Статья по теме: "Формирование мотивации аффилиации и развития коммуникативных навыков учащихся в системе дополнительного образования"
статья

Чоботарская  Евгения Александровна

Один из важных элементов образования и воспитания детей – система дополнительного образования. Именно здесь эффективнее всего реализуется индивидуальный подход к обучающимся, расширяются образовательные и воспитательные возможности.За стремлением воспитать конкурентоспособную личность, мы забываем, какое важное значение в жизни ребенка играет дружба, понимание, любовь. С точки зрения американского психолога Г. Мюррея, аффилиация – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми, на выраженность которой оказывают влияние: стремление к принятию людьми и страх быть отвергнутым. Именно мотивация аффилиации влияет на желание ребенка находиться среди людей, строить близкие и эмоционально значимые отношения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации аффилиации и развития коммуникативных навыков учащихся в системе дополнительного образования

В современном образовательном пространстве основной идеей становится проблема формирования конкурентоспособной личности ребенка. Поэтому у детей необходимо развивать мотивацию лидерства, эффективность в работе, принципы и достоинства, которые бы обеспечивали их превосходство над другими и привлекали работодателей во всех сферах деятельности. Не удивительно, что традиционные методы обучения по своей сути являются конкурентными.

Педагогическая практика показывает, что постоянное стремление детей к победам в олимпиадах и конкурсах, за получением высоких результатов, за одобрение педагога и популярность среди сверстников, поощрение амбициозности и конкурентности нередко приводит к агрессии, чувствам зависти и ревности к сверстникам, к закрытым или даже открытым формам агрессии.

За стремлением воспитать конкурентоспособную личность, мы забываем, какое важное значение в жизни ребенка играет дружба, понимание, любовь. С точки зрения американского психолога Г. Мюррея, аффилиация – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми, на выраженность которой оказывают влияние: стремление к принятию людьми и страх быть отвергнутым. Именно мотивация аффилиации влияет на желание ребенка находиться среди людей, строить близкие и эмоционально значимые отношения. И если в психологии проблема формирования мотивации аффилиации считается актуальной, ее исследованием занимались и занимаются ученые: М. Дойч, И.В. Кузнецова, А. Мехрабиана, Г. Мюррей и др., то в педагогике на эту тему проведено лишь несколько исследований (Е.Е. Лушникова, А.Я. Школьник, С.С. Юрковская и др.).

Один из важных элементов образования и воспитания детей – система дополнительного образования. Именно здесь эффективнее всего реализуется индивидуальный подход к обучающимся, расширяются образовательные и воспитательные возможности. Огромной популярностью среди современных детей пользуются  различные объединения дополнительного образования, которые уже эффективно реализуют свой воспитательный потенциал: приобщают учащихся к духовному и интеллектуальному капиталу общества, являются эффективным средством коммуникации. Кроме того, посещение объединений дополнительного образования– это важный инструмент самовыражения ребенка, позволяющий ему раскрыться, рассказать о своих интересах и увлечениях, поделиться собственными переживаниями, выразить свое отношение к окружающим людям и миру, найти новых знакомых и друзей по интересам.

Важное качество, которое необходимо развивать у ребенка –коммуникабельность, ведь от умения общаться зависит успех деятельности. Поэтому важное место в курсе обучения учащихся в объединениях дополнительного образования уделяется практическим направлениям работы. Такие занятия могут проходить в форме ролевой игры, инсценировки, экскурсии, а также комбинированных занятий. Такие формы позволяют ребенку развивать навыки общения, помогают справиться со страхом быть отвергнутым.

Таким образом, проблема развития коммуникативных навыков и мотивации аффилиации учащихся актуальна в современном образовательном пространстве. Один из способов ее решения – система дополнительного образования детей, где наиболее эффективно реализуется индивидуальный подход к каждому обучающемуся, расширяются воспитательные и образовательные возможности.

Они учат детей и подростков общению, развивать навыки вербального и невербального общения, помогают справляться со страхом быть отвергнутыми, заявлять о себе, своих взглядах и увлечениях.

Список литературы

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской

Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2015/06/Concepcia.pdf

3. Першина О.П. Актуальность формирования мотивации аффилиации уча-

щихся 10–12 лет в системе дополнительного образования / О.П. Першина // Глобальный научный потенциал. – СПб.: ТМБ-Принт, 2016 – №2 (59).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и видеом...

Статья "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"

В данной статье описаны современные методы и педагогические технологии, используемые  учителем Зуботаревой Е.Н.в обучении английскому языку...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища

В статье описывается опыт опыт формирования иноязычной компетенции кадет в системе дополнительного образования кадетского училища. Расматриваются способы организации деятельности по формированию комун...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....

Статья на тему « Изучение и освоение современных педагогических технологии в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся».

  В процессе обучения английскому языку использую следующие современные технологии: развивающее обучение, проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективную систему обучения, ...

Развитие творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования (на примере спортивных бальных танцев)

Спортивные бальные танцы – это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставк...