Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музицирование. Аккордеон. Основы музыкального исполнительства»
рабочая программа

Бинецкая Ирина Петровна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музицирование. Аккордеон» предполагает знакомство с курсом и освоение навыков музицирования на аккордеоне у обучающихся различных возрастных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_muzitsirovanie_akkordeon_1.docx77.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Балтийского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха» города Балтийска

Принята на заседании

методического совета

от «___» ______ 202_ г.

Протокол № ___

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО «ДШИ

им. И.С. Баха» г. Балтийска

____________И.А. Решетнева

«___» ____________202__ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

 «Музицирование. Аккордеон.

Основы музыкального исполнительства».

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Бинецкая Ирина Петровна, преподаватель

г. Балтийск, 2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музицирование. Аккордеон. Основы музыкального исполнительства» имеет художественную направленность.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в создании условий для социального самоопределения, творческой самореализации личности обучаемого, его интеграции в систему мировой и отечественной культуры.

      Аккордеон является одним из самых популярных музыкальных инструментов. Благодаря универсальности аккордеона как инструмента, используемого и в профессиональной и в любительской исполнительской практике, разнообразный  репертуар аккордеонистов-исполнителей включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, народную и эстрадную.

                      Отличительные особенности программы

 Программа «Музицирование. Аккордеон.» ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность развития обучающихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном и дифференцированном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества, созидания и способствует воспитанию устойчивого интереса к музыкальному искусству.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музицирование. Аккордеон» предполагает знакомство с курсом и освоение навыков музицирования на аккордеоне у обучающихся различных возрастных групп.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год

На полное освоение программы даётся 37 часа.

Формы обучения

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор обучающихся на программу – свободный. Программа  предусматривает реализацию по двум направлениям:

- обучающиеся, имеющие базовые навыки игры на аккордеоне

- обучающиеся без музыкальной подготовки

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Максимальная учебная нагрузка в часах - 37,

количество часов на аудиторные занятия - 37,

количество часов на внеаудиторные (самостоятельные)  занятия -систематически.

      Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 1 час (40 минут) в неделю или 0,5 часа (20 минут) -  2 раза в неделю.

Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы учебного курса «Музицирование. Аккордеон»  в соответствии с особенностями развития каждого обучающегося.

Педагогическая целесообразность

Программа направлена на раскрытие способностей обучающихся, их природных задатков в области музыкального искусства, ориентирована на  создание предпосылок для развития творческих способностей  обучающихся в музыкальном исполнительстве на аккордеоне. Главной задачей программы учебного курса «Музицирование. Аккордеон» является всестороннее комплексное воспитание обучающихся с использованием методов обучения, способствующих в дальнейшем развитию интереса к музыке. Реализация данной программы является конечным результатом, а так же ступенькой для перехода на другой уровень музыкального образования.

Практическая значимость

Практическая значимость программы заключается в создании условий для формирования и реализации музыкальных способностей, развития творческой активности, музыкальной, духовной и эмоциональной культуры. Программа призвана познакомить обучающихся с особенностями звучания аккордеона и спецификой исполнения на инструменте. Программа учебного курса «Музицирование. Аккордеон» включает в себя освоение комплекса различных  видов музыкальной деятельности. Разделение на виды творчества является условным и разработано с целью методических рекомендаций.

1. Чтение нот с листа.

2.  Игра ансамблем с педагогом.

3. Подбор по слуху.

4.Освоение кадансовых оборотов и навыки аккомпанемента.

5.Транспонирование.

Ведущие теоретические идеи

В основе программы лежит идея творческой интегрированной общеразвивающей деятельности. В содержании программы органично объединяются темы, раскрывающие суть различных видов  музыкальной деятельности, знакомящие с теоретическими знаниями, музыкальной культурой и применение этих знаний на практике при игре на аккордеоне.

Цель дополнительной общеразвивающей программы:

  • раскрытие творческого потенциала, формирование духовно-нравственных качеств, высокой коммуникативной культуры
  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области исполнительства
  • формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности и популяризация исполнительского мастерства на аккордеоне

Основной целью программы является создание необходимых условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого обучающегося.

Задачи программы

Образовательные:

  •  обучение необходимым знаниям, навыкам игры на аккордеоне и раскрытие художественных и музыкальных способностей, как с целью воспитания музыкантов, так и грамотных любителей искусства 
  •  развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма
  •  освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для

владения инструментом в пределах программы учебного предмета

  •  овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на аккордеоне, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять нетрудный аккомпанемент
  •  обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа

Развивающие:

  •  развитие музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия музыки, расширение музыкально-художественного кругозора
  •  развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) обучающихся
  •  развитие коммуникативных способностей

Воспитательные:

  •  воспитать интерес к  искусству музыки
  •  воспитать черты характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность)
  •  воспитание навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм

Принципы отбора содержания

-принцип единства развития, обучения и воспитания обучающегося

-принцип систематичности и последовательности обучения

-принцип доступности обучения

-принцип наглядности в обучении

-принцип взаимодействия и сотрудничества обучающегося и преподавателя

- принцип комплексного подхода в обучении 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музицирование. Аккордеон» разработана на основе общедидактических принципов систематичности, доступности, межпредметной связи, наглядности.    Тесная связь между теорией и практикой ведёт к устойчивому усвоению учебного материала, повышает качественный уровень образования различных категорий обучающихся:

не имеющих музыкальной подготовки

  1. Подбор по слуху 1- 2 несложных мелодий.
  2. Игра ансамблем.
  3. Транспонирование 1-2 несложных мелодий.
  4. Определение тоники.
  5. Знание основных музыкальных терминов: умение находить, определять их в нотном тексте и использовать при исполнении на инструменте.

имеющих музыкальное образование

  1. Подбор по слуху 1-2 мелодии.
  2. Игра ансамблем.
  3. Транспонирование в 1-2 знакомые тональности.

4.        Знание необходимых терминов: умение находить, определять их в нотном тексте и использовать при исполнении на инструменте.

5.        Исполнение кадансовых оборотов.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому обучающемуся. Содержание учебного предмета «Музицирование. Аккордеон» направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею различных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

В последнее время существенно изменились условия деятельности ДШИ. Очевидна всё возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность обучающихся в сфере искусства, способствующих воспитанию устойчивого интереса к занятиям в системе ДМШ и ДШИ. Центр образовательного процесса – ребёнок или взрослый, и задача школы – предоставить им самые широкие возможности для успешного освоения дополнительной общеразвивающей программы учебного курса. Реальный путь повышения качества музыкального образования - это интенсификация обучения за счёт внедрения новых методов, переосмысления целей и содержания образования. Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность обучающихся и способствует воспитанию устойчивого интереса к музыкальному искусству.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного курса;
  • темы учебного материала;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса;
  • списки рекомендуемой нотной, методической и дополнительной литературы
  • списки нормативно-правовых актов.

Основные формы и методы

Основная формы организации учебных занятий – урок. Продолжительность урока- 1 час (40 минут). В содержание каждого урока должно входит:  

  • Проверка выполнения домашнего задания (самостоятельной работы) - 10 минут.
  • Объяснение и изучение нового материала - 20 минут.
  • Закрепление пройденного материала -10 минут.                

    Музицирование является важным компонентом в комплексном развитии музыканта. В классе по учебному курсу «Музицирование. Аккордеон» урок включает в себя проверку выполненного домашнего задания, совместную работу преподавателя и обучающегося над новым материалом, рекомендации преподавателя относительно способов самостоятельной работы обучающегося. Урок может иметь различную форму, которая определяется не только конкретными задачами, стоящими перед обучающимся, но также во многом обусловлена его индивидуальностью и характером, и сложившимися в процессе занятий отношениями обучающегося и преподавателя. Работа в классе, обычно, сочетает словесное объяснение с показом на инструменте. В основе положена система развивающего обучения, дидактический принцип доступности – от простого к сложному, принцип постепенного усложнения материала, что повышает познавательную активность обучающихся. При этом необходимо помнить, что требовать от обучающегося можно только то, что ему доступно. Поэтому конкретные рекомендации должны корректироваться преподавателем соответственно возможностям обучающегося. Любое изменение требований должно быть оправдано с точки зрения музыкального развития обучающегося. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием обучающегося, с учетом его возрастных и психологических особенностей. Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому обучающемуся. В музыкальной педагогике для достижения поставленных целей и реализации задач учебного предмета «Музицирование. Аккордеон» применяется следующий комплекс методов обучения:

-    словесный (объяснение, беседа, рассказ)

- наглядно-слуховой (показ педагогом, наблюдение, демонстрация приемов игры на аккордеоне)

- репродуктивный или практический (занятия направлены на практическое усвоение навыков игры на инструменте).

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления)

-  исследовательский, аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического и самостоятельного мышления)

- стимулирования (посещение с обучающимися концертов известных аккордеонистов, прослушивание разучиваемых пьес известными исполнителями, поощрения).

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными в реализации поставленных целей, задач и основаны на проверенных методах и сложившихся традициях в работе с обучающимися.

Планируемые результаты

Результатом освоения программы «Музицирование. Аккордеон» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • наличие интереса к музыке, её прослушиванию
  • знать основные исторические сведения об инструменте
  • знать конструктивные особенности инструмента
  • приобретение первоначальных исполнительских навыков игры на аккордеоне
  • воспитание умения слушать музыку, вникать в образы музыкальных произведений;
  • умение воспроизводить голосом музыкальные фразы и мелодии в доступном для  возраста обучающегося диапазоне;
  • развитие музыкальной памяти, позволяющее узнавать и воспроизводить голосом и на инструменте знакомые мелодии;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • развитие психомоторных качеств, координационных движений рук;
  • формирование ритмических навыков
  • знание основ музыкальной грамоты и терминологии
  • наличие начальных навыков  игре в ансамбле, пению с аккомпанементом, чтению нот с листа, подбору по слуху и умению транспонировать
  • навыки по воспитанию слухового контроля
  • навыки по выполнению анализа исполняемых произведений
  • развитие мелодического, ладогармонического, тембрового слуха
  • умение самостоятельно разучивать простые музыкальные пьесы
  • умение  преодолевать технические трудности
  • умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения
  • наличие первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых пьес
  • умение использовать полученные теоретические знания при исполнении на инструменте
  • умение давать объективную оценку своему труду
  • наличие уважительного отношения к иному мнению или художественно-эстетическому взгляду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности
  • наличие навыков публичных выступлений

Механизм оценивания образовательных результатов.

Для оценивания уровня подготовки обучающихся по программе «Музицирование. Аккордеон.» созданы фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие обеспечивать оценку качества  приобретенных знаний, умений и навыков обучающимися за время обучения по данной программе.  Настоящие  методы контроля и механизмы оценивания рассчитаны на один год обучения. В этом случае оценки отражаются в индивидуальных планах обучающихся и в общешкольной ведомости. Оценки   выставляются   по   окончании   1 и 2 полугодия учебного года.

Критерии оценивания уровня подготовки

В первом полугодии учебного года, в декабре месяце проводится оценивание уровня подготовки обучающихся по текущим оценкам по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания ответа

5 («отлично»)

полный, логически выстроенный, осмысленный ответ, соответствующий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотный ответ с небольшими недочетами при регулярном посещении  аудиторных занятий

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов и ошибок, неуверенная демонстрация материала

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки на данном этапе обучения

Во втором полугодии учебного года, в мае месяце выставляется годовая оценка по выступлению обучающихся на контрольном уроке (прослушивании или концерте, участие в конкурсе) по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания уровня подготовки

5 («отлично»)

уверенное  исполнение, технически качественное и художественно осмысленное, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном), погрешности в игре не дают возможность оценить «отлично».

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра

«зачет» (без оценки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения

При выведении итоговой оценки обучающимся по программе «Музицирование. Аккордеон» учитывается следующее:

  • качество ответа и исполнения  на контрольном уроке или на прослушивании
  • посещение аудиторных занятий, текущие оценки успеваемости и качество самостоятельной работы в течение учебного года.

Примерный репертуар одного года обучения

(в ансамбле с преподавателем):

1.Детская песенка «Как у нашего кота»

2.Русская народная песня «Журавель»

3.Детская песенка «Кот мурлыка»

4.Детская песенка «Утенок», обр. Л.Понайотова

5.Русская народная песня «Заинька», обр. Г. Беляева

6.Украинская народная песня «Дождик», обр. Л.Понайотова

7.Русская народная песня «Как ходил - гулял Ванюша»

8.Детская песенка «Шесть утят», обр. Г. Бойцовой

9.Латышская народная песня «Козлик», обр. А. Жилинского

10.«Русская плясовая» обр. Г. Бойцовой

11.«Маленькая елочка» М.Красев

12.Русская народная песня «Во саду ли, в огороде», обр. Л Понайотова

13.Русская народная песня « Во поле береза стояла», обр.Л Понайотова

14. Детская песенка  «Веселые гуси», обр. Л. Понайотова

15.  Р.н.п. «Коровушка», обр. Л.Панайотова

Формы подведения итогов реализации программы.

В процессе и по окончании реализации программы регулярно проводятся мероприятия по аттестации учащихся. Для этой цели существуют различные формы аттестации.

Цель аттестации: установить соответствие программным требованиям достигнутого уровня знаний и умений обучающегося на определенном этапе обучения.

Формами подведения итогов реализации программы являются: текущая, промежуточная и итоговая аттестация обучающегося. Текущий и промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет по пятибалльной системе. Оценки выставляются по окончании 1 и 2 полугодия  учебного года.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока или прослушивания, на котором исполняются два разнохарактерных произведения. Исполнение оценивается словесной характеристикой, где отмечаются достигнутые обучающимся успехи  и выставляется оценка по пятибалльной шкале. Согласно Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств (Приложение к письму Минкультуры России от 19 ноября 2013г. №191-01-39/06 ГИ), данная система оценки  является основной. Оценка качества исполнения и ответа дополнена системой «+» и «-» , что даёт возможность более конкретно и точно оценить качество работы обучающегося.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1

С давних пор музыкальная педагогика была осведомлена о пользе чтения с листа. Этому, столь важному для развития музыкальному предмету, уделялось повседневное и пристальное внимание.

Для формирования навыка чтения с листа, умения легко ориентироваться в нотном тексте, необходимы специальные занятия по определённой технологии. Результаты такого обучения убеждают в том, что чтению нот с листа можно научить любого обучающегося.

Способность к чтению нот с листа поддаётся развитию точно так же, как поддаётся развитию умение просто читать, складывать буквы в слова, а слова в предложения. Успех будет зависеть во многом от продуманной системы занятий с обучающимся.

Одним из важных моментов в овладении навыком чтения с листа является ежедневная практика в домашней работе (5-10 минут). Здесь следует обратить внимание на формирование собранности, навыков концентрации внимания и непрерывности мышления.

И то, и другое воспитывается уже на первом этапе обучения, пока обучающийся ещё не знает нот. В этом случае преподаватель медленно называет клавиши, а обучающийся, следуя ему, плавно и непрерывно извлекает звуки на инструменте.

Как только обучающийся усвоил ноты и простейшие ритмические рисунки, можно переходить к систематической игре в ансамбле с педагогом. Очень хорошо, если с первых же шагов обучающийся научится воспринимать нотный текст группами нот по 2-3-4 звука. Иными словами, ему уже будут привиты понятия мотив, а потом и фраза.

Сначала обучающемуся предлагается назвать несколько нот, которые представляют собой мотив, а затем сыграть их правой рукой. Соединяя постепенно отдельные мотивы, пропевая каждый из них, обучающийся достаточно быстро добивается исполнения связной фразы. При этом желательно следить и за качеством звукоизвлечения.

Большой проблемой для обучающихся при чтении нот является ритмическая сторона. Чтение ритмического рисунка - уязвимое место. Здесь очень важна подготовительная работа с обучающимся в виде чтения различных формул, часто встречающихся в нотном тексте. На отдельных карточках можно выписать наиболее типовые ритмы, например на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

Начинать следует с самых лёгких ритмических рисунков и постепенно их усложнять. Перед тем, как сыграть такое упражнение, полезно прохлопать данный  ритмический рисунок сначала в медленном, затем  в более подвижном темпе. От прохлопования ритмического рисунка можно перейти к более сложной задаче - сыграть определённый ритмический рисунок на одной ноте.

 Большое значение имеет анализ текста: определение тональности, направления мелодии, характера сопровождения, штрихов, нюансов. Аналитический подход также способствует установлению ассоциативных связей нотного текста.

Очень важно развивать у обучающегося умение смотреть вперёд, схватывая глазами хотя бы следующие 1-2 такта - умение играть, не глядя на клавиши. Этот навык тесно связан с правилами аппликатуры, которые  заложены в гаммах, арпеджио, аккордах и других видах техники.

Принципы использования определённой аппликатуры очень важны для осязательной координации рук. Важно воспитывать у обучающихся отчётливое мысленное представление о том, что должно быть исполнено.

Очень полезным видом работы в обучении чтению нот с листа является ансамблевая игра. Начинать, как и всегда, желательно с посильных, лёгких заданий. Лучше поначалу читать пьесы в одной и той же тональности, с простым ритмическим рисунком. Сначала одной рукой, а потом двумя руками вместе.

В результате воспитания навыка чтения с листа, обучающийся сможет:

  1. Сыграть музыкальный текст со всеми элементами: нотная запись, ритмический рисунок, штрихи.
  2. Почувствовать фразу, её динамическое развитие и кульминацию.
  3. Выдержать указанный темп.
  4. Передать характер музыки.

Раздел 2

Эффективным способом музыкального развития обучающихся является игра в ансамбле (с педагогом). Это позволяет совместными усилиями создавать художественно-осмысленные трактовки исполняемых пьес. Игра в ансамбле развивает умение слушать друг друга, гармонический слух.  Формирует навыки ритмичной, синхронной игры. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие обучающимся и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях на инструменте.

Раздел 3.

Понятие «Подбор по слуху» подразумевает умение воспроизвести на инструменте  хорошо знакомую или услышанную и понравившуюся мелодию. Это способствует развитию музыкально-творческих способностей, знаний, умений, навыков в области подбора на слух и развивает слухо-моторные реакции. Такое умение является исключительно ценным качеством музыканта-профессионала, а также музыканта-любителя. Исполнение простейшего аккомпанемента левой рукой способствует наработке умения держать размер, темп и характер пьесы.

Поэтому развитию навыка подбора по слуху в музыкальной школе должно быть уделено достаточно внимания, чтобы за время обучения была сформирована база, необходимая для последующих занятий домашним музицированием, основу которого и составляет подбор по слуху на инструменте.

Подбор по слуху развивает мелодический, гармонический и «внутренний» слух, музыкальную память. Активно постигаются такие элементы музыкальной структуры, как метроритмические и ладо-функциональные соотношения, ярче раскрываются музыкальные способности обучающихся.

В начале обучения для подбора по слуху можно использовать хорошо знакомые обучающемуся мелодии. Желательно, чтобы он мог их спеть. Можно подбирать мелодию с голоса или рук преподавателя, с аудиозаписи, выучивая мелодию непосредственно в классе. Очень важно воспитывать у обучающихся музыкальную отзывчивость, эмоциональное восприятие характера музыки.

Самый сложный этап в обучении - первоначальный. Обучающийся подбирает мелодию одной рукой. Когда он научится свободно владеть подбором мелодической линии одной рукой, можно подключать аккомпанемент. Постепенно гармонизация усложняется, вводятся функциональные понятия тоники, субдоминанты и доминанты.

Важно обратить внимание обучающегося на принцип подбора сопровождения, (аккордов аккомпанемента) таким образом, чтобы зазвучала нужная гармоническая функция. Обучающемуся предлагаются ритмические варианты аккомпанемента, чтобы он смог выбрать наиболее подходящий для данной мелодии.

Материал для игры по слуху обычно более легкий,  так как опирается на сформированный на данный момент слуховой багаж обучающегося. На уроке важно разумно распределить время с учетом того, что обучающиеся имеют разные музыкальные данные. Поэтому и время на подбор по слуху и количество мелодий, определяется индивидуально.

Репертуар для подбора по слуху - обширный и чрезвычайно разнообразный: детские и народные песни, песни из мульт- и кинофильмов, современные песни, инструментальные пьесы, отрывки из популярных произведений. При подборе репертуара важно помнить об одной из основных задач обучения в детской школе искусств - воспитание эстетического вкуса.

Подбор по слуху тесно связан с навыком транспонирования и является отличной основой для импровизации.

Самостоятельность выпускника, его уверенное владение навыком подбора по слуху, подготовленность к самостоятельному музицированию после окончания обучения и является конечной целью формирования навыка подбора по слуху.

Раздел 4.

Транспонирование является продолжением подбора по слуху знакомых мелодий от разных звуков. Умение транспонировать - один из важных элементов в комплексном воспитании музыканта. Оно активно развивает слух, музыкальное мышление, способствует осознанному освоению изучаемого материала, позволяет свободно ориентироваться в тональностях и на клавиатуре инструмента. Транспонирование осуществляется на инструменте вне зрительного восприятия нотного текста. На основе материала, усвоенного по слуху в одной тональности, можно подобрать  ту же мелодию в другой тональности, опираясь на аппликатурную позицию правой руки или кадансы Т- S- D-T, D-T в левой руке. Транспонирование требует прочных теоретических и практических знаний тональностей и специфики клавиатур аккордеона.

Начинать развитие обучающихся в этом плане надо с первых уроков. На начальном этапе следует обратить внимание на развитие мелодии - направление восходящее или нисходящее, постепенное или скачками; на её ритмическое строение; в каком ладу написана мелодия.

Первые пробы транспонирования по слуху обучающиеся делают на коротких мотивах. Выученный мотив они поют с разных, указанных педагогом нот, затем играют сами от разных нот. Для осмысливания ладотональности педагог указывает на настроение простейших мелодий (весёлое, грустное).

На следующих этапах развития обучающихся можно транспонировать лёгкие пьесы, песни народного склада, отрывки из разучиваемых произведений.

Понимание нотной грамоты и свободное чтение с листа - две точки одного и того же процесса. С первых же шагов обучения важно приучить,  обучающихся переносить взгляд одним лишь движением глаз сверху вниз и обратно.

Раздел 5.

Навыки аккомпанемента прививаются уже на первом году обучения. Следует научить обучающихся играть сопровождение к простейшим детским песням. Это следует делать регулярно.

Особое значение в занятиях приобретает пение с аккомпанементом. В нем сочетаются задачи совершенствования навыков игры аккомпанемента и развития гармонического слуха. Для успешного владения аккомпанементом, преподаватель должен создать  обучающимся психологически комфортную атмосферу, придать уверенность в себе. Лучшее средство для этого - поощрение.

На ранних стадиях обучения песни следует подбирать так, чтобы мелодическая линия была удобной для пения.

Работу следует построить следующим образом:

  1. Сначала разучивается мелодия.
  2. Мелодия играется и поется несколько раз. Начинающим обучающимся разучить мелодию помогает преподаватель. Он играет и поет мелодию вместе с обучающимся.
  3. Дальше производится анализ мелодии, определяется её структура и тональный план.
  4. Следующий этап - работа над  интонацией с гармоническим аккомпанементом, который играет педагог.

5.  Затем наоборот аккомпанемент играет обучающийся

6.  Далее следует сыграть и спеть мелодию с аккомпанементом.

Для работы  можно брать мелодии, которые обучающиеся подбирали по слуху или транспонировали ранее. Для пения под собственное сопровождение можно использовать и детские песни, современные песни, романсы из сборников с уже готовым аккомпанементом.

Раздел 6.

Одним из определяющих моментов музыкального развития начинающих обучающихся является воспитание музыкального слуха, которое включает в себя воспитание не только музыкально-высотных представлений, необходимых для подбора мелодий, но и умение слышать звуки в их сочетании - интервалы, аккорды.

Именно творческое воспитание, т.е. воспитание собственного отношения к рождению музыки, начинается через практическое освоение кадансовых оборотов.

Начальный этап обучения игре кадансовых оборотов и последующей за этим этап обучения элементам импровизации строятся на базовых гармонических функциях: Т-S-D, которые обучающийся должен очень хорошо усвоить.

На первом же этапе важно добиться того, чтобы обучающиеся хорошо слышали функциональную окраску аккордов, ощутили остроту тяготения D в Т.

При этом необходимо внимательно следить, насколько точно обучающиеся слышат и понимают функциональные гармонические связи. 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы:

  • самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;
  • периодичность занятий - каждый день;
  • количество занятий в неделю с педагогом один раз – 1 час (40 минут) или два раза по 0,5 часа ( по 20 мин.).

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности обучающегося.

Обучающиеся должны быть физически здоровы. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий не всегда будет положительным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя.

Необходимо помочь обучающимся организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра кадансовых оборотов, пение с аккомпанементом, подбор по слуху, чтение с листа и транспонирование. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их, в случае необходимости, в дневнике обучающихся.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Кадровое обеспечение

Реализация программы «Музицирование. Аккордеон» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Материально-техническое обеспечение

Условия материально-технической базы образовательного учреждения должны соответствовать санитарным, противопожарным нормам и нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету  «Музицирование. Аккордеон» должны иметь площадь не менее 9 кв.м. Соответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Должны быть оснащены учебной мебелью: столами, стульями, стеллажами, шкафами, соответствующей возрасту обучающихся и надлежащим освещением. А также инструментами разных габаритов, пюпитрами для нот, нотной литературой, подставками для ног. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Образовательное учреждение должно обеспечить наличие инструментов разных размеров. Начиная от уменьшенных аккордеонов с  дополнительными горизонтальными ремешками для самых маленьких обучающихся, до полных аккордеонов для обучающихся постарше.

 Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

Информационное обеспечение

Для реализации программы необходимо информационно-компьютерное обеспечение, мультимедийные учебные пособия и обеспечение доступности к интернет-ресурсам.

Методическое обеспечение

Для реализации программы «Музицирование. Аккордеон» необходимо наличие рабочих программ учебных предметов, учебного плана, расписания занятий, правила внутреннего распорядка обучающихся.

Наличие библиотечного фонда, архива видео, аудио и фотоматериалов. В процессе обучения широко используется дидактический материал в виде различных наглядных пособий, помогающих освоению программных требований.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599

3. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. №2620-р.

4. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Нотная литература

Для преподавателей: 

  1. Бажилин Р. Пьесы для ансамблей аккордеонистов. М., «Издательство Владимира Катанского», 2000
  2. Бажилин Р. Самоучитель игры на аккордеоне. -  Москва 2013.
  3. Баренбойм Л., Перунова Н.  Путь к музыке -Композитор, СПб., 2012.
  4. ГеталоваО.. В музыку с радостью (4-6 лет).  - Композитор,  СПб, 2009.
  5. Дронова Н.  Музыкальный огород- Эком, 2010.
  6. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне, СПб, 2007.
  7. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне, СПб, 2004.
  8. Муравьёва Е. Аккордеон с азов.  - Композитор,  СПб, 2012 .
  9. Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне, М., 2004.
  10. Римпо О. Музыкальное путешествие Василия и его друзей - Белый город, 2011.
  11. ШплатоваО. Первая ступенька. Феникс, Ростов-на Дону,  2008 .
  12. ЮхноС. Алёнкины гости (песенки и потешки для  аккордеона и баяна), Союз художников,  СПб, 2011 .

Методическая литература:

  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию – Л.,  1978.
  2. Бажилин Р.  Самоучитель игры на аккордеоне. Аккомпанемент песен. ­ М.,2004.
  3. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 1,2, М., 2006.
  4. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне, М., 2004.
  5. Бойцова Г. Юный аккордеонист 1,2,3 ч., М., Музыка, 2012.
  6.    Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа. М., Классика-ХХ1, 2005.
  7. Вогралик Т. Метроритмический букварь. Часть 1. СПб.: Композитор, 2008.
  8. Доренский А. Пять ступеней мастерства, Р. -на-Дону,2004.
  9. Жилин В. Занимательные игры для чтения с листа. Г. Челябинск, МР1 (Music Production International) 2005.
  10. Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа. Игровой курс. М. Классика ХХ1, 2006.
  11. Кузовлев В. Дидактический принцип доступности и искусство педагога.  Вып. 2 М.,1974.
  12. Крылова Г. Азбука маленького баяниста 1,2 ч. (пособие для учителя). – М., 2010.
  13. Лёвины Е. и Е. Музыкальный зоопарк (учебно-методическое пособие).- Р. -на-Дону, 2011.
  14. Мазель В. Музыкант и его руки, СПб, 2004.
  15. Максимов В. Основы исполнительства и педагогики, СПб, 2004.
  16. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху, М,2005.
  17. Панайотов Л. Самоучитель игры на аккордеоне.- Москва. Музыка. 1978г.
  18. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне, М., 2011.
  19. Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике, М.,2014.
  20. Смирнова Т. Методические рекомендации. М., РИФ «Крипто-логос»,1992.
  21. Ушенин В. Школа ансамблевого музицирования. Часть I - Ростов на Дону «Феникс»2011
  22. Цибизова Л. Развитие навыков чтения нотного текста и транспонирования. Метод разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ М.1986.
  23. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование  Москва, 2004.
  24. Шаров О. Аккордеонно-баянное исполнительство: вопросы методики, теории и истории, СПб,2006.
  25. Шишкин Ю. и  Лёвина Е.  Аккордеон плюс (учебно-методическое пособие), Р.-на-Дону, Феникс, 2013.
  26. Шплатова О. Первая ступенька (учебно-методическое пособие) – Р.- на-Дону, 2010.

 Дополнительная литература:

  1. Аверин В. А. История исполнительства на русских народных инструментах: Курс лекций. - Красноярск: гос. Ун-т.: Красноярск: КрасГУ, 2002.
  2. Барабошкина  А. Музыкальная грамота для детей. СПб, Музыка, 2005.
  3. Бухвостов В.. Пьесы, обработки, ансамбли. М., Музыка, 2003
  4. Гречухина Р. Ансамбли для аккордеонов и баянов    СПб, Композитор, 2003
  5. Донских В. Я рисую музыку. М.,  Композитор 2006. Вместе весело играть.
  6. Жакович Е. Весёлые уроки музыки. Москва: Феникс, 2013.
  7. Жигало. От стихов к музыке. - СПб, Композитор, 2007 .
  8. Жигалко Е., Казанская Е. Музыка. Фантазия. Игра. СПб.: Композитор, 2009.
  9. Ихманицкий. История баянного и аккордеонного исполнительства, М.,2006.
  10. Иванова. Рассказы скрипичного ключа. - СПб, 2007.

11. Коган Г. «У врат мастерства».- Москва, «Классика XXI», 2004

12. Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности».- Москва, «Таланты -XXI век», 2004

13. Лёвины Е. и Е. Мои первые ноты.  - Р-на-Д ., Феникс 2011.

14. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне, СПб, 2007.

15. Лопухина И. Логопедия (Речь, ритм, движение)- СПб, Дельта, 2009.

16. Лушников В. Самоучитель игры на аккордеоне, СПб, 2014.

17. Мазель В. Музыкант и его руки, СПб, 2014.

18. Максимов В. Основы исполнительства и педагогики, СПб, 2014.

19. Маккиннон Л. Игра наизусть. - М: Музыка,1967

Для обучающихся и родителей:

1, Бойцова Г. «Юный аккордеонист» (I-I1 части) - Москва «Музыка», 2012 г.

2. Гиппенрейтер И.М. Общаться с ребенком. Как? Москва, 2008.

3. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2012.

4. Орфа К. Под редакцией Л.Баренбойма. Система детского музыкального воспитания. – Л: Музыка. 1970.

5.Цагарелли Ю. Психология музыкально-исполнительской деятельности -СПб: «Композитор», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Вводная диагностика по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Основы декоративно - прикладного творчества»

Вводная диагностика обучающихся проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель вводной диагностики - познакомиться с ребенком и определить уровень его подготовки....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальное исполнительство»

Дополнительная образовательная программа является модифицированной, составлена на основе программы студии эстрадного вокала «Запевала» г. Москвы педагога дополнительного образования Власов...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальное искусство. Инструментальное исполнительство. Специальность и ансамбль «Гармония» (фортепиано)» Возраст: 9-12 лет Срок реализации – 3 года

Актуальность программы. Реалии нашего времени таковы, что музыкальное образование приобретает массовый характер - в школу приходят дети с различными музыкальными способностями, но большим желанием овл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Основы рисования"

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного...