Игровые технологии
методическая разработка (5 класс)

Куралова Светлана Анатольевна

        Данная разработка способствует развитию личности ребенка, его мотивации к познанию, творчеству  посредством игровых методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

г. Урень Нижегородской области

Педагог дополнительного образования Куралова С.А.

Методическая разработка

« Игровые технологии обучения» Бисероплетение

        Данная разработка способствует развитию личности ребенка, его мотивации к познанию, творчеству  посредством игровых методов. Правильно организованная игра тренирует память, стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и активизирует деятельность учащихся. Разработка  адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Игровые технологии как вид педагогических технологий…………………………………………………………………4
  2.  Дидактические игры …………………………………………………......9
  3. Игры и упражнения, используемые на занятиях……………………….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….17

ВВЕДЕНИЕ

        В современном дополнительном образовании возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Актуальность игры в настоящее время повышается в связи с перенасыщенностью современного мира информацией. Во всем мире,  в том числе и в России, неизмеримо расширяется предметно – информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети  в последнее время обрушивают на обучающихся огромный поток информации.                                                 Актуальной задачей дополнительного образования становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, являются  игровые технологии, способствующие практическому использованию знаний, полученных на  занятиях. Игровые технологии являются одной из уникальных средств обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными занятия в творческих объединениях. Занимательность условного мира игры делает ее положительно – эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый  обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

       

 Цель: показать разнообразие игровых  методов обучения, применяемых на занятиях, оказывающих положительное влияние на формирование творчески активной   личности.

Задачи: 

  • сформировать позитивное мышление каждого обучающегося  относительно своих индивидуальных возможностей и  желание развивать творческие способности;  
  • пробудить интерес к занятиям  бисероплетением через использование игровых технологий;  
  •  рассмотреть огромный  потенциал игровых технологий  и их необходимость для гармоничного развития  любого ребенка.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

              В современной образовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесением с особенностями дидактической задачи.

Классификация игр

  1. По игровой методике:

предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация;

  1. По характеру педагогического процесса:

обучающие, познавательные, репродуктивные, коммуникативные, тренинговые, воспитательные, продуктивные, диагностические, контролирующие, развивающие, творческие, обобщающие;

  1. По области деятельности:

интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые;

  1. По игровой среде:

без предметов, с предметами, компьютерные, технические, настольные, телевизионные, со средствами передвижения, комнатные, ТОО на местности.

       Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, воспитанник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и воспитанников. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.

     Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет воспитанникам получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ребенка в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах - реальном и условном (игровом).

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

      С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий воспитанников, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности обучающихся.

Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество детей. До минимума сводится роль и участие педагога в игре.

Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность педагогу без излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях воспитанников в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, дети могут составить свои варианты её проведения.

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.

При конструировании игры необходимо также четко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям.

Методическое оснащение игры представляет собой совокупность всех необходимых материалов:

  1. Структурные схемы: цели - задачи - содержание (предметная сфера) - этапы.
  2. Сценарий - в виде «генерирования событий» - для определения динамики развития игрового действия, введения неожиданных ситуаций в ход игры.
  3. Предметная сфера - важнейший элемент игры. Это могут быть: 1) сведения из различных учебных предметов; 2) факты из реального личного опыта 3) сам процесс составления проекта и прогнозирование развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.
  4. Комплект ролей - описание функциональных прав и обязанностей (например, «защитник» - оппонент»; «негативист» - «позитивист»; «философ» - «историк» - «политик» и др.), а также подробное описание требований к каждой роли.
  5. Правила игры - нормы поведения для всех её участников, прописывающие ограничения (например, регламент), функции ведущего и участников, способы их взаимодействия, способы подведения итогов и оценивания и др.
  6. Методологическое обеспечение игры - те материалы, которые позволяют на практике реализовать поставленные цели: 1) конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов; 2) описание методик оценивания результатов игры и др.
  7. Система критериев оценивания: 1) уровень общительности; 2) культура диалога, развитие коммуникативных умений; 3) широта кругозора; 4) умение работать в группе; 5) проявление личностных свойств и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности является дидактическая игра.

 Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры — это еще и игровая форма обучения .

  Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности (мотивация), для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т. д. Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения.

  Основными требованиями к организации дидактических игр являются:

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Методика организации дидактических игр.

   Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, активизация психических процессов (память, внимание, мышление) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;
  • определение количества  играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического  материала для выбранной игры(предметы, картинки, карточки);
  • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни ,необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом педагог  обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ;
  • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату  
  • определение роли педагога  в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов  педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

    Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме этого, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

 

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

        В качестве активизирующих методов в работе применяю разные формы бесед, проблемные ситуации, игровые методы, метод создания на занятиях ситуаций занимательности и др. Для закрепления знаний по цветоведению использую дидактическую игру «Собери узор», где обучающиеся выполняют узор плетения и игру «Орнаментальное лото», где необходимо придумать вариант орнамента для плетения фенечки. В целях закрепления знаний  о видах бисера применяю игру «Ромашка», «Чудесный мешочек».Чтобы проверить знания по видам плетений, использую игру: «Что изменилось?» (Приложение 1)

 В начале учебного года провожу игры и тренинги на знакомство с новыми членами коллектива: «Знакомство», «Мои интересы» Занятия -  тренинги помогают мне более полному раскрытию личности ребенка, положительной самооценке, способствуют  более раскрепощенному общению детей (Приложение 2)

 Практически на каждом занятии стараюсь ввести игру или игровой момент. Реализацию игровых приемов и ситуаций провожу следующим образом: дидактическую цель ставлю в форме игровой задачи, где учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал использую в качестве ее средства. Успешное выполнение дидактического задания связываю с игровым результатом. Это может быть занятие – сказка, занятие – путешествие, занятие – игра.(Приложение 3,4).

       Кроссворды и ребусы служат для оценки теоретических знаний обучающихся. Викторина проводится с целью выявления наиболее способных и подготовленных детей. Это своеобразный смотр знаний, умений и навыков. Выставки проводятся с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих работ, а также с целью выявления и развития творческих способностей воспитанников.

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        В настоящее время дополнительное образование нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого обучающегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

       Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ. ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 94 с.
  2. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
  3. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
  4. Кайюа Р. Что такое игра. // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. - № 2, с. 67
  5. Кривко-Апинян Т.А. Мир игры, Эйдос, 1992. -
  6. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
  7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.6 МПУ, Рос. пед. агентство. 1996. – 269 с.

 Игры для занятий                           Приложение 1

1.  «Собери узор»

Цель: Закрепить знания по цветоведению

Дети получают заготовки ленточных, прямоугольных схем-сеток. Данные заготовки различны по видам плетений. Детям необходимо из заданных фигур (например, только квадратами, или, крестами и ромбами и др.) выполнить узор на заготовке.  

2.«Орнаментальное лото»

Цель:   направлено на развитие чувства пропорций узора и основы, а также на развитие умения сопоставлять рисунок со схемой-основой плетения.

Детям предлагаются шаблоны ленточных, прямоугольных схем-сеток и набор цветных элементов — линейных, округлых, геометрических фигур. Используя эти элементы, дети должны составить из них различные варианты узоров на шаблоне-схеме.  

  3.«Составь композицию»

Цель: закрепить знания о композиции и ее элементах.

Обучающиеся делятся на 2 подгруппы. Дается задание:  кто быстрее составит композицию из бисерных фигурок.

  4. « Ромашка»

   Цель: проверка усвоения детьми видов  бисера.

Педагог рассказывает о том, что царица полевых цветов Ромашка сшила             себе платье, лепестки которого сделаны из самых различных материалов, а каких, сама Ромашка не знает . Детям демонстрируется ромашка, лепестки которой изготовлены из крупного бисера, пайеток, мелкого бисера, стекляруса. Они определяют вид материала, из которого сделан цветок.

5.Чудесный мешочек»

Цель: угадать, что лежит в мешочке. Описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.

Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется. Предметы, лежащие в мешочке: инструменты, материалы для работы.

  6.«Что изменилось?»

  Цель:  проверка знаний по видам плетений.

 Заготовить две    схемы одной фигурки из бисера.   После изучения  схемы дети закрывают глаза, педагог добавляет третью , но немного отличную плетением. Дети открывают глаза, и смотрят  что изменилось?

Приложение 2

Игра «Я никогда не...»

Цель:  игра поможет детям лучше узнать друг друга.

Участвуют 7-15 человек. Для игры необходимы фишки по числу участников. Фишками могут послужить крупные фасолины, спички, или другие небольшие одинаковые предметы.

Первый игрок говорит: «Я никогда не ...». Дальше он называет то, что никогда не делал в своей жизни (игра на честность). Например:

  • не держал кошек в доме
  • не был за границей
  • не носил сапоги
  • не брился и т.д.

Допустим, игрок сказал «Я никогда не ел ананасы». Все игроки, которые ели ананасы, должны дать ему по одной фишке. Затем ход переходит к другому игроку, и он называет то, что никогда не делал. Задача каждого игрока назвать что-то такое, что он никогда не делал, а все или большинство присутствующих делали.

Игра заканчивается через определенное количество кругов. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество фишек.

Упражнение «Моя любимая вещь»

Время проведения: 10-15 мин.

Цель: поближе познакомится со всеми членами группы.

Материалы: не требуются.

По кругу каждый участник представляется и рассказывает о той вещи, которая ему очень дорога (если эта вещь у него с собой, то он может ее показать). В рассказе можно поделиться тем, как эта вещь к тебе попала, почему она имеет такую ценность для тебя, как она выглядит, что примечательного в ней есть. В конце упражнения ведущий так же представляет свою любимую вещь.

Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.

Например:

  • сколько пуговиц у твоего напарника на кофте?
  • какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.

Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.

 Упражнение «Здравствуй!»

Цель: знакомство, вовлечение всех участников группы в работу.

Ход упражнения: Группа садится в круг. Используется мяч для большого тенниса или аналогичный. При отсутствии мяча приемлемы яблоко или апельсин. В некоторых случаях можно использовать завязанный в комок шарф. Тренер ловит взгляд одного из подростков и кидает ему мяч со словами: «Здравствуй! Как тебя зовут?» Далее он дает инструкцию: «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, поймай его взгляд, перекинь ему мячик, поздоровайся».

В какой-то момент перекидывания мяча тренер уточняет инструкцию: «Старайтесь перекинуть мяч тому, кто еще не ловил его».

Время проведения: 20 мин.

Цель: помочь участникам ближе познакомиться, осознать, что внутри одной группы есть различия и сходства.

Материалы: не требуются.

Один из участников загадывает две индивидуальные черты, а затем говорит их группе, например: Слева – я студентка, а справа – у меня два брата. Те двое участников, которые подходят по этим определениям, берут за руку (правую или левую) первого участника (в зависимости от общих черт) и добавляют еще какую-нибудь черту для свободной руки. Например: слева – я студентка, справа – у меня карие глаза. Необходимо, чтобы участвовали все. В итоге должен получиться замкнутый круг.Если объявленная черта не подходит ни к одному из участников, и домино не подбираются, необходимо, чтобы игроки придумали новый признак, так чтобы продолжить цепочку.Важно, чтобы члены группы установили физические контакты, благодаря этому повысится чувство принадлежности к группе.

Упражнение «Моя любимая вещь»

Время проведения: 10-15 мин.

Цель: поближе познакомится со всеми членами группы.

Материалы: не требуются.

По кругу каждый участник представляется и рассказывает о той вещи, которая ему очень дорога (если эта вещь у него с собой, то он может ее показать). В рассказе можно поделиться тем, как эта вещь к тебе попала, почему она имеет такую ценность для тебя, как она выглядит, что примечательного в ней есть. В конце упражнения ведущий так же представляет свою любимую вещь.

 

Приложение 3

Занятие – игра: «Кто живет на лужайке?»

Тип занятия: комбинированное

Занятие проводится с детьми 7-8 лет первого года обучения

Тема: «Изготовление бисерных игрушек в виде насекомых, по выбору учащихся».

Цель:

1. Закрепление техники параллельного плетения;

2. Воспитание самостоятельности;

3. Развитие мелкой моторики, творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Закрепить полученные навыки техники параллельного плетения;

2. Воспитывать умение самостоятельно работать со схемами;

3. Развивать мелкую моторику обучающихся, умение творчески мыслить.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал

1) медная проволока сечением 0,25-0,35 мм, отрезки длиной 30-40 см (5 отрезков на каждого ребенка),

2) бисер нескольких цветов,

3) салфетки из ткани для насыпания на них бисера,

4) ножницы

Наглядный материал

5) образцы изделий,

6) демонстрационный материал,

7) схемы изделий

 1. Мотивация к учебной деятельности.

Создание благоприятного морально- психологического климата. Дети приветствуют, говорят друг другу добрые слова и пожелания. Это способствует настраиванию детей на сотворчество и содружество.

Цель для педагога: контроль готовности обучающихся к занятию

Цель для обучающихся: полная готовность, быстрое включение в трудовую деятельность

Методы: объяснение

Здравствуйте, ребята! Давайте подготовим рабочие места – возьмите салфетки под бисер, ножницы.

2. Актуализация (повторение) знаний.

Цель для педагога: установление уровня усвоения техники параллельного плетения

Цель для обучающихся: проверка правильности выполнения изученной техники

Методы: опрос, беседа

Вы уже знакомы с техникой параллельного плетения на проволоке, давайте вспомним:

Как работать со схемой?

Каким образом мы соединяем наши бусинки, когда плетем изделие?

Какие цвета хорошо сочетаются друг с другом?

Молодцы! Продолжим закреплять умения в технике параллельного плетения.

3. Объяснение нового материала

Цель для педагога: изготовление новых игрушек, совершенствование техники

Цель для обучающихся: совершенствовать полученные навыки

Методы: показ, практическая работа

На сегодняшнем уроке предлагаю дать волю воображению и представить большую, зеленую лужайку, на которой растут самые красивые, чудесные цветы.

На лугу, цветов – не счесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!

Ребята, давайте подумаем, а кого мы еще можем встретить на лужайке? (насекомых, ящерицу)

Какие это могут быть насекомые? ( бабочки, стрекозы, жуки, пчелы)

Во время диалога с детьми им показываются иллюстрации насекомых.

Я предлагаю вам сегодня представить, каким бы насекомым на нашей лужайке вы бы стали? А затем сплести вашего героя из бисера.

Технология изготовления

 Вы уже умеете работать со схемами, предлагаю сейчас выбрать схему с вашим героем и приступить к работе. А я буду вам помогать и подсказывать.

Для изготовления вам потребуется бисер и проволока. Сейчас я вам раздам проволоку, а вы выбирайте цвет бисера, из которого будете делать вашу игрушку.

Техника безопасности

1 Обратите внимание на края проволоки - ими можно легко уколоться самому и уколоть соседа, поэтому работать надо аккуратно и внимательно, не размахивать руками, если вы держите в них проволоку.

2 Ножницы лежат сомкнутыми концами от себя, а передаем их другому кольцами вперед.

3 Бисер насыпаем на салфетки, чтобы он не разлетался по столу.

Ребята, обращайте внимание на то, сколько крылышек у вашего героя?

Есть ли у него усики, лапки?

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель для педагога: обеспечение усвоения знаний на уровне применения

Цель для обучающихся: самостоятельное выполнение задания

Ребята выполняют игрушки по выбранным схемам. Педагог помогает каждому ребенку, если возникают затруднения.

Динамическая пауза

Выполняется комплекс упражнений на расслабление мышц тела, рук, глаз.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

Давайте сделаем зарядку для наших уставших глаз:

10 раз влево - вправо,

10 раз вверх- вниз,

10 раз по кругу в одну сторону и в другую.

Продолжение практической работы

Используется дифференцированный подход - дети работают по уровневым заданиям. Если ребенок отстал, предлагается более простая схема. Если успевает раньше, дается новое задание - придумать новые сочетания цветов, добавить бусины.

Свои работы ребята выкладывают на стол для просмотра и анализа возможных ошибок - мини- выставка.

5. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Посмотрите, ребята, какие насекомые у вас получились - яркие, разнообразные, поднимающие настроение!

Итак, сегодня вы сделали прекрасных насекомых. Как вы считаете, все ли у вас получилось? Какие затруднения у вас возникали в процессе работы? Что нужно сделать, чтобы исправить допущенные ошибки?

Предлагаю теперь взять своего героя и вместе с ним «полетать» по нашей лужайке!

Приложение  4

 

«Сказочный мир бисера»  викторина для детей 7 – 14 лет

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.

Задачи:

  • Закрепление знаний, полученных на занятиях в объединении.
  • Расширение кругозора воспитанников.
  • Расширение эмоционального мира ребёнка.
  • Формирование умений работать в группе.
  • Развитие образного мышления, фантазии, памяти, внимания, воображения.
  • Воспитание чувства взаимной ответственности, взаимной поддержки, сплочение детского коллектива; самостоятельности, доброжелательности, коммуникативных качеств.

Время проведения: 1 час

Оборудование: кроссворд на альбомном листе, бисер, проволока, бусины, салфетки для работы, ножницы, плетеные поделки из бисера, схемы изделий, сувениры и грамоты.

План викторины:

  • Орг. момент. (2-3 мин.)
  • Вводная часть. (3-5 мин.)
  • Основная часть. (45 мин.)
  • Подведение итогов. (10 мин.)

                                Ход викторины:

  • Орг. момент.
  • Вводная часть.

 Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы приняли решение участвовать в викторине, посвященной бисероплетению. Сейчас мы посмотрим, как и чему вы научились за время посещения занятий нашего объединения.

       Викторина будет проходить в несколько этапов, для прохождения которых надо разделиться на 2 команды, придумать название и девиз, а также выбрать капитана. Но в некоторых конкурсах будет участвовать по одному участнику от каждой команды и приносить баллы своей команде.

       Итак, готовы? Ну тогда начинаем.

  • Основная часть. (45 мин.)
  • «Из истории бисера». (1 балл за каждый ответ)

Вопросы:

1. От какого слова произошло слово «бисер»?

2. Что в переводе с арабского означает это слово?

3. Какая страна считается родиной бисера?

4. В каком городе была найдена первая бусина?

5. Какой формы бывают бусинки?

6. Из каких материалов производят современный бисер?

II. «Узнай прием». (5 баллов)

Каждой команде дается лист со схемой, необходимо назвать приемы,

которые используются при плетении игрушки и выполнить соблюдая правила плетения.

III. «Кроссворд». (1 балл)

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

  • При плетении используется медная тонкая для придания формы плоским игрушкам или в отдельных частях изделия.
  • Нужна для того,  чтобы бисерины не скатывались,  ворсистый материал  размером 20х20см (фланель, драп), лучше однотонный.
  • Трубочки из цветного стекла длиной 5-15мм. Встречается витой и граненый.
  • Необходимы для отрезания концов проволоки или лески.
  • Бывают из пластика разной формы и цветов.
  • Мелкие, круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора, пластмассы, с отверстием для нити.
  • Как правило, крупнее бисера, может иметь самые разные формы: шар, рис, капля, кольцо, звездочка.

Ответы на кроссворд:

  • Проволока. 2. Салфетка. 3. Стеклярус. 4. Ножницы. 5. Пайетки. 6. Бисер. 7. Бусинка.

IV. «Собери браслет на время». (1 балл)

Командам дается катушки от ниток по количеству участников и нитка. На время нужно нанизать все «бусинки» на нитку.

V. «Вопрос-ответ». (1 балл)

В коробочке лежит поделка из бисера. Дети по очереди задают наводящие вопросы. Например, это из бисера? Ведущий отвечает да или нет.

Победитель тот, кто отгадал спрятанную игрушку.

VI. «Конкурс капитанов» (1 балл)

Капитанам дается по пакетику с «крупой», т.е. мелким бисером и крупными бусинами.

Задание: отделить крупный бисер от бусин.

Капитанам в подарок достаются пакетики с бусинами.

  • Подведение итогов (10 мин.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...