Сценарий музыкальной гостиной "Танцы.От классики до наших дней".
классный час

Королева Ольга Алексеевна

сценарий музыкальной гостиной

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальная гостиная Танцы . От классики до наших дней . Королева О.А., преподаватель Муниц ипальное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Слайд 2

Польский танец – полонез

Слайд 3

Мазурка

Слайд 4

Народный чешский танец – полька

Слайд 5

Французский танец – менуэт

Слайд 6

Потомок австрийского лендлера– вальс

Слайд 7

Король вальса –И. Штраус (1825-1899 гг.)

Слайд 8

Французский танец – кадриль

Слайд 9

Старинный французский хороводный танец – гавот

Слайд 10

Венгерский танец – чардаш

Слайд 11

Латиноамериканский танец – румба

Слайд 12

Буги-вуги

Слайд 13

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве»

Музыкальная гостиная

«Танцы. От классики до наших дней»

Королева Ольга Алексеевна

Преподаватель

МОУДО «ДМХШ им. Г. Струве»

г. Железногорск

Курская область

Пояснительная записка

Целевая аудитория:  учащиеся начальных классов ДШИ и ДМШ

Место проведения мероприятия: музыкальный зал, кабинет музыкальной литературы

Цель мероприятия: кратко познакомить учащихся с историей возникновения танца; совместить это мероприятие с проведением класс-концерта на инструментальном отделении.

Задачи: 

  • продолжать знакомить учащихся начальных классов с понятием «музыкальный жанр»;
  • сформировать представление о многообразии стилей и видов танцев и особенностях танцевальной музыки;
  • развивать образное мышление и обогащать впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями, написанными в разные эпохи;
  • дать возможность учащимся инструментального отделения проявить свои творческие и исполнительские возможности;
  • воспитывать интерес и любовь к музыке;
  • способствовать созданию  у учащихся хорошего настроения и положительных эмоций.

Зал (кабинет) тематически оформлен. Подготовлено оборудование для просмотра презентации.

Ведущий обращается к зрителям:

- Дорогие гости, я рада вас видеть в нашем зале на празднике музыки и танцев (слайд 1)!  С древнейших времен и до наших дней люди танцуют: на праздниках или просто в свободные вечера, непринужденно веселясь или участвуя  в торжественных мероприятиях.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол, клавесина…

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Конечно, они очень отличаются один от другого в зависимости от страны, в которой   родились, от времени, когда это произошло, от того, кто и где их исполнял.

Ребята, вы знаете,  что в старину танцевальные вечера назывались балами? Все, кто приходил на бал, здоровались сначала с хозяйкой, затем со всеми присутствующими. Дамы могли не вставать с места и делали поклон сидя.

Первым открывал бал танец – полонез. Это польский танец. В старину он назывался «великим» или «пешим» танцем. В России этот танец назывался «ходячий разговор», то есть во время танца можно было разговаривать, беседовать. Полонез – это парадное шествие, в котором все гости должны были принять участие (слайд 2). Под горделивое, величественное звучание музыки – своеобразного торжественного марша, но в трехдольном размере, длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая  в конце каждого  такта  музыки. Кроме придворного, существовал  и крестьянский полонез – более спокойный и плавный.

Звучит «Полонез соль минор» К.  Баха в исполнении учащегося.

Излюбленный польский танец – мазурка, точнее – мазур (от названия одной из областей Польши – Мазовии) (слайд 3). Народная мазурка с веселой, задорной, резко акцентированной мелодией  в трехдольном размере – это  парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры. В XIX веке мазурка стала  одним из самых популярных  бальных танцев.

Звучит «Мазурка» А. Гречанинова в исполнении учащегося.

Очень часто к мазуркам обращался в своем творчестве великий польский композитор Ф. Шопен. Среди шопеновских мазурок и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и нежные мелодии – настоящие миниатюрные поэмы.

Народный танец полька по созвучию многим тоже кажется польским. Однако  он принадлежит другому славянскому народу – чехам. Название его происходит от слова «pulka» – половина, так как танцевали его мелкими шажками. Это живой непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют парами по кругу (слайд 4). Полька обычно открывала деревенский бал, и, услышав ее веселые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот самый любимый из чешских танцев завоевал широкую популярность во всей Европе. Хотя в России полька не имела успеха на балу, все же ее любили и часто исполняли в чиновничьих кругах.

Звучит «Полька» А. Спадавеккиа в исполнении ансамбля учащихся.

В старину также был очень популярен французский танец – менуэт (слайд 5). Многие композиторы писали менуэты специально для балов.  

Звучит «Менуэт» Г. Штейцеля  в исполнении учащегося.

Подобные менуэты сопровождали почти все балы Европы. На этот танец, в отличие от других, дамы приглашали кавалеров.  

Интересна судьба австрийского танца лендлера. Этот парный круговой трехдольный танец получил свое название от австрийской области Ландль. В начале XIX века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах. И постепенно он превратился во всем известный и всеми любимый вальс.

Звучит «Лендлер» Х. Хубера. Исполняет ансамбль учащихся.

Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец – вальс. В Германии, Австрии, Чехии крестьяне на праздничных вечеринках весело кружились парами. Отсюда происхождение названия танца от немецкого «walzen» – прокатывать. Постепенно движение становилось все более  плавным, кругообразным, из него уходили типичные для народного танца подпрыгивания и притопывания. Так рождался вальс (слайд 6). На рубеже XVIII и XIX века вальс быстро распространился по многим странам. Легкий, оживленный, плавный в кружении он вносил свежесть в аристократические салоны. Это был самый модный танец. Он быстро распространялся по всей Европе. Величайшие композиторы: В. Моцарт, Й. Гайдн, Ф. Шопен, М. Глинка, П. Чайковский широко вводят мелодии вальса в свои произведения (оперы, балеты, фортепианные произведения). Особенно много вальсов написал Иоганн Штраус (слайд 7).

Звучит «Вальс» П. Чайковского в исполнении учащегося.

Следующим распространенным танцем была кадриль. Этот танец пришел к нам из Парижа. Он состоит из пяти фигур. Здесь один кавалер мог танцевать с несколькими дамами сразу (слайд 8). Постепенно кадриль видоизменялась,  и ее могли танцевать в две шеренги, а у нас в России и по кругу.

Звучит «Кадриль» Е. Дербенко в исполнении учащегося.

Еще один танец, с которым мы сегодня познакомимся – гавот. Это старинный французский  хороводный танец. Появился он 400 лет назад. Гавот отличается умеренным темпом, светлым энергичным характером, некоторой величавостью. Позднее гавот стал популярным придворным танцем, который танцевали на балах (слайд 9). В старину во Франции его исполняли женщины в длинных бальных платьях, расшитых драгоценными камнями и украшенных большими стоячими кружевными воротниками, а мужчины – в красивых камзолах с лентами и кружевными манжетами. Движения этого танца горделивые, неторопливые и сопровождаются мелкими поклонами, приседаниями и шагами.

Звучит «Гавот» Д. Шостаковича в исполнении учащегося.

Не менее узнаваем и знаменит венгерский танец  чардаш. Характерные для него мелодические обороты и острые ритмические фигуры звучат в Венгерских  рапсодиях  Ф. Листа и венгерских танцах И. Брамса. Название его происходит от слова «csarda» – трактир, корчма. Венгерские корчмы издавна  служили своеобразными клубами, где собирались местные жители. В них или на площадке перед ним танцевали (слайд 10). Чардаш возник не в придворной или крестьянской среде, а в городе, в начале XIX века. Танец этот двудольный и состоит  из двух частей – довольно медленного  патетического лашшана и огневой, стремительной фришки.

Звучит произведение «Молдавские напевы» Ю. Веврика в исполнении  учащегося.

А сейчас поговорим о латиноамериканском танце – румба. Первые упоминания о нем можно отнести к началу XIX века. Именно в это время он впервые был представлен на Кубе. Первоначально это был африканский ритуальный танец, который претерпел много преобразований. Эти дикие завораживающие ритмичные  движения постепенно набирали популярность (слайд 11). Первая попытка сделать румбу общедоступным танцем была предпринята в США в 1913 году. Но лишь в 1929 году просыпается реальный интерес к «живой» латинской музыке. В Европу румба попадает только после Второй мировой войны и набирает «обороты», захватывая все больше поклонников. Официально этот танец признан культурным наследием  кубинского народа.

Звучит «Веселая румба» Ю. Маевского в исполнении ансамбля учащихся.

Буги-вуги – название данного танца произошло от одноименного музыкального стиля, так как он возник в период популярности музыки буги-вуги. В послевоенный период европейцы видели, как танцуют  солдаты американской армии и приспособили его к популярной музыке. Это парный, импровизированный танец (слайд 12). Отличается ярко выраженным эмоциональным диалогом между партнерами и энергичной пульсацией. Акробатические трюки, в основном, применяются в отрепетированных выступлениях.

Звучит танец «Буги-вуги» М. Шмитца в исполнении учащегося.  

Итак, ребята, подведем итог: что же такое танец? Танец – это человеческое  движение, которое выполняется в определенном стиле или по определенным шаблонам, имеет такие качества, как грациозность, элегантность, красота, сопровождается музыкой или другими ритмичными звуками, имеет целью передачу сюжета и выражение чувств. Танец используется как способ социального общения, самовыражения, в религиозных целях, как состязательный вид спорта, как показательный вид искусства. С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.

На этом встреча в нашей музыкальной гостиной подошла к концу (слайд 13). До новых встреч!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

От Коперника до наших дней

Презентация к уроку содержит не только учебный, но и дополнительный материал. "Карандаш" показывает обязательность записи в тетради данного пункта. К сожалению, не могу загружать все видеофрагмен...

История моды от Древнего Египта до наших дней

Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....

Проценты. Из глубины веков до наших дней.

Презентация по теме "Проценты" содержит исторический материал. Можно использовать на уроках и занятиях кружка....

От Пушкина до наших дней

Программа  элективного  курса.Образовательная область "Технология"  9 класс общеобразовательной школы (предпрофильное обучение) ...

Методическая разработка "Сценарий музыкального праздника Наша родина Россия"

Цель: Познакомить детей с героическим прошлым города Санкт-Петербурга, воспитание патриотизма, чувства гордости.Задачи: Развивать память, мышление. Воспитывать чувство взаимовыручки. Развивать физичес...