Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)
материал

Осипенко Екатерина Василиевна

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortep_dorp_2_stupen1.docx407.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание

I. Пояснительная записка                                                                3

II. Учебный план                                                                        10

III. Календарный учебный график                                                11

IV. Рабочая программа I года обучения                                        12

V. Рабочая программа II года обучения                                        19

VI. Рабочая программа III года обучения                                        27

VII. Содержание программы                                                        38

VIII. Формы и методы контроля. Критерии                                        40

IX. Список рекомендуемой учебной и методической литературы        43

Ι. Пояснительная записка

Предмет музыкальный инструмент занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. Познание мира на основе формирования собственного опыта в области музыкального искусства позволяет расширить  представления  обучающихся об исполнительском искусстве, формирует специальные  исполнительские умения и навыки. Предмет включает в  себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, приобретение опыта творческой деятельности. Предполагает достаточную свободу в выборе обширного и разнообразного фортепианного репертуара, включая музыку различных стилей и эпох, произведения современных  композиторов, в том числе классическую, популярную, джазовую. При этом важно учитывать такие явления, как неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства, отсутствия гармонично развитой звуковой окружающей среды, а также уменьшение числа здоровых детей школьного возраста при общем увеличении учебной нагрузки в общеобразовательных школах. Используется принцип вариативности для различных возрастных категорий детей, и направлена прежде всего на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету «Музыкальный инструмент» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);

- Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы  (утверждена Минкультуры России 29.12.2014);

- Концепция развития дополнительного образования и молодежной политики Ханты-Мансийского округа-Югры (утверждена Приказом ДО и Н ХМАО – Югры от 06.03.2014 г. № 229);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242);

- Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств. (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ);

- СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

Направленность программы - художественная.

Уровень освоения - базовый.

Школа искусств получает свой статус благодаря реализации предпрофессиональных программ, при этом не все дети могут учиться по данным программам, так как не всегда ориентированы на дальнейшее профессиональное обучение. Актуальность программы заключается в воспитании и развитии гармонично развитой личности ребенка. Важное направление в развитии личности занимает художественно – эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных, эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности. Игра на инструменте помогает раскрыть индивидуальность ребенка, приобщает к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

 Отличительной особенностью данной программы заключается в её направленности на творческое развитие обучающихся и их самореализация посредством обучения игре на фортепиано.

Адресат программы: 9-16 лет.

Объем программы – 102 часа. Срок реализации – 3 года.

Цель программы: формирование личностных качеств и социально – значимых компетенций, развитие творческих способностей детей и их самореализация посредством обучения игре на фортепиано в системе дополнительного образования.

Задачи:

Обучающие

 научить самостоятельно читать нотный текст и правильно учить его наизусть;  сформировать навык грамотного и выразительного исполнения фортепианных произведений классического репертуара и современной музыки;  сформировать владение техническими знаниями, умениями, навыками, необходимыми для передачи художественных задач в исполнении произведений;

 сформировать навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях;

 познакомить с лучшими творениями русских и зарубежных композиторов; Развивающие

 сформировать навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле;

 пробудить творческое мышление и фантазию;

 развить волевые качества, трудолюбие;

 развить эмоциональную отзывчивость к музыке;

 развитие памяти, координации движений, мелкой моторики

Воспитательные

 воздействовать через музыку на духовный мир ребенка, на его нравственные качества;

 сформировать художественный вкус;

 сформировать культуру общения и поведения в социуме через участие в концертах и мероприятиях творческого объединения;

 воспитание организованности, целеустремленности, трудолюбия и настойчивости, волевых качеств для реализации исполнительских навыков на сцене;

 воспитание творческой самостоятельности и самокритичности

Для реализации программы (условия реализации) проводится набор учащихся, успешно освоивших предмет «Музыкальный инструмент» (фортепиано) по программе «Основы музицирования» и имеющих мотивацию к продолжению обучения, в целях получения учащимися дополнительных знаний, умений, развития исполнительских навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям.

Наполняемость группы с учетом рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств и СанПин возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, что позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Продолжительность учебного года – 34 недели. В течение года предполагаются каникулы (не менее 4 недель), а также летние каникулы (13 недель). График каникул ежегодно утверждает школа самостоятельно.

Основная форма работы – индивидуальный урок продолжительностью 40 минут. Проводится 1 раз в неделю.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки, аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

34

34

34

Аудиторные занятия

34

34

34

102

Самостоятельная работа

34

34

34

102

Максимальная учебная нагрузка

68

68

68

204

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (освоение приемов игры на инструменте);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

технологии:

- личностно-ориентированные, направленные на создание комфортных условия для творческого и индивидуального развития детей;

- игровые, в основе которых педагогическая игра – основной вид деятельности;

- коллективной творческой деятельности, направленной на самовыражение;

- развивающего обучения, при котором создаются условия для развития способностей, интересов, личностных качеств;

- здоровьесберегающие – рационально организован учебный процесс;

- информационные, использование современных средств в процессе обучения.

Материально-технические условия реализации учебного предмета:

  • учебные аудитории для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию;
  • учебники, учебно-методическими пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио, видеоматериалы и другие учебно-методические материалы;
  • доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам; фонотеки, аудио и видеозаписей;
  • обслуживание и ремонт музыкальных инструментов;

Библиотечный фонд укомплектован печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Кадровое обеспечение программы – преподаватель по классу фортепиано.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- исполнение музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

- умение использовать выразительные средства для создания художественного образа;

-  умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

-  знание основ музыкальной грамоты;

- знание основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве;

-   знание  наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

-  навыки публичных выступлений;

-  навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

Метапредметные результаты:

- формирование умения адекватной самооценки музыкальных возможностей в заданиях творческого характера;

- формирование умений владения логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, аналогии при анализе музыкальных произведений;

- умение преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач при определении языка музыки.

Личностные результаты:

- развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке при выполнении практических заданий;

- овладение навыками сотрудничества с учителем, а также доброжелательного отношения к сверстникам при выполнении учебных задач.

 

Учебный план

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретические знания

4

4

Выполнение задания в классе

2.

Работа над звукоизвлечением

5

5

Выполнение задания в классе

3.

Работа над развитием чтения нотного текста

11

3

8

Выполнение задания в классе

4.

Работа над развитием технических навыков

16

3

13

Выполнение задания в классе

5.

Работа над музыкальным произведением

56

10

46

 Выступление.

Зачет

6.

Накопление музыкального репертуара

10

10

В классе

всего

102

20

82

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

2 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

3 год

01.09.

30.05.

34 недели

34

1 раз в неделю по

1 часу

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-фортепиано»

(I год обучения)

Автор/составитель

отдел фортепиано

Задачи I года обучения

Обучающие

 научить самостоятельно разбирать нотный текст и правильно учить его наизусть;

 сформировать навык грамотного и выразительного исполнения фортепианных произведений;

  сформировать владение техническими знаниями, умениями, навыками для передачи художественных задач в исполнении произведений;

 сформировать навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях;

 познакомить с произведениями русских и зарубежных композиторов;

Развивающие

 сформировать навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле;

 пробудить творческое мышление и фантазию;

 развить волевые качества, трудолюбие;

 развить эмоциональную отзывчивость к музыке;

 развитие памяти, координации движений, мелкой моторики

Воспитательные

 воспитывать творческую активность;

 воздействовать через музыку на духовный мир ребенка, на его нравственные качества;

 сформировать художественный вкус;

 воспитатывать организованность, трудолюбие и настойчивость, волевые качества, желание музицировать.

Планируемые результаты I года обучения

Предметные результаты:

- знание музыкальной терминологии;

- умение разбирать нотный текст и правильно учить его наизусть;

- умение читать нотный текст с листа

- владение определёнными техническими знаниями, умениями, навыками для передачи художественных задач в исполнении произведений;

Метапредметные: 

- уметь самостоятельно определять цели;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

Личностные:

- пробудить творческое мышление и фантазию;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

 - воспитать культуру поведения, воли, трудолюбия, ответственности, целеустремленности.  

 

Календарно-тематический план

1 год обучения

 

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретические знания

2

2

Выполнение задания в классе

2.

Работа над звукоизвлечением

2

2

Выполнение задания в классе

3.

Работа над развитием чтения нотного текста

3

1

2

Выполнение задания в классе

4.

Работа над развитием технических навыков

6

1

5

Выполнение задания в классе

5.

Работа над музыкальным произведением

17

3

14

Выступление.

Зачет

6.

Накопление музыкального репертуара

4

4

В классе

всего

34

7

27

Учебный материал

I года обучения

  1. Объём

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее 6-8 разнохарактерных произведений. Совершенствование штрихов nonlegato, legato, staccato; изучение музыкальных терминов. Продолжение работы над организацией игрового двигательного аппарата - умение выполнять упражнения для закрепления правильной посадки за инструментом и навыков постановки рук, для развития координации движений, пластичности, свободы рук, для цепкости, беглости пальцев и другие  упражнения. Чтение с листа лёгкого нотного текста.

Можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.).

Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа.

Выбор и уровень трудности репертуара для классной работы, зачётов и академических концертов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности. А так же диктуется индивидуальным темпом развития ученика в музыкальном и техническом планах.

2. Технические требования

- гаммы: До, Соль, Ре, Ля, Ми мажор; ля, ми, соль минор (3 вида)в прямом движении отдельно каждой рукой в 2-4 октавы; двумя руками в 2-4октавы;

- тоническое трезвучие аккордами с обращениями отдельно каждой рукой в 2-4 октавы;

- короткие арпеджио каждой рукой отдельно в 2-4 октавы (по возможности);

- хроматическая гамма каждой рукой отдельно в 2-4октавы (по возможности).

Примерные исполнительские программы

Вариант 1

Ю. Виноградов «Танец медвежат»

И. Филипп «Колыбельная»

Вариант 2

И. Кореневская «Дождик»

С. Майкапар «Раздумье»

Вариант 3

Г. Пёрселл «Ария»

П. Чайковский «Полька» Детский альбом

(возможно, в исполнительские программы включать произведения полифонического склада, крупную форму, этюды)

Пьесы полифонического склада

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: Домажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бём Г. Менуэт

Гендель Г.Ф        Ария

Корелли А.        Сарабанда ре минор

Моцарт В. Менуэт Фа мажор

Моцарт Л. Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г. Ария ре минор

Скарлатти Д. Ария ля минор

Сен-Люк Ж.        Бурре

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Произведения крупной формы

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор

Диабелли А. Сонатина

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина Домажор № 1, 1 ч.

Штейбельт Д. Сонатина До мажор, 1ч.

Этюды

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58 «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч. 65 № 4-8,11,12,15

Лемуан А. Этюды соч.37 №1,2

Черни-Гермер1 тетрадь: № 7-28; 2 тетрадь: № 1,2

Шитте Л. Соч. 108 № 14-19

Пьесы

Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"

Гедике А. Танец

Глинка М. Полька

Гедике А. Соч. 36 № 21,23,31

Гречанинов         А. «На лужайке», Вальс

Григ        Э. Вальс ми минор

Майкапар А. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка

Свиридов Г. Ласковая просьба

Сигмейстер         Э. Блюз

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68 Марш, Смелый наездник

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-фортепиано»

(II год обучения)

Автор/составитель

отдел фортепиано

Задачи II года обучения

Обучающие

 научить самостоятельно разбирать нотный текст и правильно учить его наизусть;

 сформировать навык грамотного и выразительного исполнения фортепианных произведений;

  сформировать владение техническими знаниями, умениями, навыками для передачи художественных задач в исполнении произведений;

 сформировать навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях;

 познакомить с произведениями русских и зарубежных композиторов;

Развивающие

 сформировать навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле;

 пробудить творческое мышление и фантазию;

 развить волевые качества, трудолюбие;

 развить эмоциональную отзывчивость к музыке;

 развитие памяти, координации движений, мелкой моторики

Воспитательные

 воспитывать творческую активность;

 воздействовать через музыку на духовный мир ребенка, на его нравственные качества;

 сформировать художественный вкус;

 воспитатывать организованность, трудолюбие и настойчивость, волевые качества, желание музицировать.

Планируемые результаты II года обучения

Предметные результаты:

- знание музыкальной терминологии;

- умение разбирать нотный текст и правильно учить его наизусть;

- умение читать нотный текст с листа

- владение определёнными техническими знаниями, умениями, навыками для передачи художественных задач в исполнении произведений;

Метапредметные: 

- уметь самостоятельно определять цели;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

Личностные:

- пробудить творческое мышление и фантазию;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспитать культуру поведения, воли, трудолюбия, ответственности, целеустремленности.  

 

Календарно-тематический план

II год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретические знания

1

1

Выполнение задания в классе

2.

Работа над звукоизвлечением

2

2

Выполнение задания в классе

3.

Работа над развитием чтения нотного текста

4

1

3

Выполнение задания в классе

4.

Работа над развитием технических навыков

5

1

4

Выполнение задания в классе

5.

Работа над музыкальным произведением

19

3

16

Выступление.

Зачет

6.

Накопление музыкального репертуара

3

3

В классе

всего

34

6

28

Учебный материал

II года обучения

  1. Объём

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником не менее

6-8 разнохарактерных произведений:

- 1 произведение полифонического стиля

- 1 произведение крупной формы

- 2-3 разнохарактерные пьесы

- 2-3 этюда

2. Технические требования:

- гаммы: До, Ре, Соль, Ля, Ми, Си бемоль мажор в прямом движении двумя рукамив 2-4 октавы; ля, ми, соль минор (3 вида) - отдельно каждой рукой в  2-4 октавы (по возможности двумя руками);

- тоническое трезвучие аккордами двумя руками в 2-4 октавы;

- короткие арпеджио  отдельно каждой рукой в  2-4 октавы (по возможности двумя руками);

- арпеджио длинные каждой рукой отдельно в 3-4-х гаммах от белых клавиш

- хроматическая гамма в прямом движении отдельно каждой рукой;

- кадансы:Т-S-T; Т-D-Т; Т-S-D-Т (по возможности)

Продолжение работы над совершенствованием технических приёмов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Исполнение наизусть более сложных разнохарактерных произведений с наибольшей выразительностью, в полном соответствии с их техническими и художественными задачами.

Выразительное интонирование мелодии в пьесах кантиленного характера. Ритмическая и артикуляционная чёткость исполнения мелодии в пьесах подвижного характера. Ознакомление с произведениями крупной формы (лёгкие сонатины, вариации). Выбор репертуара для классной работы, зачётов и академических концертов зависит от индивидуальных особенностей каждого конкретного ученика, его музыкальных данных, трудоспособности и методической целесообразности. Продолжение занятий по чтению с листа.

 Примерные исполнительские программы

Вариант 1

Д. Штейбельт «Адажио»  

А. Гречанинов «На лужайке»

Вариант 2

А. Роули «В стране гномов»

М. Глинка «Чувство»

Вариант 3

Р. Шуман «Первая утрата»

В. Косенко «Скерцино»

(возможно, в исполнительские программы включать произведения полифонического склада, крупную форму, этюды)

Произведения полифонического склада

Левидова Д. Пьеса

Бах И.С. Полонез соль минор; Бурре

Бах И.С.Маленькие прелюдии и  фуги. Тетр.1: №1, 3, 5-8, 11, 12

Тетр.2: №1, 2, 3, 6

Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор

Кирнбергер И. Шалун.

Кирнбергер И. Шалун.

Люлли Ж. Гавот соль минор

Моцарт Л. Волынка, Бурре, Менуэт, Жига

Произведения крупной формы

ГедикеА.Соч 36 Сонатина До мажор

Бетховен Л.Сонатина Фа мажор, ч.2.

Вебер К.Сонатина До мажор, ч.1.

ДиабеллиА.Сонатина   Фа мажор

Дюссек И. Сонатина Соль мажор

ЛукомскийЛ.Две сонатины: Сонатина Ре мажор.

Медынь Я.Сонатина До мажор.

Моцарт В.Шесть сонатин: №1 До мажор, №4 Си-бемоль мажор

ЧимарозаД.Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор

Некрасов Ю. Маленькая  сонатина ми минор (Сборник  фортепианных  пьес, этюдов, ансамблей, ч.2 сост. С. Ляховицкая)

Плейель И. Сонатина   Ре мажор,  ч.1

СалютринскаяТ.Сонатина  Соль мажор

ЧимарозаД.Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор.

Этюды

Беренс Г.32 избранных этюда из соч. 61 и 66; №1-3, 24

Соч.88. Этюды: №5, 7

Бертини А.28 избранных этюдов из соч.29 и  32; №4,5, 9

Лак Т.Соч.75 Этюды для  левой руки (по  выбору) Соч.172 Этюды: №4,5.

Лемуан А. Соч.37 Этюды: №28-30,32,33,33,36,37,41,44,48,5

Лешгорн А. Соч.66 Этюды №1- 3

Майкапар С. Соч.31 Прелюдия-стаккато

Черни К.Избранные  фортепианные этюды. Под ред. Г.Гермера,

ч.2: № 6,8,12

Юный пианист вып.2. Сост. и ред. Л. Ройзмана и  В.Натансона (по  выбору

Пьесы

Гречанинов А. Соч.109 Папа и мама, Нянюшкина сказка.Соч.117. Облака плывут.Соч.158. За работой, Русская пляска

Григ Э.Соч.12. Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец эльфов, Песня родины

Кабалевский Д.Соч.14. Из пионерской жизни (по выбору).

Соч.27.Избранные пьесы: Клоуны,Шуточка, Скерцо, Кавалерийская.

Косенко В.Соч.15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик, Мазурка, Сказка, Балетная сцена.

Майкапар А. Соч.28: Бирюльки, В садике, Пастушок,  Мотылек

Хачатурян А. Андантино

Чайковский П.Соч.39. Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская, Песня жаворонка, Полька, Вальс.

Шостакович Д. Марш

Штейбельт        Д. Адажио

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

города Когалыма

Рабочая программа

«Музыкальный инструмент-фортепиано»

(III год обучения)

Автор/составитель

отдел фортепиано

Задачи III года обучения

Обучающие

 научить самостоятельно разбирать нотный текст и правильно учить его наизусть;

 сформировать навык грамотного и выразительного исполнения фортепианных произведений;

  сформировать владение техническими знаниями, умениями, навыками для передачи художественных задач в исполнении произведений;

 сформировать навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамблях;

 познакомить с произведениями русских и зарубежных композиторов;

Развивающие

 сформировать навыки чтения нот с листа, игры в ансамбле;

 пробудить творческое мышление и фантазию;

 развить волевые качества, трудолюбие;

 развить эмоциональную отзывчивость к музыке;

 развитие памяти, координации движений, мелкой моторики

Воспитательные

  воспитывать творческую активность;

 воздействовать через музыку на духовный мир ребенка, на его нравственные качества;

 сформировать художественный вкус;

 воспитатывать организованность, трудолюбие и настойчивость, волевые качества, желание музицировать.

Планируемые результаты III года обучения

Предметные результаты:

- знание музыкальной терминологии;

- умение разбирать нотный текст и правильно учить его наизусть;

- умение читать нотный текст с листа

- владение определёнными техническими знаниями, умениями, навыками для передачи художественных задач в исполнении произведений;

Метапредметные: 

- уметь самостоятельно определять цели;

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;

- способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

Личностные:

- пробудить творческое мышление и фантазию;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспитать культуру поведения, воли, трудолюбия, ответственности, целеустремленности.  

 

Календарно-тематический план

III год обучения

Наименование раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1.

Музыкально-теоретические знания

1

1

Выполнение задания в классе

2.

Работа над звукоизвлечением

1

1

Выполнение задания в классе

3.

Работа над развитием чтения нотного текста

4

1

3

Выполнение задания в классе

4.

Работа над развитием технических навыков

5

1

4

Выполнение задания в классе

5.

Работа над музыкальным произведением

20

4

16

Выступление.

Зачет

6.

Накопление музыкального репертуара

3

3

В классе

всего

34

7

27

Учебный материал

III года обучения

  1. Объём

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником

6-8 разнохарактерных произведений:

- 1 полифоническое произведение

- 1произведения крупной формы

- 2-3 этюда

- 2-3 разнохарактерные пьесы

Кроме того, подготовить одну пьесу самостоятельно (уровень трудности на два класса ниже).

Целенаправленно развивать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, воспитывать навыки домашнего музицирования, как наиболее востребованных в повседневной жизни ученика форм музыкальной деятельности. Умение ребёнка самостоятельно и грамотно работать с нотным текстом, стремление глубоко и тщательно изучать авторский текст, понимать заложенные в нём музыкальные задачи. Найти наиболее приемлемые, для данного ученика, формы проявления его исполнительской деятельности.

2. Технические требования

- гаммы: мажорные до 4-х (5) знаков в прямом и противоположном движении с симметричной аппликатурой двумя руками в 4 октавы; минорные до 4-х знаков двумя руками в 4 октавы;

- трезвучия с обращениями двумя руками в 4 октавы;

- короткие арпеджио двумя руками в 4 октавы;

- ломаные арпеджио каждой рукой отдельно (по возможности двумя руками)

- длинные арпеджио каждой рукой отдельно (по возможности двумя руками)

- хроматическая гамма в прямом движении двумя руками; в расходящемся движении от «Ре» и «Соль-диез»;

- кадансы:Т - S- T; Т-D-Т; Т-S-D-Т.

Примерные исполнительские программы

Вариант 1

С.Майкапар «Колыбельная»

И.Градески «Мороженое» (рэгтайм)

Вариант 2

П.Чайковский «Итальянская песенка»

Д.Шостакович «Романс»

Вариант 3

С.Майкапар «Стаккато-прелюдия №3» ор. 31

Р.Шуман «Миньона»

(возможно, в исполнительские программы включать произведения полифонического склада, крупную форму, этюды)

Произведения полифонического склада

Арнэ Т. Полифонический эскиз

Бах Ф.Э. Маленькая фантазия

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги, 1 тетр.: Домажор, ре минор, Фа мажор; Полонез соль минор, Ария ре минор, Менуэт ре минор

Бах И.С. Двухголосные  инвенции: Домажор, Си-бемоль мажор, ми минор, ля минор

Бём Г. Менуэт

Гедике А. Фугетты соч. 36: Домажор, Соль мажор

Моцарт Л. 12 пьес под ред. Кувшинникова:сарабанда Ре мажор, менуэты Ре мажор, ре минор

Мясковский Н.Соч.43. В старинном стиле (фуга)

Павлюченко С. Фугетта Ми-бемоль мажор

Сен-Люк Ж. Бурре

Фрид Г.Инвенции: Домажор, фа минор, ля минор

Чюрленис М. Фугетта

Произведения крупной формы

Андрэ А. Сонатина  Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Соль мажор, ч.1

БортянскийД.СонатаДо мажор: Рондо

Гедике А. Соч. 36 Сонатина До мажор

Диабелли А. Сонатина До мажор

Кулау Ф. Сонатина До мажор

Моцарт В. Сонатина Домажор № 1, 1 ч

Роули А. Маленький концерт Соль мажор

Рейнеке К.Соч.47.Сонатина №2, ч.1

Скултэ А. Сонатина До мажор

Шуман Р.Соч.118. Сонатина Соль мажор для юношества, ч. 3,4.

Сонаты, сонатины, рондо, вариации. Вып.2. Сост.С. Ляховицкая:

Чимароза Д. Сонатины: ля минор, Си-бемоль мажор

Этюды

Бертини А. Этюд Соль мажор

Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А. Соч. 58 «Ровность и беглость»

Лешгорн А. Соч.66. Этюды: №6,7,12,18,19,20.Соч.136. Школа беглости. Тетр. 1 и 2 (по  выбору)

Геллер С.25 мелодических этюдов: №6,7,8,11,14-16,18

Лемуан А. Этюды соч.37 №1,2

Черни К.Избранные фортепианные этюды, ч.2.Под ред. Г. Гермера: № 9-12,

15-21, 24-32

Соч.299. Школа беглости: №1-4, 6, 7-11

Шитте Л.Соч.68. 25 этюдов: №18, 19

Пьесы

Волков В. 30 пьес для фортепиано: По волнам, Вечер

Гедике А. Соч. 36 № 21,23,31

Гречанинов         А. На лужайке, Вальс

Григ Э. Вальс ми минор

Дварионас        Б. Прелюдия

Моцарт В.А. 14 пьес: № 8

Кабалевский Д.Соч.27. Избранные пьесы: Новелла, Драматический фрагмент.

Соч.61. Токката, Песня

Калинников В.Грустная песенка соль минор, Русское интермеццо.

Куперен Ф. Мелодия

Майкапар С .Соч.8 Маленькие новеллетты: Романс, Итальянская серенада, Токкатина

Сигмейстер         Э. Блюз

Чайковский П. Марш деревянных солдатиков

Шуман Р. Соч. 68 Марш, Смелый наездник

Особенности организации образовательного процесса

Структура учебного процесса определяет практические формы работы, лежащие в основе каждого урока; принцип активной деятельности учащихся определяется также преобладанием устных форм в поурочной системе. Одна из особенностей обучения игре на фортепиано это:

- хорошая координация, которая развивается в результате одновременной игры двумя руками, а прием педализации подразумевает включение в исполнительское мастерство ног, таким образом, одновременно получают развитие оба полушария головного мозга;

- развитие памяти, т.к. обучение игре на фортепиано предусматривает усвоение множества специфических музыкальных терминов и знаков, обозначение многих из них дается на итальянском языке, а также исполнение музыкальных произведений на память;

- развитие перспективного мышления достигается развитием способностей у учащегося мыслить вперёд, опережая игру пальцев, не прерывая при этом исполнения;

- развитие пальцевой моторики, которая напрямую связана и с развитием речевых навыков детей;

- игра на фортепиано развивает не только творческие способности, но и гибкость и вариативность мышления.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершённости исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачётам и контрольным урокам включают художественный и учебный материал различной степени трудности и предполагают варьирование, дополнение, в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и  ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух.  

 Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее  учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:              

  • разработка педагогом заданий различной трудности  и объема;
  • разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;
  • вариативность темпа освоения учебного материала;
  • индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Организация самостоятельных занятий

• самостоятельные занятия должны быть систематическими;

• периодичность занятий - желательно каждый день;

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы начального и основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности. Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного вида; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

Содержание программы

Раздел 1.  Музыкально-теоретические знания: закрепление пройденного теоретического материала и игровых навыков, освоение новых теоретических знаний. Знакомство с  новыми музыкальными терминами

Раздел 2.  Работа над звукоизвлечением: совершенствование штрихов non legato, legato, staccato. Совершенствование исполнительских навыков и приёмов в пьесах, работа над качеством звука и образным содержанием изучаемых пьес.

Раздел 3.  Работа над развитием чтения нотного текста: знакомство с различными музыкальными жанрами и их исполнение, чтение с листа элементарных пьес начального периода обучения игры на инструменте. Игра в ансамбле с педагогом.

Раздел 4. Работа над развитием технических навыков: техническое развитие пианистического аппарата, приобретение новых технических навыков. Упражнения на координацию движений, пластичности, свободы рук, для цепкости, беглости пальцев. Знакомство с новыми гаммами.

Раздел 5. Работа над музыкальным произведением: включение в репертуар пьес, в которых педаль является неотъемлемым элементом выразительного исполнения. Знакомство с новыми полифоническими видами (имитационная, подголосочная, контрастная). Схематичное знакомство с крупной формой на примерах классических сонатных форм, охват музыкальной формы исполняемого произведения.

Раздел 6. Накопление музыкального репертуара: знакомство с произведениями разных композиторов, стран, жанров и эпох. Пополнение исполнительского репертуара сочинениями композиторов-классиков.

Формы и методы контроля

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету  «Музыкальный инструмент (фортепиано)»  являются:

- текущий контроль успеваемости учащихся

- промежуточный контроль

- итоговый зачёт

Текущий контроль проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала, предмета  и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем,  отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

- отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

- качество выполнения домашних заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

- темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточный контроль определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Проводится в форме контрольных уроков, зачётов в конце каждого полугодия в рамках академических концертов, а также концерты, тематические вечера. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Проверка технической подготовки учащихся осуществляется на технических зачётах.

По итогу обучения учащиеся сдают зачёт в рамках академического концерта. Ученик должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Первый год обучения

I четверть  – технический зачёт

Гамма

II четверть – контрольный урок (дифференцированный):

1 произведение

III четверть – технический зачёт

Гамма

IV четверть  – зачёт (дифференцированный):

2 разнохарактерных произведения

Второй год обучения

I четверть  – технический зачёт

Гамма

II четверть – контрольный урок (дифференцированный):

1 произведение

III четверть – технический зачёт

Гамма

IV четверть  – зачёт (дифференцированный):

2 разнохарактерных произведения

Третий год обучения

I четверть  – технический зачёт

Гамма

II четверть – зачёт (дифференцированный):

1 произведение

III четверть – технический зачёт

Гамма

IV четверть – зачёт (дифференцированный):

1произведение

Критерии оценки

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале.  

Критерии оценки качества подготовки учащегося  позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

Основным критерием оценок учащегося, осваивающего  общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приёмами игры на инструменте.

Индивидуальные планы, включающие в себя произведения различных стилей, форм и жанров, учитывают данные ребёнка и перспективу развития. В силу объективных причин, продвижение ученика одного и того же класса может быть различным, поэтому, выступление ребёнка на зачётах, контрольных уроках оценивается по дифференцированной системе.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

- формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

-  овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

- степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Для контроля учащихся используется дифференцированная 5- балльная система оценок.

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы

Литература для преподавателя

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. 1-2 Тетрадь.

4. Антонова Е.А., Криштоп Л.П. «Страх сцены» у юных музыкантов и

 некоторые пути его преодоления». С-Пб, 1997г.

5. Артеменкова Т.А. «Любительское музицирование на фортепиано для

детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств».

Красноярск, 2001г.

6. Артеменкова Т.А. «Некоторые особенности начального периода в классе общего фортепиано». Новосибирск, 1999г.

7. Беседы о музыке. Сост. О.Очаковская. Москва «Музыка», 1996г.

8. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2-е изд. М, Советский композитор,1973

9. Либерман Е. Работа над фортепианной книгой. М., 1995г.

10. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. Киев, 1977г.

11. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Келдин Т. М. 1990г.

12. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. М., Музыка, 1987

13. Смирнова Т.И. Программа. «Класс специального фортепиано.  

Интенсивный  курс». М., 2002г.

14. Суслов А.Н.,  Суслов А.В. О  перспективности  системного  подхода  проектированию образовательных программ. М., 2004г.

15. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М., Просвещение, 1974

16. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975

17. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта»

18. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе. М., 1984 г

 

Литература для обучающихся

1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного  и 1 классов /сост. Т.Директоренко,  О.Мечетина.  М., Композитор, 2003

2. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

4. Азбука игры на фортепиано для учащихся подготовительного и

   первого классов ДМШ. Автор-составитель С. Барсукова.  Ростов-на-Дону

   «Феникс», 2002г.

5. Альбом для домашнего музицирования. М., 1988 г.

6. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

7. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А. Браудо. СПб: Композитор, 1997

8. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

9. Бертини А. Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992

10. Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

11. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

12. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993

13. Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

14. Дворжак М. Джазовые этюды для фортепиано. Киев, 1984 г.

15. Джоплин С. Рэгтаймы для фортепиано. Будапешт, 1986 г.

16. Дьяченко Н. Музыкальные картинки. М., 1992 г.

17. Лемуан А.Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов.: Музыка, 2010

18. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

19. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

20. Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, 66

21. Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

22. Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

23. Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1.Сост.А. Руббах. М., 1972

24. Музыкальная мозаика Фортепиано. 1-7 классы ДМШ. Р-н-Д, 1998.

Музыкальные ступени. Учебное пособие для начинающих. Сост.Т. Видякина. Новосибирск, 2001г.

25. Парфенов И. Детский альбом для фортепиано. Курган, 1988 г.

26. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М.Соколов. М., 1972

27. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В. Дельновой.  М.,1974

28. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл. / М.,1974                                                                  

29. Популярные произведения для фортепиано. Вып. 4. сост. Я. Верещагин. Киев, 1978 г.

30. Произведения советских композиторов. Вып.2. Киев, 1978 г.

31. Популярные произведения для фортепиано. Вып.4. Я. Верещагин. Киев,1978 г.

32. Путешествие в мир музыки. (Песни, романсы в переложении для фортепиано). М., 1990 г.

33. Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. 55. «Классика XXI век». М., 2002

34. Улыбка. Мелодии из мультфильмов в легкой обработке для фортепиано. Л., 1991 г.

35. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб.пособие/сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

36. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/ Сост. М. Копчевский.  М.: Музыка, 1978

37. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/сост. Н.А. Любомудров, К.С.Сорокин,  А.А.Туманян, редактор С. Диденко.  М.: Музыка, 1983

38. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник/сост. А.Бакулов, К.Сорокин. М.: Музыка, 1989

39. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник/сост. А.Бакулов, К.Сорокин.  М.: Музыка, 1989

40. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39.  М.: Музыка 2006

41. Черни К.-Гермер Т. Этюды. 1, 2 тетр.

42. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

43. Шуман Р. Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011

44. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И. Ройзмана, В.А. Натансона.  М.: Советский композитор, 1967

45. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост. Г.Цыганова, И.Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008

46. Цыганова Г.Г.-Королькова И.С. Юному музыканту-пианисту 6 кл.2009

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства. Учебный предмет Музыкальный инструмент «Фортепиано».

Программа является Общеразвивающей  и предназначена для учащихся 1 – 5 классов музыкальных  отделений ДШИ.Предполагая достаточную свободу в выборе репертуара, данная программа  предназн...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...