Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (для педагогов дополнительного образования)
методическая разработка

Болашова Светлана Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа-основной документ педагога дополнительного образования, по которому он ведёт свою образовательную деятельность. Программа актуальна тогда, когда она правильно оформлена, ясно и чётко изложена. В данном материале чётко указаны структурные элементы, которые должна содержать образовательная программа.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie-rekomendatsii.docx162.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» Первомайского района Тамбовской области

Методические рекомендации

«Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

 (для педагогов дополнительного образования)

Составитель:

    методист Болашова С.В.

р.п. Первомайский 2018 год

Введение

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ гл.1 ст.2 п. 9).

         Методические рекомендации «Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» разработаны с учетом закона Российской Федерации «Об образовании», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Методические рекомендации).

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные        общеобразовательные        программы - дополнительные        общеразвивающие        программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4).

 Дополнительные общеобразовательные программы могут быть следующих направленностей: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

Организации,        осуществляющие        образовательную        деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

          Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Дополнительная        общеобразовательная        общеразвивающая программа        рассматривается        и        рекомендуется к        утверждению педагогическим        (методическим) советом        (протокол)  и утверждается руководителем образовательной организации (приказ).

Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

Титульный лист

Блок  1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты

Блок  2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

          1.1.Пояснительная записка

Раскрывает направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Направленность        (профиль)        образования        -        ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности,        определяющая        ее        предметно-тематическое     содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ гл.1 ст.2 п.25).

Направленность (профиль) программы: техническая,

естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско - краеведческая,

социально-педагогическая (Порядок п.9).

По форме организации: индивидуально ориентированная, групповая, студийная, кружковая.

Уровень        образования        -        завершенный        цикл        образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований (ФЗ гл.1 ст.2 п.4).

Уровень освоения программы: ознакомительный (краткосрочной), базовый, углубленный.

            Новизна программы

Пример: Новизна программы состоит в том, что... Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного составитель внес при разработке программы в сравнении с программами, аналогичными по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (причины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесообразность»).

Новизна        данной        дополнительной        общеобразовательной общеразвивающей программы опирается на понимание приоритетности воспитательной      работы,      направленной        на      развитие        интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.

Актуальность программы

Актуальность программы формулируется коротко, конкретно, без лишних описаний: зачем современным детям нужна конкретная программа. Дается аргументированное обоснование возможности решения заявленной проблемы в процессе предлагаемой учащимися деятельности (выбранных форм, методов, средств образовательной деятельности в соответствии с целями и задачами).

Актуальность может базироваться на: анализе социальных проблем; материалах научных исследований; 17 анализе педагогического опыта; анализе детского или родительского спроса; современных требованиях модернизации        системы        дополнительного        образования;        потенциале образовательного      учреждения;        социальном      заказе        муниципального образования и др. факторах.

Примеры:        Актуальность        программы        обусловлена        тем,        что        в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится... Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров  организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.

Педагогическая целесообразность

В этом пункте дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы: выбранных        форм;        методов        образовательной        деятельности;        средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами); организации образовательного процесса. Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе средства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Какие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Примеры: Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом,

способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Отличительные особенности

В данном подразделе следует указать, на основе какой (каких) программ разработана данная программа; можно назвать программы и авторов, чей опыт был обобщен и использован при разработке данной программы, отметить особенности данной программы (в чем отличие, если есть, от аналогичных программ).

Примеры:        Отличительные        особенности        данной        дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что... Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны        с        использованием        вычислительной      техники...        Программа ориентирована на применение широкого комплекса...

Адресат программы

В этом пункте необходимо указать:

какому возрасту детей адресована программа; предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

условия приема детей, система набора в группы, для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.). Примеры: Программа адресована детям от ______ до _______ лет. Дети________ лет способны на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...        Программа        адресована        детям        (подросткам,        девочкам, мальчикам)_________лет.

Далее дается краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастного состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возрастов (или возрастных групп).

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний);        существует        отбор        на        основании        прослушивания, тестирования, просмотра работ, наличия базовых знаний в области и т.д.

Количество учащихся

Количество учащихся в объединении зависит от направленности программы, определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН.

Примеры: в группе 1 года обучения –12-15 человек; в группах 2-го и последующих годов –10-12 человек.

           Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Объем и срок освоения программы

В этом пункте указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год. Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для учащихся.

Примеры:

1 год обучения – 72 часа,

2 год обучения (3, 4 и т.д.) – 108 (144, 216 часов) и т.д.

Пример: 1 год обучения  144, или 108, или 72 часа в зависимости от: психологической готовности к обучению; физического уровня готовности учащихся        к        освоению        дополнительной        общеобразовательной общеразвивающей программы; интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяются по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

Формы и режим занятий

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разделения на подгруппы или индивидуальные занятия. Примеры:

Программа рассчитана на ___ года обучения. 1 год обучения: _______часов в год, 2 год обучения: ______ часов в год, 3 год обучения: ______ часов в год и т.д. Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с..., второй  на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке творческих проектов.

Формы занятий определяются количеством детей, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. Примеры: Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает _______ часть.

Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятельную, студийную,……..) деятельность учащихся.

Формы        организации        деятельности        учащихся        на        занятии: индивидуальная,

групповая,

работа по подгруппам, ансамблевая, общеоркестровая и др.

1.2.        Цель и задачи программы

Цель – заранее предполагаемый результат учебного процесса, это «образ результата», на который будут направлены все усилия педагога и учащихся. Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.

Формулировка задач должна быть четкой и краткой, включать ключевое слово (оказать, отработать, освоить, организовать, создать и т.д.).

Примеры формулировок цели:

1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.

2. Развитие мотивации учащегося к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

3. Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.

4. Профилактика асоциального поведения.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

Задачи программы – конкретные «пути» достижения цели;

они должны быть логично согласованы с целью и демонстрировать её достижение. Постановка задач отвечает на вопрос «Что нужно сделать» для достижения цели.

В задачах программы должны быть отражены все содержательные направления образовательной деятельности: образовательные (приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п.); развивающие (развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.); воспитывающие        (формирование        общественной        активности        личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.). Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. Пример употребления глаголов для формулирования задач: познакомить, обучить, сформировать, обеспечить,        расширить,        под-      держать,        предоставить        возможность; формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.

Примерные        формулировки        задач        программы        образовательные: формирование у учащихся представлений о ……………………………………; знакомство учащихся с ……………………………………………………….; развивающие: развитие у учащихся музыкальной памяти; комплексное развитие страноведческих и культурологических представлений учащихся; воспитательные: формирование у учащихся культуры слушания музыки; воспитание интереса, любви к отечественной культуре и музыкальным традициям, уважения к народным традициям; воспитание познавательного интереса и осознанной мотивации к продолжению самостоятельного изучения национальных музыкальных и художественных традиций.

          1.3. Содержание программы 

          Учебный план

Содержание программы отражается в учебном плане. Программа содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться        с        использованием        дистанционных        образовательных технологий).

В настоящее время в методической литературе (Буйлова Л.Н., Воронина Е.А. и др.) внимание педагогов обращается на модульный принцип разработки программ. Этот принцип заключается в интеграции учебного материала в ряд образовательных модулей, где модуль представляет собой логически        завершенную,        относительно        самостоятельную        часть образовательной программы, формирующую определенную компетенцию или группу компетенций в ходе освоения. Такая программа может включать базовый (обязательный) модуль и модули по выбору (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов        деятельности        по     программе,        например,        модуль        проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения. В графе «ИТОГО» суммируется количество часов теоретических и практических занятий.

Образец оформления учебного плана

Название раздела, темы

Количество часов

Формы        аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

(зачет,        творческая работа,               выставка, конкурс,     фестиваль        и др.)

Оформление содержания учебного плана

Содержание программы рекомендуется отражать через краткое (тезисное) описание тем (теоретических и практических видов занятий), при этом оно должно соответствовать целям и задачам программы. Изложение содержания разделов, тем (модулей) должно соответствовать порядку их представления в учебном плане.

Пример: Раздел 1 «____________________» Тема №__ «___________» Теория. Основные правила и приемы эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях общения: как надо? как принято? как лучше? Уместность использования этикетных выражений извинения, благодарности,        просьбы,        приглашения,        обращения,        приветствия, поздравления, пожелания. Практика. Час речевого этикета «Сила слова». Разыгрывание педагогических ситуаций. Обсуждение.

           1.4.        Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы формулируются через причисление знаний, умений, компетенций, которые присвоят учащиеся в процессе освоения теоретической и практической части программы.

Планируемые результаты следует соотнести с целью и задачами программы (обучение, воспитания, развития). Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

Планируемые результаты формулируются на каждый год освоения программы.

1. Результаты обучения (предметные результаты) В данной группе результатов необходимо указать, какими знаниями, умениями и навыками, характерными для данной предметной области должны овладеть учащиеся в процессе освоения программы.

2. Результат воспитывающей деятельности

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ФЗ гл.1 ст.2 п.2).

3. Результаты развивающей деятельности (личностные результаты) Планируемые результаты данной группы ориентированы н развитие ключевых компетенций, а также психических свойств личности учащихся в соответствии с обозначенными задачами.

Пример: По окончании первого (второго...) года обучения учащиеся: будут знать/понимать, иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления,        будет        развита        устойчивая        потребность        к самообразованию…; будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…; будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые        и        нравственные     качества,        будет        сформирована        активная жизненная позиция….

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 2.1. Календарный учебный график

Календарный учебный график отражает последовательность изучения тем, распределение учебных часов внутри раздела, определяет даты проведения занятия и т.д.

Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по одной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Образец оформления календарного учебного графика Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга» (базовый уровень) 1 год обучения: 2 группа

Дата

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы

Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (учебном кабинете,        компьютерном        классе,        мастерской,        лаборатории, хореографическом классе, спортивном или актовом зале и т.д.);

сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета (классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, зеркала, декорации, костюмы и т.п.);

перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, (станков,        спортивных        снарядов,        швейных        машинок,        специальных приспособлений, микрофонов и т.п.);

перечень технических средств обучения (компьютер, принтер, графо-, эпи-,        диа-,        мультимедиа-проекторы,        интерактивная        доска,        телевизор, музыкальный центр, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель и т.п.);

перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.;

перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, ткани, нитки, фурнитура, глина, клей, краски, заготовки из дерева, металла и других материалов и т.п.; учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.);

требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.).

Методическое обеспечение

В данном пункте указывается: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

Кадровое обеспечение

Данный пункт не является обязательным и составляется для интегрированных и комплексных программ, а также, если для реализации дополнительной        общеразвивающей        программы        необходимы        педагоги дополнительного образования разных направлений или иные специалисты: концертмейстер,        художник-оформитель,        аранжировщик,        лаборант, электронщик, системный администратор и т.п. Тогда следует указать направления работы педагогов дополнительного образования, должности и

обязанности других специалистов, а также требования к их образованию и квалификации.

2.3. Формы аттестации

Освоение        образовательной        программы        (за        исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ гл.6 ст.57 п.1).

Контроль        за        реализацией        дополнительной        общеобразовательной общеразвивающей программы может проводиться в разных формах: контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, собеседование, зачет, защита творческих работ и проектов, конференция, олимпиада, конкурс, соревнование, смотры, выставки, фестивали, отчетные концерты, в том числе, возможна и итоговая аттестация.

При необходимости можно проверить степень сформированности индивидуально-личностных качеств учащихся, описать их специфические проявления в особенностях деятельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состояниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Пример:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме ________ во время проведения______, когда работы учащихся по конкретной теме_______.

В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных_______.

В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют____________.

Формы        подведения        итогов        реализации        дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

продуктивные формы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.;

документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: дневники достижений учащихся, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д. Кроме того, возможно введение системы моральных или материальных стимулов для учащихся, начиная с системы поощрений и почетных грамот, заканчивая ценными подарками или призами.

Учащимся, продемонстрировавшим неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации или не прошедшим промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, можно предусмотреть перевод на

следующий этап дополнительного образования условно (применяя по аналогии норму ФЗ касательно основных общеобразовательных программ).

2.4. Оценочные материалы

Отражается        перечень        диагностических        методик,        позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов.

2.5. Методические материалы

Методическое обеспечение дополнительной        общеобразовательной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы.

Оформление методического обеспечения

№ п/п

Название раздела темы

Материально-техническое оснащение,        дидактико-методический материал

Формы, методы, приемы обучения

Формы подведения итогов

2.6. Список литературы

Список литературы – заключительный пункт программы. Несколько правил,        которыми        следует        обязательно        руководствоваться:        список литературы составляется строго по алфавиту авторов и названий; инициалы автора приводятся после фамилии; кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы, необходимо указать место издания, издательство (если оно вам известно) и год издания. Желательно придерживаться единообразия: если не у всех работ известно издательство, то лучше и для остальных ограничиться только указанием места издания (Москва и Санкт-Петербург пишутся сокращенно: соответственно М. и СПб., остальные города – полностью). Желательно также распределить приводимую вами литературу по разделам: для педагогов; для обучающихся; для родителей (если это предусмотрено особенностями программы).

При использовании информации с электронного носителя обязательно указываются выходные данные издания, при использовании Интернет-ресурсов – полное указание электронного адреса.

Требования к оформлению

Список литературы оформляется строго в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12 - 2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 г. № 813-ст).

Технические требования к оформлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Текст набирается в редакторе Word for Windows; формат *.doc; шрифт Times New Roman, кегль 14, для таблиц, кегль 12; межстрочный интервал – одинарный, переносы не ставятся, выравнивание по ширине; поля: слева – 3 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу – 2 см, абзац – 1,25 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4, по высоте. Текст печатается на одной стороне страницы. Таблицы вставляются непосредственно в текст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Рабочая программа "Самоделкины" к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория моделизма"

Программа предназначена для проведения внеурочных занятий по технической направленности. Содержание ориентировано на обучение начальному авиамоделированию и участие в соревновательной деятельности. Пр...

Методические рекомендации Как разработать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу для педагогов дополнительного образования

Методическая разработка поможет педагогам  дополнительного образования любой направленности создать  свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу....

Методические рекомендации для обучающихся по вопросам спортивной психологии по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».

Рассматриваются вопросы спортивной психологии на занятиях, при подготовке к конкурсам, непосредственно на конкурсе, отношения к результатам выступления, отношения родителей и детей....

авторская программа по литературе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа среднего общего образования "Подвиг русского народа в годы Великой Отечественной войны в русской литературе"

Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она поможет расширить знания о литературе, посвященной ВОв и создать свой банк аргументов по литературе для написания итогового сочинения по литературе ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ

Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...

Программа ШСК  «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет

нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...