Вводное занятие дополнительного образования "Батик. Роспись по ткани"
план-конспект занятия (5 класс)

Петрашова Светлана Викторовна

Презентация и конспект вводного занятия студии "Батик" по теме: "Батик. Роспись по ткани". На занятии дети знакомятся с историей батика, видами росписи, технологией изготовления.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология украшения ткани Батик

Слайд 2

Основные виды росписи по тканям 1. Свободная акварельная живопись. 2. Узелковая роспись. 3. Роспись с использованием кристаллов соли, мочевины. 4. Техника « кракле ». 5. Техника скручивания. 6. Холодный батик. 7. Горячий батик. 8. Мраморная техника.

Слайд 3

Свободная акварельная живопись

Слайд 4

Часто встречаются несложные, но очень привлекательные эффекты. Добиваются такого при помощи кристаллов соли и мочевины. Всё под рукой – соль поваренную берем на кухне, а карбамид мочевины – на огороде или в хозяйственном магазине - это удобрение. Кристаллы впитывают краску – и получаются чудесные высветленные разводы. Чтобы подобное получилось, соль или мочевину насыпают немного – по крупинке на мокрую (!), только что окрашенную ткань. Крупная соль «ведет себя» интереснее, чем мелкая. От кристаллов мочевины на ткани появляются выбеленные пятна. Результат предсказать очень сложно – многое зависит от того, высохла или нет краска, а также от ткани и красок. Пробуйте и восторгайтесь. Роспись с использованием кристаллов соли, мочевины

Слайд 5

Холодный батик.

Слайд 6

Узелковая роспись.

Слайд 7

Техника скручивания и складыв ания

Слайд 8

Мраморная техника

Слайд 9

Горячий батик

Слайд 10

Техника « кракле »

Слайд 11

Наш вернисаж

Слайд 12

подушки

Слайд 14

открытки

Слайд 15

саше

Слайд 16

панно

Слайд 17

Ш и р м а

Слайд 18

Платки, шарфы

Слайд 20

картинки

Слайд 21

Ежегодные выставки работ учащихся и педагогов школы

Слайд 24

Технология украшения ткани Батик

Слайд 25

Материалы и инструменты

Слайд 26

научился … узнал … удивился … понял … открыл … я

Слайд 27

Желаю творческих успехов в освоении искусства росписи тканей. Думаю, что когда вы займетесь творчеством, то вам обязательно захочется открыть что-то новое для себя, и эти познания принесут радость и пользу.



Предварительный просмотр:

Введение в технологию Батик (роспись по ткани)

Цель:

Знакомство с технологией росписи по ткани - батик

Задачи: 

  1. Познакомить с историей возникновением  батика, его видами, технологией выполнения, материалами и инструментами необходимыми для росписи.
  2. Организовать первоначальные пробы росписи по ткани, через роспись шейного платка.
  3. Пробудить интерес обучающихся к технологии Батик и желание заниматься в подобном творческом объединении.

Предполагаемые результаты:

  1. Обучающиеся знают историю возникновения батика, его виды, технологию выполнения холодного батика, материалы и инструменты.
  2. 100% обучающихся получили первоначальные навыки росписи ткани.
  3. 90% обучающихся заинтересовались  данной технологией и   хотели бы продолжить занятия в аналогичном творческом объединении.

Продукт:       3 шейных платка, расписанных в технике «холодный батик».

Демонстрации и наглядные пособия:

Специализированная литература, видеопрезентация, ноутбук, монитор, выставка работ.

 Материалы и инструменты:

Пяльца, ткань с рисунком и нанесенным резервом, краски акриловые,   кисти, тампоны ватные,  бумага,  рамки с натянутой тканью,  фартуки.

Межпредметные связи:

Изобразительное искусство, МХК, технология.

Форма работы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь правильно. Спина прямая. Какие вы все красивые!

  1. Знакомство.

- Мы сегодня с вами встретились на нашем занятии. Меня зовут Светлана Викторовна. А вас я не знаю. Давайте познакомимся. Называем свое имя и передаем привет соседу. Ну вот мы и познакомились.   Теперь мы начинаем наше занятие.

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, посмотрите, что у вас на столах.  Можете потрогать.  Ответьте на вопрос – что мы сегодня будем делать? Про что говорить?   (роспись по ткани)  

- Совершенно верно, сегодня мы с вами распишем красивые необычные платки.

ЦЕЛЬ

 А кто знает, как называется роспись по ткани? (батик)

(если не назовут можно дать отгадать это слово с перепутанными буквами  ТАБКИ       КИТБА      КИТАБ)

Слово БАТИК в переводе означает 2 слова БА- ткань и ТИК – капля.

 На сегодняшний день так такой вид росписи   стал очень популярен по всему миру, только не все знают, как происходит процесс нанесения рисунка на ткань.

 Хотите узнать?

Итак, начинаем наше путешествие в  страну батика.

4. Эксперимент с бумагой и тканью.

Яванская легенда гласит, что один из небесных покровителей Индонезии спустился на остров Яву, увидел, как невесело жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям изысканные ткани, сгустил разноцветные тучи, у сотни пчел собрал по капельки воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя причудливый рисунок своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь – зеленый, желтый, синий – и раскрасил рисунок яркими красками. Так люди узнали об этом прекрасном искусстве.

  Батик они использовали для украшения своей одежды: платьев, шарфов, платков, палантинов. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. Для росписи они использовали хлопчатобумажную ткань. Она натянута у вас в пяльцы.(показать пяльца) - Скажите, а чем может отличаться роспись по ткани, от рисования на бумаге? Давайте проведем эксперимент. Нарисуйте любую простую форму красками на бумаге, которая лежит у вас на столах. Молодцы, а теперь такую же форму нарисуйте на ткани, которая у вас натянута на пяльца. Что произошло? Каковы отличия?   Ваня ты согласен с Аней? Показать результат. Сравнить.

Положили кисти. Передали мне пяльца.

- Вот эта особенность краски расплываться по ткани поможет нам создать красивые переходы цвета. Показ на пробнике.

 5. Сообщение об истории батика

Но иногда это мешает росписи и, чтобы остановить краску индонезийцы   придумали наносить на ткань горячий воск, в виде контура или рисунка  который не пропускал краску, а потом ткань опускали в кипящую воду с красителем. Высушивали, удаляли нанесённый состав, получался двухцветный узор. Способ окраски ткани назывался горячим.  

 Затем  китайцы узнали  секрет росписи ткани, они начали расписывать шелковую ткань.

-  Потрогайте и сравните ткани  между собой. Одинаковые они или разные? (ответы детей).

Для какого изделия можно использовать х/б ткань, а шелк?

 А какая ткань натянута у вас на подрамник? Это искусственный шелк – шифон.

 Сегодня мы распишем эту ткань. Рассмотрите внимательно ее.

- Вы что-нибудь заметили на ее поверхности? (еле заметный контур рисунка).

- правильно. Этот контур нанесен специальным составом – резервом.  Его придумали у нас в России, когда в 20 веке узнали секрет батика. При этом способе окраски ткани резерв не надо нагревать и ткань не нужно кипятить.  

- Как вы думаете называется этот вид батика?( если тот назывался горячим, то этот?  – холодным) Совершенно верно!

Вот изделие выполненное таким способом.(показ.  платок) Это не такой трудоемкий способ как горячий и занимает намного меньше времени.

 

 - На сегодняшний день существует еще множество видов батика.

  • Вот например узелковый. Когда на ткани завязываются узелки и расписываются. Получаются вот такие концентрические круги в виде цветов.
  • Техника складывания ткани особым образом и ее роспись – называется Шибори.
  • Акварельная роспись предполагает  свободную роспись, без нанесения контурного рисунка резервом. Краска красиво расплывается, создавая красивые разводы.
  • Мраморная техника позволяет расписывать ткань быстро и эффектно.на гладкой поверхности складками раскладывается ткань и покрывается 2-3 цветами краски. Ткань сохнет сутки. И результат  ….  Ожидания.
  •  Очень сложная в исполнении техника краккелюра. Это тоже горячий батик. Расписанную ткань покрывают расплавленным воском и заламывают, создавая трещинки. Потом эти трещинки затирают краской. Получается вот такой поразительный эффект будто бы состарившейся поверхности.

Множество техник позволяют создать для себя и своих близких оригинальную одежду, украсить интерьер дома собственными картинами.   Поверьте, процесс очень завораживает, а результат стоит ожидания. Такое изделие приятно подарить своим близким. Кто откажется от красочного парео, шёлкового шарфа или платка на шею.

Посмотрите,  какие шедевры творят мои воспитанники (показ слайдов)

 - ну что, хотите попробовать также расписывать ткань, почувствовать себя художником?

 Тогда нам надо отправиться сначала на о. Ява, который находится в Индонезии. Выходим. Становимся в круг. Нам понадобятся наши руки, ноги…

6. Физминутка

Итак, мы в России. Родине какого вида батика? (холодного) значит будем работать в технике холодного батика. Давайте почувствуем себя в роли художников. И как настоящие художники наденем фартуки, чтобы наша одежда осталось чистой. У нас будут работать 3 мастерские – синяя, желтая и красная. А почему мастерские таких цветов. Как вы думаете? Занимаем места в мастерских согласно цвету на эмблеме фартука.

 7. Знакомство с материалами и инструментами.

 - У вас на столах находятся специальные краски для росписи ткани - акриловые, кисти,  белая ткань, натянутая на подрамник.  На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.

-  Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасной работы.

  8.  Техника безопасности:

  Краску нужно открывать осторожно, чтобы не запачкать одежду. т.к. она не смывается.  Лучше кисточкой капнуть нужное количество краски на палитру. Вам понадобится ее совсем немного. На кисточку берем небольшое кол-во краски и осторожно, не разбрызгивая начинаем расписывать.

9. Практическая работа:

 Прежде чем вы начнете расписывать свой фрагмент, в группе вы можете договориться о том, где и каким цветом вы будете раскрашивать. Помните о том, что это единое изделие шейный платок.

  Учитель: Практическая работа закончена.

КОЛОКОЛЬЧИК 

Нам остается просушить роспись.

10. Итог урока: 

Дети вы сегодня молодцы, давайте устроим творческую выставку ваших работ.

(Дети организуют выставку работ )

-  Вы хорошо поработали.  У нас получилось 3 шейных платка.  

- Мне очень они нравятся.  А вам?

- Легко ли было работать? Что вызывало трудность?

- Если вы будете заниматься, то у вас с каждым разом будет получаться все лучше и лучше. Вы как настоящие художники сможете создавать подобные работы и дарить их родным и друзьям. Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, которые тоже пробовали работать в технике батик.  Они первые оценили ваш труд. Давайте подарим им наши изделия. Согласны?

 Садитесь на места.

 - Попробовали рисовать на ткани? Понравилось? Хотите дальше заниматься этим творчеством?. Я очень рада, что вам понравилось. Вы можете посещать студию при дворце пионеров.

- В какой технике батика вы выполняли изделие? Какие виды батика вы еще запомнили? Кто хочет высказаться составив предложение со слов Я (научился, узнал, удивился, понял, открыл) 

Кто следующий высказывается?

    12 .Рефлексия  

Ребята вам понравилось работать в технике Батик ?Вам было интересно? А вы бы хотели ещё поработать в этом направлении ?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводное занятие по программе "Чудеса из ткани своими руками"

Дополнительная образовательная  программа «Чудеса из ткани своими руками» художественно-эстетической направленности. Она включает в себя работу с тканью, изготовление мягких плоских и объемных иг...

Вводное занятие в дополнительную образовательную программу «КВН-театр»

План вводного занятия в дополнительную образовательную программу "КВН-театр".  Занятие было проведено на Областном конкурсе педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" и получило в...

Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись

Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Программа занятий дополнительного образования. Дизайн ткани.

Программа дополнительного образования детей «Дизайн ткани» относится к художественно – эстетической направленности. ...

Вводное занятие дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Лазертаг: военно-спортивная игра»

Кратко о моих наработках в организации и структуре первого занятия курса по лазертагу. С моей точки оно наиболее проблемное и непонятное, посему и была нгаписана эта работа.Здесь будет пару слов о зао...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....