Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razr_smirnovoy_e.n.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методист

ГБУ ДО ДДТ Красносельского района

Санкт-Петербурга

Смирнова Е.Н.

Предлагаемые методические рекомендации составлены с учетом требований и рекомендаций современных нормативных документов в области образования в Российской Федерации для оказания помощи педагогам дополнительного образования. Данные рекомендации разработаны в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ  (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи  Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242) и Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию (Приложение к Распоряжению Комитета по образованию № 617–р от 1.03.2017 г.).

При проектировании дополнительной общеобразовательной программы педагог должен учитывать требования к уровню ее освоения.

Программы могут иметь общекультурный, базовый и углубленный уровень освоения.

Требования к уровню освоения

Таблица 1

Уровень освоения (программа может осваиваться с любого уровня)

Срок реализации

Максимальное количество часов по программе  (в год)

Целеполагание (формирование целей)

Требования к результативности освоения программы

Общекультурный

1-2 года

до 144 часов

Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени

Освоение прогнозируемых результатов программы.

 

Презентация результатов на уровне организации.

Базовый

2-3 года

до 288 часов

Развитие у учащихся мотивации для личностного самоопределения и самореализации; обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе; выявление и  поддержка детей, проявивших выдающиеся способности; развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности интереса к научной и научно- исследовательской деятельности

Освоение прогнозируемых результатов программы;

 

Презентация результатов на уровне района, города;

 

Участие учащихся в районных и городских мероприятиях;

 

Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях

Углубленный

от 3 лет

до 432 час

Развитие у учащихся интереса к научной и научно- исследовательской деятельности; формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций; создание условий для профессиональной ориентации; повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования

Освоение прогнозируемых результатов программы;

 

Презентация результатов на уровне города;

 

Участие учащихся в городских и всероссийских мероприятиях;

 

Наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях;

 

Наличие выпускников, продолживших обучение по профилю

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом детям дополнительном образовании по определенному виду деятельности, имеющим конкретные образовательные цели и диагностируемые образовательные результаты. Согласно статьи 2, пункта 9 главы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в программу должны входить:

  • учебный план;
  • календарный учебный график,
  • рабочая программа,
  • оценочные и методические материалы.

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя следующие структурные элементы:

 

1. Титульный лист;

2. Пояснительная записка;

3. Учебный план;

4. Календарный учебный график;

5. Рабочая программа.

6. Оценочные и методические материалы;

  1. Титульный лист

На титульном листе указывается: наименование образовательной организации, осуществляющей реализацию программы, гриф утверждения программы в соответствии с порядком предусмотренным Уставом образовательной организации, название программы, срок ее реализации, возраст учащихся, ФИО и должность разработчика (ов) программы.

2. Пояснительная записка

 

Пояснительная записка содержит основные характеристики программы:

  • направленность программы;
  • актуальность;
  • отличительные особенности программы;
  • адресат программы;
  • цель программы;
  • задачи программы (образовательные, развивающие, воспитательные);
  • условия реализации программы;
  • планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные).

Проектирование дополнительных общеразвивающих программ (далее - программ) должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «………» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ  (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи  Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242);
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию (Приложение к распоряжению Комитета по образованию № 617-р от 1.03.2017 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»).

Направленность программы

 

Данная программа имеет (техническую, социально-педагогическую, художественную, физкультурно-спортивную, туристско-краеведческую) направленность (выбрать).

Актуальность программы

Актуальность программы должна отражать соответствие государственной политике в области дополнительного образования, социальному заказу общества и ориентирование на удовлетворение образовательных потребностей детей и родителей.

Отличительные особенности

Отличительные особенности/новизна (при наличии) - характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие.

Уровень освоения программы - (общекультурный, базовый, углубленный).

Адресат программы

Дается краткая характеристика категории учащихся по программе: возрастные и психофизические особенности, наличие базовых знаний и др.

Цель и задачи программы

Цель и задачи программы обучения должны отражать современные тенденции развития дополнительного образования.  

Цель и задачи должны быть взаимосвязаны, обусловлены нормативными правовыми документами российской системы образования, особенностями и запросами контингента обучающихся; ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов образования; достижимы в указанный в программе временной период, конкретны и понятны всем участникам образовательного процесса.

Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат.

При формулировке цели программы нельзя употреблять такие выражения, как создание условий для…. или всестороннее развитие личности.

Программы ставят своей целью обучить, формировать навыки или компетенции, развить умения, способности и т.д.

Достижение цели должны раскрываться через следующие группы задач: обучающие, развивающие и воспитательные.

 

Задачи:

Обучающие (предметные). Предполагают развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.  

Развивающие (метапредметные).  Предполагают развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.

Воспитательные (личностные). Предполагают формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

Условия реализации программы  

В данном разделе пояснительной записки необходимо указать:

  • условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения;
  • особенности организации образовательного процесса;
  • необходимое кадровое обеспечение программы;  
  • материально-техническое обеспечение программы.

 

Условия набора и формирования групп, возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения.

  • условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие или существует отбор на основании прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т. д.
  • условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные; допускается ли дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения на основании результатов тестирования, прослушивания, собеседования и т.д.

Кадровое обеспечение программы

Данный подраздел особенно обязателен для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации дополнительной общеобразовательной программы необходимы педагоги дополнительного образования разных направлений или другие специалисты (концертмейстер, художник-оформитель, аранжировщик, лаборант, электронщик, системный администратор и т.п.). Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации (см. пункт 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт).

Материально-техническое обеспечение программы

Рекомендуется в данном разделе программы указывать все необходимое для реализации программы: сведения о помещении, в котором должно проводиться занятие; перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий (оборудование, ТСО, электронные образовательные ресурсы, инструменты, декорации, костюмы, приборы, станки, химические реактивы, зеркала, грим, микрофоны и т.п.)

Особенности организации образовательного процесса.

В данном разделе программы необходимо указать:

Объем и сроки освоения программы 

Указать общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы, продолжительность программы (количество месяцев, лет, необходимых для ее освоения).

Формы организации занятий

Перечисляются основные и вспомогательные формы и методы организации занятий.  Группы форм организации обучения:

  • по количеству детей: коллективная (иногда фронтальная), групповая, индивидуальная; по особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция, практикум, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, соревнование, конференция, мастерская, мастер-класс, лаборатория, конкурс, выставка и т.д.;  
  • по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, контрольное занятие, комбинированное (комплексное) занятие и т.д.

К возможным формам организации деятельности детей на занятии относятся:

 групповые, индивидуально-групповые, по звеньям, индивидуальные, коллективные, дистанционное обучение и др.

 В практике работы педагог дополнительного образования использует различные формы занятий: акция, аукцион, встреча, выставка, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, конкурс, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, олимпиада, поход, праздник, презентация, семинар, соревнование, спектакль, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фестиваль, чемпионат, экзамен, экскурсия, экспедиция, ярмарка и др.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты, получаемые учащимися в результате освоения программы.

Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности; мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни; результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность (сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, самоопределение, нравственно-этическая ориентация и др.)

В личностных результатах необходимо сформулировать личностные качества и результаты, сформированные и приобретаемые  в процессе обучения по программе (см. воспитательные задачи)

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В метапредметных результатах необходимо сформулировать компетенции, которые будут сформированы и развиты,  метапредметные результаты, которые приобретет обучающийся в процессе обучения по программе (см. развивающие задачи)

Предметные результаты - освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению продукта/нового знания, его преобразованию и применению: знания и умения, конкретные элементы практического опыта - навыки или предпрофессиональные /предметные компетенции – конструкторская, техническая, технологическая и т.п.

В предметных результатах необходимо сформулировать требования к знаниям и умениям, которые обучающийся должен приобрести в процессе занятий по программе, т.е. что он должен знать и уметь (см. обучающие задачи).

3. Учебный план

Учебный план  раскрывает логику изучения программы. Учебный план включает название разделов/тем программы, количество теоретических и практических часов, форм контроля. При проектировании комплексной программы необходимо оформить сводный учебный план, включающий перечень дисциплин (программ) с указанием количества часов реализации по каждому году обучения.

Для программ, реализуемых в течение нескольких лет, учебный план разрабатывается на каждый год обучения.

Учебный план оформляется в виде таблицы:

Учебный план образовательной программы

___________________________________________________________________________

(название)

________ года обучения

 

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2.

3.

4.

5

6

Контрольные и итоговые занятия

Итого

Примечания:

1. Если образовательная программа рассчитана на 1 год обучения, то в заголовке данного раздела указывается только название программы.

2. Учебный план делается по каждому году обучения и выделяется в отдельный раздел на отдельной странице (страницах).

4. Календарный учебный график

 

Календарный учебный график определяет даты начала и окончания учебного года, количество учебных недель, дней и часов; режим занятий.

Календарный учебный график составляется с учетом проведения во время каникулярного времени экспедиций, поездок, походов, учебно-тренировочных сборов, профильных лагерей, летних школ др.

Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

____________________________________________________________________

(название)

на __________________________________________ учебный год

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

2 год

и т.д…..

Режим работы в период школьных каникул (при необходимости)

Занятия проводятся по расписанию или утвержденному временному расписанию, составленному на период каникул, в форме экскурсий, работы творческих групп, сборных творческих групп, выездов и т.п. (указываются в соответствии со спецификой программы).

5. Рабочая программа

В рабочую программу входят:

  • Особенности программы и организации образовательного процесса __ года обучения
  • Цель
  • Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные
  • Планируемые результаты: предметные, метапредметные, личностные
  • Содержание программы

Раскрывается через описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической части.

В «теории» телеграфным стилем (в именительном падеже) перечисляются основные теоретические вопросы, которые раскрывают тему, называются изучаемые ключевые понятия, факты, идеи.

В «практике» описывается практическая деятельность учащихся.

Название разделов и тем содержания должно полностью соответствовать названию разделов и тем учебного плана.

  • Календарно-тематический план на каждую учебную группу

6. Оценочные и методические материалы

Оценочные и методические материалы должны содержать основные составляющие УМК:

  • педагогические методики и технологии, дидактические материалы,  
  • информационные источники, используемые при реализации программы;
  • систему контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, а также их периодичности.

 

Оценочные материалы

Оценочные материалы включают различные диагностические материалы (карты. тесты и т.д.), разработанные критерии оценки. Желательно приложить к программе имеющийся диагностический материал.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

Методическое обеспечение (сопровождение) программы представляет собой пакет методической продукции, используемой в процессе обучения.

Информационные источники, используемые при реализации программы

Здесь необходимо поместить:

  • Список литературы для педагога
  • Список литературы для учащихся и родителей
  • Интернет-источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"

Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...

Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, ...

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ

Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...

Программа ШСК  «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет

нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...