченные, талантливые педагоги, которые идут в ногу со временем, учат детей самостоятельно мыслить, принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

Учитель должен быть человеком культуры и общечеловеческих ценностей, проводником идей государства и демократических изменений, человеком большой души и доброго сердца. Любовь к ребенку - это, по словам В. Сухомлинского, "плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - это все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета ".

Настоящий педагог должен работать на будущее, опережать своё время. Его должно волновать не только отдельная индивидуальность, а мир людей. Благодаря этому педагогическая профессия становится творческой миссией. Миссия педагога - это не только его собственные интересы, мотивы, планы. Он является посредником между детьми и системой идей, традициями, культурой своего народа и человечества. Его обязанность - воспитывать достойных людей, способных приумножать достижения человеческой цивилизации.

Современному учителю интересно формирование души ребенка. Каждому школьнику даны те или иные обстоятельства жизни: родители, материальная обеспеченность, интеллектуальные способности, склонность к сочувствию, лидерству и т.д. Только познав сущность ребенка, его душевное состояние, почувствовав его готовность идти на контакт, изучив его возможности и наметив его индивидуальную траекторию обучения и воспитания, учитель имеет право на выполнение своей миссии – вооружить ребенка необходимыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми ему в самореализации в мире, который его окружает.

«Миссия учителя» - звучит красиво, гордо. Что же это такое? Миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Ведь учитель - немного актер, ему отведена роль наставника, воспитателя, проводника знаний. Учитель – это образец, которому подражают дети. Самое главное - это понимать ученика, принимать его таким, какой он есть, важно создать психологический комфорт для учащихся. Ученик не проникнется любовью к учебе, если видит, что учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний.

Учитель - это просветитель, ведущий работу с населением, родителями. А сколько общественных дел выполняется им в стенах самой школы! Участие в многочисленных школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями - это, как правило, общественная добровольная деятельность, т. е. выполнение общественно-педагогической функции. Все функции педагога тесно взаимосвязаны. Они постоянно усложняются. К названным основным добавляются методическая, самообразовательная, исследовательская, В работе педагога выделяют следующие взаимосвязанные виды деятельности:

Агностическая деятельность связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности. Для этого учитель должен уметь наблюдать, владеть методами диагностики.

Прогностическая деятельность выражается в постоянной постановке реальных целей и задач педагогического процесса на определенном его этапе с учетом реальных возможностей, проще говоря, в прогнозировании конечного результата.

Конструктивная деятельность состоит в умении проектировать учебную и воспитательную работу, отбирать содержание, соответствующее познавательным способностям учащихся, делать его доступным и интересным. Она связана с таким качеством педагога, как его творческое воображение.

Организаторская деятельность педагога заключается в его умении воздействовать на учащихся, повести их за собой, мобилизовать на тот или иной вид деятельности, воодушевить. В информационной деятельности реализуется основное социальное назначение педагога: передача обобщенного опыта старших поколений молодым людям. Именно в процессе этой деятельности школьники овладевают знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. В этом случае учитель выступает не только как источник информации, но и как человек, формирующий убеждения молодежи. Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости - прощать. По сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер, а у психологов - это приоритетное направление.

Успех педагогической деятельности во многом определяется умением профессионала устанавливать и поддерживать контакт с детьми, строить взаимодействие с ними на уровне сотрудничества, понимать их, в случае необходимости - прощать. По сути, вся деятельность педагога носит коммуникативный характер, а у психологов - это приоритетное направление. Аналитико-оценочная деятельность состоит в получении обратной связи, т. е. подтверждении эффективности педагогического процесса и достижении поставленной цели. Эта информация даёт возможность вносить коррективы в педагогический процесс. Исследовательско-творческая деятельность определяется творческим характером педагогического труда, тем, что педагогика одновременно является и наукой, и искусством. Опираясь на принципы, правила, рекомендации педагогической науки, учитель каждый раз использует их творчески. Для успешной реализации этого вида деятельности он должен владеть методами педагогических исследований.

Миссия учителя – воспитать человека, способного жить и успешно действовать в стремительно меняющемся мире, реализуя свои творческие возможности и уважая других людей. Миссия учителя – «сеять разумное, вечное, доброе».

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Всегда приходится не только учить других, но постоянно учиться самому. Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом.

В эпоху научно-технического прогресса и стремительно развивающейся информатики особо велика роль учителя музыкальной школы. Я преподаватель музыкальной школы, преподаю уже более 27 лет. За это время очень многое изменилось. Каким должен быть учитель музыкальной школы, как профессионал в своей области?

Музыка – это предмет, содержание которого направлено на умение находить закономерности в информационных потоках упорядочивать их, и стремиться обрабатывать с помощью компьютерных технологий. Учитель информатики должен быть:

  • хорошим математиком, где развито алгоритмическое мышление;
  •  хорошим знатоком русского языка и литературы, чтобы создавать востребованные информационные продукты;
  •  должен обладать высоким уровнем знаний в области английского языка, чтобы понимать не русифицированные программные сообщения и адекватно на них реагировать;
  •  должен иметь необходимый набор знаний по физике, химии, биологии, истории, чтобы объяснять многие информационные процессы в этих областях, чтобы создавать условия для осмысленного подхода к созданию и использованию компьютерных программ.

Учитель музыкальной школы – это педагог с набором приёмов, методов для результативного обучения ученика.

В профессии учителя музыки нет границ познанию и самосовершенствованию, ведь технический прогресс, новые открытия в области информационно-коммуникационных технологий требуют от учителя незамедлительных действий по их освоению, иначе ты перестаёшь быть востребован как источник информации в связке: учитель-ученик.

Учитель информатики – это разносторонний, увлечённый человек, который настроен на новое, умеющий принимать быстрые решения. Все эти качества при позитивном обучении перейдут и к ученику, помогут осмысленно и результативно принимать решения в любой информационной области. Информационный поток предмета полезен, востребован и, конечно же, интересен.

Да, в наш век бурного развития высоких технологий педагог, бесспорно, должен обладать рядом знаний и умений, необходимость которых продиктована самим временем; должен соответствовать реалиям дня: владеть компьютером, мобильно использовать интерактивную доску.

Современная школа много требует от учителя: и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Чтобы обучать современную молодежь, учитель XXI века должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях:

  • уметь получать знания из разных источников, иметь исследовательскую и информационную компетентность;
  • владеть здоровьесберегающими технологиями;
  • обладать критическим  мышлением, использовать системный анализ, уметь находить нестандартные решения;
  • быть коммуникативным и стремиться к сотрудничеству;
  • быть творческой личностью и стремиться использовать инновационные технологии.

И, тем не менее, какие бы технологии ни изобретал человек, многое зависит, и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Нравственность учителя, моральные нормы, которые являются главными в его деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакое воспитание не будет эффективным, если учитель не будет примером для детей. Сократ добровольно выпил чашу с ядом, но не отказался от своих взглядов, остался верен своим ученикам. Януш Корчак последовал со своими детьми в газовую камеру, хотя мог сохранить свою жизнь, но тогда это был бы уже не он. Современному педагогу не нужно жертвовать жизнью, для того чтобы доказать преданность своему делу. Но разве его каждодневный труд это не подвиг? Ни одна профессия не ставит таких строгих требований относительно моральной чистоты и душевного благородства. Учитель - пример для подражания, поэтому он должен быть кристально чист. Учитель - это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель- это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством, творческим потенциалом.

Учитель должен быть не только профессионалом в своей деятельности, то есть безупречно владеть знаниями своего предмета, быть требовательным к себе и ученикам, обладать чувством собственного достоинства, быть настойчивым в достижении цели. Он должен обладать еще и такими нравственными и эмоциональными чертами характера, как заботливость, душевность, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, обладать способностью сопереживать чувствам учащихся и их родителей, быть оптимистичным, щедрым на похвалу.

Л. Н. Толстого писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Наши дети будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. Нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Возможно, когда-нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем!

Учитель - это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель - это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что стремиться сделать счастливым других и быть способным хотя бы на время забыть о своих интересах - очень сложно. Это и есть самая главная миссия учителя XXI века. Тем более что Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами».

Дарите, люди, тёплые слова!

Чтобы от них кружилась голова.

Чтоб сладким был - словесный добрый мёд!

Чтобы слова топили в сердце лёд!

Ведь в слове каждом целая страна!

От злого начинается война,

И зарождаются обиды, месть...

А сколько слов?! Их всех не счесть...

Дарите, люди, тёплые слова!

Педагог XXI века - это профессионал, который обладает современным арсеналом образовательных технологий; это Личность, которая служит эталоном для своих воспитанников; это основной хранитель духовного потенциала нации и человечества в целом.

Роберт Рождественский написал такие строки:

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жизнь на Земле,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя».

Источники

  1. http://stud24.ru/
  2. http://bugabooks.com/book/
  3. http://www.eduklgd.ru/
  4. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"

Статья "Роль педагога дополнительного образования в современном обществе"...

Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях

Повышение эффективности и качества образования – одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов соц...

Статья "Роль дополнительного образования в современном обществе"

Статья " Роль дополнительного образования в современном обществе"...

Методическая пособие для педагогов ДО «Какой педагог дополнительного образования нужен современному учреждению дополнительного образования?»

ВВЕДЕНИЕКурс политического руководства страны на модернизацию экономики и социальной сферы Российского общества не может оставить в стороне и систему национального образования.Принятые в этой связи ос...

Педагог дополнительного образования и современный родитель: как достичь взаимопонимания?

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления и формы выстраивания отношений между педагогами дополнительного образования и родителями обучающихся.Ключевые слова: дополнительное обра...

Воспитательная деятельность педагога дополнительного образования в современных условиях

Вважно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, заинтересовать его, сформировать детский коллектив....

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .

В данном материале представленны  концептуальные и стратегические документы, которыми нужно руководствоваться педагогу при организации образовательной деятельности; основные направления и принцип...