Диагностика музыкальных способностей обучающихся ТО "Клуб любителей музыки"
методическая разработка (5 класс)

Красникова Эльвира Даниловна

 Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. Планируя свою работу, я опираюсь на систему развития музыкальных способностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc64.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика

музыкальных способностей обучающихся ТО

«Клуб любителей музыки»

 Музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью. Её характерным признаком является эмоциональная отзывчивость на музыку, переживание её содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную и слуховую стороны музыкальности необходимо активизировать в единстве. Только тогда я смогу в комплексе решать воспитательные, образовательные и развивающие задачи. Таким образом, развитие музыкальных способностей является важным условием воспитания музыкальной культуры. Музыкальное развитие – сложный процесс, который осуществляется в определённой системе. Последовательное развитие музыкальных способностей осуществляется в разносторонней активной музыкальной деятельности. Планируя свою работу, я должна опираться на систему развития музыкальных способностей воспитанников.

Музыкальное развитие воспитанников постоянно мною контролируется. Чаще всего я использую в своей работе методы наблюдения и анализа.

В процессе наблюдения я могу судить об активности ребёнка, проявлении им интереса к занятиям, о степени его участия в коллективном исполнительстве.

Метод анализа в работе с детьми используются в тех случаях, когда дети выступают в роли исполнителей: это, прежде всего, хоровое и сольное пение, игра на шумовых инструментах, выполнение пластических и танцевальных движений. Применение этого метода помогает мне составить представление о выразительности, интонационной чистоте, ритмической верности пения.

Для получения данных о степени понимания музыкальных понятий, терминов я использую метод опроса  воспитанников (устно или письменно).

 На основе анализа и сравнения результатов всех проверок в течение года я делаю выводы о качестве и динамике музыкального развития детей, исходя из особенностей детской аудитории, с которой я работаю, а также специфики образовательного учреждения.

В ходе проведения диагностики необходимо познакомиться с ребёнком, спросить о его семье, о том, что он умеет и любит делать, хочет ли учиться в школе, много ли у него друзей, любит ли он читать и что читает и т. д. С каждым ведётся индивидуальная беседа, чтобы составить хотя бы общее представление о ребёнке, о его семье. Поэтому большая работа ведётся и с родителями.

Ниже представлено в виде таблицы краткое описание тех методов, которые наиболее часто используются мною в работе.

Методы музыкально – педагогической диагностики.

Наименование метода

Область применения

Результат  

Наблюдение

Все виды детской музыкальной деятельности

Активность, интерес к занятиям, степень включённости в коллективное исполнительство

Анализ детского исполнительства

Хоровое и сольное пение

Игра на шумовых инструментах

Пластическое движение

Выразительность пения, его интонационная чистота, ритмическая точность.

Уверенность владения способами звукоизвлечения, правильность исполнения ритмических образцов.

Красота, выразительность пластических и танцевальных движений, ритмичность исполнения

Анализ детской творческой продуктивной деятельности

Творческая деятельность

Инструментальные и вокальные импровизации.

Танцевально – пластические импровизации: адекватное воплощение в движениях музыкального образа.

Опрос (музыкальная викторина)

Музыкально – образовательная деятельность

Правильность понимания музыкальных терминов, сущности художественных явлений в музыке.

Анкетирование

Слушание музыки и её анализ

Широта, художественная ценность, жанровое разнообразие индивидуального музыкального тезауруса

(словаря).

Способы отслеживания результатов

реализации образовательной программы

 Для отслеживания результатов данной программы, предусматривающей развитие творческой личности ребёнка, необходимы следующие критерии:

 I критерий. Развитие познавательной активности в творческой деятельности.

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

  Высокий. Присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается

оригинальность мышления и богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей; легко и быстро увлекается творческим делом.

Средний. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности; решить самостоятельно задания не может, необходима помощь педагога. Может придумать интересные идеи, но очень часто не может оценить их и выполнить.

 Низкий. Интереса к творчеству не проявляет; производит сравнение предметов по заранее намеченному плану; не испытывает радости открытия; отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.

II критерий. Уровень сформированности развития навыков пения

 Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:

 Высокий. Точно передаёт мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поёт выразительно; качество звука – чистый, звонкий, протяжный, чёткое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох – 12 – 17 секунд, диапазон – h- d.

Средний. Точно передаёт мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поёт недостаточно выразительно; качество звука – негромкий, непротяжный, средний вокальный слух, нечёткое произношение согласных, фонационный выдох – 6-11 секунд, диапазон – c – h .

Низкий. Интонирует неточно, поёт равнодушно; качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция, отрывистое звуковедение, слабый ритмический слух, фонационный выдох – 1-5-секунд, диапазон – d- g

Диагностика сформированности развития навыков пения.

  1. Диагностика фонационного выдоха.

Задание 1:

Встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Повторить задание, после чего сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук закончится, поднять руку.

Очень важно отметить, чтобы ребёнок спокойно выполнил вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягал мышцы лица

12 – 17сек. – высокий – обычный режим.

6 – 11 сек. – средний – необходимы дополнительные дыхательные упражнения.

1- 6 сек. –низкий – необходимо усиление дыхательных тренировок.

  1. Диагностика диапазона.

Задание 2:

Пропеть звукоряд от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ху, ду, постепенно двигаясь к верхнему регистру.

Очень важно отметить, чтобы рука ребёнка помогала двигаться вверх по ступеням. Голос поющего и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один. Чётко произносить согласные и гласные, сохранять полётность и звонкость звука.

III критерий. Уровень эмоционально – эстетической настроенности.

Высокий. Распознаёт и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально – выразительные движения рук, адекватно использует жест, высокий уровень включённости в образ.

Средний. Видит разные эмоциональные состояния, напряжён, не чётко выражает своё эмоц. состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестом, не проникая в образ.

Низкий. Подавленный, напряжённый общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии чётко выразить своё эмоциональное состояние, не развиты эмоционально – выразительные движения рук, неадекватно использует жест.

Диагностика эмоционально – эстетической настроенности.

  Задание 3:

Выполнить и передать жестами и мимикой движения, повадки и поведение животных в зоопарке, как они спят, двигаются, общаются.

Очень важно отметить, что язык жестов и движений, общий для человека и животного язык общения. Важно управлять своим поведением, снять напряжённость.

  Задание 4:

Ребёнок после прочтения ему стихотворения «Маленький кролик» должен создать жестами, мимикой, движениями образ кролика.

Маленький кролик по имени Ролик

Всех нас смеяться заставил до колик.

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

Лапкой тюльпан поднимал как бокал.

Ах, как смешно его уши торчали,

Мы хохотали, души в нём не чая,

Но, на опушке заметив лису,

 Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

IY критерий. Уровень гуманных отношений.

Высокий. Умеет не задевать интересы других людей, выслушивать, здороваться, уступать место, уважать достоинство другого человека; отличается скромностью, ярко выявлена способность своего творческого «я»; проявляет инициативность.

 Средний. Проявляет стремление помочь, но не всегда. Забота о другом человеке часто на словах, инициативу проявляет не всегда. Нет эмоционального отклика на успех, радость коллектива; добросовестно выполняет разовые трудовые поручения, но с напоминания взрослого.

Низкий. Проявляет недостаточную заботу о близких в семье, в группе; культивирует положительные качества своего «я», инициативу не проявляет, иногда отказывается от трудовых дел.

Диагностика развития творческой личности

за 3 года обучения и  реализации образовательной программы

п/п

Критерии диагностики

2016-2017 уч.год

2017-2018 уч. год

2018-2019 уч. год

выс.

ур.

средн. уров.

низ.

уров.

выс.

уров.

средн.

уров.

низ.

уров.

выс.

уров.

средн.

уров.

низ.

уров.

Развитие познават. активности в творч. деят-ти

15ч.

10ч.

15ч.

18ч.

13ч.

9ч.

19ч.

15ч.

7ч.

Уровень сформир-сти навыков пения

10

15

15

12

15

13

14

16

11

Фонац - ный выдох

5

10

25

10

13

17

14

15

12

Уровень эмоционально-эстетической настроенности

13

15

12

18

13

9

20

15

6

Уровень гуманных отношений

10

15

15

16

14

10

20

16

5

 Количество обучающихся:

2016-2017 уч.г. – 40 чел.

2017-2018 уч.г. – 40 чел.

2018-2019 уч.г. – 41 чел.

С целью определения уровня развития способностей  и выявления одарённости мной была разработана таблица- информация о ходе музыкального развития обучающихся ТО «Юные любители музыки».

Таблица– информация

о ходе музыкального развития обучающихся ТО «Юные любители музыки»

Ф. И.

обучающегося

Интонация

Ритм

Память

Диапазон

Качество певческого голоса

Творческое воображение и мышление

Эмоциональная отзывчивость на музыку

Умственное развитие,

особенности характера

am – d1

Максимальная оценка – 5 баллов

 

Высокий  уровень – … чел.

Средний  уровень – … чел.

Низкий   уровень – … чел.

Результаты диагностики развития музыкальных способностей обучающихся не окончательны, и, конечно, далеко не всегда объективно отражают реальность. Необходимо постоянно наблюдать за  музыкальным  развитием  ребёнка и вносить коррективы в свои записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика музыкальных способностей у детей

Диагностика музыкальных способностей детейОПИСАНИЕПедагогический мониторинг музыкальной деятельностиДиагностика субъектных проявлений в музыкальной деятельностиПредмет педагогической диагностики:субъе...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

В основе большинства концепций музыкального развития детей лежит убеждение в том, что каждый ребёнок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способн...

Диагностика музыкальных способностей

Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....

Диагностика музыкальных способностей

Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой

Диагностика творческих способностей обучающихся (Е.П. Ильин) и  диагностика мотивации учебной деятельности Н.Г. Лускановой...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-5 КЛАССОВ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКИ

Предлагаемая методическая разработка диагностики музыкальных способностей детей представляет собой систему тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного(ладово...