Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
материал

Осипенко Екатерина Василиевна

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorp_i_stupen.docx571.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                        3

II. Учебно-тематический план                                                                9

III. Календарный учебный график                                                        10

IV. Рабочая программа I года обучения                                                11

V. Рабочая программа II года обучения                                                17

VI. Рабочая программа III года обучения                                                23

VII. Содержание программы                                                                29

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                                33

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы                36

        

I. Пояснительная записка

Предмет «Музыкальный инструмент» (фортепиано) занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. Основой предмета служит воспитание различных сторон музыкального слуха: мелодико-интонационного, ладового, гармонического, а также чувства метроритма, внутренних слуховых представлений, музыкального мышления, памяти, чувства формы. При этом освоение теоретического материала не требует от начинающих музыкантов значительных усилий, во многом обучение представляется им как новая интересная игра.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа - Югры (утверждена Приказом ДОиН ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 года об утверждении санитарных правил СП

2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и  молодежи».

       Направленность программы - художественная.

Уровень освоения - стартовый.

Школа искусств получает свой статус благодаря реализации предпрофессиональных программ, при этом не все дети могут учиться по данным программам, так как не всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение или не проходят вступительные испытания.

Актуальность в том, что данная программа позволяет всем желающим получить навыки музицирования на фортепиано, а также подготовиться к следующей ступени музыкального образования в школе искусств.

Отличительной особенностью программы является то, что при ее успешном освоении учащиеся при желании могут перейти на предпрофессиональную программу или продолжить обучение на следующей ступени общеразвивающей программы.

Адресат программы: учащиеся: 6,6 - 11 лет. Именно в этом возрасте у детей формируется устойчивый интерес к творческой деятельности. Однако учащиеся младших классов не обладают высокой работоспособностью, поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями. Для того, чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения, урок проводится в игровой форме, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и ответственное отношение младших школьников к обучению.

Объем программы – 102 часа. Срок реализации – 3 года.

Цель программы: овладение элементарными знаниями о музыкальном искусстве и начальными навыками фортепианного музицирования, предполагающего в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и умением самостоятельно использовать приобретенные знания на практике - в быту и досуговой деятельности.

Задачи

Обучающие

- ознакомить ребенка с инструментом фортепиано и его художественными возможностями;

- научить музыкальной грамоте;

- заложить элементарные навыки игры на инструменте;

обучить простейшим формам музицирования на фортепиано (игра в ансамбле, подбор по слуху и т. п.);

- сформировать  знания в области истории музыкальной культуры.

Развивающие

- создать условия для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития ребенка;

- развить основные пианистические навыки;

- развить музыкальную память,

- развить творческих способностей.

Воспитательные

- создавать условия: для творческой активности, потребности в слушании музыки;

- содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства, формирование у учащихся общей музыкальной культурны и кругозора.

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся в период с мая по август. На обучение принимаются все желающие без предварительной подготовки. В течение года допускается дополнительный набор, и на основании прослушивания определяется год обучения при зачислении учащегося. Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – урок. Проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Форма занятий индивидуальная.  

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

18

16

18

16

18

Аудиторные занятия

16

18

16

18

16

18

102

Максимальная учебная нагрузка

16

18

16

18

16

18

102

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ приемов);

- проблемно-поисковый;

- игровой мотивации;

- практический;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, художественных образов).

Технологии:

- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития ребенка;

- игровые, в основе которых педагогическая игра как основной вид деятельности;

- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;

- здоровье сберегающие технологии – рационально организованный учебный процесс;

- информационные (использование современных средств в процессе обучения).

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

- учебные аудитории для индивидуальных занятий, оснащенные музыкальным инструментом фортепиано, банкеткой;

- библиотечный фонд, укомплектованный печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой;

Возможность использование звукозаписывающей аппаратуры для прослушивания музыки. Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель по классу фортепиано.

Планируемые результаты 

Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнение несложных музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- знание основ музыкальной грамоты;

- знание  наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

- навыки публичных выступлений;

- навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

      В условиях санитарно-эпидемиологических (природных) мероприятий данная программа по предмету «Музыкальный инструмент» реализуется  с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.  

Проводится мониторинг наличия у обучающихся технической возможности использования ресурсов электронной информационно-образовательной среды (наличие компьютера, ноутбука, планшета и других технических устройств, позволяющих работать с цифровыми образовательными ресурсами, наличие возможности работать в сети «Интернет»). Определяется перечень ресурсов электронной информационно-образовательной среды (бесплатных образовательных онлайн-платформ, список инструментов виртуальной коммуникации для проведения вебинаров, онлайн консультирования, коллективного обсуждения), которыми могут воспользоваться обучающиеся. Корректируется расписание уроков на каждый учебный день в соответствии с учебным планом, в том числе предусматривая сокращение времени проведения урока до 30 минут.

Определяется оптимальное соотношение объема занятий, инструктивные материалы для обучающихся, родителей (законных представителей), проводимых с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и самостоятельной работы обучающихся с учетом требований СанПиН о продолжительности непрерывного применения технических средств. Ведется учет результатов образовательной деятельности обучающихся в электронной форме. Осуществляется оценка результатов обучения, текущий контроль успеваемости.

II. Учебно-тематический план

1-3 годы обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Развитие игровых, постановочных навыков

18

6

12

Зачет (дифференцированный)

2.

Развитие технических навыков

18

6

12

Зачёт (дифференцированный)

3.

Работа над музыкальными произведениями

18

3

15

Концертное выступление

4.

Транспонирование

12

3

9

Выполнение задания в классе

5.

Подбор по слуху

18

6

12

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

12

3

9

В классе

7.

Творческие задания

6

3

3

Выполнение задания. Обсуждение

всего

102

30

72

III. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-фортепиано»

(I год обучения)

Автор/составитель

отдел фортепиано

Задачи 1 года обучения

Обучающие

- ознакомить ребенка с инструментом фортепиано и его художественными возможностями;

- научить музыкальной грамоте;

- обучить элементарным навыкам игры на фортепиано;

- обучить простейшим формам музицирования на инструменте (игра в ансамбле, подбор по слуху и т. п.).

Развивающие

содействовать развитию:

- музыкального слуха;

- восприятия ладовой окраски;

- музыкальной памяти;

- скоординированности движений рук;

- эмоциональной отзывчивости;

- творческих способностей.

Воспитательные

-  воспитать ответственное отношение к занятиям на инструменте;

- интерес к слушанию музыки;

- создать условия: для творческой активности.

Планируемые результаты

  Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнить музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;

- умение использовать элементарные выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- способность адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Развитие игровых, постановочных навыков

6

2

4

Зачет (дифференцированный)

2.

Развитие технических навыков

6

2

4

Зачёт (дифференцированный)

3.

Работа над музыкальными произведениями

6

1

5

Концертное выступление

4.

Транспонирование

4

1

3

Выполнение задания в классе

5.

Подбор по слуху

6

2

4

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

4

1

3

В классе

7.

Творческие задания

2

1

1

Выполнение задания. Обсуждение

всего

34

10

24

Учебный материал 1 года обучения

1 год обучения

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 6-8 разнохарактерных произведений. Знакомство с инструментом «фортепиано», основными приёмами игры, нотной грамотой; со штрихами  non legato, legato, staccato; музыкальными терминами.

Организация игрового двигательного аппарата - умение выполнять упражнения для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков постановки рук, для развития координации движений, пластичности, свободы рук, для цепкости, беглости пальцев и другие  упражнения, подготавливающие ученика к игре на инструменте.

Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Чтение с листа отдельно каждой рукой лёгкого нотного текста.

Ознакомление с понятиями: скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, строение тонического трезвучия, тональность, ключевые знаки и другие.

Уровень трудности диктуется индивидуальным темпом развития ученика в музыкальном и техническом планах. Выбор репертуара для классной работы и зачётов (академических концертов) зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

Примерный перечень произведений:

Технические требования:

- упражнения в виде различных последований пальцев в пределах позиции руки от разных звуков и с перемещением по октавам;

- гаммы: 1-2 мажорные в 1-2 октавы каждой рукой отдельно;

- тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений отдельно каждой рукой.

Контроль и учёт успеваемости:

I полугодие – контрольный урок (с оценкой):

1 пьеса (наизусть)

II полугодие – зачёт (дифференцированный):

1 пьеса (наизусть)

Примерные исполнительские программы

Вариант 1

И. Королькова  «Балалайка»

Польская народная песня «Висла»

Вариант 2

Ю. Виноградов «Танец медвежат»

И. Филипп «Колыбельная»

Вариант 3

И. Кореневская «Дождик»

С. Майкапар «Раздумье»

В программы могут быть включены произведения полифонического склада, крупная форма, этюды.

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-фортепиано»

(II год обучения)

Автор/составитель

отдел фортепиано

Задачи II года обучения

Обучающие

- обучить основным навыкам игры на фортепиано, позволяющих исполнять несложные музыкальные произведения;

- совершенствовать приемы игры на фортепиано;

- совершенствовать навыки музицирования на инструменте (игра в ансамбле, подбор по слуху и т. п.).

- научить  навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа.

Развивающие

содействовать развитию:

- внутреннего слуха;

- чувства лада;

- музыкальной памяти,

- творческих способностей,

- эмоциональной сферы;

- артистизма,

- опыта творческой деятельности и концертных  выступлений.

Воспитательные

создавать условия:

- для творческой активности;

- потребности в слушании музыки;

содействовать:

- воспитанию усидчивости;

- воспитанию интереса к фортепианному музицированию;

- формированию художественного вкуса;

- потребности общения с произведениями искусства;

- формированию кругозора.

Планируемые результаты

Результатом второго года обучения по программе учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнить  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;

- использовать выразительные средства для создания художественного образа (динамические, штриховые, аппликатурные обозначения);

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально-ценностного отношения к музыке в процессе исполнения на инструменте;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Календарно-тематический план

2 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Развитие игровых, постановочных навыков

6

2

4

Зачет (дифференцированный)

2.

Развитие технических навыков

6

2

4

Зачёт (дифференцированный)

3.

Работа над музыкальными произведениями

6

1

5

Концертное выступление

4.

Транспонирование

4

1

3

Выполнение задания в классе

5.

Подбор по слуху

6

2

4

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

4

1

3

В классе

7.

Творческие задания

2

1

1

Выполнение задания. Обсуждение

всего

34

10

24

Учебный материал 2 года обучения

    2 год обучения

Дальнейшее развитие навыков звукоизвлечения, музыкально-слуховых представлений и метроритма. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, формирование начальных представлений о музыкальной форме. Продолжение работы по формированию постановочных и двигательно-игровых навыков. Ознакомление с произведениями крупной формы (лёгкие сонатины, вариации). Дальнейшее развитие навыков транспонирования, чтения нот с листа. Приобщение к совместному музицированию.

1.Объём:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 6-8 разнохарактерных произведений различных жанров и стилей.

2. Технические требования:

- упражнения в виде различных позиционных фигур;

- гаммы: 2-3 мажорные в 2 октавы каждой рукой отдельно, гамма a-moll (натуральный, гармонический и мелодический вид) в 1-2 октавы каждой рукой отдельно;

- тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений отдельно каждой рукой.

Подбор репертуара осуществлять с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности.

3. Контроль и учёт успеваемости:

I полугодие  контрольный урок (с оценкой):

1 пьеса (наизусть)

II полугодие – зачёт (дифференцированный):

1 пьеса (наизусть)

Примерные исполнительские программы

Вариант 1

К. Лонгшамп-Друшкевичова «Полька»

В. Волков  «Незабудка»

Вариант 2

А. Роули «В стране гномов»

Д. Штейбельт «Адажио»

Вариант 3

А. Штогаренко «Плясовая»

А. Гречанинов «В разлуке»

(возможно, в исполнительские программы включать произведения полифонического склада, крупную форму, этюды)

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-фортепиано»

(III год обучения)

Автор/составитель

отдел фортепиано

Задачи III года обучения

Обучающие

- совершенствовать навыки игры на фортепиано;

- обучить более сложным приемам игры на фортепиано, позволяющих исполнять более сложные музыкальные произведения;

- совершенствовать навыки музицирования на инструменте (игра в ансамбле, подбор по слуху и т. п.).

- научить  навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению с листа.

Развивающие

содействовать развитию:

- внутреннего слуха;

- чувства лада;

- музыкальной памяти,

- творческих способностей,

- эмоциональной сферы;

- артистизма,

- опыта творческой деятельности и концертных  выступлений.

Воспитательные

- создавать условия: для творческой активности, потребности в слушании музыки;

- содействовать воспитанию художественного вкуса и потребности общения с произведениями искусства;

- формировать кругозор.

Планируемые результаты

  Результатом третьего года обучения по программе учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- исполнить  музыкальные произведения, соответствующие уровню технического развития обучающихся;

- уметь посредством разнообразных выразительные средств создать   художественный образ;

- самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения и читать с листа;  

- знать  наиболее употребляемые музыкальные термины;

- обладать общим музыкальным развитием на уровне требований программ.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

Календарно-тематический план

3 год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Развитие игровых, постановочных навыков

6

2

4

Зачет (дифференцированный)

2.

Развитие технических навыков

6

2

4

Зачёт (дифференцированный)

3.

Работа над музыкальными произведениями

6

1

5

Концертное выступление

4.

Транспонирование

4

1

3

Выполнение задания в классе

5.

Подбор по слуху

6

2

4

 Выполнение задания

6.

Навыки музицирования

4

1

3

В классе

7.

Творческие задания

2

1

1

Выполнение задания. Обсуждение

всего

34

10

24

Учебный материал 3 года обучения

1.Объём:

в течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 8-10 разнохарактерных произведений различных жанров и стилей (этюды, ансамбли, пьесы песенного и танцевального характера и т. д.), в том числе одно произведение (доступного уровня сложности) подготовить самостоятельно.

Целенаправленно развивать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, воспитывать навыки домашнего музицирования, как наиболее востребованных в повседневной жизни ученика форм музыкальной деятельности. Умение ребёнка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, стремление глубоко и тщательно изучать авторский текст, понимать заложенные в нём музыкальные задачи. Найти наиболее приемлемые, для данного ученика, формы проявления его исполнительской деятельности.

2. Технические требования:

- упражнения в виде различных позиционных фигур;

- гаммы: 2-3 мажорные в 2 октавы двумя руками, 1-2 минорные гаммы (натуральный, гармонический и мелодический вид) в 2 октавы двумя руками;

- тонические трезвучия аккордами по 3 звука без обращений двумя руками (или каждой рукой отдельно).

Работу с учеником можно дополнить упражнениями на  развитие навыка педализации, с включением в репертуар пьес, педаль в которых является неотъемлемым элементом выразительности. Продолжать совершенствовать навык чтения с листа и игру в ансамбле.

3. Контроль и учёт успеваемости:

I полугодие  контрольный урок (с оценкой):

1 пьеса (наизусть)

II полугодие  итоговый зачёт (дифференцированный):

1 пьеса (наизусть) в концертном зале.

Примерные исполнительские программы

Вариант 1

А. Гречанинов «На лужайке»

М. Глинка «Чувство»

Вариант 2

В. Косенко «Скерцино»

Б. Дварионас «Прелюдия»

Вариант 3

П.Чайковский «Полька»

Р.Шуман «Первая утрата»

VII. Содержание программы

Развитие игровых, постановочных навыков предполагает ряд упражнений, развивающих игровой аппарат.

Гимнастические упражнения:

- для рук;

- для пальцев;

- для локтевого сустава.

Пианистические упражнения:

- посадка за инструментом;

- организация кисти;

- воспитание цепкости кончиков пальцев;

- организация движения 1 пальца;

- организация движения запястья;

- навыки пальцевой игры;

- игра весом руки.

Развитие технических навыков

Приобретение техники движений всегда связано с  развитием как физических, так и психических (волевых) свойств.

Принципы, на которых следует развивать пианистический аппарат, чтобы создать наиболее благоприятные технические условия для исполнения на инструменте, следующие:

- гибкость и пластичность аппарата;

- связь и взаимодействие всех его участков при ведущих живых и активных пальцах;

- целесообразность и экономия движений;

- управляемость техническим процессом;

- звуковой результат (как необходимый итог).

Добиваясь с первых шагов обучения неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым приемом, следует в той или иной степени развивать перечисленные принципы. Без них контакт музыкального и технического развития будет чрезвычайно затруднителен, а иногда останется только «на словах».

Совершенствуя в дальнейшем все участки пианистического аппарата, следует базироваться на тех же принципах, не разрушая их, а только подкрепляя более высоким качеством.

Работа над музыкальным произведением должна начинаться с  первоначального обобщенного представления о произведении, о характере, настроении музыки. Дальнейшее углубление в образный строй музыки, в содержание произведения  должно совпадать с техническим, пианистическим освоением музыкального материала:

- понятие нотного текста и текстовые обозначения;

- размер;

- темп и характера;

- штрихи;

- звуковысотные обозначения;

- метроритмические обозначения;

- дополнительные обозначения (средства выразительности и аппликатура).

Навыки музицирования

Роль и специфика обучения детей в классе фортепиано - воспитание грамотных любителей музыки,  расширение их кругозора,  формирование творческих способностей,  музыкально-художественного вкуса, а так же развитие навыков музицирования:

- игра в ансамбле;  

- подбор по слуху;

 - чтение с листа; 

- транспонирование.

Приобщение учащихся к любительскому музицированию заключает в себе огромный развивающий потенциал общемузыкального развития учащихся-пианистов, способствует ускорению темпов прохождения определенной части учебного материала  повышение интенсивности усвоения.

В классе фортепиано применяются различные формы работы. Среди них особыми развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения – залог интереса к музыкальному этому виду искусства. Ансамблевое  музицирование обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор,  интеллект музыканта; воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы, содержания исполняемого произведения. Музицирование в целом укрепляет интерес ребенка, вселяет в него уверенность и чувство успеха – источника внутренних сил и мотивации.

Важнейшей задачей современного дополнительного музыкального образования является общемузыкальное развитие учащихся. Для всестороннего решения вопроса о достижении максимально развивающего эффекта в процессе музыкального обучения большое значение приобретают навыки транспонирования.

Транспонирование – одна из форм музыкально-творческой деятельности, содействующая развивающему эффекту в обучении, открывающая благоприятные возможности стимулировать общемузыкальное развитие учащихся.

Транспонирование по слуху -  это воспроизведение мелодий в разных тональностях без помощи нот. Этот вид транспонирования наиболее приемлем при развитии навыков транспонирования с учащимися младших классов. 

Транспонирование по нотам – вид наиболее сложен, так как предполагает владение учащимися-пианистами клавиатурой, разными видами фактуры, а также знание тональностей, строения аккордов.

Подбор по слуху

Помимо упражнений, развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно уделять внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. У детей появляется интерес к игре на инструменте. Преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа и подбору по слуху в домашней работе.

Творческие задания

Важно развивать с самых первых занятий с ребенком его творческие способности, его эмоциональность, его фантазию и воображение. Игровые методы обучения способствует гармоничному развитию юного музыканта:

- цветовое, графическое моделирование музыки, то есть передача впечатлений от прослушанного произведения средствами живописи;

- задания направлены на звуковысотное и тембровое восприятие музыки;

- пластическое интонирование – одна из возможностей «проживания образов», когда любой жест, движение становится формой эмоционального выражения.

- инструментальное музицирование – творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас, треугольник, металлофон и т. д). Этот вид музицирования самым тесным образом связан со слушанием музыки, вокальным исполнением и импровизацией;

- сочинение мелодии (начальных классах этот вид творческой деятельности можно начинать с простых попевок  на двух, трех, четырех звуках);

- подбор по слуху (можно начинать с первых занятий,  используя при этом 2, 3,4 звука).

Все перечисленные выше виды музицирования носят творческий характер, и существуют в тесной взаимосвязи, они имеют большое значение для общемузыкального развития учащихся-пианистов и потому начинать развитие этих навыков необходимо как можно раньше.

VIII. Формы и методы контроля. Критерии.

 Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлен на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

 На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточный контроль проводится как дифференцированный зачет в форме академического концерта.

1 год обучения

I полугодие:

- контрольный урок  (исполняется 1 произведение наизусть)

II полугодие:

   - дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 1 произведение наизусть)

2 год обучения

I полугодие

- контрольный урок (исполняется 1 произведение наизусть)

II полугодие

   - дифференцированный зачет в форме академического концерта (исполняется 1 произведения наизусть)

3 год обучения

I полугодие

- контрольный урок (исполняется 1 произведение наизусть)

II полугодие

- дифференцированный зачет в форме академического концерта

(1 произведение наизусть)

По итогам выступления выставляется оценка: «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно»; «неудовлетворительно».

Учащиеся на итоговом академическом концерте должны продемонстрировать достаточный уровень владения инструментом, осмысленное исполнение  и раскрытие художественного образа исполняемых произведений.

Критерий оценки

5 («отлично»)

Технически совершенное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Оценка отражает грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом, так и в художественном плане)

3

(«удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата

2

(«неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

«зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы ученика;

- оценка на академическом концерте;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы

Список нотной (учебной) литературы

  1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного  и 1классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003
  2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962
  3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996
  5. Августинов Ю. Учитесь играть на рояле. Л., 1987 г. подготовительного и первого классов ДМШ. Автор-составитель С. Барсукова. «Феникс», 2002г.
  6. Альбом для домашнего музицирования. М., 1988 г.
  7. Альбом фортепианных пьес. Ч.1. Ред.-сост. О.Мартьянова, Т.Волкова.

СПб.,1995г.

  1. Альбом советской детской музыки для фортепиано. Том 19. М.,1983 г.
  2. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. СПб., 1999г.
  3. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012
  4. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И. А. Браудо. СПб: Композитор, 1997
  5. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005
  6. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)
  7. Бертини А. Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992
  8. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011
  9. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991
  10. О. Бахмацкая Здравствуй, малыш! Песни и ансамбли для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вып. 1. М., 1985 г.

Борозденец Н.А. Давайте играть. Учебное пособие для начинающих Вып.1.   Новосибирск, 2000 г.

  1. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987
  2. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  3. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005
  4. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32
  5. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. М., 1992 г.
  6. Ежедневные упражнения юного пианиста. Младшие и средние  классы ДМШ. Сост. И.Лещинская. М., 1994 г.
  7. Милич Б. Фортепиано 1, 2, 3 класс. Кифара, 2006
  8. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994
  9. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н. Н. Горошко.  Ростов н/Д: Феникс, 2007
  10. Музыкальная мозаика. Фортепиано. 1-7 классы ДМШ. Р-н-Д, 1998.
  11. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А.  Ростов н/Д: Феникс, 2008
  12. Путешествие в мир музыки. (Песни, романсы в переложении для фортепиано). М., 1990 г.
  13. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А.Бакулов, 1992

Список методической  литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. 1-2 Тетрадь.

4. Антонова Е.А., Криштоп Л.П. «Страх сцены» у юных музыкантов и

 некоторые пути его преодоления». С-Пб, 1997г.

5. Артеменкова Т.А. «Любительское музицирование на фортепиано для

детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств».

Красноярск, 2001г.

6. Артеменкова Т.А. «Некоторые особенности начального периода в классе общего фортепиано». Новосибирск, 1999г.

7. Беседы о музыке. Сост. О. Очаковская. Москва «Музыка», 1996г.

8. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973

9. Корыхалова Н.П. Чтобы музыка зазвучала. Москва «Музыка», 1996г.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов-на-Дону, 2002г.

10. Корто А. "О фортепианном искусстве". М., Музыка, 1965

11. "Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве". М., Музыка, 1966

12. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным
   произведением. М., 2004г.

13. Вопросы фортепианного исполнительства. Ред. М.Соколова. М., 1968г.

Выдающиеся    пианисты-педагоги    о    фортепианном    искусстве. Ред. С. М. Хентовой. М., 1966г.

14. Гофман И. "Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре". М., Музыка, 1961

15. Коган Г. "Работа пианиста". М., Классика-XXI, 2004

16. Либерман Е. Работа над фортепианной книгой. М., 1995г.

17. Любомудрова Н. Методика обучения. М., 1992г.

18. Маккиннон Л. "Игра наизусть", Ленинград, Музыка, 1967

19. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", М., Музыка, 2011

20. Майкапар С. Как работать на рояле. Ленинград, 1963г.

21. Маккиннон Л. Игра наизусть. М., 2004г.

22. Махлина С. Язык искусства. Ленинград, 1990г.

23. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1977г.

24. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Келдин Т. М. 1990г.

25. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987

26. Нейгауз Т. Работа пианиста. М., 1961г.

27. Николаев  А.   Очерки   по  истории   фортепианной   педагогики  и  теории
пианизма. М., 1980г.

28. Новые технологии в музыкальном образовании. Омск,2000г.

29. Николаев  А.   Очерки   по  истории   фортепианной   педагогики  и  теории
пианизма. М., 1980г.

30. Новые технологии в музыкальном образовании. Омск,2000г.

31. Петрушин В. "Музыкальная психология". М., Эльга, 2008

32. Перельман Н. В классе рояля. СПб., 1994г.

33. Программа по фортепиано для детских музыкальных школ. Всесоюзный

методический кабинет по учебным заведениям искусства и культуры. Министерство культуры СССР. М., 1991г

34. Смирнова Т."Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".,1997

35. Сафарова И.Э. Игры для организации пианистических движений

(доинструментальный период). Екатеринбург, 1994г.

36. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Методические  рекомендации. М., 1994г.

37. Смирнова Т.И. Программа. «Класс специального фортепиано.  

Интенсивный  курс». М., 2002г.

38. Суслов А.Н.,  Суслов А.В. О  перспективности  системного  подхода  проектированию образовательных программ. М., 2004г.

39. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М., Просвещение, 1974

40. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».

Программа является Общеразвивающей  и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных  отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа  предназн...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программав области музыкального искусства«Музыкальный инструмент»(фортепиано) Возраст обучающихся: 6,6 - 9 лет.Срок реализации: 3 год...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...