Воспитательное пространство МБУ ДО "ЦДТ Сормовского района" как форма интеграции воспитательного потенциала общества
статья

Гладкова Елена Николаевна

В данной работе представлен опыт практической реализации основных направлений воспитательной работы в условиях УДО, опыт создания воспитательного пространства ЦДТ как формы интеграции воспитательного потенциала общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_prostranstvo.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитательное пространство МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района» как форма интеграции воспитательного потенциала общества»

       Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, т.к. сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации, Федеральной программе развития образования , в  новом законе «Об образовании в РФ».

      В Концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность воспитания в образовании и обозначены ее основные задачи: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

   «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 г.», которая, исходя из положения Конституции, федеральных законов и Указов Президента РФ, постановлений и актов Правительства РФ, «опираясь на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей, своим Отечеством», объявляет воспитание «высоконравственной личности» приоритетной задачей государства и каждого из его граждан.

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», - говорится в законе.

      Практическая реализация этих идей возможна посредством создания воспитательного пространства в каждой  образовательной организации.

     В нашем Центре  разработана модель воспитательной системы «По ступенькам творческого роста».

     Этому был посвящен педсовет «Воспитательная система ЦДТ как основа формирования ценности образования в условиях УДО». Ведущая цель ВС очень созвучна с целью и миссией нашего учреждения– «Создание условий для становления и развития здоровой, культурной, социально активной личности, обладающей гуманистическими, нравственными ориентациями, устойчивой мотивацией к познанию и творчеству».

В качестве основных ценностей воспитательной деятельности ЦДТ взяты следующие:

      Позднее идеи воспитательной системы были заложены в программе воспитания и развития учащихся ЦДТ «Возрождение». Сегодня на основе практического опыта мы убеждаемся в том, что дополнительное образование  предоставляет значительные возможности для современного решения задач воспитания. В чем они выражаются?

  1. Свободный выбор, вариативность содержания и освоение учащимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. В ЦДТ реализуется 48 программ 5 направленностей для детей разного возраста
  2. Многообразие видов деятельности, удовлетворяющие самые разные запросы- образовательная, культурно-досуговая, организационно-методическая, общественная. Программно-целевой подход к управлению деятельностью позволил нам разработать и внедрять множество целевых программ.
  3. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса. Деятельность ЦДТ построена на основе принципа личностно ориентированного подхода с использованием программ личностного роста ребенка с опорой на его индивидуальность.  
  4. Возможность получения предпрофильной подготовки. Ряд программ уже изначально являются профессионально ориентированными – «Музыка», «Театр и дети», «Жизнь в танце», «Танцуем дружно», программы изостудии позволяют  успешно поступать и продолжить обучение в художественной школе. Освоить «ремесло» в хорошем понимании этого слова дают возможность занятия в объединениях ДПИ «Мастерская чудес», «Фантазеры», «Вернисаж», «Сувенир» – вязание, глиняные изделия, изготовление кукол и др.
  5. Социокультурная направленность мероприятий, конкурсов, акций. Многие мероприятия, концертные программы ориентированы на разные категории людей – школьники, педагогические работники района, ветераны, пенсионеры, мамы и папы, бабушки и дедушки наших учащихся.
  6. Преемственность программ  дополнительного образования как внутри учреждения, так и с учебными программами школ, что обеспечивает разностороннее развитие личности.  Например, занятия в авиамодельном объединении, в объединеииях НТМ, радиоэлектроника, судомоделирование тесно связаны со знанием таких  школьных предметов как черчение, физика, астрономия, математика.
  7. В  системе дополнительного образования существуют  условия для  выявления наиболее способных и талантливых детей. У нас в Центре -  это и раннее тестирование с использованием различных методик ( с участием психолога), выстраивание индивидуальных маршрутов развития, с учетом возможностей, возрастных особенностей и склонностей детей. 176 учащихся ЦДТ обучаются по индивидуальным планам. Для родителей психологом организован цикл занятий:
  • Интеллектуальное развитие дошкольника
  • Признаки одаренности ребенка в дошкольном возрасте
  • Эффективное общение с ребенком   и другие.

8. Доступность глобального знания и информации для каждого. Использование сети Интернет, открытость и информация на сайте учреждения.

9. Адаптивность дополнительного образования к возникающим изменениям. В настоящее время в ЦДТ продолжается работа по подготовке  условий для инклюзивного образования.

     Если понимать воспитание как создание особой среды, помогающей саморазвитию личности, то общественная деятельность – весьма значительная часть этой среды. Одним из ориентиров развития воспитательного пространства являются самоуправленческие механизмы личности. Это выполнение общественных поручений педагога, участие в работе советов кружковцев (совет ДТЮ), Сормовском молодежном активе, совете среднего звена «РОСТ», это проведение социально значимых акций и конкурсов для школьников района. Для поддержки и реализации детской инициативы , участия в управлении  ЦДТ создан совет учащихся под руководством Литовченко А.Н.

      Педагогами проводится и большая внеурочная деятельность: посещение выставок, театров, концертов, музеев, экскурсий. Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он засушенный цветок».  В связи с этим, перед каждым педагогом стоит задача  – насытить жизнь детей своего объединения не просто интересными мероприятиями, а со-бытиями.

      Большим воспитательным потенциалом обладают музеи – музей истории ЦДТ, музей завода «Красное Сормово», музей деревянных скульптур.

   На базе музея деревянной скульптуры успешно работала «Семейная студия», где участники  являлись родители и дети изостудии (педагог Шагова Т.М.).Темы занятий самые разнообразные:

  • «Изо всех чудес мне милее русский лес»
  • «Путешествия по сказкам Г.Х. Андерсена»
  • «Прощай, Лето, здравствуй, Осень!»
  • «В ночь перед Рождеством»
  • «День всех влюбленных в России: Петр и Феврония» и другие.

        В воспитательной системе ЦДТ особое место отводится традиционным делам:

- театрализованная программа «Я талантлив», «Здравствуй, Дом!»

- посвящение в музыканты и аниматоры

-цикл праздничных программ «Маме в подарок», «С достоинством и любовью», «Память сердца», «Все мы родом из детства»

- фестивали семейного творчества «Радуга добра»

- акция «Дом окнами в детство»

- конкурс «Мы этим именем гордимся, мы с этим именем живем!»

     Тепло и празднично ежегодно проходит День семьи. Активными участниками являются  родители. Помощь в подготовке и проведении конкурсов оказывает родительский совет, возглавляемый Татьяной Николаевной Ильюшенко. Всегда заинтересованно  проходят «круглые столы» с родителями детских объединений. Родители оказывают помощь в создании и пошиве костюмов, на занятиях авиамодельного объединения папы вместе с сыновьями конструируют  модели самолетов. В объединении «Лейла» родители всегда становятся главными инициаторами участия детей во Всероссийских конкурсах восточного танца.

      С целью укрепления семьи, повышения статуса  отцовства в воспитании у детей духовно- нравственных ценностей готовим совместные танцы пап и дочек, в этом году проводим 28 февраля конкурс «Папа может!», через родительский совет активизируем работу по созданию совета отцов ЦДТ.

     Как известно, важным фактором воспитания является личность педагога. «Вся наша жизнь – есть служение», - утверждал великий русский писатель Н.В.Гоголь.

        В ЦДТ большое внимание уделяется организации учащихся для участия в городских, региональных и Всероссийских соревнованиях. Мы гордимся и радуемся победным результатам учащихся творческих объединений. В этом заслуга таких педагогов как Соколов Е.В., Соловьева Е.В., Юницкая А.Г., Прохорова Г.Н. ,  Шагова Т.М., Деньжонкова Т.Д., Шведова А.А., Тихова Н.Ю., Тарасов Е.Ю., Матросова В.А., Маслов И.В.,Муравин А.В.,Панкратов А.Н., Палева М.Ю. и многие другие.

        Таким образом, воспитание называется главным, а подчас и единственным рычагом развития общества. Воспитание формирует в человеке характер, волю, жизненную позицию и жизненную цель.  

Воспитательная работа в МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района» осуществляется по пяти различным направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты личности обучающихся детей (направленность конкретных, проводимых педагогом, воспитательных мероприятий указывается в плане воспитательной работы педагога, Центра).

Гражданско-патриотическое – основывается на воспитании обучающихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной, на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям;

Культурологическое – осуществляется с целью приобщения обучающихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы обучающихся детей,  выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям;

Экологическое воспитание – направлено на развитие у обучающихся экологической культуры, как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности;

Физическое – направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам;

Духовно-нравственное – направленно на формирование гармоничной личности,  развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью развития: нравственных чувств — совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика — терпения, милосердия; нравственной позиции — способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения — готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

      Работая в рамках современных требований к воспитанию подрастающего поколения, мы еще раз убеждаемся в том, что воспитательный потенциал ЦДТ как учреждения дополнительного образования достаточно велик.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция: «Формы и компоненты воспитательного пространства»

Лекция на тему:«Формы и компоненты воспитательного пространства»...

План воспитательной работы в 10 «В» классе по программе «Организация гуманистического воспитательного пространства класса»

В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях с...

Организация работы с родителями как одна из форм создания воспитательного пространства в классе

Данная разработка содержит систему работы с родителями посредством создания структурной модели сотрудничества родителей, обучающихся и классного руководителя....

Обновление воспитательной системы с ориентацией на создание единого культурно-воспитательного пространства гимназии в малом городе

Для понимания сущности гимназического образования в условиях малого города мы обращаемся к анализу многолетнего  целостного процесса развития воспитательной системы гимназии.Мы исходим из того, ч...

Костюмерная «Тайна образа» как форма реализации воспитательного потенциала в системе внеурочной деятельности школьников

Программа предназначена для реализации в группе воспитанников Аскизского пришкольного интерната, обучающихся 10 класса.Направление программы: общекультурное.Форма реализации программы: кружок.Срок реа...

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: ...