Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
рабочая программа
Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса, освобождению его от психологических и физических зажимов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vokalnoe_iskusstvo.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Сургутский район
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Лянторский центр дополнительного образования»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от 28.08.2016г. | Согласовано на заседании МС Протокол № 1 от 31.08.2016г. | Утверждаю Директор МБУДО "Лянторский ЦДО" ______________А.И.Кот приказ № 266 от 31.08.2016г |
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
«ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(для детей 7-15 лет, срок реализации- 1 год)
Авторы: Гордейчук Ирина Петровна, педагог дополнительного образования
Лянтор 2016 г
Паспорт программы
Название программы | «Вокальное искусство» |
Направленность программы | Художественная |
Вид программы | Общеразвивающая, модульная |
Срок реализации программы | 1 год (168 часов) 2 раза в неделю по 2 академических часа |
Кол-во часов на учебный год | 1.Модуль «Вокальная азбука»: 68 часа. (Изучение основ вокального мастерства). 2.Модуль «Вокально-исполнительская деятельность»: 100 часов (Формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности). |
Цель | Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала. |
Ожидаемые результаты освоения программы | К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями: - об истории певческой культуры; - о строении голосового аппарата, природе звука; - о гигиене голоса и культуре использования голосового аппарата ; - о развитии голосового аппарата: певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции; - о речевых играх и упражнениях; - об основах музыкальной грамоты, сольфеджио; К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и: - выполняют комплексы артикуляционных и дикционных упражнений; - выполняют дыхательную гимнастику; - выполняют комплексы упражнений для укрепления голосового аппарата; - работают над дикцией, мелодикой речи; - выучивают название нот, октав, музыкальных ключей; - учатся писать ноты и скрипичный ключ; - учатся написанию всех длительностей, показывать ритмический рисунок; - выполняют вокальные упражнения на разные виды вокальной техники. К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями: - об истории вокальных стилей; - о требованиях к певческой установке; - о дирижёрских жестах; - о вокальной гимнастике; -о подборе учебного и концертного репертуара; - б особенностях концертного исполнения; - о правилах сольного пения; - об ансамблевых разновидностях; - о средствах музыкальной выразительности; - о сценических движениях, жестах; - о психологической адаптации на сцене и концертной деятельности. К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики: - выполнять комплексы упражнений для развития певческого дыхания; - выполнять комплексы артикуляционных упражнений; - выполнять комплексы упражнений на релаксацию; - пользоваться мягкой и твёрдой атакой звукообразования; - чисто интонировать в песнях и упражнениях; - менять характер звучания в соответствии с исполнительскими задачами; - выполнять крещендо, диминуэндо; - менять силу звука в произведениях с разнохарактерным звучанием; - петь с закрытым ртом, сохраняя при этом все элементы звукообразования; - петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации; - управлять жестами и мимикой; - работать над сценическим образом; - петь эмоционально и выразительно, передавая в исполнении настроение песни. |
Образовательный продукт | Участие в концертных выступлениях и вокальных конкурсах. |
Возраст обучающихся | 7 -15 лет |
Кол-во обучающихся | 8 групп по 10-15 человек |
Пояснительная записка
Общеобразовательная программа «Вокальное искусство» составлена на основе методических пособий отечественных педагогов: А.В. Бандиной, Т.Л. Беркман,Н.Б. Гонтаренко, И.О. Исаевой, М.С. Осенневой, В.А. Самарина.
Данная программа разработана на основании законодательных и нормативно -правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.
Одной из самых массовых форм музыкального искусства является – пение. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка: воздействует на сознание, память, воображение, волю, умственные силы детей, занимает их досуг в яркой, образной форме и углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности.
Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического воспитания ребёнка. Пение следует рассматривать и как средство укрепления организма. Оно способствует формированию правильной осанки и дыхания ребёнка, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. В пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению звуков.
Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса, освобождению его от психологических и физических зажимов.
Новизна программы в том, что для обучающихся создаются условия, необходимые для профессионального становления голоса – это комплексы специальных упражнений и тренингов, таких как: упражнения для наработки навыков дыхания через нос, упражнения для укрепления горла и снятия напряжения, на развитие и фиксацию мышечных ощущений (мышечной памяти) в вокальной технике. Программа предполагает систематическое применение таких упражнений и тренингов на занятиях объединения.
Актуальность программы в том, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся соразмерно личной индивидуальности; имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Отличительная особенность программы в том, что за основу ведущих идей и принципов реализации программы взяты исследования отечественных педагогов XX века: А.В. Бандина, Т.Л. Беркман, Н.Б. Гонтаренко, И.О. Исаева (обучение пению). Эти практические методики позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть новейшими методами и приемами работы с певческим голосом.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.
Задачи:
- формирование: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью), навыков следования дирижерским указаниям;
- развитие музыкальных, вокально-творческих способностей обучающихся,
- воспитание музыкально-образного и ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку, способствовать музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Главный методологический принцип преподавания основ вокального мастерства – освоение экспресс-курса развития вокальных способностей. С помощью современных вокальных методик дети обучаются творческому мышлению, раскрытию певческого голоса, основам нотной грамоты и актёрского мастерства.
Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей необходимым профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Программа «Вокальное искусство» рассчитана на 1 год обучения. В объединении могут заниматься дети от 7 до 15 лет. Интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.
В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:
- принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип успешности;
- принцип доступности;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности;
- принцип оптимальной результативности и гарантированности.
Педагогическая целесообразность данного курса призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Большое внимание в программе уделяется здоровьесберегающим технологиям, в первую очередь, гигиене голоса, культуре использования голосового аппарата и его укреплению.
Отличительная особенность программы в том, что за основу ведущих идей и принципов реализации программы взяты исследования отечественных педагогов XX века: А.В. Бандина, Т.Л. Беркман, Н.Б. Гонтаренко, И.О. Исаева (обучение пению). Эти практические методики позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами работы с певческим голосом.
Программа состоит из двух модулей.
Первый модуль – «Азбука вокала». Образовательная задача первого модуля: способствовать освоению навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.
Второй модуль - «Вокально-исполнительская деятельность».
Образовательная задача второго модуля – совершенствование вокальных навыков, изучение и исполнение произведений, раскрытие их художественного замысла.
Срок реализации программы - один год. Программа рассчитана на детей младшей и средней возрастной категории (7 - 15 лет). Занятия проводятся в группах по 10-15 человек, согласно расписанию, 2 раза в неделю по 2 часа (168 часов). Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Формы занятий: комбинированное, творческое, занятие-репетиция, занятие – концерт; нетрадиционные: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие – викторина, видео-занятие, занятие – праздник.
Формы организации познавательной деятельности – групповая, коллективная.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия;
- концерты для родителей;
- участие в мероприятиях и праздниках учреждения;
- участие в конкурсах, фестивалях детского вокального творчества;
- проведение итоговых концертов в конце учебного года.
Уровень обученности детей отслеживается в ходе педагогического наблюдения, мониторинга при проведении занятий, репетиционной работе, концертной деятельности.
Контроль, оценка результатов обучения детей:
- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.
- «Промежуточный» - контрольные задания, показательные занятия.
- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменения поведения детей, их дел и поступков.
Механизм оценки получаемых результатов
Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, вносит в работу элементы творчества.
Средний уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно.
Низкий уровень: обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога.
Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные:
- развитие трудолюбия, самостоятельности и ответственности в деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- целостность взгляда на мир средствами вокальных произведений;
- эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и разучивания вокального репертуара;
- осознание значимости занятий вокалом для личного развития.
- Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
- осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
- осознание чувства прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды.
Компетентностные:
По окончанию курса обучения сформировано умение:
- самоопределяться (делать выбор);
- проявлять инициативу в организации праздников, концертов, и других форм вокальной деятельности;
- быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.
Обучающийся:
- проявляет интерес к творческой деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
- способен к принятию собственных творческих решений, опираясь на свои знания и умения;
- обучающийся способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Образовательные:
обучающиеся научатся:
- вокальной азбуке;
- правильному применению певческой установки;
- владению правильным певческим дыханием;
- владению комплексом артикуляционной и дикционной гимнастики;
- разговорной речи;
- вокальной гимнастике;
- чистоте интонации;
- постановке вокального голоса;
- работе над репертуарным планом;
- Сценическому искусству, основам актёрского мастерства;
Предметные:
К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:
- об истории певческой культуры;
- о строении голосового аппарата, природе звука;
- о гигиене голоса и культуре использования голосового аппарата ;
- о развитии голосового аппарата: певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции;
- о речевых играх и упражнениях;
- об основах музыкальной грамоты, сольфеджио;
К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики:
- выполняют комплексы артикуляционных и дикционных упражнений;
- выполняют дыхательную гимнастику;
- выполняют комплексы упражнений для укрепления голосового аппарата;
- работают над дикцией, мелодикой речи;
- выучивают название нот, октав, музыкальных ключей;
- учатся писать ноты и скрипичный ключ;
- учатся написанию всех длительностей, показывать ритмический рисунок;
- выполняют вокальные упражнения на разные виды вокальной техники.
К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:
- об истории вокальных стилей;
- о требованиях к певческой установке;
- о дирижёрских жестах;
- о вокальной гимнастике;
-о подборе учебного и концертного репертуара;
- б особенностях концертного исполнения;
- о правилах сольного пения;
- об ансамблевых разновидностях;
- о средствах музыкальной выразительности;
- о сценических движениях, жестах;
- о психологической адаптации на сцене и концертной деятельности.
К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики:
- выполнять комплексы упражнений для развития певческого дыхания;
- выполнять комплексы артикуляционных упражнений;
- выполнять комплексы упражнений на релаксацию;
- пользоваться мягкой и твёрдой атакой звукообразования;
- чисто интонировать в песнях и упражнениях;
- менять характер звучания в соответствии с исполнительскими задачами;
- выполнять крещендо, диминуэндо;
- менять силу звука в произведениях с разнохарактерным звучанием;
- петь с закрытым ртом, сохраняя при этом все элементы звукообразования;
- петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;
- управлять жестами и мимикой;
- работать над сценическим образом;
- петь эмоционально и выразительно, передавая в исполнении настроение песни.
Материально-техническое обеспечение
Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками объединения необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебного помещения (зала для проведения репетиционных занятий);
- стол, стулья;
- фортепиано, микрофоны, микшерский пульт;
- зеркала;
- костюмы;
- ноутбук.
Учебно-тематический план
Первый модуль – «Азбука вокала». Образовательная задача первого модуля: способствовать освоению навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.
Второй модуль - «Вокально-исполнительская деятельность».
Образовательная задача второго модуля – совершенствование вокальных навыков, изучение и исполнение произведений, раскрытие их художественного замысла.
№ темы | Содержание | Всего | Теория | Практика |
Модуль I. Азбука вокала | 68 | 25 | 43 | |
1 этап. Музыкально- теоретическая подготовка. | 14 | 8 | 6 | |
1.1 | Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях | 2 | 2 | - |
1.2 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | - | 2 |
1.3 | Сведения из истории певческой культуры. | 2 | 2 | - |
1.4 | Элементарные сведения о строении голосового аппарата. Природа звука. | 4 | 2 | 2 |
1.5 | Элементарные сведения по гигиене и культуре использования голосового аппарата. | 4 | 2 | 2 |
2 этап. Развитие голосового аппарата. | 22 | 5 | 17 | |
2.1 | Певческое дыхание. | 6 | 2 | 4 |
2.2 | Звукообразование. | 4 | 1 | 3 |
2.3 | Артикуляция, дикция. | 6 | 1 | 5 |
2.4 | Речевые игры, упражнения. | 6 | 1 | 5 |
3 этап. Основы музыкальной грамоты. Сольфеджио. | 32 | 12 | 20 | |
3.1 | Названия нот. Ключи. | 6 | 2 | 4 |
3.2 | Клавиатура и расположение нот. | 6 | 4 | 2 |
3.3 | Длительности. Музыкальный ритм. Темп. | 6 | 2 | 4 |
3.4 | Гамма. Тональности. | 6 | 2 | 4 |
3.5 | Вокальные упражнения. | 8 | 2 | 6 |
Модуль II. «Вокально-исполнительская деятельность» | 100 | 25 | 75 | |
4 этап. Теория вокально-исполнительского искусства. | 22 | 8 | 14 | |
1.1 | Общие сведения об истории вокальных стилей. | 2 | 2 | - |
1.2 | Основные требования к исполнителю. Певческая установка. | 2 | 2 | - |
1.3 | Дирижёрские жесты. | 8 | 2 | 6 |
1.4 | Вокальная гимнастика. | 10 | 2 | 8 |
5 этап. Работа над репертуаром. | 44 | 10 | 34 | |
2.1 | Пение учебного репертуара. | 10 | 2 | 8 |
2.2 | Пение концертного репертуара. | 10 | 2 | 8 |
2.3 | Сольное исполнение. | 10 | 2 | 8 |
2.4 | Ансамбль. | 10 | 2 | 8 |
2.5 | Средства музыкальной выразительности. | 4 | 2 | 2 |
6 этап. Сценическое искусство. | 34 | 7 | 27 | |
3.1 | Сценические движения. Жесты. | 6 | 2 | 4 |
3.2 | Репетиции. | 10 | 2 | 8 |
3.3 | Подготовка к выступлениям. Внешний облик певца. Психологическая адаптация на сцене. | 10 | 2 | 8 |
3.4 | Концертная деятельность | 8 | 1 | 7 |
ИТОГО: | 168 | 50 | 118 |
Главный результат освоения 1 модуля – освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.
Главный результат освоения 2 модуля - это концертные программы, которые проходят на публике. Главный показатель - это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив
Содержание программы
Модуль I. Азбука вокала.
1 этап. Музыкально- теоретическая подготовка.
Тема 1.1 Вводное занятие
Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.
Тема 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными детей, изучение способности к пению. Прослушивание и составление уровня развития музыкальных способностей начинающих вокалистов (первичная диагностика).
Тема 1.3. История создания вокального искусства. Характерные черты русской вокальной школы.
Теория: История создания вокального искусства. Характерные черты русской вокальной школы.
Практика: Знакомство с хрестоматией И.К. Назаренко “Искусство пения”. Материалы по истории, теории и практике художественного пения.
Тема 1.4. Элементарные сведения о строении голосового аппарата.
Теория: Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Природа звука.
Практика: Выполнение упражнений на формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Комплекс упражнений для работы голосового аппарата.
Тема 1.5. Элементарные сведения по гигиене и культуре использования голосового аппарата.
Теория: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; продукты вокалиста, несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар.
Практика: Дозировки тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
Составление памятки по гигиене голоса.
2 этап. Развитие голосового аппарата.
Тема 2.1. Певческое дыхание
Теория: Основные типы певческого дыхания: ключичный, брюшной или диафрагматический, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Фазы певческого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания.
Практика: Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой, А.Н. Стрельниковой
Тема 2.2. Звукообразование.
Теория: Атака звука (мягкая, твёрдая и придыхательная).
Практика: Поиск правильного звукообразования при распевании.
Тема 2.3. Артикуляция. Дикция
Теория: Понятие об артикуляции и дикции. Артикуляционный аппарат; вокальная маска. Артикуляция гласных. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.
Практика: Артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В.Емельянова).
Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова).
Дикционная гимнастика.
Тема 2.4. Речевые игры и упражнения.
Теория: Чувство метра, ритма, формы и координации движений.
Практика: Исполнение упражнений с использованием мимики, жестов. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа
В. Емельянова).
3 этап. Основы музыкальной грамоты. Сольфеджио.
Тема 3.1. Название нот. Ключи.
Теория: Музыка и ее графическая запись. Нота. Скрипичный и басовый ключ. Расположение нот в скрипичном ключе, правописание нот, ноты звукоряда.
Практика: Название и запись нот первой октавы. Учить отмечать движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии. Изучение скрипичного и басового ключей.
Тема 3.2. Клавиатура и расположение нот.
Теория: Расположение нот в скрипичном ключе, ноты звукоряда.
Практика: Правописание нот.
Тема 3.3. Длительности. Музыкальный ритм. Темп.
Теория: Название и написание всех длительностей. Музыкальный ритм. Темп в музыке.
Практика: Учить определять длительности по внешнему виду, определять ритмический рисунок, различать медленные, умеренные и быстрые темпы.
Тема 3.4. Гамма. Тональности.
Теория: Знакомство с музыкальными ладами - мажор и минор, с гаммой.
Практика: Учить различать музыкальные произведения по характерам лада и тональностями.
Тема 3.5. Вокальные упражнения.
Теория: Упражнения для развития музыкального слуха и ритма.
Практика: Выполнение упражнений в разных вариантах, пение нотных примеров.
Методическое и дидактическое обеспечение 1 модуля программы
Методическое и дидактическое обеспечение второго раздела: Таблицы: «Строение голосового аппарата», «Устройство дыхательной системы». Таблица «Структура дирижёрского жеста». Иллюстрации «Певческая установка». Схемы: «Колебания источника звука», «Работа диафрагмы». Дидактический материал: «Артикуляционные упражнения», «Дыхательные упражнения», «Упражнения, гаммы, попевки, потешки на приведение исполнительского аппарата в рабочее состояние».
Модуль II. Вокально-исполнительская деятельность.
4 этап. Теория вокально-исполнительского искусства.
Тема 1.1. Общие сведения об истории вокальных стилей.
Теория: Музыкальные жанры и вокальные стили.
Практика: Прослушивание вокальных примеров разных жанров и стилей.
Тема 1.2. Основные требования к исполнителю. Певческая установка.
Теория: «Певческая установка», правила и требования к певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.
Практика: Пение в положении «стоя» и «сидя». «Стоя» - корпус опирается на обе ноги, руки свободно опущены, грудь развёрнута, голова держится прямо. «Сидя» - не следует класть ногу на ногу.
Тема 1.3. Дирижерские жесты
Теория: Структура дирижёрского жеста: ауфтакт, падение, взятие, отражение.
Практика: Освоение детьми дирижёрских жестов. Тренинг «Замени педагога».
Тема 1.4. Вокальная гимнастика.
Теория: Знакомство с построением вокальной гимнастики.
Практика: Выполнение регулярной вокальной разминки: беззвучные упражнения, расслабление и активизация артикуляционного аппарата, вибрации, резонаторы, распевки.
5 этап. Работа над репертуаром.
Тема 2.1. Пение учебного репертуара.
Теория: Принципы подбора учебного репертуара.
Практика: Пение попевок, канонов, вокализов. Вокально- певческие упражнения.
Тема 2.2. Пение концертного репертуара.
Теория: Вокальный репертуар для обучаюшихся младшего и среднего возраста.
Практика: Пение произведений репертуарного плана.
Тема 2.3. Сольное пение.
Теория: Правила сольного пения. Виды тембров голоса и их разновидности. Вокальные регистры.
Практика: Работа над сольным вокальным репертуаром.
Тема 2.4. Ансамбль.
Теория: Особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля.
Практика: Установление унисона, интервалы в унисонном пении, многоголосное пение.
Тема 2.5. Средства музыкальной выразительности.
Теория: Мелодия, темп, ритм, размер, лад тембр, регистр.
Практика: Прослушивание музыки, определение основных средств музыкальной выразительности, с помощью которых передаётся то или иное настроение, создаётся музыкальный образ.
6 этап. Сценическое искусство.
Тема 3.1. Сценические движения, Жесты.
Теория: Движения на сцене. Правила жестикуляции.
Практика: Освоение сценических движений с эстетической выразительностью.
Тема 3.2. Репетиции.
Теория: Репетиции, вокальное оборудование.
Практика: Пение перед воображаемой аудиторией. Ролевая подготовка. Генеральные прогоны.
Тема 3.3. Подготовка к выступлениям. Внешний облик певца. Психологическая
адаптация на сцене.
Теория: Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практика: Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Исполнение музыкальных произведений с элементами ритмической гимнастики. Работа над возможными вариантами движений сценического образа. Мимический тренинг (по методике И.О. Исаевой).
Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Тема 3.4. Концертная деятельность.
Теория: Особенности концертного исполнения.
Практика: Выступление обучающихся в мероприятиях МБУДО «Лянторский ЦДО», в концертной деятельности, участие в детских вокальных конкурсах.
Методическое и дидактическое обеспечение 1 модуля программы
Методическое и дидактическое обеспечение четвёртого раздела: Таблицы и слайды: «Строение голосового аппарата», «Устройство дыхательной системы», «Гигиена голоса». Репродукции и фото материалы о жизни и творчестве великих композиторов. Произведения репертуарного плана. Фонограммы. Записи выступлений детских хоровых коллективов и профессиональных исполнителей народной песни. Комплексы упражнений и раздаточный материал для формирования певческого голоса. Произведения репертуарного плана. Фонограммы. Записи детских хоров. Нотная хрестоматия. Нотный стан Таблицы: «Нотное обозначение длительности звуков», «Клавиатура и расположение нот на ней». Дидактический материал «Упражнения, гаммы, попевки, потешки на приведение исполнительского аппарата в рабочее состояние», «Упражнения на форшлаги, на выравнивание гласных».
Список литературы
- Л.Б.Дмитриев “Основы вокальной методики”. Из-во “Музыка”, М.1968
- М.С. Осеннева, В.А. Самарин «Хоровой класс и практическая работа с хором». Из-во «Академия», М. 2003.
- И.О. Исаева «Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей». Из-во «Астрель», М.2006
- Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». Из-во «Феникс», Ростов.2006
- И.К. Назаренко «Искусство пения» Из-во «Музыка», М. 1968
Электронные пособия:
- Электронный учебник «Вокальный букварь» (составитель Пекерская Е.М.) http://
- modernlib.ru.doc.zip -
2. Нескучное сольфеджио для детей. Video. Yandex. Ru
3. Уроки вокала. Нина Серебряная. Обучающее онлайн видео.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»
Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...
Художественная одаренность, ее выявление и развитие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности
Обобщение опыта работы...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.
Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной речи детей дошкольного возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)
Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»
Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»...
Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»
- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;- формировать ...