Мастер-класс «Я к вам пишу или Как развить в себе литературные способности»
методическая разработка

Алексеева Людмила Владимировна

Как развивать способность творить, самовыражаться, искать, ошибаться и вновь искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать? Как разбудить в себе чуткость и языковую интуицию, научиться пользоваться смысловыми оттенками слова, его нюансами, переносными значениями и изобразительными возможностями? Как из множества слов создать личное, единственное, неповторимое и оригинальное целое? Необходимо  постоянно оттачивать свое мастерство! А простые и весёлые задания, предложенные в данном мастер-классе, сделают этот процесс увлекательным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._ya_k_vam_pishu.docx27.17 КБ
Файл ya_k_vam_pishu._prezentatsiya.pptx789.42 КБ

Предварительный просмотр:

Алексеева Л.В.

методист организационно-методического отдела МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества»

Мастер-класс

«Я к вам пишу или Как развить в себе литературные способности»

Аннотация

Как развивать способность творить, самовыражаться, искать, ошибаться и вновь искать ту единственную, неповторимо своеобразную манеру говорить и писать? Как разбудить в себе чуткость и языковую интуицию, научиться пользоваться смысловыми оттенками слова, его нюансами, переносными значениями и изобразительными возможностями? Как из множества слов создать личное, единственное, неповторимое и оригинальное целое?  

Необходимо  постоянно оттачивать свое мастерство! А простые и весёлые задания, предложенные в данном мастер-классе, сделают этот процесс увлекательным и интересным.

Введение

Театрализованный музыкальный вечер, концерт, выступление на педагогической конференции, подготовка к публикации авторских материалов, мастер-класс, родительское собрание или сочинение нового текста на мелодию популярной песни  – не смотря на жанровое разнообразие перечисленных видов работы педагога музыкального отдела, все они имеют один общий знаменатель – текст.

По мнению ученых, литературные способности развиваются в течение всей жизни человека. В их основе, по мнению психолога  В.П.Ягунковой, лежат такие психические компоненты как:

  • поэтическое восприятие действительности,
  • эмоциональная впечатлительность,
  • художественная наблюдательность,
  • хорошая образная и эмоциональная память,
  • образное мышление
  • творческое воображение,
  • богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.

Но свои творческие способности необходимо постоянно тренировать и развивать и тогда результат приятно удивит вас. Ведь в наше время требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности.

-Как вы считаете, какой текст можно считать хорошим?

- Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно.

Сегодня я предлагаю вам узнать о том, какие упражнения помогут вам раскрыть свой творческий потенциал. Для этого вам потребуется постоянная тренировка интеллекта, обогащение словарного запаса и креативность. Делюсь некоторыми практическими приёмами. Вы можете делать их как самостоятельно, так и с родителями и детьми на внеклассных мероприятиях — вместе веселее. Тем более что практика достаточно забавная и напоминает развлечение. В этом вы сейчас убедитесь сами.

Разминка

4 буквы. Ведущий называет 4 буквы. Каждый участник по кругу быстро придумывает и говорит предложение из 4 слов, каждое из которых начинается с названной ведущим буквы. Напр., КПРО – какой прыткий, резвый ослик и т.д

Аббревиатура – это сокращение длинного названия до первых букв. Всем знакомы такие аббревиатуры как КВН, НЛО, ВУЗ и мн. Др.Расшифровать их очень легко. Но когда встречается новая, незнакомая аббревиатура, приходится поломать голову: что же означает это сокращение.

Попробуйте представить слова как аббревиатуры и расшифровать их:

нота, концерт, голос, тон, минор, опера, оперетта, мюзикл.

Словесная дуэль. Два соперника начинают свой интеллектуальный поединок: они «Стреляются» словами на определенную букву. Напр., сопрано – соль. Побежденным считается тот, у кого запас слов иссякнет. Право первым начать дуэль определяет жеребьевка.

Пара слов. Каждый участник придумывает два слова, не имеющих прямой логической связи между собой, и озвучивает их. Сосед, сидящий справа, формулирует логически верное предложение, связывающее эти 2 слова. Напр., «кружка» и «лопата». Связывающее их предложение может выглядеть так: «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашел там только разбитую кружку».

Игра в рифму. Называете слово, и составляете список из 10 созвучных слов. Фасоль – бемоль, ассоль, соль, боль, роль, триоль, гастроль.

Основная часть

Творческое упражнение «Музыкальная ассоциация». На основе предложенного музыкального произведения разработать сюжет, который включает ассоциацию с музыкой. Напр., Barbra Streisand (In the Style of Duck Sauce) и «Mana Mana» (Finger & Kadel).

Звездный час. Участникам предлагается составить как можно больше слов за 1 минуту, используя буквы из слова «Аплодисменты». Побеждает тот, кто составит наибольшее количество слов. 

Рассказ на 1 страницу. Напишите небольшой рассказ на 1 страницу. Каждое предложение должно состоять из 2-х слов. Пример. Наступило утро. Светило солнце. Лучи настойчивые. Я проснулась. Спать нельзя. Пора бодрствовать. Вижу стол. Лежит ручка. Буду писать. Это письмо. Для друга. Продолжите? В следующем рассказе предложения должны быть из 3-х, 4-х, 5-и слов. Количество слов можно увеличивать до бесконечности или пока не станете Львом Толстым.

Разрешающие таблички. В каждом городе можно встретить запрещающие таблички: «Собак не выгуливать», «Мусор не бросать», «По газонам не ходить»… Но если существуют запрещающие таблички, должны быть и разрешающие. Придумайте и нарисуйте 5 разрешающих табличек, которые можно было бы установить в музыкальном отделе ЦДТ.

Слайд 4. Частушка – уникальное явление в народном творчестве. С 1 стороны, частушка исключительно проста по форме – всего 4 рифмованные строчки. Но с другой стороны, сочинить частушку не просто. Ведь в 4 строках надо рассказать целую историю, случай из жизни, причем рассказать с юмором, используя намеки, умолчания, аллегории и ассоциации. Вот пример несложной частушки:

Ходит Ванька по деревне,

Девкам улыбается –

У него вставная челюсть,

Рот не закрывается.

Попробуйте придумать рассказ-частушку, которая оканчивалась бы такими словами:

- глаз не открывается

- брови осыпаются

-зуб давно качается

- уши развеваются

- нос не помещается

Новое название фирмы. Каждый день в нашей стране возникают сотни новых фирм. Большинство из них вскоре умирает, и только малую часть ждет счастливая судьба и процветание. Успех предприятия во многом зависит от вида его деятельности: чем меньше фирм-конкурентов занимается такой же деятельностью, тем больше шансов на успех. А еще успех зависит от яркого названия, отражающего специфику фирмы. Представьте, что в 1 городе появился целый ряд предприятий, предлагающих уникальные виды услуг. Вот только названий у них нет. Помогите начинающим предпринимателям и придумайте название фирме, если известно, что она занимается
- настройкой губных гармошек

Рефлексия «Пятистрочия». Участников просят сочинить пятистрочия, которые отражали бы их впечатления о прошедшем мастер-классе и его ключевую идею.

1. Первая строка: 1 слово, существительное,  наиболее точно и емко отражающее основную идею прошедшего тренинга.

2. Вторая строка: 2 прилагательных, характеризующих тренинг.

3. Третья строка: 3 глагола/деепричастия, описывающие действия, происходившие на тренинге.

4. Четвертая строка: фраза из любых 4 слов, выражающая отношение автора к происходящему.

5. Пятая строка: еще одно любое слово, отражающее общую суть темы стиха.

На сочинение дается 4-6 мин., потом участники поочередно озвучивают результаты своего творчества.

Главное не рифма, а выражение с их помощью впечатлений о прошедшем тренинге, формулирование его ключевой идеи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я К ВАМ ПИШУ: Как развить в себе литературные способности Разработчик: методист МАУДО г.Нижневартовска «Центр детского творчества» Алексеева Л.В.

Слайд 3

Психические компоненты литературный способностей поэтическое восприятие действительности эмоциональная впечатлительность художественная наблюдательность хорошая образная и эмоциональная память образное мышление творческое воображение богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов.

Слайд 4

ЩАС С ПОЮ - глаз не открывается; - брови осыпаются; -зуб давно качается; - уши развеваются; - нос не помещается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише"

мастер-класс по подготовке к ЕГЭ, к части С-написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту...

мастер-класс "Пишем сочинение на ЕГЭ"

Материал содержит презентацию и разработку урока и мастер-класса по написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку...

Как развить у ребенка творческие способности.

Для формирования познавательной учебной деятельности существует много технологий, одна из них - творческое мышление - это технология обучения, способствующая развитию творческого мышления у учащихся, ...

Как развить у ребенка творческие способности

Продолжение темы "Как развить у ребенка творческие способности"...

Мастер-класс по настольному теннису «Подвижные игры, как метод развития физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»

Мастер-класс по настольному теннису по теме  «Подвижные игры, как метод развития  физических и умственных способностей у учащихся групп начальной подготовки первого года обучения»Тема:...

РАЗВИТЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЛИТЕРАТУРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Формирование открытого общества влечет за собой изменения в общественной психологии. Учитель XXI века стоит перед проблемой модернизации учебного процесса. Сложность и непредсказуемость жизненных вопр...

Мастер - класс "Роль сценического костюма и декораций как важный фактор в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста при проведении праздников и развлечений" (в рамках окружного Фестиваля педагогических идей в 2017г.)

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей – все это важные факторы эстетического воспитания...