Программа кружка "Ажурные фантазии"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

ИВАНОВА Наталья Степановна

         Программа курса «Ажурные фантазии» предназначена для учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школы. Данная программа является  частью комплексной системы работы по формированию у учащихся эстетического вкуса, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

         Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Юринский дом детского творчества»

Рассмотрено и одобрено на заседании педагогического совета МБУДОД

«Юринский ДДТ»

Протокол  №__

от «__»____________20__г.

Согласовано

Заместитель директора

_______ А.Н. Рямзаева

«__»____________20__г.

УТВЕРЖДАЮ

___________Е.Н. Костина

Директор МБУДОД «Юринский ДДТ»

«__»____________ 20__г.

Дополнительная  общеразвивающая образовательная программа

«АЖУРНЫЕ ФАНТАЗИИ»

Направленность программы: художественно-эстетическая 

Программа рассчитана на детей 9-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

                                                                Программа разработана

                                                                и реализуется педагогом

                                                                             дополнительного образования

                                                   Юринского дома

                                                        детского творчества

                                                        Ивановой Натальей

                                            Степановной

П. Юркино

2017

1. Пояснительная записка

                                                   Ты любишь вышивать? Постичь искусство это

                                          Поможет красота. Взгляни скорей вокруг:

                                      Природа так свежа, залита морем света!

                                   Трудись и вышивай, не покладая  рук!

 

         Важной составляющей воспитательной системы является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного,  облагораживает личность. Человек, чуткий к прекрасному,  испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

         Программа курса «Ажурные фантазии» предназначена для учащихся начального и среднего звена общеобразовательной школы. Данная программа является  частью комплексной системы работы по формированию у учащихся эстетического вкуса, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки помогает создать изделие, отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.

         Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.

         Программа курса рассчитана на  77 часов.

 

         Цель программы:

-углубление знаний по декоративно-прикладному искусству,

-систематизация знаний о различных приемах вышивки,

-развитие творческого потенциала воспитанников.

 

       Задачи программы:

        Обучающие:

       - обучить воспитанников основным приёмам ручной вышивки, выработать специальные трудовые умения и навыки;

       -

       Развивающие:

       - способствовать развитию творческой активности;

       - формировать  психические процессы;

       - расширять  кругозор;

       - развивать  мелкую моторику пальцев рук;

       - укреплять  волевые качеств личности

       Воспитательные:

       - воспитывать эстетическое восприятие произведений декоративно-прикладного искусства; художественный вкус;

       -  воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, к художественным традициям своего народа;

       - способствовать воспитанию гармонично развитой личности; её социализации; духовных запросов; расширению общего духовного богатства человека.

 

       Формы проведения занятий:

-Демонстрация изделий.

-Занятия с элементами лекций.

-Практические занятия.

-Самостоятельная работа с литературой.

-Работа над проектом.

-Подготовка и проведение выставок..

-Изготовление подарков к праздникам

   

       Основная форма работы – практическая деятельность, позволяющая приобрести и совершенствовать основные умения и навыки вышивания и оформления предметов декоративно-прикладного характера, способствующая зарождению стойкой мотивации к труду.

        Наглядность:

Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.

Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.

Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.

  Учащиеся должны уметь:

Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.

Уметь вышивать на пяльцах и без них.

Начинать и заканчивать работу без узлов.

Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.

Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.

Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.

Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.

Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.

 Учащиеся должны знать:

Виды ручной вышивки.

Историю и традиции вышивки.

Способы нанесения рисунка на ткань.

Способы закрепления нитей.

Способы выдергивания нитей.

Способы зашивок.

Применение мережек, креста, свободных швов.

 Способы оценивания результативности учащихся:

Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.

Выполнение заданий.

Защита проекта.

 

Программа способствует

-повышению интереса к культурным традициям родного края;

-развитию познавательной и творческой активности детей;

-формированию нравственных ценностей;

-расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;

-укреплению веры детей в свои способности.

 

Прогнозируемые результаты

  На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.

 

Учебно-тематический план

п\п

Тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1

Понятие декоративно – прикладного искусства.

5

1

4

2

Приспособления материалы, инструменты для рукоделия.

4

1

3

3

Технология выполнения свободных швов

11

1

10

4

Технология выполнения счетных швов         

11

1

10

5

Гобеленовый шов

4

4

6

Другие виды вышивок, их использование.

5

1

4

7

Композиция, цветовой круг, орнамент        

9

1

8

8

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

11

11

9

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

12

1

11

10

Защита проекта

5

1

4

11

Всего

77

8

69

 

Содержание программы

 

1. Вводное занятие

Понятие декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с видами творчества и его направлениями.

Из истории русской вышивки.

Из истории западноевропейской вышивки.

Знакомство с одеждой кубанского казачества. Вышивка в одежде.

 

2. Инструменты и приспособления для вышивания:

Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

 

3. Технология выполнения свободных швов

Шов “вперед иголку”.

Шов “строчка”.

Шов “за иголку”.

“Стебельчатый” шов.

“Тамбурный шов” и его варианты.

“Тамбурный шов” и его варианты.

 

4. Технология выполнения счетных швов

Шов “роспись”.

Шов “козлик”.

Шов “косичка”.

Счетная гладь.

Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке.

Крест простой – редкий.

Кресты в два ряда.

Крест двусторонний.

Двойной или болгарский крест.

Стоячий крест.

Двусторонний “тамбовский” крест.

 

5. Гобеленовый шов

Технология выполнения гобеленового шва

 

6. Другие виды вышивок, их использование

Белая гладь.

Цветная гладь.

Вышивка ришелье.

 

7. Композиция, цветовой круг, орнамент

Составление композиции.

Орнамент, цветовой круг.

Колорит.

 

8. Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. Работа над проектом.

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

 

9. Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.

Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

Вертикальный ряд.

Выполнение крестиков в 1 прием.

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

Диагональное расположение крестов.

Обводка вышитых мотивов.

Закрепление нитки.

Оформление края изделия.

Стирка и глажение вышитых изделий.

Оформление вышивки в рамку.

Изготовление декоративной рамки.

 

10. Защита проекта

Оценка качества готового изделия. Выставка творческих работ.

 

Материальное обеспечение

       Техническое оснащение:

- ткань  «белая и чёрная вафелька» (жёсткая и мягкая канва)

-ткань хлопчатобумажная и полотняная

- куски полотна разного размера

- пяльцы пластмассовые

- иглы с большим ушком

- ножницы с тупыми концами

- нитки мулине

- нитки шерстяные

- карандаши простые

- калька

- копировальная бумага

- линейка

- клей ПВА

       Дидактические материалы:

- образцы рисунков для вышивания

- образцы готовых вышивок

- пооперационные карты

- иллюстрации вышивок в различной технике

Используемая литература:

1. Антоначчо Мара. Вышиваем крестом.2009.

2. Каминская Е.А..Вышивка крестом.2011.

3. Каминская Е.А..Вышитые картины.2011.

4. Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.

5. Ращупкина С.Ю. Вишивка ришелье.2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Юринский дом детского творчества»

                                                                                                                                                                                             «Утверждаю»

 И.о. директора МБОУ ДОД

«Юринский дом детского творчества»

 __________ Костина Е.Н.

«__»_____________ 2017 г.

К а л е н д а р н ы й   п л а н

Педагог ДО Иванова Наталья Степановна

         На _________2017-2018__________ учебный год 

                                                                Кружок ___________Ажурные фантазии

                                                                Год занятий ____________первый_____________

                                                                Программой,  утвержденной__________________2017 г.

Педагог ДО ______________________

                                                                                                                                                        /Иванова Н.С./        

                                                                                                       «29» сентября 2017 г.

Календарно-тематическое планирование кружка «Ажурные фантазии» МБОУ  ДОД  «Юринский дом творчества» для учащихся 5-9 классов на 2017-2018 учебный год.

Руководитель: Иванова Наталья Степановна.

п/п

Месяц

Тема занятия и  краткое содержание

Кол-во часов

Примечание

1

октябрь

Понятие декоративно – прикладного искусства

– Знакомство с видами творчества и его направлениями.

– Из истории русской вышивки.

– Из истории западноевропейской вышивки.

– Знакомство с одеждой кубанского казачества.

1

1

1

1

1

2

октябрь

Инструменты и приспособления для вышивания

– Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия.

– Увеличение и уменьшение рисунка

1

1

2

3

октябрь-ноябрь

Технология выполнения свободных швов

Шов “вперед иголку”.

Шов “строчка”.

Шов “за иголку”.

“Стебельчатый” шов.

“Тамбурный шов” и его варианты.

“Тамбурный шов” и его варианты.

1

1

1

2

2

2

2

4

ноябрь-декабрь

январь

Технология выполнения счетных швов

Шов “роспись”.

Шов “козлик”.

Шов “косичка”.

Счетная гладь.

Зигзаг (словацкий шов)гобеленовый шов.

Крест с горизонтальными стежками на изнанке.

Крест с вертикальными стежками на изнанке.

Крест простой – редкий.

Кресты в два ряда.

Крест двусторонний.

Двойной или болгарский крест.

Стоячий крест.

Двусторонний “тамбовский” крест.

1

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

февраль

Гобеленовый шов

Технология выполнения гобеленового шва

2

2

6

февраль

Другие виды вышивок, их использование.

Белая гладь.

Цветная гладь.

Вышивка ришелье.

1

1

1

2

7

март

Композиция, цветовой круг, орнамент        

Составление композиции.

Орнамент, цветовой круг.

Колорит.

2

2

2

3

8

Март-апрель

Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом.

Выбор проекта проектом.

Разработка собственного варианта композиции, орнамента, сюжета для творческого проекта.

1

2

8

9

май

Практическое занятие; шов крест, гобеленовый шов

Технология выполнения вышивки. Выполнение идущих сверху вниз горизонтальных рядов крестиков.

Выполнение идущих снизу вверх горизонтальных рядов крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

Вертикальный ряд.

Выполнение крестиков в 1 прием.

Выполнение горизонтального ряда крестиков.

Выполнение вертикального ряда крестиков снизу вверх.

Выполнение вертикального ряда крестиков сверху вниз.

Диагональное расположение крестов.

Обводка вышитых мотивов.

Закрепление нитки.

Оформление края изделия.

Стирка и глажение вышитых изделий.

Оформление вышивки в рамку.

Изготовление декоративной рамки.

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

10

Защита проекта

5

Итого

77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Воздушные фантазии" для младших школьников

Игровая программа "Волшебные фантазии" для детей младшего школьного возраста. Можно воспользоваться трафаретами для поделки "Смешарика"...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Программа разработана  педагогом дополнительного образования    Пекешиной Светланой Анатольевной   средняя школа №9 им.А.С.Пушкина г.Волжска РМЭ  .   Срок реализации...

дополнительная образовательная программа "От фантазии к танцу"

Результатом моей работы над методической темой  "Современная хореография как средство развития личности ребёнка"  стало создание  модифицированной образовательной программы «От фантазии...

Реализация образовательной программы "Музыкальные фантазии"

"Музыкальные фантазии" - образовательная программа художественно-эстетического направления...

Рабочая программа "Музыкальные фантазии"

Образовательная программа художественно-эстетического года расчитана на 2 года обучения....

Модифицированная образовательная программа «Бумажные фантазии»

Содержание программы представленно различными видами трудовой деятельности  и направленна на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с бумагой...