МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию виртуального кабинета профориентации на сайте образовательного учреждения
методическая разработка

Высоцкая Злата

В современном обществе складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную организацию человеческих сообществ, сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности, формируя сетевую модель взаимодействия людей. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования в соответствии со стратегий развития системы образования детей (государственная программа РФ «Развитие образования» На 2013 -2020 гг.) является создание условий для повышения качества образования, обновление образовательного процесса.

Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др.

 Складываются условия для организации учебного процесса, который ориентируется на использование новых методов и организационных форм, включая:

- индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);

- систематическую работу обучающихся  в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;

- обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);

- использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;

- подготовку и ведение личных портфолио учебных достижений.

Внедрение информационных технологий в образовательное учреждение обеспечивает гибкость образовательного процесса, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто подстраиваться под потребности обучающегося. Результатом внедрения информационных технологий в образовательный процесс учреждения может быть:

- Формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства

- Общая информационно-образовательная среда

- Внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Виртуальный профориентационный кабинет        6

Цели и задачи виртуального кабинета профориентации        7

Рекомендации по структуре и содержанию виртуального профориентационного кабинета        7

Общие рекомендации        7

Доступность и вариативность информации        8

Структура профориентационного кабинета        9

Содержательная часть материалов        11

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОУ:        11

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ:        11

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ:        12

Виртуальный профориентационный кабинет  учреждения среднего профессионального образования        12

Содержательная часть материалов        13

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ:        13

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ        13

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ  И КОЛЛЕДЖЕЙ        13

Заключение        15

Используемые источники        16


Введение

В современном обществе складывается новая информационная среда обитания человека. Компьютерные коммуникации формируют новое поле информационной культуры. Сети составляют новую социальную организацию человеческих сообществ, сетевые сервисы все больше вовлекают людей в новую среду совместной деятельности, формируя сетевую модель взаимодействия людей. Благодаря сетям появились облачные технологии, обучение в глобальных учебных платформах, удаленное обучение в видеосетях, мобильное обучение.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования в соответствии со стратегий развития системы образования детей (государственная программа РФ «Развитие образования» На 2013 -2020 гг.) является создание условий для повышения качества образования, обновление образовательного процесса.

Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др.

Как показывает опыт экономически развитых и ряда развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства в области сопровождения профессионального самоопределения.

Сегодня принято считать состоявшимся вступление РФ в информационную эпоху, принесшую кардинальные социальные изменения в экономические и технологические структуры общества. В связи с этим, выбор профессии  в современном обществе отличается рядом особенностей.

 Мобильность современного рынка труда, на котором востребован специалист с широким образованием, гибко мыслящий, способный и мотивированный быстро ориентироваться и самообучаться в новых условиях.  

Трансформация современной экономики в сторону информационной индустрии (телекоммуникация, компьютеры, электроника и пр.), которая оказывает огромное влияние на остальные отрасли народного хозяйства.

Эти тенденции определяют особенности профессионального самоопределения в современном обществе.

Внедрение  психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в дополнительном образовании направлено на решение следующих актуальных задач:

  • Создание условий для профессионального самоопределения обучающихся;
  • Внедрение информационных технологий, формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства учреждения, создание общей информационно-образовательной профориентационной среды.
  • Активное освоение и использование инновационных педагогических идей для совершенствования содержания, организационных форм, методов и технологий образования детей с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей социокультурного окружения;
  • Использование разнообразных форм организации деятельности детей в образовании (проекты, игровые и досуговые программы, фестивали, олимпиады, конкурсы…).
  • Разработка системы опережающего повышения квалификации педагогов.

 Складываются условия для организации учебного процесса, который ориентируется на использование новых методов и организационных форм, включая:

- индивидуальную и групповую работу с цифровыми образовательными ресурсами (в том числе самоконтроль и отработку навыков);

- систематическую работу обучающихся  в малых группах и взаимную оценку ими работы друг друга;

- обучение в профильных сетевых сообществах (интернет-обучение, сетевые проекты и т.п.);

- использование сетевых социальных сервисов для общения, совместную работу над текстами (в широком смысле слова) и ведение совместных архивов;

- подготовку и ведение личных портфолио учебных достижений.

Внедрение информационных технологий в образовательное учреждение обеспечивает гибкость образовательного процесса, максимальное разнообразие мультимедиа, способность быстро и просто подстраиваться под потребности обучающегося. Результатом внедрения информационных технологий в образовательный процесс учреждения может быть:

- Формирование объединенного реального и виртуального образовательного пространства

- Общая информационно-образовательная среда

- Внедрение новых образовательных технологий с использованием ИКТ.

Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении процесса профессионального самоопределения предоставляет следующие возможности:

  • Расширение представлений о профессиях
  • Расширение представления о возможностях построения образовательных маршрутов
  • Применение информационных технологий в образовательном процессе и в самообразовании
  • Компьютерная психодиагностика

Эффекты использование информационных технологий в профориентационной деятельности

  • свободный доступ к информации;
  • активизация интереса молодежи к компьютерным технологиям;
  • способствует формированию готовности к самостоятельному анализу своих склонностей и способностей;
  • возможность  выявления  личностных и профессиональных интересов и склонностей;
  • формирует представление о профессии, о требованиях, которые профессия предъявляет человеку;
  • помогает задать жизненные и ценностные ориентиры.

Создание виртуального кабинета профориентации на сайте ОУ способствует:

  • обобщению и распространению опыта информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся в государственных образовательных учреждениях, учреждениях профессионального образования и учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга.
  • повышению доступности информации о возможностях построения дальнейшего образовательного маршрута для обучающихся образовательных учреждений.
  • организации взаимодействия специалистов в сфере информационной поддержки процесса профессионального самоопределения обучающихся по проблемам и перспективам развития данного направления деятельности.
  • повышению культуры организации информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся ОУ.
  • Совершенствованию информационной среды образовательного учреждения.

Виртуальный профориентационный кабинет

Профориентационный кабинет является информационно-коммуникативным пространством, содействующим развитию личности учащегося в профессиональной области. Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он размещается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.

Отличительной особенностью современной инновационной формы организации профориентационной работы является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, в котором должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда и особенности современного общества – с другой.

В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и об особенностях профессиональной деятельности в современных социо-культурных условиях, содержании профессионально важных качеств, условиях и режиме труда в той или иной профессиональной области, специфике взаимодействия в трудовом коллективе, перспективах карьерного роста, взаимосвязях со смежными специальностями, профессиональных рисках, медицинских противопоказаниях  и т.д.

Цели и задачи виртуального кабинета профориентации

Цель: Создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с педагогами, обучающимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, индивидуальных и групповых консультаций, а также самостоятельного ознакомления абитуриентов с материалами о разных профессиях, требованиями к той или иной профессии

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, профиля обучения и образовательного маршрута;
  • развитие ценностного отношения к труду и личностных ресурсов обучающихся;
  • профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими личностными особенностями и с учетом требований рынка труда;
  • создание информационной базы для развития профориентационной работы в общеобразовательных организациях и использования современных образовательных технологий;
  • создание условий для развития у обучающихся способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях через создание единого информационного пространства;
  • разработка механизма содействия выбора образовательного маршрута выпускниками;
  • помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и формировании личного профессионального плана;
  • распространение информационно-справочных и профессиографических материалов о профессиях и потребностях экономики области в квалифицированных кадрах.

Рекомендации по структуре и содержанию виртуального профориентационного кабинета

Общие рекомендации

Рекомендуется размещать информацию на страницах виртуального кабинета полностью соответствующую содержанию профориентационной тематике.

Основные направления работы кабинета:

  • разработка электронных контентов профориентационной направленности;
  • разработка новых концептуальных подходов к системе профессиональной ориентации в условиях постиндустриальной экономики и общества, что требует разработки новой концепции профессиональной ориентации обучающихся;
  • обновление системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;
  • выработка единых подходов к размещению информации профориентационной направленности на сайте общеобразовательной организации;
  • координация профориентационной деятельности педагога, психолога, социального педагога и других специалистов района и города.
  • информирование о потребностях рынка труда района и края, о путях получения профессии и возможностях трудоустройства;
  • организация виртуальных коммуникативных площадок для индивидуальных консультаций обучающихся и их родителей по вопросам выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
  • организация виртуальных выставок, виртуальных экскурсий, электронного музея профессий (с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования, web-ресурсов);
  • формирование и регулярное обновление банков информационных, просветительских, пропагандистских материалов по профориентационным вопросам.

Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) должен оснащаться информационным материалом, подлежащему ежегодному обновлению.

Доступность и вариативность информации

Информация должна быть понятной каждому, и постоянно дорабатываться и совершенствоваться. Постараться предоставить посетителям возможность получить нужную информацию без лишних усилий.

Вся работа виртуального кабинета профориентации должна быть направлена на активизацию обучающегося, формирование у него стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, о перспективах своего профессионального пути. Развитие профориентационной компетентности обучающихся проходит через просвещение, диагностику, консультирование с использованием ИКТ.

Для современного виртуального кабинета характерно активное использование различных интерактивных ресурсов:

  • Виртуальные коммуникативные площадки;
  • Виртуальные выставки;
  • Материалы проектной деятельности в рамках проведения профориентационной работы;
  • 3D-туры;
  • Интерактивные пробы;
  • Наличие интерактивных карт;
  •  Дидактические игры;
  •  Форум, возможность задать вопрос;

Необходимо заранее продумать современное стилевое оформление, предусмотреть различное использование методов проектирования в дизайне и единые принципы оформления, цветовые сочетания и образы для всех видов представленной информации. Материалы должны соответствовать принципам эргономичного оформления интернет-страниц.

 Наполнение разделов должно быть с использованием различных  типов материалов: статья, презентация, видео, каталог, карта, флеш-игра и.т.д. Все материалы должны быть логично изложены, стилистически грамотны, актуальны и иметь практическую значимость. При публикации важно указание авторства публикаций и наличие ссылок на первоисточники. Материалы должны быть доступны  для лиц с нарушениями зрения.

Структура профориентационного кабинета

Для привлечения внимания и удобства пользователей ссылку на страницу виртуального кабинета логично размещать на главной странице сайта ОУ.

Стартовая страница. На данной странице публикуется материал разъясняющий пользователю что нового и интересного он сможет для себя найти в разделах, новости и ссылки на крупные разделы с аннотациями.

   Виртуальный кабинет подразумевает наличие  разделов - «Родителям», «Педагогам» и «Обучающимся».

Часть материалов, размещенных на страницах виртуального кабинета предназначена для всех пользователей оформляется перекрестными ссылками.

Содержательная часть материалов

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОУ:

•        перечень учреждений высшего образования;

•        перечень учреждений среднего профессионального образования;

•        перечень учреждений среднего профессионального образования, принимающих на обучение с образованием 8 классов и детей с ОВЗ;

•        перечень (каталог) районных и городских учреждений, консультирующих по вопросам содействия профессиональному самоопределению (СПб ГБУ ЦСЗПОМ «Вектор», ЦППМСП и.т.д);

•        перечень профессий (современных, популярных, востребованных в СПб, высокооплачиваемых и.т.д);

•        рекомендации старшеклассникам по выбору профессии, образовательного учреждения, составлению образовательного маршрута;

•        каталог обучающих фильмов по популярным профессиям с ссылками на интернет-источники (видео «Энциклопедия профессий», «Специалисты будущего», телепроект «ПРОФЕССИЯ» (и т.п.));

•        возможность оn-line тестирования (с указанием контактных данных специалистов, дающих интерпретацию полученных результатов);

•        перечень (интерактивная карта) профессиональных образовательных учреждений района и города;

•        каталог профориентационных ресурсов;

•        перечень малых факультетов ВУЗов;

•        «Календарь абитуриента»;

•        календарь (список на 2018-2019 учебный год) дней открытых дверей в ВУЗах и колледжах СПб; ((и т.п.)

Перечень олимпиад, дающих преимущества при поступлении

Для профильных школ рекомендуется размещать более подробную информацию о профильных учебных заведениях (своевременное оповещение о начале медицинских комиссий, творческих экзаменов, начало подготовительных курсов, начале олимпиад)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ЛИЦ ИХ ЗАМЕНЯЮЩИХ:

•        информационно-просветительские материалы для родителей по вопросам содействия профессиональному самоопределению детей (возрастные особенности, стадии формирования профессионального самоопределения и т.п.);

•        рекомендации родителям по оказанию помощи ребенку в выборе профессии, учебного заведения;

•        основные ошибки при выборе профессии и как их избежать;

•        правила планирования образовательного маршрута;

перечень (интерактивная карта) профессиональных образовательных учреждений района и города;

•        Перечень олимпиад, дающих преимущества при поступлении

Для профильных школ рекомендуется размещать более подробную информацию о профильных учебных заведениях (своевременное оповещение о начале медицинских комиссий, творческих экзаменов, начало подготовительных курсов, начале олимпиад)

ссылки на  источники, которые уже есть в разделе для учеников, но могут быть востребованы родителями;

•        ссылки на интернет-ресурсы, организации, занимающиеся профориентацией; (и т.п.)

Информация о возможностях получения профориентационной консультации

Информация для родителей детей с ОВЗ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ОУ:

•        информация об ответственном за профориентационную работу в ОУ;

•        методические рекомендации для проведения мероприятий и классных часов;

•        сборники профориентационных игр;

•        каталоги профориентационных ресурсов;

•        каталоги курсов по повышению квалификации, в т.ч. дистанционных;

•        тематика родительских собраний по данному направлению;

•        план работы ОУ по профориентационному направлению, план (календарь) профориентационных районных и городских мероприятий;

•        справочные материалы по профориентации (словари, статьи, ссылки на интернет-ресурсы);

•        теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения у детей и подростков;

•        методические службы района и города, оказывающие поддержку педагогов по данному направлению;

•        план профориентационных экскурсий для старшеклассников в профессиональные образовательные учреждения и предприятия района и города;

•        каталог тематических экскурсий для разных возрастных категорий; и.т.д.


Виртуальный профориентационный кабинет  учреждения среднего профессионального образования

Содержательная часть материалов

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ:

  • перечень учреждений высшего образования, соответствующий профилю ПОУ;
  • профессиограммы специальностей, которые можно получить в ПОУ (востребованность на рынке труда; уровень заработной платы; возможность карьерного роста; престижность специальности; продолжение образования по специальности в ВУЗах);
  • каталог обучающих фильмов по профессиям;
  • возможность оn-line тестирования (с указанием контактных данных специалистов, дающих интерпретацию полученных результатов);
  • перечень (интерактивная карта) баз практики;
  • каталог профориентационных ресурсов,
  • перечень ВУЗов, в которых можно продолжить   образование по выбранной специальности;
  • «Календарь абитуриента»;
  • календарь (список на 2018-2019 уч.г.) дней открытых дверей в профильных ВУЗах СПб; (и т.п.)
  • тенденции современного рынка труда и прогнозы на 3-5 лет по направлениям обучения в ПОУ;
  • традиционные профориентационные мероприятия ПОУ;
  • информация о трудоустройстве выпускников и карьере наиболее успешных;

информация о возможных местах работы и заработной платы по специальностям и направлениям ПОУ.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • информация о специальностях и направлениям подготовки;
  • «пошаговая инструкция» по поступлению в ПОУ;
  • материалы о тенденциях на рынке труда, возможностях и перспективах трудоустройства по окончании ПОУ;
  • каталог предприятий, принимающих выпускников на работу по направлениям подготовки;
  • рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выборе профессии;

информация о возможности поступления в ВУЗ по окончанию обучения в ПОУ (и т.п.)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ШКОЛ  И КОЛЛЕДЖЕЙ

  • контакты ответственного за работу в ПОУ;
  • методические рекомендации для проведения профориентационных мероприятий;
  • ссылки на полезные профориентационные ресурсы;
  • возможности повышения квалификации, в т.ч. дистанционные курсы;
  • тематика родительских собраний в ПОУ по данному направлению;
  • план работы ПОУ по профориентации;

список мероприятий проводимых колледжем в рамках профориентационного направления (и т.п.)


Заключение

Виртуальные кабинеты профориентации сегодня – вызов времени, учреждения образования различных уровней (общего образования, начального и среднего профессионального образования, различные центры сопровождения) представляют на своих сайтах виртуальные кабинеты профориентации и это очень большое достижение современного образования.

Виртуальный кабинет по профориентации адресован обучающимся, которые хотят правильно выбрать профессию, и взрослым – родителям, которым он поможет не только познакомиться с профориентационной работой образовательного учреждения, но и по-новому посмотреть на воспитание ребенка и выбор профессии, лучше понять психологию подросткового и юношеского возраста, проанализировать «ошибки выбора профессии за детей», при необходимости получить поддержку и совет относительного собственного профессионального выбора; педагогам, психологам, работодателям, которые стараются им в этом помочь.

Виртуальный кабинет поможет обучающимся получить полезные знания, развить необходимые навыки для правильного выбора профессии и. познакомиться с миром профессий, пройти профориентационное тестирование с использованием современных методик, получить консультацию психолога о своих индивидуальных особенностях и о том, как их учитывать при выборе профессии, посмотреть видеоматериалы о профессиях и т.п.

Внедрение информационных технологий в деятельность педагогов и методистов в системе образования позволяет оптимизировать деятельность учреждения. Информационные технологии, которые являются неотъемлемой части жизни современных детей, органично сочетаются с традиционными педагогическими формами обучения.


 Используемые источники

  1. Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями  в  образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.

  1. Методические рекомендации по созданию виртуального кабинета профориентации/ – составитель: Грудупс К.Я., 2016.- 15 с.

  1. Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия

http://www.panotours.ru/

  1. Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?

https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165

  1. Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com

  1. Роль экскурсии в воспитании студентов СПО

http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6453-2013-02-16-07-57-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

Создание сайта образовательного учреждения

Методические рекомендации предназначены ответственным за ведение сайта образовательного учреждения...

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...

Методические рекомендации (алгоритм) по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных учреждениях.

Методические рекомендации (алгоритм) для педагогов дополнительного образования по проектированию дополнительных общеразвивающих программ  в образовательных учреждениях....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В современном мире, в том числе, и в России одним из самых опасных дестабилизирующих факторов стал терроризм – серьезный вызов безопасности мира в целом, источник угроз для общества и для каждог...