Одаренность - одна из форм девиации(выступление на краевом семинаре)
статья (5 класс)

Волкова Юлия Сергеевна

Данный материал содержит информацию о понятии девиации,  а так же рассказывает об опыте работы учителя с детскими портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_krasnodar2.doc255 КБ
Файл seminar_k.pptx2.91 МБ

Предварительный просмотр:

                «ОДАРЕННОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕВИАЦИЙ»

                                                                                     Подготовила:

                                                                               учитель английского языка

                                                            МОУ СОШ № 6

Муниципального образования

                                                                  Темрюкский район

                                                                              Волкова Юлия Сергеевна

2010 г.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я являюсь  учителем английского языка С1 средней школы № 6 ст. Старотитаровской Темрюкского района. Тема моего выступления – «Одаренность как одна из форм девиантности». С2 Сейчас в России очень актуальна проблема девиантного поведения, и это проблема не только семьи и школы, но и общества в целом. От ее решения зависит  нравственное и духовное развитие общества и государства.

 Говорить о работе с одаренными детьми  я могу потому, что наша школа является  ресурсным центром и одно из направлений работы  - это работа с одаренными детьми. С3 Средняя общеобразовательная школа № 6 занесена в энциклопедию «Одаренные дети – будущее России». В ней находятся статьи о 10 наших учениках. С4 С этими детьми я работаю как учитель  - предметник. Но сегодня я хотела бы говорить от имени классного руководителя, который занимается творческим процессом формирования личности учащихся во внеурочное время и рассказать о профилактике девиантного поведения у одаренных детей  через внеклассную работу.

Актуальность проблемы очевидна. Статистика свидетельствует об употреблении школьниками психоактивных веществ, ежегодном росте детской и подростковой преступности, случаев суицида, в том числе среди талантливых детей.

Безусловно, на отклоняющееся поведение подростков влияет социализация. Социализация может быть успешной и правильной, С5 только если на ребенка благотворно влияют все социальные институты - и семья, и школа, и общество. В педагогической науке под девиантным поведением понимается отклонение от принятых в обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а так же саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит.  

Классификация девиантного поведения по видам зависит от видового признака, выбранного исследователем в качестве основополагающего. С6

Так, Юрий Александрович Клейберг в классификациях молодежных девиаций выделяет С7 негативные девиации (алкоголизм, наркомания), С8 социально нейтральные (бродяжничество) и  С9 позитивные ( творчество).

Сегодня мне бы хотелось остановиться на  позитивной девиации, которая обусловлена гиперспособностями человека. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.

С10Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

С11Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

С12Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

С13 В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии. Второй термин — «детская одаренность», напротив, не предполагает селекции, а указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал. Мышление, способность к творчеству — величайший из даров природы , и даром этим отмечен каждый человек! 

Прежде чем размышлять на тему, какая именно одаренность есть у ребенка, следует начать с того, чтобы выяснить, а одарен ли в действительности ребенок. Следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность не может развиться из ничего, на пустом месте, она всегда развивается на основе определенной , любимой ребенком деятельности. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.

Конечно, не всегда бывает просто увидеть интересы ученика. Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы. Очень часто в школе ученик ничем не интересуется и только дома раскрывается мир его увлечений. Что ж, это лишнее подтверждение того, что надо хорошо знать своего ученика, чтобы иметь право судить о том, одарен ли он, и если это действительно так, помочь ему адаптироваться среди обычных школьников.

Мы прекрасно знаем, что в современной школе дети разные по своим способностям, не все учатся на «4» и «5». Однако кто-то умеет петь, другой - танцевать, третий - отличный актер. Моя главная задача заключается именно в том, чтобы помочь ребенку с одной стороны почувствовать себя востребованным, свободным, а с другой стороны, научить критически себя оценивать, любить себя таким, какой ты есть.  

С14 Одним из мероприятий, направленных на успешную социализацию в классном коллективе, на выявление круга интересов учащихся, на развитие креативных способностей, стала  «Минута славы».

В нем принимали участие все ребята, С15 24 человека. С16 Каждый смог продемонстрировать свои способности и доказать, что он талантлив. Здесь были и С17спортивные номера, и номера, где ребята продемонстрировали свои таланты в С18 рукоделии, работе по дереву. Танцы,  песни, даже номер актерского мастерства.

Очень важно не только выявить одаренных детей,  не только помочь им найти себя, но и зафиксировать их достижения.  С19 И здесь, как ничто другое, спасает портфолио, которое на сегодняшний день является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.  

Портфолио – это собрание личных достижений ученика, которое формируется лично и реально показывает его уровень подготовленности и активности в различных учебных и внеучебных видах деятельности в школе и за её пределами. Портфолио помогает организовать контроль над своим временем, правильно реагировать на ошибки, ставить реальные задачи и позволяет обеспечить преемственность разных этапов процессов обучения и коммуникацию между его участниками, и естественно помогает вести правильную профилактическую работу по предотвращению разнообразных форм девиации.  

С20 Основными целями ученического портфолио являются :

1.Отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся

2.Активизация разноплановой деятельности

3.Личностное развитие ребенка

4.Индивидуализация образования.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи: С21

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • и самое главное, закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Типы портфолио С22

«Общий портфель» («сборный») -представляет собой папку, где хранятся работы ученика.

«Демонстрационный портфель» («витрина ученика»)-представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам.        

«Оценочный портфель» («портфель учителя и ученика») – набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки.

Структура портфолио может быть следующей.

  1. С23Титульный лист, включающий общие сведения об ученике (Приложение 1).
  2. С24Творческая визитка ученика, отражающая особенности его личности и представленная любым способом (фотографиями, записями и т.д.).
  3. С25Работы учащегося (по предметам) и т.д.

В портфолио может быть включено все, что может явиться свидетельством усилий, достижений в обучении данного ребенка. Каждый элемент содержания должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

С27-30 И здесь мы сталкиваемся с новой проблемой – где хранить все эти достижение. Ведь наша работа направлена на творческое развитие личности и , предполагается, что к концу 11 класса у многих учащихся будут собраны несколько папок портфолио. С31 И здесь можно использовать новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий – электронный портфолио.

Папка «Жовтенко » Это отдельная папка каждого ученика, в которой содержится ряд файловых документов – визитная карточка, увлечения, оценочный портфолио, творческие работы учащегося и т.д.

Только кропотливая ежедневная работа учителей – предметников, классного руководителя, психолога, родителей может привести к эффективной и, главное, результативной профилактике девиантного поведения учащихся.

И самое главное, нужно помнить, что талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью и никакие трудности не заставят их отклониться.

Не обязательно, что все они в  будущем станут великими артистами, певцами и музыкантами, но те черты характера, которые формируются во время совместной внеурочной  работы помогут им выбрать правильную дорогу в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волкова Юлия Сергеевна учитель английского языка МОУ СОШ № 6 муниципального образования Темрюкский район

Слайд 2

ОДАРЕННОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕВИАЦИИ

Слайд 4

Наши звездочки

Слайд 5

СЕМЬЯ ОБЩЕСТВО ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Слайд 6

ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КЛЕЙБЕРГ

Слайд 7

МОЛОДЕЖНЫЕ ДЕВИАЦИИ НЕГАТИВНЫЕ ДЕВИАЦИИ АЛКОГОЛИЗМ НАРКОМАНИЯ

Слайд 8

СОЦИАЛЬНО НЕЙТРАЛЬНАЯ ДЕВИАЦИЯ БРОДЯЖНИЧЕСТВО

Слайд 9

ПОЗИТИВНАЯ ДЕВИАЦИЯ ТВОРЧЕСТВО

Слайд 10

СПОСОБНОСТИ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПОМОГАЮЩИЕ ЕЙ УСПЕШНО ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Слайд 11

ТАЛАНТ - ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ, ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ В КАКОЙ – ЛИБО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Слайд 12

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ ТАЛАНТА

Слайд 13

ОДАРЕННОСТЬ ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ

Слайд 19

Система поддержки талантливых детей. Портфолио как форма мониторинга развития школьника.

Слайд 20

Отслеживание, учет, оценивание индивидуальных достижений учащихся Основные цели Личностное развитие ребенка Активизация разноплановой деятельности Индивидуализация образования

Слайд 21

Основные задачи Формирование умения ставить цели, планировать свою деятельность Организация воспитательного процесса учетом личных стремлений и достижений учащихся Формирование и поддержка учебной мотивации Расширение возможностей самообучения, самооценки и т.д. Расширение возможностей контрольно-оценочных средств в образовании

Слайд 22

Типы портфолио « Общий портфель» « Демонстрационный портфель» « Оценочный портфель»

Слайд 23

Структура портфолио Титульный лист

Слайд 24

Общие сведения об ученике Творческая визитка ученика, отражающая его личность (фото, записи)

Слайд 25

Творческие работы учащегося Сведения о награждении и поощрениях

Слайд 26

Результаты практической деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Одарённый ребенок, какой он?  Возможности использования  компьютера  в преподавании. Направления применения информационных технологий на уроках физики....

Использование дистанционных технологий обучения – одна из форм работы с одаренными детьми.

Статья посвящена актуальной проблеме – перспективам использования одной из форм ИКТ – дистанционного обучения. На примере разработанного собственного дистанционного курса автор показывает, эффективнос...

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Проектная методика как одна из форм работы с одаренными детьми

Работа, посвященная использованию методу проектов при работе с одаренными детьми....

Тема «Деятельность НОУ, как одна из форм работы с одаренными"

Описание опыта с одаренными детьми, через Научное Общество Учащихся...

Единый школьный проект как одна из форм развития творческой одаренности

Выступление на Окружном семинаре учителей информатики...