Программа дополнительного образования «Маршруты Здорового образа жизни.» .
материал

Оганесян Елена Хачиковна

Создание  здоровьесберегающей  среды, ориентированной на сохранение и укрепление  физического, социального,психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_marshruty_zdorovogo_obraza_zhizni.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

671836 с. Усть-Дунгуй         ул. Центральная, 42 тел. (8-301) – 42-34-137  e-mail: asosh2011@yandex.ru

Программа  

 «Маршруты   Здорового  образа   жизни»

       

с. Усть  Дунгуй   2020 г.

  «Маршруты Здорового образа жизни.» .

 Идея программы : Создание  здоровьесберегающей  среды, ориентированной на сохранение и укрепление  физического, социального,психологического, нравственного здоровья на всех этапах общеобразовательной школы

 

 Краткое обоснование программы

       Одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим среди основных задач школы важное место занимает разработка эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья детей школьного возраста.

      Проблема здоровья участников образовательного процесса стала центральной и в нашей школе. Анализ деятельности ОУ по здоровьесбережению  учащихся выявил, что несмотря на отсутствие отрицательной динамики  показателей здоровья детей и отсутствие курящих и пьющих среди них, остаются многие теневые стороны этой работы ,которые требуют кардинально новых действий, Дело в том, что усилия школы не состыковывается  с нормами здорового образа жизни культивируемых в семье и ближнем окружении ребенка, проводимые совместно мероприятия носят разрозненный характер и не обеспечивают желаемого уровня результативности. Сказывается достаточно низкий образовательный уровень сельского социума, отсутствие скоординированной системы оздоровительно-просветительской работы с населением, разобщенность  сельских подворий и другие факторы не способствующие культуре здорового образа жизни.   Администрация школы совместно с педагогическим коллективом разработала  подпрограмму программы развития образовательного учреждения, в которой школа выступает, как центр формирования и укрепления интеллектуального, физического и психического здоровья учащихся.

«Мы выбираем здоровье», — так звучит глобальная цель, миссия нашей школы.

Условием достижения цели данной программы является высокий уровень состояния здоровья и физической подготовленности учащихся, желание и готовность вести здоровый образ жизни. В основе реализации этого условия лежит создание эффективной системы оздоровительной работы охватывающий как все стороны учебно-воспитательного процесса, так и всех его участников: учащихся, их родителей, педагогический коллектив, предполагает разработку и внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса здоровьесберегающих программ и технологий.

Воспитание здорового человека – основной аспект развития личности. Школа является важнейшим звеном в этом процессе, следовательно, заботу о сохранении и укреплении здоровья детей необходимо рассматривать, как органическую часть целостного педагогического процесса. Именно  школа на селе является тем  единственным потенциальным центром, в котором общество черпает духовные и физические силы в лице подрастающего поколения. Это будет возможно, если из стен школы выйдут здоровые выпускники. Дети – главная ценность общества, способствующая его развитию и процветанию, но и самая ранимая часть общества, нуждающаяся в защите от болезней, физических и психических травм, даже со стороны семьи

И хотя приоритет здоровья человека, как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен, реально этот принцип может быть воплощен только совместными усилиями  школы и сельского  сообщества.        

Тема здоровья  сегодня приобретает особую значимость и для нашей школы)

  • Тенденция к увеличению школьных заболеваний  ( заболевания органов зрения; заболевания опорно-двигательного аппарата  )    
  • Снижение качественных показателей успеваемости учащихся, психоэмоциональное состояние учащихся на уроках ( присутствие состояний страха, тревоги, беспокойства и огорчений)
  • Нарушение санитарно-гигиенических норм: отсутствие сквозного проветривания , отсутствие кабинета ЛФК и др.
  • Отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни участников образовательного  процесса, недостаточный  уровень валеокультуры.
  • 15% учащихся 5-11-х классов оценивают состояние своего здоровья как удовлетворительное и плохое.
  • По материалам исследования учащихся уроки физкультуры не помогают сохранить здоровье  девочек и мальчиков
  • Учащиеся 5-11-х классов считают, что необходима программа здорового образа жизни в школе и соответствующие занятия

Таким образом, наше исследование подтверждает необходимость изменения работы школы по основным направлениям деятельности. 

Цели программы                    

  1.Систематизация и институциональные изменения сотруднических отношений между педагогами и родителями по вопросам воспитания, формирующие у детей и подростков жизненные ценностные ориентиры и потребность в здоровом образе жизни.

   2.Гармонизация и оптимизация учебно-воспитательного процесса с точки зрения сохранения здоровья учащихся и с учетом требований СанПиН;

   3.Формирование нравственно ориентированной личности сельского ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности.

       Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи

Задачи программы:

  • -  проводить исследования направленные на изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, характер его взаимоотношений с членами семьи

  • -организовывать и проводить  психолого-педагогическое и экономико- правовое просвещение родителей и социума через организацию практико-ориентированной системы обучения
  • -внедрять новые методики и формы работы с семьей по данному направлению;
  • -создавать психологически комфортный климат в школе;
  • -формировать систему мероприятий по сохранению здоровья участников образовательного процесса;
  • -проводить мониторинг качественных изменений в показателях здоровья участников образовательного процесса;
  • -использовать материально – технический потенциал школы и другие ее возможности для формирования жизненных навыков, позитивного отношения обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • -отслеживать санитарно- гигиеническое состояние школы;
  • -организовывать полноценное сбалансированное питание с учетом особенностей состояния здоровья детей и контроль над питанием в школьной столовой;
  • -помогать педагогам  осваивать новые формы и методы деятельности, использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе;
  • -контролировать гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объем домашних заданий и режима дня;
  • -оптимизировать  двигательный режим;
  • -расширять представления учащихся о  среде негативных явлений;
  • -осуществлять проектную деятельность в рамках программы;
  • -вовлекать учащихся в оздоровительные мероприятия
  • -привлекать систему кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • -проводить совместные мероприятия по данному направлению. с учреждениями – партнерами
  • - организовывать совместное проведение свободного времени детей и родителей;
  • - обеспечить охрану жизни и здоровья детей;
  • - осуществлять социально-педагогическую поддержку трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и спортивные занятия;
  • - организовывать защиту интересов и прав ребенка в семьях, особенно в неблагополучных;
  • - проводить психолого-педагогическую работу по предупреждению правонарушений совместно с  комиссией по делам несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты: Деятельность педагогического коллектива по реализации программы приведет

-к улучшению здоровья участников образовательного процесса,

  1. формированию потребности к ведению здорового образа жизни,
  2. повышению качества знаний учащихся,
  3. готовности выпускников к социально значимой деятельности

-создание системы эффективного взаимодействия школы и семьи по вопросам здоровьесбережения;

-снижение количества детей, относящихся к «группе социального риска»

-уменьшение количества пропусков ученического и преподавательского состава по причине болезни, повышение уровня работоспособности;

-создание методических материалов и банка данных, используя полученные в ходе реализации программы результаты;

-повышение уровня успешности интеграции выпускников в общество. 

 Осуществление мероприятий программы "Маршруты здорового образа жизни" направлено на формирование среди учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

-культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

-культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

-культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

-культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Исходя из поставленных целей и задач, необходимо выделить основные направления деятельности:


Основные направления-маршруты и содержание деятельности:

1.Совершенствование среды обучения  и воспитания, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

2.Валеология учебного процесса с целью повышения качества знаний и развития каждого ребенка, сохранения и укрепления здоровья детей.

3.Создание гражданского  института  здорового образа жизни по учебной программе ,предусматривающей как изучение и ознакомление теоретических вопросов оздоровления, так и практические занятия по организация и закреплению норм и правил здорового образа жизни.

Механизм реализации

 1.Совершенствование среды обучения и воспитания

Под средой обучения и воспитания мы понимаем

  • Содержание и характер учебно-воспитательного процесса
  • Режим функционирования школы
  • Систему взаимодействия участников образовательного процесса
  • Условия обучения, воспитания и развития

т.е. все образовательное пространство, обеспечивающее личностное и интеллектуальное развитие учащихся на каждом возрастном этапе.

В связи с этим возникает необходимость определения задач, основных направлений, методов и способов совершенствования образования и воспитания, профилактической, санитарно-гигиенической, физкультурно-оздоровительной и валеологической работы участников образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих технологий.

1.Рациональная организация учебного процесса в соответствии с  санитарными    нормами и гигиеническими требованиями.

-Составление расписания учебных занятий в соответствии с нормами СанПиНа и таблицей И.Г.Сивкова. Структура расписания : основные занятия, оздоровительные мероприятия, факультативы, ИГЗ, кружки.

-Введение динамической паузы

  • Введение в учебный план школьного компонента междисциплинарной программы «Здоровье» в 1-11-х классах
  • Продолжение изучения  курса для девушек 11-х классов «Здоровый образ жизни» в рамках базового компонента на уроках ОБЖ.
  • Введение спецкурсов, элективных курсов, факультативов, кружков,   спортивных секций в рамках программы «Здоровье»
  • Контроль  за соблюдением гигиенических требований к организации и условиям обеспечения учебно-воспитательного процесс
  • Разработка учебного плана с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников
  •  Контроль за дозировкой домашнего задания учащимся с учетом возможности их выполнения в нормативных пределах
  •  Контроль за соблюдением гигиенических требований к компьютерному классу
  • Соблюдение учителями четких гигиенических требований к уроку( продолжительность 45 минут, в середине урока – 2-х минутная физкультурная пауза с обязательным включением упражнений для снятия спазма глазных мышц, соблюдение режима освещения и проветривания, ортопедического режима.)
  • Соблюдение правила для всех: перемена – время отдыха и разгрузки.
  • Организация рационального питания учащихся.
  • Введение музыкальных звонков, оказывающих позитивное воздействие на нервную систему ребенка.
  • Организация качественного  гигиенически обоснованного питьевого режима.
  • Оформление помещений школы, создающее  положительный психоэмоциональный фон у учащихся и сотрудников ( картины, аквариумы, живые уголки, цветы, цветовое оформление стен).
  •  Уменьшение негативных последствий гиподинамии: введение физкультминуток, утренней  зарядки, динамических перемен и физпауз в течение учебного времени.
  • Организация работы тренажерного зала.
  • Увеличение объема физкультурных занятий (3 часа в неделю).
  • Увеличение объема физкультурных занятий (3 часа в неделю).
  • Содействие по  набору учащихся в спортивные школы и обеспечение участия детей в спортивных соревнованиях, оценка их достижений.

2. Повышение компетентности учителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий для профилактики дидактогенных заболеваний учащихся.

- Определение методической темы «Здоровьесберегающие технологии» и ее разработка в рамках МО и творческих групп.

- Направление учителей на курсы повышения квалификации в ИПК в рамках сотрудничества с кафедрой здоровьесберегающих технологий.

  • Участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой школ здоровья, посещение научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме. ( Интернет).
  • Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.
  • Проведение мастер-классов с целью обмена опытом по здоровьесберегающим технологиям.
  • Подготовка и проведение тематических педагогических советов, круглых столов, семинаров, лекториев, конференций по вопросам здоровья.
  • Организация творческих лабораторий в рамках методических объединений по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий.
  • Обобщение и распространение передового педагогического

3.Создание здоровьесберегающей  инфраструктуры ОУ, условий для совершенствования лечебно-оздоровительных мероприятий.

             -Оборудование зала ЛФК.

  • Организация работы фитобара.
  • Пристройка к школе теплого туалета.
  • Оборудование тренажерного зала.
  • Создание кабинета психологической разгрузки и эмоционального настроения.
  • Организация школьных уголков отдыха.
  • Пополнение спортивного инвентаря и оборудования.
  • Оборудование спортивной площадки на пришкольной территории.
  • Заливка катка, создание ледяных горок, крепостей, лыжных трасс.
  • Приобретение медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
  • Установка жалюзи, кондиционеров в классах.
  • Приобретение  контейнеров с питьевой водой.
  • Замена электросветильников в классах.
  • Ремонт помещений, окраска стен и оформление кабинетов в соответствии с требованиями для поддержания естественного микроклимата внутри классных комнат.
  • Генеральные уборки кабинетов, субботники по уборке территории школы.
  • Ремонт и реконструкция столовой, оформление буфета для обеспечения здорового режима питания.
  • Приобретение хозяйственного инвентаря  и оборудования ( пылесосы, холодильники, микроволновые печи, мебель, миксеры, электрочайники и др.).
  • Приобретение аквариумов.
  • Обеспечение доступа к порталам здоровья, онлайн-тестирования, консультациям психологов через Интернет-технологии

2.Валеология  учебно-воспитательного  процесса

1 Рациональная организация двигательной активности учащихся.

-Корректировка календарно-тематического планирования уроков  физкультуры с учетом условий школы.

  • Повышение качества образования в области физической культуры, использование  потенциальных воспитательных и общеобразовательных возможностей предмета в решении проблемы укрепления здоровья и физического развития учащихся.
  • Организация занятий физической культурой по подгруппам: мальчики, девочки с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
  • Занятия  настольным теннисом во время перемен и во внеурочное время.
  • Проведение традиционных Дней здоровья (раз в четверть).
  • Проведение ежегодного туристического слета учащихся.
  • Обеспечение участия учащихся в спортивных  мероприятиях, эстафетах и играх.
  • Организация оздоровительной работы в каникулярное время.
  • Направление детей в оздоровительные загородные учреждения
  • Комплектование спортивных секций  и кружков во внеурочное время.
  • Внедрение малых форм двигательной активности в начальной школе: упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, скороговорками, стихами, миниатюрами.
  • Отдых учащихся с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

2.Система работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.

       -Включение в план работы классных руководителей 1-11-х классов раздела       «Здоровое тело, здоровый дух»

       -Неделя мира и толерантности

  • Ежегодная научно-практическая конференция»Здоровое поколение»
  • День защиты детей.
  • Международный День здоровья.
  • Экологические конкурсы и викторины.
  • Кино-телепропаганда здорового образа жизни
  • Акция «Раскрась мир в свои цвета».
  • Проектные  и конкурсные работы учащихся  по экологии, духовной культуре и здоровому образу жизни.
  • Создание общедоступной видеотеки по вопросам  валеологии
  • Спортивно-познавательные игры
  • Развитие  и саморазвитие личности ребенка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

         -Создание физкультурного актива учащихся школы  как органа самоуправления.

   -Выпуск  видеороликов по профилактике вредных привычек и воспитанию здорового образа жизни.

  • Акция  «Бескорыстная помощь», «Им нужна наша помощь»
  • Реализация проекта», «Сад памяти»

            - Вовлечение  выпускников  и сельские подворья в реализацию гражданского проекта «Зеленый пояс села»

 -Смотр-конкурс садовых клумб, ландшафтного дизайна приусадебных участков

  • Разработка и создание авторских элективных курсов по данной теме.
  • Разработка интегрированных курсов, позволяющих снижать учебную нагрузку учащихся.

3..Оптимизация   валеологического  образования, предполагающего обучение участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма.

 4..Совершенствование мониторинга успешности обучения и физического здоровья учащихся с целью динамического наблюдения за их развитием и выделение «групп риска».

 3.Создание гражданского института здорового образа жизни

Совместная работа с родителями учащихся по вопросам создания условий для сохранения и укрепления здоровья требует систематизации и структурализации, Деятельность школы направленная на активное вовлечение гражданских институтов в управление ОУ, привлечение родителей в организацию многих школьных дел  позволяет взяться  за более глубокую системную работу  с социумом, направленную на создание ценностных норм культуры проживания на селе, в том числе культуру здорового образа жизни. Родителям нужна как информативная  и консультативная, так и практическая помощь для создания в семье  такой модели современной семьи, в которой бы была создана среда для воспитания физически и психически здорового, социально благополучного, нравственно устойчивого гражданина .

Организация просвещения  родительской общественности по правовым, философским, этическим, психологическим ,педагогическим вопросам касающихся воспитания детей и по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления, требуют системного подхода, институализации, консолидации усилий всех социальных институтов, администрации поселения. Структурные единицы предполагаемого института гражданских инициатив условно называются факультетами:

  -Факультет физической культуры – объединяет  детей занимающихся в спортивных секциях определенной направленности и людей старшего возраста ,которые активно занимаются или занимались спортом. На  этом факультете изучаются теоретические вопросы дозировки физических нагрузок, система мониторинга за состоянием здоровья, вопросы толерантного поведения спортсменов, их психокоррекции.  Ведется зачетная система  рейтингования спортивных достижений, тестовые экзамены физического и психического состояния, гражданского становления личности. Организовываются выездына соревнования разных уровней, спартакиады поселения, первенства школы, класса, улицы, проводят спортивно-развлекательные и досуговые  мероприятия.

 -Факультет педагогических и психологических знаний  Специфика данного факультета в том, что создаются группы по возрастным показателям детей в семье. Преподаются основы необходимых знаний индивидуальных особенностей детей разного возраста, ведется подготовка родителей к правильному выстраиванию взаимоотношений со  своими детьми, обучаются формам общения в семье, соблюдению этических норм поведения, ведению здорового образа жизни, изучаются вопросы этики и психологии семейной жизни.

 Создаются группы:

-будущих родителей (молодые люди с15 лет ,новобрачные ,молодые семьи с детьми дошкольного возраста)

 -Первые шаги (родители ,представители семей детей начальных классов)

 -Переходный возраст (родители  и учашиеся подросткового возраста)

- Старшеклассник и старшеклассница (родители и учащиеся старших классов)

- Школа бабушек и дедушек (бабушки и дедушки, в семье или на попечении которых находятся дети школьного возраста)

Лечебно-профилактический факультет. Создаются специальные   группы, которым будет оказываться врачебная  и тренерская консультация по определению комплекса мер по оздоровлению своего организма, в том числе по профилактике вредных привычек. При факультете будет создана группа анонимных алкоголиков, для работы с которыми будут

привлекаться врачи наркологи практикующие в этой области, психотерапевты и другие узкие специалисты.

 Экономико-правовой факультет.  На этом факультете учебный план предусматривает изучение основ экономических знаний, правовой грамотности, консультации по организации предпринимательского дела, составлению бизнес –проектов, ознакомление

с Международными, федеральными законами нормативными актами по правам человека, по защите жизни и здоровья ребенка, ведется работа по профилактике правонарушений среди школьников и населения. К работе факультета привлекаются  специалисты по экономике и юриспруденции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"

Образовательная деятельность программы направлена на формирование и углубление знаний о природе человека, его здоровье....

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Программа "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

Программа "ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"...

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Программа по формированию основ здорового образа жизни "Путь к здоровью"

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Он...

Проектная деятельность как одно из средств повышения качества образования. "Слагаемые здорового образа жизни"

Выступление на районной педагогической конференции по теме: "Слагаемые ЗОЖ". Цель: поделиться опытом и разработками проекта своей  коррекционной группы....