Дополнительная Общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА) Слушание музыки
рабочая программа

Сливкова Галина Борисовна

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального
искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные
инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

 

Курс «Музыкальной литературы» вводится лишь с 4-го класса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для воспитания музыкального восприятия возраст – 7-10 лет. Именно в этом возрасте необходимо пробудить в ребёнке интерес к музыке, научить детей понимать и сопереживать её содержание, что самым благоприятным образом скажется на формировании исполнительских навыков учеников.

В этой связи ведение в ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки»

 с 1-го по 3-й класс является необходимым и своевременным.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Дополнительная Общеразвивающая

общеобразовательная программа в области

музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

(ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА)

Слушание музыки

(базовый уровень)

Возраст обучающихся – 7-12 лет

Срок реализации – 3 года

                                                             Автор – составитель:

                                                                            Сливкова Галина Борисовна

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

Пояснительная записка.

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе с
учетом федеральных государственных требований к дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального
искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные
инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».

Курс «Музыкальной литературы» вводится лишь с 4-го класса, оставляя вне сферы активного педагогического воздействия самый благоприятный для воспитания музыкального восприятия возраст – 7-10 лет. Именно в этом возрасте необходимо пробудить в ребёнке интерес к музыке, научить детей понимать и сопереживать её содержание, что самым благоприятным образом скажется на формировании исполнительских навыков учеников.

В этой связи ведение в ДМШ и ДШИ предмета «Слушание музыки»

 с 1-го по 3-й класс является необходимым и своевременным.

Введение курса «Слушание музыки» в 1 – 3-х классах - это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой музыкальной культуры, обогащение их слухового опыта, но и формирование различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.

В российском музыкальном образовании предмет «Слушание музыки» появился сразу после революции 1917 года. Этим урокам уделялось в 20-е годы особое внимание, как в большей части музыкальных школ, так и на занятиях музыкой в Единой Трудовой школе. Задача их заключалась не только в ознакомлении с определенным кругом произведений, но и в развитии способности воспринимать музыку.

В начале ХХ века многие крупные музыканты (Б.А. Асафьев, Б.Л. Яворский, И. Кюм и др.) уделяли этому вопросу большое внимание.

В.Н. Шацкая – известный педагог-музыкант – начала работы по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила её в 1919 году в научно-методическом центре воспитания детей.

Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения также занимались: Н.А. Мейлов, Т.С. Бабаджан, Е.А. Димогло, Е.И. Дубянская и многие другие. В своих работах они наглядно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическими словами песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танцем.

Массовое детское музыкальное образование потребовало создания программы. Одна из первых программ по «Слушанию музыки» была напечатана в 1924 году (автор М.С. Пекеми). Она содержала ряд ценных указаний по методике преподавания и явилась образцом для всех последующих программ. Целью курса являлось формирование целостного восприятия музыкального произведения, а задачей – развитие музыкального мышления и восприятия выразительного значения музыкальных форм и их элементов.

К сожалению, «Слушание музыки» как самостоятельный предмет в 40-х годах ХХ века исчез из планов музыкальной школы, сохранившись лишь в общеобразовательном процессе средне - специальных музыкальных школ, взамен же был введен предмет «Музыкальная грамота». Данный процесс нарушил баланс предметов, определив приоритет теоретического подхода в преподавании.

Такие условия развития слушания – восприятия музыки не соответствовали полному развитию творческой личности. Поэтому данными вопросами занялись музыкальные психологи Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, научные работники – педагоги М.А. Ветлугина, И.П. Дзержинская, О.П. Родионова; педагоги-практики С.М. Бекина, Н. Френкель, Е. Дубинская и многие другие.

Спустя полвека, в середине 90-х годов, предмет «Слушание музыки» вновь появляется, постепенно входя в учебные планы многих ДМШ и ДШИ.

И это не случайно. Ведь основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

Слушание музыки – это одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные её особенности. К тому же, слушание музыки позволяет познакомить детей с более сложной музыкой по сравнению с той, которую они исполняют сами. Дети получают возможность услышать крупные вокальные, инструментальные, оркестровые произведения известных композиторов в хорошем исполнении.

В наше время слушание музыки становится доступной формой общения с искусством для широких слоев населения благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку (радио, кино, телевидение). Поток музыкальной информации практически безграничен. А это обостряет проблему организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствии с уровнем развития художественного вкуса.

В сущности, именно «Слушание музыки» должно стать одним из главных предметов при обучении на начальном этапе в ДМШ и ДШИ, так как оно помогает вхождению ребенка в мир музыки, помогает созданию единого культурного пространства: музыка – литература - изобразительное искусство.

На мой взгляд, предмет «Слушание музыки», являясь своего рода «нулевым циклом» курса «Музыкальной литературы», гармонично вводит учащихся в тайны творчества и направлен на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку, позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, тем самым способствуя воспитанию личности, культуры слушания музыкальных произведений, духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Необходимость введения данного предмета в учебный план объясняется несколькими причинами:

  1. Поскольку звуковая среда, окружающая с колыбели ребёнка, в настоящее время представляет теле- и радио- поток, в основном примитивной музыки с примитивным текстом, то воспитание с самых первых шагов в музыкальной школе вкуса, слушательской культуры, умения отличать плохое от хорошего на лучших музыкальных образцах, является основой не только эстетического, но и нравственно-  – духовного  воспитания.
  2. Кроме того, занимаясь игрой на музыкальном инструменте в классе и дома, ученики младших классов не в состоянии выйти за рамки своей программы и познакомиться с более сложной музыкой ввиду крайне скромных исполнительских возможностей.
  3. Так как в последние годы резко сократилось количество детских садов, где детям прививали элементарные музыкальные навыки, то теперь поступающих в музыкальную школу детей, отличает крайне низкий уровень музыкального кругозора. Неумение слушать серьёзную музыку, неразвитость музыкального слуха.

В этой связи становится очевидной важная роль предмета «Слушание музыки» в младших классах музыкальной школы, как необходимого компонента начального музыкального образования. А разработка программы по слушанию музыки является актуальной и необходимой.

Основная цель программы:

Формирование и развитие музыкальной культуры учащихся – как одной из составных частей воспитания общей культуры личности.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Овладение необходимым объемом знаний по предмету.
  2. Умение пользоваться полученными знаниями в системе музыкальных предметов (спец. инструмент, музыкальная литература, сольфеджио, оркестр, хор и т.п.).
  3. Умение изложить и обосновать свою точку зрения на музыкальное произведение (соответственно возрастным возможностям).
  4. Понимать выразительность отдельных компонентов музыкального языка.
  5. Запоминать и узнавать темы прослушанной музыки.
  6. Накопить первоначальный музыкально – слуховой опыт, обеспечивающий необходимую основу для более успешного обучения в дальнейшем по предмету «Музыкальная литература».

Развивающие:

  1. Формирование творческой активности, развитие творческого потенциала личности учащихся.
  2. Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления.
  3. Развитие основных психических свойств личности: памяти, внимания, мышления, воображения.
  4. Грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, пользуясь при этом пройденной музыкальной терминологией.
  5. Развить слуховое внимание и музыкальную память.

Воспитательные:

  1. Формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей.
  2. Развитие художественного вкуса и общей культуры личности.
  3. Формирование слушательских навыков, навыков анализа музыкальных произведений (соответственно возрасту).
  4. Выработать потребность общения с музыкой.
  5. Расширить музыкальный кругозор.

Занятия проводятся, в основном, в форме беседы, диалога-беседы с включением разнообразных творческих заданий, игровых видов деятельности.

В центре урока – само музыкальное произведение и его восприятие детьми, поэтому преподаватель должен продумывать способы показа музыкального примера: дети слушают музыку без комментариев педагога и без объявления названия, а затем дают характеристику темам и музыкальному образу, пытаются определить название.

До прослушивания преподаватель обсуждает с учащимися, какие именно средства музыкальной выразительности будут участвовать в создании образа, заданного в программе или названии. После прослушивания дети подтверждают или опровергают свои предположения (метод проблемно-диалогического обучения).

Домашняя подготовка в 1 классе может ограничиваться повторением и закреплением пройденного материала на уроке. Не исключаются и творческие задания: рисунки к прослушанным произведениям, подбор стихотворений, подбор эпитетов к названию произведений.

Во 2-м, 3-м классах задания на дом могут выглядеть как самостоятельная аналитическая работа: подготовить информационный материал о композиторе, написать сочинение - отзыв о прослушанном произведении, о посещении концерта, сочинить сказку с «прослушанными» сказочными персонажами, сочинить музыкальный пример по пройденной теме и др.

     Мне по духу близка Программа курса «Слушание музыки» для 1-3 класса детских музыкальных школ и школ искусств (2008г.). Составитель: Г.А. Ушпикова.

Данная авторская программа Г.А. Ушпиковой знакомит с тремя основными направлениями музыкальной культуры в их тесной взаимосвязи – народным, классическим и духовным музыкальным искусством, что отражает исторический процесс развития русского и западноевропейского искусства. Одна и та же тема изучается (там, где это возможно) на примере всех трех направлений.

Программа построена по концентрическому принципу. Темы первого года повторяются во втором и третьем классах на новом материале более углубленно и расширенно. Это позволяет повторить основные моменты в курсе еще раз.

Принцип построения программы – тематический.

Основных тем в курсе пять:

  1. Картины природы в музыке
  2. Сказочные образы в музыке
  3. Образы человека в музыке
  4. Народный календарь
  5. Духовная музыка

Главное внимание программа  Г.А. Ушпиковой  уделяет формированию и развитию у учащихся практических навыков, связанных с умением слушать и «разбирать» музыкальные произведения, знакомство с которыми предлагается на лучших образцах классической, народной, современной детской музыки. В программе заложена организация комплексного воздействия на ребёнка музыки, слова и живописи, при котором музыка вызывала бы душевный отклик и звала к размышлениям. Музыкальные произведения и знания о музыке отобраны и систематизированы с учётом психофизических и возрастных особенностей детей.

     Особенности психического развития детей младшего школьного возраста.

     В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

       Под влиянием обучения память развивается в двух направлениях: усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (на момент прихода в школу преобладает наглядно-образная память, дети склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей).

    Здесь необходимо научить дифференцировать задачи запоминания: что надо запомнить дословно, а что в общих чертах. Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Здесь необходимо научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала, именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания. В процессе обучения восприятие становится более анализирующим, принимает характер организованного наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов развития восприятия является сравнение. 

     Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается.    Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник (в отличие от старшего школьника, который может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем) обычно может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки).

      В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Изменяется содержание внутренней позиции детей. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений класса. На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями. На момент прихода в школу отношения школьников друг к другу регламентируются в основном нормами «взрослой» морали, т.е. успешностью в учебе, выполнением требований взрослых, к 9-10 годам на первый план выступают нормы, связанные с качествами настоящего товарища.

     Характер младшего школьника имеет следующие особенности: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств (причина – возрастная слабость волевой регуляции поведения); общая недостаточность воли – школьник 7-8 лет еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности.    Капризность и упрямство объясняются недостатками семейного воспитания, это своеобразная форма протеста против тех требований, которые предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, чего «хочется», во имя того, что «надо».

     В целом за время обучения в начальном звене школы у ребенка должны сформироваться следующие качества: произвольность, рефлексия, мышление в понятиях; он должен успешно освоить программу; кроме этого должен появиться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Сроки реализации: Данная программа рассчитана на 3 года (1 – 3 классы) при 7 – летнем обучении. И на 1 год (1 класс) при 5 – летнем обучении в объёме 1 час в неделю. Программные требования 3 кл. при 7 – летнем обучении соответствуют 1 кл. при 5 – летнем обучении.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

Затраты учебного времени,

Всего

часов

работы,

график промежуточной

нагрузки,

аттестации

Классы

1

2

3

1

2

1

2

1

2

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

Аудиторные

16

16

16

17

16

17

98

занятия

Самостоятельн

8

8

8

8.5

8

8.5

49

ая работа

Максимальная

24

24

24

25.5

24

25.5

147

учебная

нагрузка

Вид

контр.

урок

контр.

урок

зачет

промежуточной

аттестации

Форма и режим занятий: Занятия предусмотрены групповые (8 – 10 человек в группе). Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.

      Основными методическими принципами программы являются:

увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, принцип тождества и контраста, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
      
Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства.
      
Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил.
      
Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим для развития не только музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
      
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) и опору на выявление жизненных связей музыки.
      Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.

Как известно, методы обучения должны отражать цель, задачи и содержание изучаемого предмета. В научно-методической литературе последних лет исследователями в области музыкальной педагогики предлагаются различные методы. Для меня значимы следующие методы художественной педагогики:

      Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совместной деятельности учителя и учащихся, при которой содержание произведения осваивается на разных уровнях: а) художественной значимости данного сочинения в контексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия современного слушателя; б) нравственной проблематики данного сочинения, ее направленности на формирование личностных установок учащихся; в) освоения общих (художественно-эстетических) и частных (языковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения ребенка к эстетическим ценностям, уровень его понимания особенностей музыкального языка. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и полилог. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.
      
Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий, которые стимулируют детей на выявление интонационно-образной и жанрово-стилевой природы музыки и освоение ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и индивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов, направленных на развитие способностей учащихся «схватывать» своеобразие индивидуального воплощения композиторами и исполнителями вечных тем искусства и связи, отношения между отдельными художественными явлениями. Этому могут способствовать приемы вокализации, пластического интонирования музыки и введение импровизации-«сочинения» интонаций, мелодий в определенном жанре и стиле.
      
Метод эмоциональной драматургии урока проявляется при разработке учителем музыки сценария урока. В зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочинении, от конкретных художественных пристрастий учителя и учащихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального развития класса определяется драматургия урока — последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последействие», эмоциональный тонус. Возможны разработки сценарных планов уроков, построенных по законам музыкальной формы, например трехчастной, рондо, вариаций. В любой из выбранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.
      
Метод концентричности организации музыкального материала рассматривается  в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле действие этого метода рассматривается в контексте организации всего музыкального материала: на разных отрезках учебных циклов (четверть, год) изучаются одни и те же произведения, но с разными задачами. Образно это повторение можно сравнивать с движением по восходящей концентрической спирали, каждый виток которой выявляет все новые качества уже знакомых детям сочинений. В узком смысле метод концентричности проявляется на конкретном уроке, когда изучение нового произведения опирается на уже известные детям интонации, темы, образы.
      
Метод «забегания вперед и возвращения к пройденному» (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. «Разведывая» возможности усвоения детьми новых закономерностей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким явлениям, понятиям, категориям музыкального искусства, которые ранее не фигурировали в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным аналогиям, перекидывание содержательно-смысловых арок от знакомого музыкального материала к новому позволяют расширить музыкальный словарь учащихся, пополнить запас жизненно-музыкальных впечатлений.
       
Метод игры — один из основных методов практического освоения содержания программы. В игре развиваются мышление ребенка, его речь, воображение, музыкальные способности, творческие задатки. По мнению известного педагога-психолога Д. Б. Эльконина, «внутренняя сущность игры заключается в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг к другу»    Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным для младших школьников. Уроки превращаются в праздники, которые проходят по сценариям.     

       В программе предусмотрены формы работы для оценивания знаний: устный опрос и музыкальные викторины по пройденным темам. Во 2-м и 3-м классе проходят контрольные уроки по полугодиям. А также возможны проводимые олимпиады среди музыкальных школ района.

       На занятиях «Слушании музыки» дети не только приобщаются к шедеврам мировой музыкальной культуры, но и происходит обогащение их слухового опыта, формирование различных навыков необходимых для воспитания музыкально-эрудированного, духовно-гармоничного слушателя чтущего народное творчество как самое дорогое сокровище, как память о прошлом.

     Как устоит дерево без корней? Но ведь правда  - искусство похоже на большое дерево. Корни – народное творчество. Ветви – искусство композиторов: сколько талантов расцветает на ветвях этого дерева. По стволу бегут те живительные соки, которые и питают таланты.

          Ожидаемые результаты и способы их проверки: Мы ожидаем, что дети полюбят народную и классическую музыку. С интересом они продолжат познавание музыки на уроках музыкальной литературы. Мы надеемся, что дети проникнутся любовью к песенному народному творчеству и сохранят эту любовь в своей дальнейшей жизни. На окончание учебного года мы ожидаем у детей:

  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

     Музыкальные умения и навыки, которые следует развивать на уроках «Слушания музыки» у детей 1 – 3 класса являются следующими:
1 класс.
Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства, в их связи с жизнью, в выразительном и изобразительном значении; восприятие музыкальных образов в их взаимосвязи. Умение ориентироваться в богатстве и разнообразии содержания музыки. Стараться понять музыкальную речь, научиться целостно воспринимать образ музыкального произведения, познакомиться с основными приемами развития в музыке, закрепить и расширить свои теоретические познания, уметь их применять на практике в процессе активного восприятия музыки.
2 класс.
Накопление опыта восприятия сфер музыкального искусства в более широком их значении, понимание связи музыкального произведения, важнейших способов и средств развития музыки, некоторых форм музыкальных произведений (одночастной, двухчастной, трехчастной, рондо, вариаций) в образно-содержательном, смысловом значении. Анализ средств музыкальной выразительности и их взаимодействия во 2-м классе нацелен на понимание художественного образа, его характерных особенностей и целостности. Такое направление в обучении определяет развитие музыкального мышления учащихся, позволяет избежать примитивных истолкований, неоправданных внемузыкальных ассоциаций.
3 класс.
Накопление опыта восприятия некоторых характерных особенностей музыки народной и композиторской; некоторых общих и различных черт в музыкальном искусстве композиторов различных стран; разных форм музыкальной деятельности. Задачей становится усиление роли самостоятельной практической работы, определение жанровых особенностей нетрудных пьес как обобщение и систематизация уже известного (марши разных типов, танцевальная музыка), творческое исследование свойств разных типов музыкального изложения, попытка осознать красоту и строгость простых музыкальных форм.

  Из цели музыкального обучения вытекают основные задачи:
1. Формирование эмоционального отношения к музыке на основе восприятия. У детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.
2. Формирование осознанного отношения к музыке. Школьнику важно приобрести опыт осознанного восприятия произведений; уметь применять музыкальные знания; не только чувствовать, но и понимать музыку, характер музыкальных образов, логику их развития, приблизиться к осознанию идейной основы сочинения, жизненности его содержания.
     Слушание музыки - процесс увлекательный, но вместе с тем и достаточно сложный, т.к. в группе собираются дети совершенно разные по психическому, умственному и культурному развитию. Поэтому одной из первоочередных задач педагога, как я считаю, это формирование коллектива, где каждый ребенок чувствовал бы себя спокойно и уверенно. В группе, где создана атмосфера доброжелательности, дети работают с большой отдачей.

Слушание музыки один из важнейших элементов музыкального развития ребенка, часть общего психофизического развития.

Детское воображение проявляется и формируется ярче всего в игре, в творчестве и слушании музыки. Именно слушание музыки активирует полезную деятельность детей. Ведь слушая музыку, ребенку приходится все время производить различные логические операции: сравнивать, объединять, обобщать.

Результат таких интенсивных, увлекательных, интересных занятий наступает очень скоро.

Пусть ребенок, возможно, и не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром прекрасного непременно обогатит его духовный мир, позволит раскрыться его личности.

Необходимость и важность предмета «Слушание музыки» очевидны.

Материально-техническое оснащение программы

Класс для групповых занятий, фортепиано, доска для записей, музыкальный центр, телевизор, видео- и DVD-плеер.

   Для занятий необходимо иметь учебно-методические пособия, наглядные пособия: карточки по музыкально – выразительным средствам, рисунки и картины природы по темам.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

                         Формы проведения занятий

       Преобладающая форма уроков «Слушания музыки» – это уроки-беседы, но все они могут иметь разный облик, в зависимости от содержания. 

    Урок-воспоминание – на нем новая тема преподносится на прослушанном ранее музыкальном материале, как уже нечто «известное», но «не замеченное» ранее. Урок-сказка может иметь различные формы: и собственно «сказка» – прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке – ролевые задания и т.д. Урок-исследование – дает большую долю самостоятельной аналитической работы. Также могут проводиться: урок-настроение, комплексный урок, включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального и т.д.

      Разнообразие форм и методов деятельности позволяет поддерживать интерес учеников к предмету, стимулирует развитие их творческого потенциала.    Основная форма проведения урока – беседа – может обогащаться множеством дополнительных форм, таких как: творческая игра, дидактическая игра, командная игра-соревнование, викторина письменная или устная, самостоятельные письменные работы: индивидуальные и групповые (ребусы, загадки, кроссворды, вопросы по пройденной теме), мини-концерты, слушание музыки, музыкальная импровизация, просмотр учебных видеофильмов, знакомство с произведениями различных видов искусств и их анализ, создание тематических выставок рисунков, творческих работ учащихся, конкурсы – домашних заданий, музыкальные, художественные.

      Выразительные средства музыкального произведения рассматриваются на уроках «Слушания музыки» не изолированно, а в их взаимосвязях – сначала немногих, а потом более сложных и разносторонних. Таким образом, изучение музыкального произведения предусматривает его целостное, эмоциональное восприятие, раскрытие единства содержания и выразительных средств, которые особенно ярко характеризуют образ.

    Предмет «Слушание музыки» – это приобщение детей к бескрайнему миру классической музыки, обогащение их слухового опыта, формирование умений и навыков, которые будут необходимы для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя, а также пригодятся ребятам в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Критерии и формы оценки знаний учащихся

Специфика программы состоит в том, что дети, кроме получения определенного количества знаний, умений и навыков, активно развивают свои творческие способности: фантазию и воображение. Проявления подобного типа практически невозможно оценить традиционно на «5» или «4». Домашние задания для ребят  – это рисунки к понравившимся пьесам, подбор и выучивание наизусть стихов на различные темы, множество творческих заданий разных видов. Каким образом можно оценить рисунки детей с абсолютно разными художественными способностями? Да и нужно ли это? Ведь предмет «Слушание музыки» – это не занятия по рисованию. Как оценить творческий полет фантазии ребенка, который дома, увлекшись предложенной на уроке темой, сделал в 2-3 раза больше, чем задано? Ставить ли «двойку» ребенку, которому сложно выражать мир своих чувств и мыслей посредством рисунка, и поэтому он просто не может делать подобное домашнее задание? (Такие случаи редко, но встречаются.)

   Уже только тот факт, что на предмете «Слушание музыки» совершенно невозможно получить «двойку», действует на ребят очень положительно: они свободно себя чувствуют, понимают, что оценка зависит от их увлеченности предметом, а не от зубрежки.

     С другой стороны, для детей именно этого возраста оценка их деятельности необходима, т.к. определенный стереотип уже заложен школой, а также присутствует момент соревновательности.

    Педагог имеет возможность и должен поощрять все дополнительные усилия своих учеников. Например, если домашним заданием было чтение наизусть стихов на определенную тему, то дополнительно можно отметить ребят, которые выучили несколько стихотворений вместо одного, читали стихи особенно выразительно; дети, которые для выполнения своего домашнего задания посетили залы библиотеки, сочинили стихотворение сами или с помощью родителей и т.п.

    Кроме стереотипа оценки общеобразовательная школа уже успела привить детям еще один стереотип: помощь родителей при выполнении домашнего задания – это проявление слабости и несамостоятельности ребенка. Зачастую детям неловко говорить о том, что домашнее задание сделано с помощью родителей.

     Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы коренным образом изменить ситуацию. Пусть ребенок с гордостью рассказывает, как вместе с мамой или папой они сочиняли стихотворение, как у них быстро и легко получилось выполнение задания, и какое удовольствие они при этом испытали. Конечно, большинство ребят делают домашние задания самостоятельно, но, наблюдая пример своих друзей, возможно, тоже будут привлекать своих родителей к совместной работе над творческими заданиями. Такая творческая совместная деятельность будет способствовать укреплению дружеских, доверительных отношений внутри семьи, родители и дети будут больше времени проводить вместе, родители своим интересом к успехам ребенка будут поддерживать и стимулировать его занятия.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень – ученик проявляет высокую творческую активность и на занятиях, и при выполнении домашнего задания, активно владеет полученным объемом знаний, усвоил все пройденные темы, умеет пользоваться необходимым набором терминов (соответственно возрастным возможностям) для анализа произведений различных видов искусств, умеет точно и ясно выражать свои мысли, чувства, делиться впечатлениями, показывает высокие результаты на контрольных занятиях и в работе с опросными листами.

Средний уровень – ученик проявляет творческую активность, владеет большей частью пройденного материала, для анализа произведений различных видов искусств использует некоторые термины (соответственно возрастным возможностям), старается точно выражать свои мысли, чувства, впечатления, на контрольных занятиях и в работе с опросными листами показывает достаточно хорошие результаты.

Низкий уровень – ученик проявляет некоторую заинтересованность только на занятиях, сам при этом выступает в роли пассивного слушателя, основной объем пройденного материала не усвоен, анализ произведений различных видов искусств ограниченный, без использования минимума специальных терминов, сбивчиво и неясно пытается делиться своими впечатлениями, на контрольных занятиях и в работе с опросными листами показывает низкие результаты.

    Уровни усвоения программы позволяют педагогам в конце учебного года подвести некоторые итоги, проанализировать учебную деятельность детей, проследить степень их развития и овладения программой обучения. Опираясь на уровни освоения программы, педагог имеет представление об учебной деятельности и успехах каждого ученика по предмету. Это позволяет педагогу успешно планировать дальнейшее обучение детей, опираясь на их особенности.     Опросные листы и прочие самостоятельные работы составляются с учетом уровня усвоения ребенком программы. Таким образом, ученики всегда имеют возможность проявить свои способности на максимально высоком для себя уровне, что повышает их самооценку и уверенность в себе, а следовательно, и интерес к предмету.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2-й годы обучения. – М., 1996.
  2. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.
  3. Демидов И. Основы народного творчества. Программа для 2 – 4-х классов начальной школы. Рукопись.
  4. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М., 1979.
  5. Новицкая М. Введение в народоведение. Классы    1–2. Родная земля. – М., 1997.
  6. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1972.

                             Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. М.: 1989.
  2. Дейнс Эмма Первая энциклопедия музыки. Перевод на русский язык. М.:

     Издательство «Махаон», 1999.

3.  Перунова Н. Н. Музыкальная азбука для дошкольников. Л.: «Советский

     композитор». 1990.

4.  Тютюнникова Т.Э. Звуковые музыкальные пособия. Звуки окружающего               мира или из чего родилась музыка. (Приложение к книге и методическому         пособию «Музыка. 6-7 лет», «Издательство  АСТ», 1997), М.: Издательство         детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 1997.

5.  Г. Абрамян. Музыкальная азбука. М. 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Рабочая программа по учебному предмету "Основы музыкального исполнительства" (скрипка).

Общеразвивающая образовательная программа учебного предмета "Основы музыкального исполнительства" по виду инструмента "скрипка" разработана на основе "Рекомендаций по организа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...