Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.
рабочая программа

Захарова Надежда Анатольевна

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.

Цель программы:

Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orator_zaharova_programma.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 44 комбинированного вида"

Рассмотрена на

педагогическом            Утверждена

совете                                                                                                                                                                                              Приказ №_51   от «30 »__08___2019г.

МБДОУ "Детский сад № 44

 комбинированного

вида"                                                                                

Протокол № _1__ от "30__08_2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

 «Маленький оратор. Мастерская искусства речи»  с элементами театральной культуры.

                                                Срок реализации образовательной программы -2 года

                                                       Составитель:

                                                        учитель - логопед                                                      

                                                   Захарова Надежда Анатольевна

                     

Гатчина

2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности

 «Маленький оратор. Мастерская искусства речи»  с элементами театральной культуры.

1.Пояснительная записка.

Данная программа составлена в соответствии с:

• Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г.

• Конвенцией о правах ребенка;

• Конституцией РФ;

• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности от 30 августа 2013 г. N 1014;

• Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13;

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.

Цель программы:

Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста.

Задачи программы :

— способствовать развитию речи детей;

— воспитывать у детей отношение к слову как эффективному средству общения; учить дошкольников пользоваться этим средством успешно и уместно;

— развивать мыслительные способности детей, воображение, фантазию;

— развивать умение слышать собеседника;

— учить вести беседу, отстаивать свою точку зрения, подбирая для этого достойную аргументацию;

— учить правилам речевого этикета и способствовать тому, чтобы эти правила стали нормой жизни детей;

— выработать у детей четкую дикцию, заложить основы правильного речевого дыхания, формируя у детей отношение к четкой и ясной речи как к обязательной составляющей успешного общения;

— развивать актерские способности детей, работая над выразительностью их речи, пластики, мимики.

Актуальность.

По статическим данным в нашей стране показатели речевого развития детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего. Однозначного ответа на вопрос «Почему ребенок плохо говорит?» нет. Причины этого явления можно найти и с каждым годом ухудшающейся экологической обстановке, а также в том, что многие мамы часто бывают не готовы к появлению ребенка и не знают или не хотят знать, как заниматься с ребенком. Кроме того, на нарушение речевого развития оказывают влияние многочисленные осложнения беременности.

Но самая главная причина того, что ребенок плохо говорит, заключается в том, что взрослые (родители, педагоги), обучающие ребенка, мало уделяют внимания развитию речи.

Поэтому в детском саду необходимо использовать как можно больше методов  и приемов для решения данной   проблемы.

Одна из интереснейших форм занятий логопеда с дошкольниками в этом направлении – кружковая работа. Занятия в кружке развивают связную речь, пополняют словарный запас ребенка, развивают грамматический строй речи, автоматизируют поставленные звуки, индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

С учетом сказанного выше была разработана программа кружка  «Маленький оратор. Мастерская искусства речи», с элементами театральной культуры».

Программа рассчитана на обучения детей 5–7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение по образовательной программе 5 лет.

Срок реализации образовательной программы – 2 года.

2.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема.

Количество часов

1 год

2 год

Диагностика

1

1

Техника речи.

6

4

Общение

2

1

Речевой этикет

3

3

Основы  театральной культуры.

6

9

Всего:

18

18

Содержание программы см. Приложение 1.

3.Организационно - педагогические условия реализации образовательной программы.

Формы  обучения- очная.

Формы организации образовательной деятельности обучающихся – групповая.

Форма занятий - учебное занятие, игра, театральная постановка.

Наполняемость объединения – 6 детей.

Продолжительности одного занятия – 25-30 минут

Объем нагрузки в неделю – 1 раз.

Средства обучения:

Перечень оборудования (инструменты, материалы и приспособления).

Наименование оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)

Количество

Массажные мячики разного размера.

20 штук.

Влажные салфетки.

10 штук.

Ватные палочки.

1 упаковка.

Пластиковые трубочки.

1 упаковка.

Прищепки.

1 упаковка.

Пальчиковый театр.

3 штуки.

Театр-матрешка.

1 штука.

Деревянный театр.

2 штуки.

Резиновый театр.

1 штука.

Деревянный конструктор.

2 вида.

Пластиковый конструктор.

3 вида.

Резиновые игрушки. Мягкие игрушки.

По необходимости.

«Волшебный мешочек»

2 штуки.

Театральные костюмы. Театральные атрибуты.

По необходимости.

Перечень технических средств обучения.

Наименование технических средств обучения.

Количество.

Портативное аудио.

1 штука

Ноутбук.

1 штука.

Интерактивная панель «Интошка».

1 штука.

Перечень учебно - методических материалов.

Наименование учебно- методических материалов

Количество.

З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007.

1 штука.

З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007

1 штука

С.А.Машевская.  “Риторика + Театр”. – М.: “Исток”, 2005.

1 штука

Е.А.Антипина. «Театрализованные представления в  детском саду»- ООО  «ТЦСфера»2010.

1 штука

О.А.Толченов  «Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста НЕСКУЧАЛИЯ» - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001.

1 штука

Б.Н. Головин. «Основы культуры речи.»- М., 1995.

1 штука

С.Ю.Шишкова. «Театротерапия. Тесты и упражнения» - АСТ, 2018

1 штука

Т.А.Куликовская. «Логопедические скороговорка и считалки» - Гном, 2018

1 штука

Основные приёмы обучения:

* показ с пояснением;

* игровые приёмы;

* организация самостоятельной поисковой деятельности;

 * ситуативные, сюжетно-ролевые, игровые задачи, вопросы к детям и др.

Основные виды деятельности:

* игровая деятельность;

*познавательно-исследовательская деятельность;

*показ учителем-логопедом особенностей речевой деятельности;

*риторический анализ текстов различных речевых жанров;

* рассматривание изобразительного материала;

* риторические игры;

* пятиминутки речевой гимнастики;

 * импровизационные игровые задачи;

* психолого - эмоциональная разгрузка (физкультминутки) и др.

4.Планируемые результаты освоения образовательной программы.

Освоение Программы не сопровождается обязательным проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогом в ходе внутреннего мониторинга, становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие творческих способностей детей.
  • Положительно - эмоционального состояния ребенка на занятиях.
  • Овладение артистическими качествами, раскрытие творческого потенциала детей.
  • Создание предпосылок для дальнейшего совершенствования развития творческих способностей детей.
  •  Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Знание и умение детей, занимающихся в кружке, на конец  обучения.

1. Знать:

– виды театрального искусства;
– особенность театрального искусства;
– основы актерского мастерства;
– театральную терминологию;
– культуру зрителя

2. Уметь:

– согласовать свои действия с другими детьми;
– общаться с людьми в разных ситуациях;
– пользоваться разнообразными жестами;
– пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
– выполнять артикуляционные упражнения;
– делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
– произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
– выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
– составлять предложения с заданными словами;
– сочинять этюды по сказкам.

5.Система оценки результатов освоения образовательной программы.

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ ИЗМЕНЯТЬ РИТМ РЕЧИ

       Задание 1: узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.

Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенной педагогом фразы (без опоры на содержание).

       Инструкция: послушай, я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега — много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

    Задание 2: узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

       Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных педагогом текстов.

       Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью слогов та-та-та или простукивания. Узнай, какой это текст — первый или второй?

Зима недаром злится,           

Прошла ее пора —              

Весна в окно стучится И гонит со двора.

                                                                     Ф. Тютчев

Чернеет лес, теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А между кочками жемчужины

      На тонких ниточках висят.

С. Маршак

Обследование воспроизведения интонации

Целью обследования является выявление умения ребенка дифференцировать различные интонационные структуры в экспрессивной речи.

Материал для обследования: образцы предложений различных интонационных типов, стихотворные тексты, сюжетные картинки с эмоциональным содержанием.

1. Воспроизведение отраженно фраз с разными интонациями.

Инструкция: «Послушай и повтори с той же интонацией, как логопед».

- Солнце светит. Солнце светит?

Солнце светит!

- Сверкает молния. Сверкает молния?

Сверкает молния!

- Снег идет! Снег идет? Снег идет.

2. Воспроизведение отраженно за логопедом фраз с противоположными типами интонации.

Инструкция № 1. «Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией».

Логопед

Ребенок

Ночью шел снег?

Ночью шел снег.

Хорошо зимой в лесу?

Хорошо зимой в лесу.

Зимой медведь спит?

Зимой медведь спит.

Инструкция № 2. «Теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы».

Логопед

Ребенок

Сегодня будет дождь.

Сегодня будет дождь?

Свет горит.

Свет горит?

На улице холодно.

На улице холодно?

 

3. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз.

Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и ту же фразу с разной интонацией: удивленно, радостно, грустно».

Фразы

Удивленно

Радостно

Грустно

Снег идет.

-

-

-

Мы пойдем гулять.

-

-

-

Наступила весна.

-

-

-

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ВЫДЕЛЯТЬ УДАРНЫЙ СЛОГ В СЛОВЕ

       Задание 1: отхлопать слова, ударный слог — громкий хлопок, безударный — негромкий.

       Цель: выявить умение детей выделять хлопком ударный слог в слове.

       Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, утрированно выделяя ударный слог (парта, карандаш, окно, стол, Наташа, Лена и т.д.). 

       Задание 2: подобрать слова, картинки, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

       Цель: выявить умение детей подбирать по схеме слова, правильно ставить ударения и выделять ударный слог.

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛОГИЧЕСКИМ УДАРЕНИЕМ     

       Задание 1: прослушать предложение и выделить голосом главное слово.

Цель: научить детей делать логическое ударение во фразе.

       Инструкция: прослушай предложение, прочитанное педагогом ровным голосом, без выделения слова, самостоятельно сделай ударение на любом слове, нужное по смыслу, и объясни этот выбор.

Мы с мамой пойдем в лес. 

       Задание 2: выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание, как меняется высказываемая мысль.

       Цель: учить детей делать ударение на заданном слове во фразе. Обращать внимание на то, как меняется основная высказываемая мысль. ..    Девочка играет в саду с куклой.

(Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой.                                      

(Не просто унесла ее туда.)                            

Девочка играет в саду с куклой.

(А не в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой.

(А не с другой игрушкой.)   

Диагностика темпо – ритмической стороны речи у дошкольников.

Задание1: произношение автоматизированных рядов слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10 (перечисли дни недели), произнося слова сначала в медленном темпе (медленно), затем в среднем темпе (нормально), закончи быстрым темпом (быстро). И наоборот.

Задание 2. Чтение знакомого стихотворения в определенном заданном темпе.

Цель: умение ребенка изменять темп.

Инструкция: Прочитай знакомое стихотворение быстро (медленно, средне)

Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).

Таблица 1

1. Основы театральной культуры

 

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловождения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 


Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание (пример)
 
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.
1. Педагог вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Педагог поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Педагог показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
 Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Педагог предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4.   Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях.

Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1.  Знаешь ли ты, что такое 
театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2.  Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3.  Знаешь ли ты, кто такой 
режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4.  Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5.  Любишь ли ты играть в «театр»?
6.  В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7.  Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8.  Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12.  Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? 
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора. 

Приложение 1.

Содержание программы.

Подготовительный этап.

Диагностика детей.

Раздел I. Общение.

Что такое общение?

 Для чего люди общаются?

Общение письменное и устное.

 Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?).

Правила общения.

Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения).

Слушание. Слушать - значит понимать.

Раздел II. Речевой этикет.

Приветствие.

Прощание.

Обращение.

Поздравление.

Благодарность.

Извинение.

 Просьба.

Разговор по телефону.

Раздел III. Техника речи.

Речевое дыхание.

Четкость дикции.

Чистоговорки и скороговорки.

 Интонация. Голос - наш помощник.

Раздел IV.  Основы  театральной культуры, игры – драматизации, театральные инсценировки.

Знакомство детей с видами театрального искусства.

Театральная терминология.

Кукольный театр на столе.

Игры – драматизации по сказкам. 

Театральные инсценировки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Мастерская Сувенир"...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Маленькими шагами в большой мир танца»

Программа рассчитана на 2 года обучения и является подготовительной для перехода на базовый, более сложный уровень. Основной задачей подготовительного уровня является подготовка учащихся к обучению на...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна"

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Маленькая страна" расчитана на детей в возрасте 7-9 лет. Срок реализации программы 1 год....

дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности Творческая Мастерская

Ребенку свойственны естественное стремление к прекрасному и присущему человеку тенденция к творчеству. Приобщение детей к искусству развивает способность воспринимать прекрасное в жизни, раскрывает пе...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки...