Кружок «Финансовая грамотность»
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_5_klass.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3  

142300, Московская область, г.Чехов, ул. Лопасненская,   стр.1/1

Телефоны: 8(49672)2-38-70;  8(49672)6-52-74

Утверждена

приказом директора школы

МБОУ СОШ № 3

от «27 » августа 2020 г.

№  264.о

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

(социальное направление)

Кружок «Финансовая грамотность»

Срок реализации: 1 учебный год

Возрастная категория: 5-й класс

Составитель: Сушкевич Ольга Александровна,

учитель высшей категории

2020

Пояснительная записка

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

социального  направления

Кружок «Финансовая грамотность» в 5-ом классе

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  2. Методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС начального образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12мая 2011 г. №03-296);
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

5. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15;

6. Методического конструктора. Григорьев,  Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев,

П. В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с;

  1. Образовательной программы начального уровня общего образования МБОУ СОШ №3, утвержденной приказом директора школы от 28.08.2015г. №51.о.;
  2. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
  3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
  4. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Предлагаемая  программа  «Финансовая грамотность»  предназначена  для организации  внеурочной  деятельности  по  социальному развитию  личности.  Программа  предлагает  ее  реализацию в кружковой форме.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы, сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Срок реализации программы – 1 год.

Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Формы реализации программы.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

Методы обучения.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание курса внеурочной деятельности

5 класс (34 часа)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги».Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование».Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Тематическое планирование

5 класс (34 часа)

№ п/п

Название темы

Название раздела (количество часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов)

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

2.

Деньги: а что это такое.

3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

4.

Творческое задание «Доходы семьи».

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(6 часов)

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

13.

Решение логических задач «Страхование».

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

17.

Мини-исследование «Налоги».

18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

21.

Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)

22.

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции».

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

29.

Разработка бизнес-плана.

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

32.

Мини-проект «Благотворительность».

33.

Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

Календарно-тематическое планирование

№  занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 чсов)

1.

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

1 час

2.

Деньги: а что это такое.

1 час

3.

Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».

1 час

4.

Творческое задание «Доходы семьи».

1 час

5.

Работа со статистикой «Расходы семьи».

1 час

6.

Викторина «Предметы первой необходимости».

1 час

7.

Викторина «Товары длительного пользования».

1 час

8.

Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги».

1 час

9.

Ролевая игра «Семейный бюджет».

1 час

10.

Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

1 час

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)

11.

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».

1 час

12.

Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».

1 час

13.

Решение логических задач «Страхование».

1 час

14.

Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

1 час

15.

Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни».

1 час

16.

Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

1 час

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

17.

Мини-исследование «Налоги».

1 час

18.

Аналитическая работа «Виды налогов».

1 час

19.

Познавательная беседа «Социальные пособия».

1 час

20.

Решение экономических задач «Социальные выплаты».

1 час

21.

Проект «Государство – это мы».

1 час

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12)

22.

Решение проблемной ситуации:  «Как спасти деньги от инфляции».

1 час

23.

Творческое задание «Банковские услуги».

1 час

24.

Практическая работа «Вклады (депозиты)».

1 час

25.

Деловая игра «Кредит. Залог».

1 час

26.

Составление бизнес-плана «Собственный бизнес».

1 час

27.

Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса».

1 час

28.

Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».

1 час

29.

Разработка бизнес-плана.

1 час

30.

Решение практических задач «Валюта в современном мире».

1 час

31.

Познавательная беседа «Валюта разных стран».

1 час

32.

Мини-проект «Благотворительность».

1 час

33.

Проект «Личный финансовый план».

1 час

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1час)

34.

Конференция по курсу «Финансовая грамотность».

1 час

Учебно-методическое  и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература:

Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы:

материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.

5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность.

5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность.5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Интернет-источники

  1. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

  1. Сайт  по  основам  финансовой  грамотности  «Достаток.ру»-

http://www.dostatok.ru;

  1. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

  1. Портал «Профориентир». «Мир профессий» – http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
  2. Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net/

  1. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

  1. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. — http://www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

Материально-технические средства обучения

  1. мультимедийный проектор;
  2. компьютер.

"Согласовано"

Протокол заседания ШМК

учителей истории и общественных наук

от «26» августа 2020 г.

№1

«Согласовано»

Заместитель директора по ОВВВРсД

________  Е.П. Зубрилина

«26» августа 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Кружок "Финансовая грамотность"

Цель: формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 7 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а т...

Кружок "Финансовая грамотность"

Для классного часа по финансовой грамотности....

Кружок "финансовая грамотность"

Цель: формировать представление детей о деньгах, как неотъемлемой части жизни.Задачи:учить пониманию основных принципов обращения с деньгами;развивать логическое мышление, познавательный интерес, устн...

кружок "Финансовая грамотность"

Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1800 рублей, мама – 1400 рублей, пенсия дедушки – 18600 рублей в месяц и п...

Основы финансовой грамотности (кружок)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...