Рабочая программа дополнительного образования детей "Экологический клуб Лотос"
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа расчитана на 2 возрастные группы, продолжительность обучения 4 года. В программе наряду с теоретическими занятиями предусмотрена практическая работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ekologicheskogo_kruzhka.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    МОАУ Новопетровская СОШ

Константиновский район Амурская область

Рабочая программа

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «ЛОТОС»

Составитель:

Иващик Ольга Алексеевна

руководитель клуба,

учитель биологии

с. Новопетровка 2017 год

Пояснительная записка

          Экологический клуб «Лотос» зарегистрирован как юридическое лицо в 2004 году и  объединяет 3 секции экологического направления: «Экологическая»,   «Юный натуралист» и «Юный растениевод». В клуб принимаются учащиеся с 5 по 11 класс. Экологическая секция  разделена на 2 возрастные группы:  для учащихся 11-13 лет и с 14 до16 лет.

Программа секции рассчитана на развитие ребенка в течение 4 лет – 2 года в младшей группе и 2 года в старшей. Экологический клуб имеет большой опыт исследовательской работы: изучены причины исчезновения лотоса орехоносного в Константиновском районе, проведена работа по реинтродукции лотоса, организована его охрана. Благодаря деятельности клуба в районе объявлен новый ботанический памятник природы «Новопетровская роща», посажен школьный лес на 2, 5 тыс. саженцев.

Работа  секции ведется в 3 направлениях: Экологическое образование учащихся, исследовательская и практическая работа, просветительская работа с учащимися школы и местным населением.

      По каждому направлению разработан цикл занятий, направленных на ознакомление ребят с особенностями приспособлений живых организмов к условиям среды обитания, вопросами взаимодействия  компонентов природы между собой, влиянию человека на живой мир планеты. В ходе занятий школьники расширяют свой кругозор, учатся осознавать, что человек не хозяин природы, а часть ее.

         Практические занятия в природе позволяют получить навыки по определению растений и животных, методах размножения растений, умению использовать свойства живых организмов. Ребята получают навыки исследовательской работы, учатся вести наблюдения и оформлять их.

         Познание природы способствует воспитанию у детей бережного отношения ко всему живому.

Просветительская работа способствует выработке активной жизненной позиции ребенка.

        Целью работы клуба является:   воспитание у учащихся активной жизненной позиции по отношению к проблемам окружающей среды.

Задачи клуба:

- углубление экологических знаний учащихся

- расширение кругозора учащихся по ознакомлению с растительным и животным миром  родного края и других регионов мира.

  - организация работы с учащимися по улучшению экологического состояния природной среды;

 - ведение практической исследовательской работы;

 -участие в пропаганде и распространении экологических знаний;

 - проведение массовых экологических мероприятий;

      В работе клуба используются различные методы.  

 Игровые формы:  игры-путешествия, экологические игры, тренинги на выявление лидерства, викторины, экологическая биржа и др. В системе проводятся массовые просветительские мероприятия, экскурсии, конкурсы. Особое внимание уделяется практической работе: обучению  учащихся методам исследовательской деятельности, организации рейдов по охране природы, озеленению села, анкетирование населения, подкормка птиц, работа в школьном дендрарии.

Программа для младшей группы

1 год обучения.

Количество часов: 68.   1 занятие в неделю по 2 часа.

№ п/п

Тема занятий

Количество  часов

теоретических

практических

итого

1

Приспособленность животных к среде обитания

26

6

32

2

Растения и особенности их жизнедеятельности в разных средах обитания.

8

4

12

3

Экскурсии

6

6

4

Проведение массовых мероприятий

14

14

5

Практические работы в дендрарии

4

4

6

Итого

34

34

68

Содержание программы.

Тема « Приспособленность животных к среде обитания» включает материал о приспособленности животных к движению в воздухе, воде и по суше, особенностях строения зрения и слуха, способах маскировки, способах добычи пищи. Раскрывает особенности жизни животных, ведущих коллективный образ жизни, способах строительства различных типов жилья, причины миграций животных, инстинктивное поведение животных и интеллект у высоко организованных организмов. Синантропные животные и их взаимоотношения с человеком.

Тема «Растения и особенности их жизнедеятельности» включает материал об особенностях строения и функционирования пустынных, водных и болотных растений, растений паразитов и хищников. Влияние растений друг на друга, фитонциды, способы распространения растений.

Экскурсии: « Учимся наблюдать и рисовать животных», «Как зимуют животные», «Где живут животные?»

Массовые мероприятия:  Конкурс «Мисс Кис-кис», Акция «Поможем птицам!», Фотоконкурс «Моя кормушка», Праздник «День птиц», Устный журнал «Они должны жить», Фотовыставка  «Наши верные друзья».

Практические работы. Изучение растений школьного дендрария. Сбор насекомых вредителей дендрария и оформление коллекций.

2 год обучения

Количество часов 68. 1 занятие в неделю по 2 часа.

№п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

всего

1

Человек изменяет планету

12

-

12

2

Изучение экологического состояния природы

8

6

14

3

По страницам Красной книги

14

4

18

4

Человек учится у природы

8

-

8

5

Экология в моей жизни

6

10

16

6

Итого

48

20

68

Содержание программы

    Тема: « Человек изменяет планету» Пустеющие кладовые Земли, реки, текущие вспять. Экологическая цена автомобиля. Бытовые отходы, война и экология.

    Тема: «Изучение экологического состояния природы» Методы наблюдений в природе, биоиндикация, экологический мониторинг.

Практические работы: лихеноиндикация, изучение экологического состояния

водоемов, изготовление коллекций.

Экскурсия» «Изучение организмов – биоиндикаторов»

   Тема: По страницам Красной книги. Изучение редких и исчезающих растений нашей местности, проведение устного журнала для малышей «Их нужно спасти!», знакомство с охраняемыми животными амурской области, встреча с егерем. Зимующие птицы. Практика: Экологическая акция «Кормушка».

   Тема: «Человек учится у природы». Что такое бионика, бионика в строительной технике, полеты и планирование, Природа подскажет методы очистки.

   Тема: «Экология в моей жизни» Экология производственных помещений и жилища. Любители растений – как фактор экологии.

Практические работы: определение запыленности воздуха в школе, Экологическая оценка классных комнат, Влияние пыли на состояние устьиц у растений, правила сбора растений и изготовления гербария

                                          Тематический план

занятий старшей группы экологической секции.

1 год обучения

Количество часов: 136.  2 занятия в неделю по 2 часа.

Тема занятий

Теоретических

часов

Практических

часов

Всего

1

2.

3.

4.

   5.

6.

7.

8

Вводное занятие

Взаимодействие человека с природной средой.

Экология земледелия.

Водные ресурсы и человек

Растительный мир и человек

Особо охраняемые территории Амурской области.

 Как вырастить лес.

Экология человека

2

20

14

18

6

10

6

12

6

4

18

18

            4

2

20

20

20

22

24

10

24

16

88

50

138

Содержание программы

    Тема: Взаимодействие человека с природной средой.

Глобальные экологические проблемы, Экологические кризисы в истории человечества. Экологическая обстановка на территории России, экологические последствия парникового эффекта, радиоактивного и шумового загрязнения. Чужеземные насекомые как биологические загрязнители.

    Тема: Экология земледелия раскрывает вопросы о влиянии химических веществ на  растения, повышении устойчивости агросистем, эрозии почв, орошаемом земледелии. Включает практические занятия: изучение свойств минеральных удобрений, исследование химического состава почв, анализ применения экологических правил земледелия в местном хозяйстве.

   Тема: «Водные ресурсы и человек». Экологические проблемы Амура,

Планы строительства плотин на Амуре. Возможные последствия зарегулирования Амура. Экологический аспект строительства плотин, хозяйственный и социальный аспекты. Очистка сточных во, контроль за чистотой водоемов. Мировой океан и человек.

 Практика. Исследование химического состава воды местных водоемов.

   Тема:  «Растительный мир и человек»

Последствия истребления лесов на Земле, основы рационального ведения лесного хозяйства, проблемы лесных зон Амурской области.

Практические работы:

Анкетирование населения,  организация рейдов по охране рощи,  выпуск и распространение листовок в защиту рощи.

   Тема:  «Особо охраняемые территории Амурской области».

Заповедники, заказники, памятники природы, знакомство с природой заповедников Амурской области, охраняемые животные Амурского заказника, Редкие растения Приамурья, Красная книга Амурской области.

   Тема: «Как вырастить лес»  Изучение способов вегетативного размножения деревьев и кустарников, стратификация семян, методы и сроки посева.

Практические работы по стратификации и проращиванию семян древесных пород для школьного дендрария, высадка проростков в грунт, посадки деревьев.

    Тема: «Экология человека»

Воздушная среда и здоровье человека, влияние качества воды на состояние организма. Продовольственная безопасность, откуда берутся нитраты? Проблемы утилизации мусора. Экологическая безопасность  жилища.

Практические работы: Изучение маркировки продуктов питания, Изготовление поделок из бросового материала, определение наличия нитратов в растительных продуктах.

Тематический план

занятий старшей группы экологической секции.

2 год обучения

Количество часов: 136.  2 занятия в неделю по 2 часа.

Тема занятий

Теоретических

часов

Практических

часов

Всего

1

2.

   3.

4.

 

  5.

6.

  7.

8

9

Вводное занятие

Зеленые друзья человека

Рейды по охране рощи

Биосфера – глобальная экосистема

Человек в биосфере

Экологический тренинг

Село, в котором я живу

Экологические проекты

Массовые мероприятия и пропагандистская работа

2

28

12

14

2

2

8

10

10

8

8

8

10

12

2

38

10

12

24

8

10

12

20

136

Содержание программы

   Тема: «Зеленые друзья человека» Изучение Фармакологического действия растений, Корень жизни – Жень-шень, целебные свойства хвойных растений. Фитонциды и их свойства, витаминные растения. Алкалоиды и их действие на организм человека. Ядовитые растения. Пищевые растения, каша с маслом, овощи леса и поля, парфюмерия в лесу. Лесная канцелярия.

Практические работы:  Фитонциды, оформление папки- раскладки «лекарственные растения», «Осторожно! Они ядовиты!»

Экскурсия в местный женьшенарий.

Тема: «Биосфера – глобальная экосистема». Как развивалась биосфера.

5 экологических катастроф. Биосфера и человек: «У запретной черты». Почему человек должен сохранять биоразнообразие. Концепция устойчивого развития.

    Тема: «Человек в биосфере» Адаптации человека. Стресс – реакция адаптации. Человек в экстремальных условиях. Невесомость. Проблема продолжительности жизни человека. На сколько человек рассчитана Земля? Что такое демографический коллакс? Механизмы, регулирующие численность организмов в природе.

Практика: Исследовательский проект. Проблемы здоровья жителей нашего села. Проект. «Исследование средней продолжительности жизни жителей нашего села.» Вечер: « За здоровый образ жизни».

     Тема: «Экологический тренинг». Тренинг на выявление лидеров. Тренинг «Огонь». Тренинг «Мы с тобой одной крови».

    Тема: «Село, в котором я живу» Экологический практикум.

Составление физико-географической характеристики территорий, занимаемых зелеными насаждениями Экологическое состояние мест отдыха сельчан. Мое село  50 лет спустя. Праздник «Посвящение в юннаты»

    Тема: «Экологические проекты» Как выполнить экологический проект? Выбор темы проектов и работа с литературой и Интернетом.  Защита проектов.

    Тема: «Проведение массовых мероприятий и пропагандистской работы»

Человек и природа: противостояние или содружество? Ролевая игра Воспитание экологической культуры. «К чему люди стремятся в жизни?»

Подготовка и проведение праздника «День Земли» Экскурсия «Журавли прилетели» Выпуск листовок «Журавли Амура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования детей — вокальный клуб «Винкс-Муза»

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3319132","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 400px; width: 533px;"}}]]...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Программа дополнительного образования детей Экологический кружок «Эколог»

            Направленность программыДанная программа предназначена для учащихся, посещающих экологический кружок «Эколог».Усилиями учителей  биологии и эколог...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Стрелковый клуб ТРАДИЦИЯ"

Программа Стрелкового клуба ТРАДИЦИЯ создана в 2010 году в системе дополнительного образования Нахимовского военно-морского училища. Ежегодно программа редактируется. В данном случае она представлена ...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"

В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КЛУБА«РУСИЧИ»

Программа военно-патриотического клуба «Русичи» является частью государственной программы « Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2017 год....