Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
рабочая программа

Гордейчук Ирина Петровна

Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса, освобождению его от психологических и физических зажимов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnoe_iskusstvo.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Сургутский район

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Лянторский центр дополнительного образования»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № 1

от 28.08.2016г.

Согласовано

на заседании МС

Протокол № 1

от 31.08.2016г.

Утверждаю

Директор МБУДО

"Лянторский ЦДО"

______________А.И.Кот

приказ № 266  

от 31.08.2016г

Дополнительная общеобразовательная программа

художественной направленности

«ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(для детей 7-15 лет, срок реализации- 1 год)

Авторы: Гордейчук Ирина Петровна, педагог дополнительного образования

Лянтор 2016 г

Паспорт программы

Название программы

«Вокальное искусство»

Направленность программы

Художественная

Вид программы

Общеразвивающая, модульная

Срок реализации программы

1 год (168 часов)

2 раза в неделю по 2 академических часа

Кол-во часов на учебный год

1.Модуль «Вокальная азбука»: 68 часа. (Изучение основ вокального мастерства).

2.Модуль «Вокально-исполнительская деятельность»: 100 часов (Формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности).

Цель

Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:

- об истории певческой культуры;

- о строении голосового аппарата, природе звука;

- о гигиене голоса и культуре использования голосового аппарата ;

- о развитии голосового аппарата: певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции;

- о речевых играх и упражнениях;

- об основах музыкальной грамоты, сольфеджио;

К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:

- выполняют комплексы артикуляционных и дикционных упражнений;

- выполняют дыхательную гимнастику;

- выполняют комплексы упражнений для укрепления голосового аппарата;

- работают над дикцией, мелодикой речи;

- выучивают название нот, октав, музыкальных ключей;

-  учатся писать ноты и скрипичный ключ;

-  учатся написанию всех длительностей, показывать ритмический рисунок;

-  выполняют вокальные упражнения на разные виды вокальной техники.

К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

- об истории вокальных стилей;

- о требованиях к певческой установке;

- о дирижёрских жестах;

- о вокальной гимнастике;

-о подборе учебного и концертного репертуара;

- б особенностях концертного исполнения;

- о правилах сольного пения;

- об ансамблевых разновидностях;

- о средствах музыкальной выразительности;

- о сценических движениях, жестах;

- о психологической адаптации на сцене и концертной деятельности.

К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики:

- выполнять комплексы упражнений для развития певческого дыхания;

- выполнять комплексы артикуляционных упражнений;

- выполнять комплексы упражнений на релаксацию;

- пользоваться мягкой и твёрдой атакой звукообразования;

- чисто интонировать в песнях и упражнениях;

- менять характер звучания в соответствии с исполнительскими задачами;

- выполнять крещендо, диминуэндо;

- менять силу звука в произведениях с разнохарактерным звучанием;

- петь с закрытым ртом, сохраняя при этом все элементы звукообразования;

- петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;

- управлять жестами и мимикой;

- работать над сценическим образом;

- петь эмоционально и выразительно, передавая в исполнении настроение песни.                                                                   

Образовательный продукт

 Участие в концертных выступлениях и вокальных конкурсах.

Возраст обучающихся

7 -15 лет

Кол-во обучающихся

8 групп по 10-15 человек

Пояснительная записка

Общеобразовательная программа «Вокальное искусство» составлена на основе методических пособий отечественных педагогов: А.В. Бандиной, Т.Л. Беркман,Н.Б. Гонтаренко, И.О. Исаевой, М.С. Осенневой, В.А. Самарина.

Данная        программа        разработана        на        основании        законодательных        и нормативно -правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.). Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.

Одной из самых массовых форм музыкального искусства является – пение. Оно оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка: воздействует на сознание, память, воображение, волю, умственные силы детей, занимает их досуг в яркой, образной форме и углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности.

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического воспитания ребёнка. Пение следует рассматривать и как средство укрепления организма. Оно способствует формированию правильной осанки и дыхания ребёнка, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат. В пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению звуков.

Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки по раскрытию голоса, освобождению его от психологических и физических зажимов.

Новизна программы в том, что для обучающихся создаются условия, необходимые для профессионального становления голоса – это комплексы специальных упражнений и тренингов, таких как: упражнения для наработки навыков дыхания через нос, упражнения для укрепления горла и снятия напряжения, на развитие и фиксацию мышечных ощущений (мышечной памяти) в вокальной технике. Программа предполагает систематическое применение таких упражнений и тренингов на занятиях объединения.

 Актуальность программы в том, что она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся соразмерно личной индивидуальности; имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.

Отличительная особенность программы в том, что за основу ведущих идей и принципов реализации программы взяты исследования отечественных педагогов XX века: А.В. Бандина, Т.Л. Беркман, Н.Б. Гонтаренко, И.О. Исаева (обучение пению). Эти практические методики позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть новейшими методами и приемами работы с певческим голосом.

Цель и задачи программы

Цель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.

Задачи:

- формирование: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полётностью), навыков следования дирижерским указаниям;

- развитие музыкальных, вокально-творческих способностей обучающихся,

- воспитание музыкально-образного и ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать, чувствовать и понимать музыку, способствовать музыкально-эстетическому воспитанию детей.

Главный методологический принцип преподавания основ вокального мастерства – освоение экспресс-курса развития вокальных способностей. С помощью современных вокальных методик дети обучаются творческому мышлению, раскрытию певческого голоса, основам нотной грамоты и актёрского мастерства.

Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей необходимым профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

Программа «Вокальное искусство» рассчитана на 1 год обучения. В объединении могут заниматься дети от 7 до 15 лет. Интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей. Старшие, более опытные учащиеся привлекаются к занятиям с младшими в качестве партнеров и педагогов.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы: 

- принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип успешности;

- принцип доступности;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности;

- принцип оптимальной результативности и гарантированности.

Педагогическая целесообразность данного курса призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Большое внимание в программе уделяется здоровьесберегающим технологиям, в первую очередь, гигиене голоса, культуре использования голосового аппарата и его укреплению.

         Отличительная особенность программы в том, что за основу ведущих идей и принципов реализации программы взяты исследования отечественных педагогов XX века: А.В. Бандина, Т.Л. Беркман, Н.Б. Гонтаренко, И.О. Исаева (обучение пению). Эти практические методики позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами работы с певческим голосом.

Программа состоит из двух модулей.

Первый модуль – «Азбука вокала». Образовательная задача первого модуля: способствовать освоению навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.

Второй модуль - «Вокально-исполнительская деятельность».

Образовательная задача второго модуля – совершенствование вокальных навыков, изучение и исполнение произведений, раскрытие их художественного замысла.

Срок реализации программы - один год. Программа рассчитана на детей младшей и средней возрастной категории (7 - 15 лет). Занятия проводятся в группах по 10-15 человек, согласно расписанию, 2 раза в неделю по 2 часа (168 часов). Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Формы занятий: комбинированное, творческое, занятие-репетиция, занятие – концерт; нетрадиционные: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие – викторина, видео-занятие, занятие – праздник.

Формы организации познавательной деятельности – групповая, коллективная.

Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстрированный, частично-поисковый, репродуктивный.

Основные формы подведения итогов  реализации программы:

- открытые занятия;

- концерты для родителей;

- участие в мероприятиях и праздниках учреждения;

- участие в конкурсах, фестивалях детского вокального творчества;

- проведение итоговых концертов в конце учебного года. 

Уровень обученности детей отслеживается в ходе педагогического наблюдения, мониторинга при проведении занятий, репетиционной работе, концертной деятельности.

Контроль, оценка результатов обучения детей:

- «Предварительный контроль» - перед началом учебного года, а также перед изучением новой темы.

- «Промежуточный» - контрольные задания, показательные занятия.

- «Итоговый» - по окончании изучения каждого модуля  и в конце учебного года. В процессе итогового контроля проводится анализ изменения поведения детей, их дел и поступков.

                           

 Механизм оценки получаемых результатов

Высокий уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно, вносит в работу элементы творчества.

Средний уровень: обучающийся выполняет задание самостоятельно.

Низкий уровень: обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога.

Планируемые результаты

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные:

  • развитие трудолюбия, самостоятельности и ответственности  в деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • целостность взгляда на мир средствами вокальных произведений;
  •  эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и разучивания вокального репертуара;
  • осознание значимости занятий вокалом для личного развития.
  • Положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • осознание чувства прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды.

Компетентностные:

По окончанию курса обучения сформировано умение:

- самоопределяться (делать выбор);

- проявлять инициативу в организации праздников, концертов,  и других форм вокальной деятельности; 

- быть неравнодушным по отношению к людям, миру искусства и природы.

Обучающийся:

- проявляет интерес к творческой деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;

- способен к принятию собственных творческих решений, опираясь на свои знания и умения;

- обучающийся способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Образовательные:

обучающиеся научатся:

  • вокальной азбуке;
  • правильному применению певческой установки;
  • владению правильным певческим дыханием;
  • владению комплексом артикуляционной и дикционной гимнастики;
  • разговорной речи;
  • вокальной гимнастике;
  •  чистоте интонации;
  • постановке вокального голоса;
  • работе над репертуарным планом;
  • Сценическому искусству, основам актёрского мастерства;

Предметные:

К концу освоения первого модуля дети овладевают знаниями:

- об истории певческой культуры;

- о строении голосового аппарата, природе звука;

- о гигиене голоса и культуре использования голосового аппарата ;

- о развитии голосового аппарата: певческом дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции;

- о речевых играх и упражнениях;

- об основах музыкальной грамоты, сольфеджио;

К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики:

- выполняют комплексы артикуляционных и дикционных упражнений;

- выполняют дыхательную гимнастику;

- выполняют комплексы упражнений для укрепления голосового аппарата;

- работают над дикцией, мелодикой речи;

- выучивают название нот, октав, музыкальных ключей;

-  учатся писать ноты и скрипичный ключ;

-  учатся написанию всех длительностей, показывать ритмический рисунок;

-  выполняют вокальные упражнения на разные виды вокальной техники.

К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

- об истории вокальных стилей;

- о требованиях к певческой установке;

- о дирижёрских жестах;

- о вокальной гимнастике;

-о подборе учебного и концертного репертуара;

- б особенностях концертного исполнения;

- о правилах сольного пения;

- об ансамблевых разновидностях;

- о средствах музыкальной выразительности;

- о сценических движениях, жестах;

- о психологической адаптации на сцене и концертной деятельности.

К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики:

- выполнять комплексы упражнений для развития певческого дыхания;

- выполнять комплексы артикуляционных упражнений;

- выполнять комплексы упражнений на релаксацию;

- пользоваться мягкой и твёрдой атакой звукообразования;

- чисто интонировать в песнях и упражнениях;

- менять характер звучания в соответствии с исполнительскими задачами;

- выполнять крещендо, диминуэндо;

- менять силу звука в произведениях с разнохарактерным звучанием;

- петь с закрытым ртом, сохраняя при этом все элементы звукообразования;

- петь мелодии без поддержки инструмента, сохраняя чистоту интонации;

- управлять жестами и мимикой;

- работать над сценическим образом;

- петь эмоционально и выразительно, передавая в исполнении настроение песни.

Материально-техническое обеспечение

Для организации и осуществления воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками объединения необходим ряд компонентов, обеспечивающих его эффективность:
- наличие учебного помещения (зала для проведения репетиционных занятий);
- стол, стулья;
- фортепиано, микрофоны, микшерский пульт;
- зеркала;
- костюмы;
- ноутбук.

Учебно-тематический план

Первый модуль – «Азбука вокала». Образовательная задача первого модуля: способствовать освоению навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.

Второй модуль - «Вокально-исполнительская деятельность».

Образовательная задача второго модуля – совершенствование вокальных навыков, изучение и исполнение произведений, раскрытие их художественного замысла.

№ темы

Содержание

Всего

Теория

Практика

Модуль I. Азбука вокала

68

25

43

1 этап. Музыкально- теоретическая подготовка.

14

8

6

1.1

Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. ОТ и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях

2

2

-

1.2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

2

-

2

1.3

 Сведения из истории певческой культуры.

2

2

-

1.4

Элементарные сведения о строении голосового

аппарата. Природа звука.

4

2

2

1.5

Элементарные сведения по гигиене и культуре использования голосового аппарата.

4

2

2

2 этап. Развитие голосового аппарата.

22

5

17

2.1

 Певческое дыхание.

6

2

4

2.2

Звукообразование.

4

1

3

2.3

Артикуляция, дикция.

6

1

5

2.4

Речевые игры, упражнения.

6

1

5

3 этап. Основы музыкальной грамоты. Сольфеджио.

32

12

20

3.1

Названия нот. Ключи.

6

2

4

3.2

Клавиатура и расположение нот.

6

4

2

3.3

Длительности. Музыкальный ритм. Темп.

6

2

4

3.4

Гамма. Тональности.

6

2

4

3.5

Вокальные упражнения.

8

2

6

Модуль II. «Вокально-исполнительская деятельность»

100

25

75

4 этап. Теория вокально-исполнительского искусства.

22

8

14

1.1

Общие сведения об истории вокальных стилей.

2

2

-

1.2

Основные требования к исполнителю. Певческая установка.

2

2

-

1.3

 Дирижёрские жесты.

8

2

6

1.4

Вокальная гимнастика.

10

2

8

5 этап. Работа над репертуаром.

44

10

34

2.1

Пение учебного репертуара.

10

2

8

2.2

Пение концертного репертуара.

10

2

8

2.3

Сольное исполнение.

10

2

8

2.4

Ансамбль.

10

2

8

2.5

Средства музыкальной выразительности.

4

2

2

6 этап. Сценическое искусство.

34

7

27

3.1

Сценические движения. Жесты.

6

2

4

3.2

Репетиции.

10

2

8

3.3

Подготовка к выступлениям.

Внешний облик певца.

Психологическая адаптация на сцене.

10

2

8

3.4

Концертная деятельность

8

1

7

ИТОГО:

168

50

118

Главный результат освоения 1 модуля – освоение навыков певческого голосообразования и голосоведения обучающихся.

Главный результат освоения 2 модуля - это концертные программы, которые проходят на публике. Главный показатель - это личностный рост каждого отдельного члена группы, что выявляется благодаря наблюдениям педагогов, работающих с детьми, а также превращение группы в единый коллектив

Содержание программы

Модуль I. Азбука вокала.

1 этап. Музыкально- теоретическая подготовка.

Тема 1.1 Вводное занятие

Теория: Знакомство с обучающимися. От и ТБ. Санитарно-гигиенические требования на занятиях.

Тема 1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов.

Практика: Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными детей, изучение способности к пению. Прослушивание и составление уровня развития музыкальных способностей начинающих вокалистов (первичная диагностика).

Тема 1.3. История создания вокального искусства. Характерные черты русской вокальной школы.

Теория: История создания вокального искусства. Характерные черты русской вокальной школы.

Практика: Знакомство с хрестоматией И.К. Назаренко “Искусство пения”.  Материалы по истории, теории и практике художественного пения.

Тема 1.4. Элементарные сведения о строении голосового аппарата.

Теория: Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Природа звука.

Практика: Выполнение упражнений на формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Комплекс упражнений для работы голосового аппарата.

Тема 1.5. Элементарные сведения по гигиене и культуре использования голосового аппарата.

Теория: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; продукты вокалиста, несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар.

Практика: Дозировки тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;

Составление памятки по гигиене голоса.

2 этап. Развитие голосового аппарата.

Тема 2.1. Певческое дыхание

Теория: Основные типы певческого дыхания: ключичный, брюшной или диафрагматический, грудной, смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Фазы певческого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания.

Практика: Специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Дыхательные упражнения по методике И.О.Исаевой, А.Н. Стрельниковой

Тема 2.2. Звукообразование.

Теория: Атака звука (мягкая, твёрдая и придыхательная).

Практика: Поиск правильного звукообразования при распевании.

Тема 2.3.  Артикуляция. Дикция

Теория: Понятие об артикуляции и дикции. Артикуляционный аппарат; вокальная маска. Артикуляция гласных. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания.

 Практика: Артикуляционная гимнастика  (методика и алгоритмы В.Емельянова).

Упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В.Емельянова).

Дикционная гимнастика.

Тема 2.4. Речевые игры и упражнения.

Теория: Чувство метра, ритма, формы и координации движений.

Практика: Исполнение упражнений с использованием мимики, жестов. Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса (программа

 В. Емельянова).

3 этап. Основы музыкальной грамоты. Сольфеджио.

Тема 3.1. Название нот. Ключи.

Теория: Музыка и ее графическая запись. Нота. Скрипичный и басовый ключ. Расположение нот в скрипичном ключе, правописание нот, ноты звукоряда.

Практика: Название и запись нот первой октавы. Учить отмечать движением руки разную высоту звуков, ход знакомой мелодии. Изучение скрипичного и басового ключей.

 

Тема 3.2. Клавиатура и расположение нот.

Теория:     Расположение нот в скрипичном ключе, ноты звукоряда.

Практика: Правописание нот.

Тема 3.3. Длительности. Музыкальный ритм. Темп.

Теория: Название и написание всех длительностей. Музыкальный ритм. Темп в музыке.

Практика: Учить определять длительности по внешнему виду, определять ритмический рисунок, различать медленные, умеренные и быстрые темпы.

Тема 3.4. Гамма. Тональности.

Теория: Знакомство с музыкальными ладами - мажор и минор, с гаммой.

Практика: Учить различать музыкальные произведения по характерам лада и тональностями.

Тема 3.5. Вокальные упражнения.

Теория: Упражнения для развития музыкального слуха и ритма.

Практика: Выполнение упражнений в разных вариантах, пение нотных примеров.

Методическое и дидактическое обеспечение 1 модуля программы

Методическое и дидактическое обеспечение второго раздела: Таблицы: «Строение голосового аппарата», «Устройство дыхательной системы». Таблица «Структура дирижёрского жеста». Иллюстрации «Певческая установка». Схемы: «Колебания источника звука», «Работа диафрагмы». Дидактический материал: «Артикуляционные упражнения», «Дыхательные упражнения», «Упражнения, гаммы, попевки, потешки на приведение исполнительского аппарата в рабочее состояние».

Модуль II. Вокально-исполнительская деятельность.

4 этап. Теория вокально-исполнительского искусства.

Тема 1.1. Общие сведения об истории вокальных стилей.

Теория: Музыкальные жанры и вокальные стили.

Практика: Прослушивание вокальных примеров разных жанров и стилей.

Тема 1.2.  Основные требования к исполнителю. Певческая установка.

Теория: «Певческая установка», правила и требования к певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. 

Практика: Пение в положении «стоя» и «сидя». «Стоя» - корпус опирается на обе ноги, руки свободно опущены, грудь развёрнута, голова держится прямо. «Сидя» - не следует класть ногу на ногу.

     

Тема 1.3. Дирижерские жесты

Теория: Структура дирижёрского жеста: ауфтакт, падение, взятие, отражение.

Практика: Освоение детьми дирижёрских жестов. Тренинг «Замени педагога».

Тема 1.4. Вокальная гимнастика.

Теория: Знакомство с построением вокальной гимнастики.

Практика: Выполнение регулярной вокальной разминки: беззвучные упражнения, расслабление и активизация артикуляционного аппарата, вибрации, резонаторы, распевки.

5 этап. Работа над репертуаром.

Тема 2.1. Пение учебного репертуара.

Теория: Принципы подбора учебного репертуара.

Практика: Пение попевок, канонов, вокализов. Вокально- певческие упражнения.

Тема 2.2. Пение концертного репертуара. 

Теория: Вокальный репертуар для обучаюшихся младшего и среднего возраста.

Практика: Пение произведений репертуарного плана.

Тема 2.3. Сольное пение.

Теория: Правила сольного пения. Виды тембров голоса и их разновидности. Вокальные регистры.

Практика: Работа над сольным вокальным репертуаром.

Тема 2.4. Ансамбль.

Теория: Особенности исполнения вокалистов в составе ансамбля. 

Практика: Установление унисона, интервалы в унисонном пении, многоголосное пение.

Тема 2.5. Средства музыкальной выразительности.

Теория: Мелодия, темп, ритм, размер, лад тембр, регистр.

Практика: Прослушивание музыки, определение основных средств музыкальной выразительности, с помощью которых передаётся то или иное настроение, создаётся музыкальный образ.

6 этап. Сценическое искусство.

Тема 3.1. Сценические движения, Жесты.

Теория: Движения на сцене. Правила жестикуляции.

Практика: Освоение сценических движений с эстетической выразительностью.

Тема 3.2. Репетиции.

Теория: Репетиции, вокальное оборудование.

Практика: Пение перед воображаемой аудиторией. Ролевая подготовка. Генеральные прогоны.

Тема 3.3. Подготовка к выступлениям. Внешний облик певца. Психологическая

адаптация на сцене.

Теория: Работа вокалиста перед выходом на сцену. Место и роль подготовки к выходу на сцену. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ.   Пластичность и статичность вокалиста.

Практика: Просмотр и анализ выступлений вокалистов. Исполнение музыкальных произведений с элементами ритмической гимнастики. Работа над возможными вариантами движений сценического образа. Мимический тренинг (по методике И.О. Исаевой).

Создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.

Тема 3.4. Концертная деятельность.

Теория: Особенности концертного исполнения.

Практика: Выступление обучающихся в мероприятиях МБУДО «Лянторский ЦДО», в концертной деятельности, участие в детских вокальных конкурсах.

Методическое и дидактическое обеспечение 1 модуля программы

Методическое и дидактическое обеспечение четвёртого раздела: Таблицы и слайды: «Строение голосового аппарата», «Устройство дыхательной системы», «Гигиена голоса». Репродукции и фото материалы о жизни и творчестве великих композиторов. Произведения репертуарного плана. Фонограммы. Записи выступлений детских хоровых коллективов и профессиональных исполнителей народной песни. Комплексы упражнений и раздаточный материал для формирования певческого голоса. Произведения репертуарного плана. Фонограммы. Записи детских хоров. Нотная хрестоматия. Нотный стан Таблицы: «Нотное обозначение длительности звуков», «Клавиатура и расположение нот на ней». Дидактический материал «Упражнения, гаммы, попевки, потешки на приведение исполнительского аппарата в рабочее состояние», «Упражнения на форшлаги, на выравнивание гласных».

Список литературы

  1. Л.Б.Дмитриев “Основы вокальной методики”. Из-во “Музыка”, М.1968
  2. М.С. Осеннева, В.А. Самарин «Хоровой класс и практическая работа с хором». Из-во «Академия», М. 2003.
  3. И.О. Исаева «Эстрадное пение. Экспресс- курс развития вокальных способностей». Из-во «Астрель», М.2006
  4. Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты вокального мастерства». Из-во «Феникс»,    Ростов.2006
  5. И.К. Назаренко «Искусство пения» Из-во «Музыка», М. 1968

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник «Вокальный букварь» (составитель Пекерская Е.М.) http://

           - modernlib.ru.doc.zip -

      2. Нескучное сольфеджио для детей. Video. Yandex. Ru

      3. Уроки вокала. Нина Серебряная. Обучающее онлайн видео.

                                                                               

             

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности          Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»

Мониторингрезультатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе художественной   направленности «Вокально-инструментальный ансамбль»...

Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»

- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;- формировать ...