КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ
статья

Калугина Елена Викторовна

Представляются теоретические основы и практические особенности реализации комплексной программы дополнительного образования художественной направленностия для военно-профессиональной ориентации кадет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Е.В.КАЛУГИНА

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ

   В ранней юности закладывается фундамент личности, интенсивно формируются базовые социальные установки, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности, эмоционально-волевая сфера, складываются многообразные отношения с окружающим миром, происходит профессиональное самоопределение (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.Б. Эльконин).

Эти возрастные психологические позиции легли в основу создания кадетских училищ: вся учебная и внеучебная деятельность в данных образовательных учреждениях имеет цель

военно-профессиональной ориентации подростков.

Дополнительное образование также способствует достижению поставленной стратегической цели. В частности программа художественной направленности обеспечивают комфортную среду творческого общения для воспитания эмоционально-волевой сферы личности; её успешной социализации и военно-профессиональной ориентации.

   Эмоционально -волевая сфера личности понимается нами как свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Идею связи развития эмоций и других сторон личности, высказывал Л. С. Выготский. Он отмечает теснейшую связь и зависимость между развитием эмоций и развитием других сторон психической жизни человека, выявленной на основе экспериментальной деятельности» ( Л.С.Выготский. . — 1984. — Москва, 1984. — 22 с. — ISBN Собрание сочинений в 6 томах). Эту же идею развивает Е. О. Смирнова. Регулирующая роль правила, его осознание также в качестве условия предполагает участие эмоциональных процессов. «Чтобы правило стало действительно осознанным, оно должно стать эмоционально привлекательным, личностно значимым, оно должно стать мотивом действий ребенка. Открытие содержания правила (то есть его знание) и становление его эмоциональной привлекательности (то есть отношение к нему) должны происходить в неразрывном единстве. Только в этом случае правило может стать действительным мотивом и, следовательно, задавать правилу личностный смысл и побуждать к соответствующим действиям». (Чумаков М.В. Эмоционально-волевая сфера личности субъекта. Портал психологических изданий PsyJournals.ru,2008). 

   В. К. Калин считает, что эмоции обеспечивают общую мобилизацию всех систем организма, в то время как волевая регуляция обеспечивает избирательную мобилизацию психофизических возможностей человека. ( Калин В.К. . — Симферополь, 1983. — С. 107. — 101 с. — ISBN Волевая регуляция как проблема формы деятельности). Эмоциональные состояния играют роль регуляторов человеческого поведения и общения (Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.). Эта позиция особенно значима в деле для воспитания эмоционально-волевой сферы личности у обучающихся кадетских училищ: им необходимо сформировать умение регулировать свои эмоциональные реакции, уметь анализировать причины, которые могли вызвать те или иные чувства, уметь проявлять волю для мобилизация физических, психологических возможностей в ситуации выбора действий, связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий при достижении поставленной цели. Волевые качества личности проявляются в степени выраженности ее целеустремленности, настойчивости, выдержки, решимости, инициативности, самостоятельности и т.д. Волю можно назвать основой характера человека, так как, обладая развитыми волевыми качествами, человек может добиться всего, чего хочет, к чему стремится (Смирнова Е. О., 2003).

   Военно-профессиональная ориентация – это комплекс научно обоснованных организационных и психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у граждан психологической готовности к овладению военно-учетными специальностями, призыву на военную службу, обучению в военных образовательных учреждениях профессионального образования. военно-профессиональная ориентация осуществляется: в целях формирования военно-профессиональной направленности гражданина и развития его способности осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку воинские должности, военно-учетные специальности.

   Каждый человек - это личность со свойственными ей индивидуальными чертами: уровнем сознательности, культуры, жизненного опыта, своими интересами, способностями, характером, темпераментом, привычками, физическим развитием и т. д. Поэтому в работе по военно-профессиональной ориентации к каждому кадету нужен индивидуальный подход. Принцип индивидуального подхода требует обязательного соответствия психолого-педагогического воздействия особенностям человека. По-нашему мнению это возможно эффективно обеспечить средствами искусства, где происходит воздействие на эмоциональную сферу личности. Также мы принимаем положение, что мероприятия по военно-профессиональной ориентации кадет должны быть тесно связаны с их социализацией.

   Понятие «социализация» - понимается нами как процесс становления социальных качеств личности, что имеет две основные фазы (социальную адаптацию и интериоризацию). В ходе первой человек адаптируется к новым для себя социальным условиям. В следствии второй происходит овладение и принятие выработанных группой норм, ценностей, представлений и стереотипов.(Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук:13.00.01/Долгая Н.А.;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»].- Махачкала, 2012.; Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.). Социализация предполагает три фазы: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. На фазе адаптации, осуществляется вступление в мир людей: освоение некоторыми знакомыми системами, сформированными человечеством, социальными ролями, простейшими нормами и правилами поведения; изучение простых форм деятельности. Индивид, пытается быть личностью. На стадии индивидуализации совершается некоторое изолирование человека, спровоцированное потребностью персонализации, индивид приобретает свою уникальность. Интеграция – третья фаза. в ходе которой учащийся находит свое место в социуме [Жданова, С. Н.Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева– М.: Изд-во УРАО, 2010. - 185c].  Одним из факторов социализации кадет является общение со сверстниками на основе увлечений личности. Этот специфический вид межличностных отношений, своеобразный вид эмоционального контакта, который обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, мы используем для достижения поставленных целей. Обеспечить данные условия возможно в среде творческого общения на основе синтеза искусств.

Основываясь на вышеизложенные научно-педагогические позиции разработана комплексная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-кадет» (далее – «программа»), в которой используется полихудожественный подход к образовательной деятельности: содержание программы выстроено на интеграции разных видов творчества: живописи и графики, декоративно-прикладного творчества (на основе обработки различных материалов), литературно-музыкального, и технического арта. Полихудожественный подход применяется в целях обеспечения более полного эмоционально насыщенного процесса освоения событий окружающего мира посредством погружения различного спектра модальностей образа, позволяющую проследить тонкую связь цвета, звука, слова, формы, движения, пространства, жеста на разных уровнях эстетического отношения к действительности [Жданова, С. Н.Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева– М.: Изд-во УРАО, 2010. - 185c.].

   Применение полихудожественного подхода позволяет реализовать гуманистическую миссию педагога по обогащению эмоционального потенциала обучающихся, привнесение ярких доминант в их эмоционально-волевое развитие. Эмоционально-волевая сфера рассматривается как стратегическая сфера развития личности, содержащая многообразие эмоций и чувств, которые связаны с ее резервами, ориентациями мотивационной сферы, убеждениями, установками, сознательным волевым урегулированием. Данный подход отражает импровизационное освоение мира путем раскрытия внутреннего родства художественного проявления образа в художественных модальностей: словесных, двигательных, кинестетических, зрительных, обонятельных, звуковых и цветовых.

   Программа построена как образовательный комплекс, состоящий из модулей, соединяя в себе разнообразные виды искусства.  Модуль – логически завершенная часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющий определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.  Это такой объем учебного материала, благодаря которому обеспечивается первичное приобретение некоторых теоретических и практических навыков для выполнения какой-либо конкретной работы (Батышев С.Я.). Каждый модуль имеет структуру, отражающую ее основные элементы: цель, входной уровень, планируемые результаты (знания, умения, элементы поведения), содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки).

   В программе соединяются следующие модули, отражающие различные виды искусств (рис.1)

Рисунок 1.

Модули комплексной программы «Арт-кадет»

   Основополагающим модулем комплексной программы «Арт-кадет» является программа «Изобразительное творчество», которая реализуется в течение 3 лет по ступеням: первая ступень (1 год обучения); вторая ступень (2 год обучения); третья ступень (3 год обучения).

Остальные образовательные модули являются вариативными (по выбору обучающегося), расширяющие содержание основополагающей программы. Они реализуются в течение 1 года. Данные модули обучающиеся могут осваивать параллельно с основной программой или последовательно. Все образовательные модули, в свою очередь, содержательно выстроены в разно уровневом варианте: имеется базовый уровень (Б) и углубленный (У) (рис. 2).                                      Рисунок 2.

Строение образовательных модулей комплексной программы «Арт-кадет»

Основной модуль «Изобразительное творчество»

1 ступень (1-й год)

2  ступень (2-й год)

3 ступень (3-й год)

Б

У

Б

У

Б

У

+ Вариативные модули (по выбору обучающихся)

Модуль 1 (4-й год)

Модуль 2  (5-й год)

Б

У

Б

У

   Логика выстраивания образовательного процесса в рамках модульной системы позволяет ввести обучающегося в мир художественного творчества, сформировать индивидуальный образовательный маршрут. Наличие модульных программ с разноуровневым построением содержания позволяет обучающемуся включиться в образовательный процесс на каждой из ступеней (соответствующей определенной возрастной категории) независимо от первоначального уровня знаний, навыков, компетенций, сформированных ранее по каждому из представленных направлений деятельности. Каждый модуль учащийся может освоить как в группе, так и в индивидуальном режиме.

   Таким образом, на каждой образовательной ступени обучающийся может освоить базовый и углубленный уровень образовательных модулей и выбрать дополнительные в соответствии со своими интересами, способностями, потребностями из других направлений деятельности комплекса. Реализация программы основана на принципах дифференциации и индивидуализации в содержании материала и формах организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения, исходя из диагностики и стартовых возможностей.

   Педагогическая целесообразность реализации данной программы обусловлена гибкостью содержания обучения, ориентированность к индивидуальным потребностям обучающегося и уровню его базовой подготовки посредством персонализации образовательной траектории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Вязание крючком»

Программа расчитана на 3 года и направлена на формирование и развмтие художественно-эстетического вкуса...

Рабочая программа по дополнительному образованию художественной направленности для факультативной группы (хореография)

Разработка рабочей программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности факультативной группы по хореографии для детей, окончивших обучение по основной образовательной прогр...

Диагностика детей по программ дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Тесты для  детей по программе "Ритмика и танцы" 7-10 лет и "Танцевальное мастерство" 11-14 лет...

Музыка. Программа дополнительного образования "Многозвучие", направление - художественно-эстетическое

ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Многозвучие»   Направление - художественно-эстетическоеСрок реализации 3 годаВозраст участников 8-17 лет...

Программа дополнительного образования художественного направления "Умелые руки не знают скуки"

Творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, синкретизмом (целостностью мировосприя...

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка"

Авторская рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "Смастеримка" с календарно-тематическим планированием.Работа в кружке «Смастеримка&raq...

Методические рекомендации по формированию инженерного мышления кадет при реализации программы дополнительного образования художественной направленности

Цель кадетского образования - ориентация обучающихся на военную службу. В современном военном деле важны научно-технические компетенции, поэтому возникает необходимость введения инженерных знаний в пр...