Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».
статья по истории (7 класс)

Беспалов Павел Владимирович

Выступление на семинаре на тему: «Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории» и технологическая карта по истории России 7 класс, Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Воронежской области «Школа № 1»

структурное подразделение (филиал № 4)

на территории ФКУ ИК-9 УФСИН России по Воронежской области

структурное подразделение (филиал № 5)

на территории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Воронежской области

Семинар на тему:

«Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках»

Тема выступления

«Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках по истории»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Беспалов Павел Владимирович, I КК

Воронеж, 2021 г.

«Урок истории состоится лишь тогда, когда на основе исторических знаний, суждений, обобщений возникает душевное волнение, а в иных случаях - и потрясение. Подлинный урок интеллектуален и эмоционален одновременно» – Т.И.Гончарова.

 Образовательный процесс в современной школе все больше становится технологичным, а значит и целеполагание требует технологического подхода, постановка целей урока должна коррелироваться с его результатом. Как известно, целевая установка единого учебно-воспитательного пространства состоит из трех взаимосвязанных частей – образовательной, воспитательной и развивающей. «Наибольшие трудности учителя испытывают в формулировании воспитательных целей урока. Гражданственность и патриотизм – два спасительных «кита» урока истории, и это замечание представляется абсолютно справедливым. Когда речь идет о воспитании на уроке истории, то, конечно, нельзя формулировать воспитательные цели в такой общей форме, как – патриотическое или гражданское воспитание. Скорее всего, речь может идти о том, что на конкретном уроке истории ученики смогут пережить конкретные чувства, такие как гордость, восхищение или, напротив, возмущение, неприятие каких-то вещей, о которых идет речь; сопереживание, сочувствие, удивление, горечь и т.п. Это означает, что посредством изучения конкретного исторического материала будет задета эмоциональная сфера учеников, их чувства, т.е. ученики не останутся равнодушными к историческим событиям, историческим персонажам и их поступкам. При этом следует иметь в виду, что воспитательное воздействие носит «отсроченный», «отложенный» характер, имеет «длительный срок» действия: мы никогда не знаем, когда и почему наши ученики «вдруг» вспомнят наши уроки, и вспомнят ли вообще, и сколько человек вспомнит и т.д.

Для реализации модуля «Школьный урок» в обучении истории я использую Историко-культурный стандарт: культурно-антропологический подход (личность в истории, освещение проблем духовной и культурной жизни России) и этнокультурный компонент (история страны через историю регионов).

В «школьной жизни» в условиях пенитенциарной системы центральное место занимает урок. Именно здесь вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Необходимо отметить, что воспитывающий потенциал урока как такового, независимо от его предметного содержания, весьма высок. Единое учебно-воспитательное пространство на уроках истории обладает рядом преимуществ в «воспитании подлинного патриота своей страны, личности, осознающего большое значение накопленного человечеством культурно-исторического опыта».

Приемы духовно-нравственного и патриотического воспитания на уроках описать очень трудно. С одной стороны, понятно, что учитель должен планировать те фрагменты урока, где будут решаться воспитательные задачи, а с другой стороны, воспитательные моменты на уроке возникают и спонтанно, исходя из особенностей класса, или вдруг возникшей ситуации в стране, мире, в классе, которую учитель может попытаться решить с помощью исторического материала. Воспитательные приемы используются как бы исподволь, опосредованно, воспитательные цели урока никогда не озвучиваются и не обсуждаются с учениками (в отличие, например, от образовательных или развивающих), ведь нельзя же объявить учащимся, что сегодня на уроке они получат более или менее определенную порцию гражданственности или патриотизма. Чаще всего основным методом выступает беседа, но вопрос, имеющий целью воспитание – всегда особый: преимущественно безответный, нравственный. Учитель задает его как бы себе самому в надежде решить вместе с классом. Вопрос может звучать публицистически, учащиеся часто не находят на него мгновенного ответа, он заставляет задуматься.

При реализации модуля «Школьный урок» на уроках истории я применяю, следующие приемы решения воспитательных задач:

1. Создание ситуации духовно-нравственного и патриотического выбора на основе рассмотрения исторических ситуаций.

2. Приемы развития эмпатийных качеств учащихся.

3. Организация взаимодействия на уроке.

4. Воспитание через пример.

5. Формирование умения высказывать нравственно-оценочные суждения.

6. Приемы работы с художественной литературой для эмоционального воздействия на аудиторию.

7. Использование исторических источников.

Одна из основных задач уроков истории является способствование формированию духовно-нравственного и патриотического воспитания. При выборе формы урока учитываются его воспитательные возможности, содействующие привитию таких качеств, как умение взаимодействовать, чувство ответственности, коллективизм (например, парная, групповая работа, различные виды дискуссий, семинар), толерантность (ролевые игры, дебаты, круглые столы и т.п). Развиваются способности к компромиссу, умение договариваться, умение задавать вопросы, уважительно относиться к оппонентам (парная работа, ролевая игра, дискуссии и т.п), умение делать выбор (ролевая игра, деловая игра).

При реализации модуля «Школьный урок» в 7 «А» классе на уроке история России «Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»» предусматривается и использование содержания учебного материала, и оптимальный выбор технологий обучения, и продуманность форм организации познавательной деятельности. Всё это во взаимодействии способствует формированию и развитию патриотических, нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности учащегося. С точки зрения личностного воспитания в ходе урока «Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»» у учащихся формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, выдержанность, дисциплина и такт. Таким образом, содержательный компонент урока истории имеет широкую палитру для создания единого учебно-воспитательного пространства и содержательной учебно-воспитательной ситуации.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ

Тема урока

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые».

Класс

7 «А»

Учитель

Беспалов П.В.

Тип урока

Изучение нового материала.

Направление

Патриотическое воспитание (модуль «Школьный урок»).

Цель урока

Определить социальный состав российского общества.

Задачи урока

1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях.

2. На основе работы с текстом учебника, с исторической картой и анимированной презентацией узнать об основных событиях России в XIV – XVIII веках.

3. Определить сферу отношений регулирующую местничество, изменения в положении крестьянства, событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России.

4. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин (модуль «Школьный урок»).

Образовательные ресурсы

1. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.   Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. М.: «Просвещение», 2016.

2. Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. — М.: Просвещение, 2015.

3. Тесты по истории России. В 2-х частях. 7 класс. К учебнику под редакцией А. В. Торкунова "История России. 7 класс". ФГОС (к новому учебнику) / С.Е. Воробьева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

4. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А. — М.: Просвещение, 2015.

5. Презентация «Окончание Смутного времени».

План урока

1. На государевой службе.

2. Крестьянский «мир».

3. Посадские и «гости».

Личностно значимая проблема

Докажите, что деятельность правителей России способствовала развитию страны «в ногу со временем».

Методы и формы
обучения

Методы: метод проблемного обучения, технология сотрудничества.

Формы: работа в паре и в группе, фронтальная, составление генеалогической таблицы.

Основные понятия

«Служилое» и «тяглое» население. Жалованные грамоты. Община (мир). Заповедные лета. Крепостное право. Урочные лета. Холопы. Слободы. Посады.

Основные даты 1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности.

Развитие сотрудничества при работе в парах.

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений (модуль «Школьный урок»).

Воспитание чувства само- и взаимоуважения (модуль «Школьный урок»).

Воспитание интереса к истории как науки (модуль «Школьный урок»).

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Вспомните, что такое общество. Какие исторические источники помогают учёным в исследовании древних обществ?

Как развивалось российское общество в XVI в.?

На какие вопросы мы должны ответить, чтобы понять, каковы были особенности  общественного развития России XVI в.?

Почему многие проблемы социального развития до сих пор вызывают споры среди историков?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Высказывать и аргументировать

собственные суждения.

Определять существенные черты

общества в определённый исторический период.

Определять алгоритм познавательной деятельности (под руководством учителя).

Фронтальная

работа.

Беседа.

Работа с текстом.

Личностные: стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией учащегося.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Включение в учебный процесс. Постановка учеб-

ной задачи урока.

II.

Актуализация

знаний

5

Беседа.

Вспомните, из каких слоёв, групп состояло население стран Западной Европы в Средние века. О каких социальных группах населения России вы уже знаете? Кто такие «удельные князья»?

Что такое «местничество»?

Какова была роль местничества в системе управления государства? За счет, каких доходов существовало Российское государство?

Применять ранее полученные знания.

Использовать понятия «общество», «государство» в новой учебной ситуации (модуль «Школьный урок»).

Беседа. Работа с источником, картой.

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Устный рассказ.

Беседа.

III.

Изучение

нового

материала

12

1. Беседа.

2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы.

3. Работа
с учебником и картой.

4. Работа
с учебником.

5. Работа
с учебником.

Что такое государев родословец? Найдите ответ в тексте параграфа.

Что такое государева служба? Каковы её особенности в России XVI в.?

Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

Какие выгоды, привилегии получал «государев человек»?

Какие обязанности накладывала на человека государева служба?

Дайте собственное определение понятиям «крепостное право», «заповедные лета». Сравните с данными в словаре определениями.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина? Охарактеризуйте быт крестьян, изучив материалы параграфа. Можно ли считать его примитивным?

Что означает понятие «казённые платежи» во фразе «…белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей…»?

Под руководством учителя проанализируйте текст исторических записок о России иностранца А. Поссевино (см. дополнительный материал к уроку «Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады») на основе инсерт-технологии (см. дополнительный материал). Какова была власть российского «великого государя»? В чём вы видите её сходство с властью византийских правителей?

Изобразите схематически структуру российского общества в XVI в.

Определять особенности исторического объекта, явления.

Давать оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений (модуль «Школьный урок»).

Давать определение понятию на основе выделенных существенных признаков.

Работать со словарём.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров.

Использовать сведения из исторических источников, словаря для выявления особенностей устройства российского общества XVI в.

Оценивать информационную значимость, полноту, достоверность разных видов исторических источников.

Представлять информацию в графическом виде (схема).

Беседа.

Работа с учебником.

Работа с картой.

Дискуссия.

Индивидуальная работа.

Дискуссия.

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания.

1. Устные

ответы.

2. Устные

ответы.

3. Записи в карте.

4. Записи в рабочих тетрадях.

5.Устные ответы.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Работа с учебником.

Как формировалось сословное общество в России XVI в.?

Какие факторы влияли на этот процесс?

В чём состояли отличия от подобных процессов в Западной Европе?

Объясните смысл фразы: «Чей род любится — тот род и высится». Какие последствия и примеры такого подхода к управлению страной в XVI в. вы можете назвать? Существуют ли в наше время пережитки такого подхода?

Какое событие можно считать началом крепостного права в России?

Объясните свою точку зрения.

Выясните, чем различалась система управления в крестьянских общинах и городах? Способствовала ли такая система управления развитию России?

Соотносить известные признаки

развития общества, государственности и примеры жизнедеятельности людей.

Сравнивать явления и процессы,

излагать выводы и аргументировать их в соответствии с возрастными возможностями с помощью учителя.

Выражать ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Аргументировать свою точку зрения с помощью конкретных примеров на личном опыте.

(модуль «Школьный урок»)

Фронтальная работа с текстом.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради.

1. Устные ответы.

2. Дебаты.

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений.

Проводит беседу по вопросам:

1. Перечислите основные повинности дворян по отношению к государю.

2. Какую сферу отношений регулировало местничество?

3. Что нового произошло в положении крестьянства в XVI в? Чем были вызваны эти перемены?

4. Какие повинности несли крестьяне в пользу господина?

5. Что означает понятие «казённых» во фразе «...белые дворы и слободы, освобождённые от казённых платежей и повинностей...»?

6. Какое событие, на ваш взгляд, можно считать началом крепостного права в России? Объясните свою точку зрения.

7. С помощью дополнительной литературы выясните порядок несения «тягла» в XVI в. Результат выполнения задания представьте в виде краткого сообщения.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

(модуль «Школьный урок»)

Фронтальная работа.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Домашнее задание

1

§ 9 учебника.

Конкретизирует домашнее задание.

Мини-проект (модуль «Школьный урок»):

1. Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

2. Проведите самостоятельное исследование, существуют ли в местности, где вы проживаете, памятники архитектуры, охраняемые государством. Есть ли среди них памятники XVI в.?

3. Задание 5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа.

Дополнительный материал к уроку

На основе инсерт (insert) - технологии организовать работу с текстом А. Поссевино.

I — interactive: самоактивизирующая;

N — noting: разметка;

S — system: системы;

E — effective: эффективного;

R — reading: чтения;

T — thinking: размышления;

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие: если то, что вы читаете, уже вам знакомо — «v»; думали иначе — «–»; является для вас новым — «+»; непонятно, и вы хотели бы получить более подробные сведения — «?».

При определении достоверности текста пометки обозначают следующее: установленный, подтверждаемый другими источниками информации факт — «+»; факт или суждение, требующие проверки, — «?»; мифологические, недостоверные сведения — «–».

Запоминаем новые слова

Гости — крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.

«Государев родословец» — родословная книга русских княжеских и боярских родов.

Заповедные лета — годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный статьёй 57 Судебника 1497 г.).

Посад — торгово-ремесленное поселение внегородских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.

Тягло — денежные и натуральные повинности, которые несли крестьяне и посадские люди.

Урочные лета — срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян имели право обратиться в суд для возвращения им ушедших от них крестьян.

Список использованной литературы

1. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни. М.: Педагогика, 1986.

2. Данилов А.А. Книга для чтения. История России. 6-9 классы.  М.: Просвещение, 2015.

3. Иванов И.П. Сущность современного воспитания. М.: Наука, 2007.

4. Иванова О.В. Проблемное обучение в курсе истории // Преподавание истории в школе, №8, 1999.

5. История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.   Арсентьев Н. М., Данилов А. А. и др. под редакцией Торкунова А. В.. М.: «Просвещение», 2016.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. / С.-П.: КАРО, 2004.

7. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999.

8. Селиванова Н. Л. Воспитательная система и воспитательное пространство - эффективные механизмы воспитания человека / Н.Л. Селиванова: сб.: Воспитать человека. М., 2002.

9. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: ВЛАДОС, 2001.

10. Стрелова О.Ю. Современный урок истории./Преподавание истории и обществознания в школе. 2009. №1.

11. Харламов И. Ф. Формирование личностных качеств / И.Ф.Харламов // Педагогика. 2003. № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого учебно-воспитательного пространства МОУСОШ № 168 в профилактике зависимостей.

С.В. Кочеткова МОУСОШ №168,педагог-организатор ОБЖ , высшая категория.   Формирование единого  учебно-воспитательного пространства  МОУСОШ № 168 в профилактике зависимос...

Технологическая карта урока истории России в 9 классе. Тема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентиров

P { margin-bottom: 0.21cm; } Технологическая карта урока истории России в 9 классеТема: Внешняя политика СССР в 1930-е годы: смена ориентировПодготовила и провелаучитель Юрова С. В.Тип урока: уро...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III.

Технологическая карта урока истории России (8 класс) Тема: Внешняя политика Александра III....

Создание единого учебно-воспитательного пространства на уроках математики в школах при ИК

Проблема воспитания на уроках математики в пенитенциарной системе...

Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые"

презентация  по истории России для 7 класса Российское общество XVI в. «служилые» и «тяглые" соответствует обновленному ФГОС...