Дополнительная общеобразовательная программа Художественной направленности Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись. «Акварелька»
рабочая программа (5 класс)

Соломонова Наталья Ивановна

- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

- формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;

- познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и  настоящего, с ролью рисунка в их творчестве;

- обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;

- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_akvarelka_2022.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6 имени Сирина Николая Ивановича»

РАССМОТРЕНО

на заседание методического объединения

Протокол №______

от «__»_________ 20___г.

Руководитель МО

________________

УТВЕРЖДЕНО

приказом №_________

от «___»___________20___г. 

Директор МБОУ СОШ  №6 им. Сирина Н.И.

____________С.О. Москвина

Дополнительная общеобразовательная программа

Художественной направленности

Изобразительное искусство.

Рисунок. Живопись.

«Акварелька»

Возраст обучающихся 11-12 лет

Срок реализации:  1 год.

Автор-состовитель:

Соломонова Наталья Ивановна, учитель

Изобразительного искусства

Соломонова Н.И.

Ханты –Мансийск, 2022 год.

                                      Пояснительная записка

    Задача занятий рисунком и живописью – совершенствование навыков художественного изображения действительности учащимися. В число этих  навыков входят наблюдения, художественно-образное восприятие и оценка окружающей действительности, осознанный выбор мотивов изображения, посильное самостоятельное оформление в материале жизненных впечатлений в виде художественно значимых работ: композиций, рисунков, этюдов и т.п.

   Занятие рисунком и живописью способствует творческому развитию учащихся, которое является результатом осуществления цельного  учебно-воспитательного  процесса со всем комплексом учебно-воспитательных задач.

    В программе сохранено традиционное деление учебного материала  на разделы «Рисунок», «Живопись» и «»Композиция». Однако такое деление условно. Практически эти виды учебной работы взаимосвязаны, и в каждом из них присутствуют элементы другого: так, нельзя выполнять живописную работу, одновременно не рисуя, а в рисунке могут решаться и определенные живописные задачи. Кроме того, в каждом задании по рисунку или живописи обязательно присутствуют элементы композиционной деятельности; сочинение на какую-либо тему может быть выполнено как живописными средствами, так и средствами рисунка.

    Термин «композиция» в данной программе понимается в широком смысле: не только как выполнение сюжетно-тематического рисунка, но и как сознательная  деятельность по организации всех элементов изображения с целью реализации определенного замысла, имеющего некоторое выразительно-эстетическое значение.

    В работе по рисунку и живописи совершенствуются навыки передачи предметного мотива с натуры и по памяти - его состояния, характера цветового строя, содержание. Одновременно в этих заданиях вводятся и аналитические моменты, необходимые для решения общей задачи: передача конструкции и форм предметов, их пропорций, перспективных явлений; лепка объема цветом и светотенью.

    Особо оговариваются в заданиях по рисунку и живописи моменты композиционной деятельности. Среди последних выделяется навык работы над эскизом, в котором решаются задачи выбора интересного мотива, организации картинной плоскости, проработка изобразительного решения замысла.

    Практическая работа должна сопровождаться показом репродукций произведений художников, на которых поясняются учебные задачи, стоящие перед учащимися.

    Цели: всестороннее воспитание и развитие личности школьника, подготовка его к активной жизнедеятельности. Составной частью воспитания и развития личности является нравственно-эстетическое воспитание и художественное образование школьника.  Чувства и переживания, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношения к ним школьника являются основой приобретения личностного опыта и основой самосозидания, активного познания мира. Это – залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание сложности и богатство своих внутренних переживаний и чуткого отношения к окружающим людям.

      Задачи:

- обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

- формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;

- познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и  настоящего, с ролью рисунка в их творчестве;

- обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками;

- обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи.

Литература:

  1. программа факультативных курсов по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.
  2. художественная студия в школе. И. П. Волков.
  3. «Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!» К. В. Дитмар.
  4. «Твоя палитра» . Е. Каменева.

Учебный план

n/n

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Рисунок            Разметка и построение круглых предметов.

24

3

21

2

Живопись

18

2,5

15,5

3

Композиция

24

3

21

4

Праздник искусства

2

-

2

5

Композиционный монтаж работ.

Оформление выставки.

2

-

2

Содержание учебного плана

Раздел 1. Рисунок

Теория:  Разметка и построение круглых предметов.

Последовательность рисования круглых предметов (теория).

Практика: 1. Рисунок вертикально стоящих предметов.

  1. Рисунок лежащих круглых предметов.

Зрительный ряд: рисунки круглых предметов, выполненные учителем.

Раздел 1. Рисунок

 Теория: Разметка и построение прямоугольных предметов в перспективе.

Последовательность рисования прямоугольных предметов с учетом перспективного сокращения (теория).

Практика:  1. Рисунок куба. 2. Рисунок табурета.

Зрительный ряд: рисунки предметов прямоугольной формы, выполненные учителем.

Раздел 1. Рисунок

 Теория:  Фронтальная перспектива.

Беседа о правилах рисования предметов во фронтальной перспективе.

Практика:  1. Фронтальная перспектива улицы.

               2. Фронтальная перспектива комнаты.

Зрительный ряд:  Рафаэль, «Афинская школа»; фотографии зданий, улиц.

Раздел 1. Рисунок

Теория:   Угловая перспектива.

Правила рисования предметов в угловой перспективе. Две точки схода.

 Практика:   1. Изображение улицы в угловой перспективе.

               2. Изображение комнаты в угловой перспективе.

Зрительный ряд: фотографии улиц, зданий; Жуковский «весенние лучи»; Венецианов «Гумно».

Раздел 1. Рисунок

Теория:  Рисунок натюрморта из 2-3 предметов.

Беседа. Элементы светотени (тень, полутень, свет, блик, рефлекс). Равновесие в композиции натюрморта. Статическое равновесие. Динамическое равновесие. Ритм и  ритмическое движение в натюрморте.

Практика:   Выполнить рисунок натюрморта из 2-3 предметов.

Зрительный ряд: Шарден, «Атрибуты искусства», «Медный чан»; Н. Ерышев, «Кувшины»; Хруцкий, «Плоды»;  В. К. Хеда, «Ветчина и  серебряная посуда»; П. Класс, «Завтрак с ветчиной».

 Раздел 1. Рисунок

Теория:  Выполнение зарисовок и набросков с человека.

Беседа. Пропорции человеческого тела. «Золотое сечение».

Практика:  сюжетные рисунки человека.

Зрительный ряд: рисунки Леонардо да Винчи;  портретные работы И. Репина, В. Сурикова, В. Серова.

 Раздел 1. Рисунок

Теория:  Рисунок животных.

Беседа. Последовательность построения схемы животного  и последующая доработка деталей.

 Практика:  изображение животных.

Зрительный ряд: рисунки животных Е. Чарушина, Ватагина.

Раздел 2.   Живопись

Теория:   Колорит. Мазок. Воздушная перспектива. 

Беседа. Колорит – гармоничное сочетание цвета,  помогает художнику выразить внутреннее содержание картины, создать настроение. Воздушная перспектива – один из способов передать пространство с помощью цвета. Практика:  Правило наложения мазка в акварельной живописи.

Зрительный ряд: работы Левитана, Сурикова, Поленова, Шишкина, Репина.

Раздел 2.   Живопись

Теория:     Натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по цвету.

Беседа. Контраст в композиции. Виды контрастов: 1. Смысловой контраст. 2. Тональный контраст. 3. Величинный  контраст. 4. Светотеневой контраст. 5. Материальный контраст. 6. Цветовой контраст. 7. Контраст движения.

Задание: натюрморт из 2-3 предметов, контрастных по цвету. Работа красками.

Зрительный ряд: В. Хеда. «Ветчина и серебряная посуда»; П. Класс, «Завтрак»; И. Машков, «Фрукты на блюде», «Ананасы и бананы»; Карев, «Натюрморт с балалайкой».

Раздел 2.   Живопись

Теория:     Пейзаж.

Беседа. Этапы работы над пейзажем.

Задание: выполнение пейзажа (выбор темы; поиск композиционного решения; колористическое решение).

Зрительный ряд: Левитан, «Март»; Поленов, «Московский дворик»;  Поленов, «Заросший пруд»; Саврасов, «Грачи прилетели».

Раздел 2.   Живопись

Теория:       Портрет. 

Беседа. Основные пропорции лица человека. Последовательность зарисовки лица человека. Работа красками.

Задание: Выполнить портрет человека (любимый артист, одноклассник, родственник).

Зрительный ряд: портреты работы Крамского, Серова, Боровиковского, Левицкого, Рокотова.

 Раздел 3.    Композиция

 Теория:         Композиция «Улица в дождь».

Беседа. Что может быть композиционным центром картины? Выбор цвета. Выбор линии горизонта.

Раздел 3.    Композиция

Теория:         Композиция «Городское утро».

Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.

Задание: Работа над композицией.

Раздел 3.    Композиция

Теория:      Композиция  «Зимние каникулы».

Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.

Задание: Работа над композицией.

Раздел 3.    Композиция

 Теория:    Композиция на тему из окружающей жизни «Семья».

Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.

Задание: Работа над композицией.

Раздел 3.    Композиция

Теория:      Композиция «Любимая профессия».

Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.

Задание: Работа над композицией.

Раздел 3.    Композиция

 Теория:     Композиция «Я люблю эту землю».

Беседа. Композиционный центр картины. Выбор линии горизонта. Колорит.

Учебно-тематический план занятий

Изобразительное искусство. Рисунок. Живопись.

2часа в неделю. Всего 70 часов.

занятия

Тема

Кол-во

Часов

Теория

Практика

Рисунок

24

1

Натюрморт. Разметка и построение круглых предметов.

2

0,5

1,5

2

Разметка и построение прямоугольных предметов.

2

0,5

1,5

3-5

Фронтальная перспектива

6

0,5

5,5

6-8

Угловая перспектива.

6

0,5

5,5

9-10

Рисунок натюрморта.

4

4

11

Рисунок человека.

2

0,5

1,5

12

Рисунок животных.

2

0,5

1,5

Живопись

18

13

Воздушная перспектива.

2

2

-

14-16

Натюрморт из предметов контрастных по цвету.

6

-

6

17-19

Пейзаж.

6

-

6

20-21

Портрет.

4

0,5

3,5

Композиция

24

Выполнение по наблюдению и по памяти тематического пейзажа с активной деятельностью или движением:

22-23

«Лето в деревне».

4

0,5

3,5

24-25

«Городское утро».

4

0,5

3,5

26-27

«Зимние каникулы».

4

0,5

3,5

Композиция на тему из окружающей жизни:

28-29

«Семья».

4

0,5

3,5

30-31

«Любимая профессия».

4

0,5

3,5

32-33

«Я люблю эту землю!».

4

0.5

3,5

35

Праздник искусства.

2

34

Композиционный монтаж  работ. Оформление выставки.

2

70

Литература

  1. Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  3. Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
  4. Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
  5. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
  6. Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
  7. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.
  9. Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
  10. Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
  11.  Агамирян Ж. Детская картинная галерея.- М., 1979.
  12.  Алексеева В.В. что такое искусство? -М., 1991.
  13.  Башилов Я.А. Ребенок-художник.- М., 1929.
  14.  Белютин э.М. Основы изобразительной грамоты. -М., 1961.
  15.  Библер В.С. Мышление  как творчество.- М., 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЖИВОПИСЬ ИГЛОЙ»

программа рассматривает простейший способ вышивания – ручной, который служит основой вышивания вообще. Программа дифференцированного обучения. Благодаря этому каждый ребёнок может выполнить рабо...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Маленький оратор. Мастерская искусства речи» с элементами театральной культуры.

Программа решает одну из важных проблем – развитие культуры речевого поведения ребенка в современном обществе.Цель программы:Развитие связной  речи детей  дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель и задачи программыЦель программы: Создание условий для реализации творческого потенциала учащихся в процессе обучения искусству вокала.Задачи:- формирование: певческой установки, звукообразования...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Данная программа художественной направленности адресована тем, кто хочет научиться разбираться в музыке, любит петь, стремится развивать свои вокальные способности, необходимые профессиональные навыки...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ГАРМОНИЯ» (вокальное искусство)

Цель обучения: формирование специальных вокальных навыков и умений певческой деятельности          Задачи обучения:Обучающие:сформировать вокальные навыки ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Академический рисунок»

Программа «Академический рисунок» составлена с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:- создание условий для художественного образования, эстетического...