ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
компьютерная программа

Панфилов Денис Игоревич

В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста. Также выделены основные аспекты подготовки педагога и место формирования компьютерной грамотности в этой системе. Были сформулированы основные компоненты профессиональной подготовки педагога.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, теоретические аспекты компьютерной грамотности, профессиональная подготовка педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11st_panfilov_.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.862

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Д.И. Панфилов,

магистрант 2 курса напр. «Управление и инновации в образование», ТюмГУ г. Тюмень

Научный руководитель: Л.М. Волосникова,

к.ист.н., доц., ТюмГУ, г. Тюмень

Аннотация: В данной статье рассматриваются и формулируются основные принципы процесса подготовки педагогов в сфере дополнительного образования, которые осуществляют формирование компьютерной грамотности у детей младшего школьного возраста. Также выделены основные аспекты подготовки педагога и место формирования компьютерной грамотности в этой системе. Были сформулированы основные компоненты профессиональной подготовки педагога.

Ключевые слова: компьютерная грамотность, теоретические аспекты компьютерной грамотности, профессиональная подготовка педагога.

  1. Актуальные проблемы профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования

С 01.01.2019 в России реализуется национальный проект «Образование», в основе которого лежит развитие инфраструктуры образования, профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, а также совершенствование содержания образования и воспитание. На данный момент промежуточные результаты проекта позволяют утверждать, что в 45% общеобразовательных организаций создана и внедрена цифровая образовательная среда.

Одним из результатов нацпроекта «Образование» является Федеральный проект «Успех каждого ребенка», работа в рамках которого направлен на обеспечение равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, а также выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся.

Важно отметить, что дополнительное образование в наше время является более универсальным инструментом для получения знаний. Особенно в области формирования компьютерной грамотности. Занятия в дополнительном образовании могут проводиться как индивидуально, так и по группам. Обладая мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования способна быстрее и точнее реагировать на образовательный запрос своих заказчиков в отличие от общеобразовательной школы. При это дополнительное образование способны решать задачи адаптации детей к жизни в обществе, позволяя организовать содержательный досуг.

Согласно данным Министерства просвещения на сегодняшний день в России дополнительным образованием охвачены более 16 миллионов детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Актуальность профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования возникла с момента переименования должности «руководитель кружка» в должность «педагог дополнительного образования» (1993 г.). На сегодняшний день в вузах и ссузах самое большое количество программ подготовки педагогов. Но, к сожалению, большинство из них — в художественной направленности (хореография, музыка, изобразительное искусство и т. д.). [1]

Разработкой проблемы формирования компьютерной грамотности занимались российские и зарубежные ученые: С.Пейперт, Г.Р.Громов, О.А.Кривошеев, Г.Клейман и др.

Важными являются исследования, в которых компьютер выступает в качестве средства развития логического и алгоритмического мышления учащихся (И.В.Левченко, В.Н.Могилева, и др.), средства контроля (Х.Гассан), средства интеллектуального развития (Л.Л.Буркова). Эти работы в основном посвящены сконцентрированы на методике преподавания информатики в младших классах.

  1. Профессиональная подготовка педагога и компьютерная грамотность

В современном быстро меняющемся мире особе внимание уделяется требования к системе образования, в особенности профессиональной подготовке будущих педагогов. Подготовка будущих педагогов включает в себя решение ряда задач, важное место среди которых занимает развитие индивидуальности педагога, а также способность действовать целенаправленно и самостоятельно, рефлексивно относясь к своим действиям и окружающему миру.

Как правило, в научной литературе для обозначения подготовки педагогов используется термин «профессиональная подготовка», и именно он связывается с профессиональным обучением педагога. По мнению Е. С. Рацевича, профессиональная подготовка педагога — процесс овладения знаниями, умениями и навыками, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучаемого).[2]

Однако любой процесс является не только комплексным набором принципов и факторов, но и сложной структурой, поэтому очень важно говорить о системности данного процесса, что в своих работах отмечал К. К. Платонов, утверждая, что подготовка педагога — это, в первую очередь, «система организационных и педагогических мероприятий».

В современных научных исследованиях по-разному представлена структура педагогической системы как связи элементов сложного целого, которая отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, качественную определенность. Стоит отметить, что большинство ученых едины во мнении, что система профессиональной подготовки педагога предполагает достижение на основе интеграции всех её элементов общей цели – подготовки компетентного педагога. Эта цель и определяет структуру профессиональной подготовки будущих педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы (Н. В. Кузьмина, И. Г. Пустильник) позволяет выделить наиболее значимые аспекты подготовки педагогов:  [3]

  • исследовательские умения и навыки;
  • готовность к решению воспитательных задач в процессе обучения;
  • способность к выполнению педагогического анализа, в том числе рефлексии своей педагогической деятельности;
  • готовность к творческому педагогическому труду.

Большинство авторов включает в педагогическую подготовку не только знания, умения и навыки, но также личностные характеристики педагога, что позволяет рассматривать процесс подготовки педагога с точки зрения трёх взаимосвязанных аспектов: личностный, когнитивный и праксикологический.

Личностный аспект характеризует готовность педагога (нравственную и психологическую) к педагогической деятельности. Сюда относятся ценности, ориентиры педагога, его мотивация.

Когнитивный аспект отражает информированность педагога о собственной деятельности: требования к личности педагога, ориентация в различных отраслях педагогической науки и т. д.

Праксикологический аспект включает в себе непосредственно все необходимые умения и навыки, которыми должен обладать педагог.

Структурный анализ системы профессиональной подготовки будущих учителей обусловливает раскрытие ее содержания через выделение видов подготовки, отражающих ее целостный характер и способствующих достижению ее цели. Подробнее раскрывая личностный и праксикологический аспекты, необходимо выделить составные компоненты профессиональной подготовки педагогов.

  1. Компоненты профессиональной подготовки педагогов

Анализ научной литературы позволил выделить пять основных компонентов: нравственно-психологический, методологический, теоретический, методический и практическая подготовка, каждый из которых, находясь во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивают эффективность функционирования рассматриваемой системы. [4]

Нравственно-психологический компонент отражает развитие ценностных ориентаций педагогов, затрагивает профессионально- и личностно-значимые качества, а также непосредственно интерес педагога к педагогической деятельности.

Методологический компонент был выделен в своей работе Б. С. Гершунским в связи со схемой цикла педагогической деятельности, состоящим из следующих этапов: практика (начальный уровень), теоретическое знание (теория), методическое знание (методика), практика (конечный для данного цикла уровень). На каждом из перечисленных этапов по мнению Бориса Семёновича должно функционировать методологическое знание, без которого является невозможным переход от этапа к этапу. Солидарна с этим мнением и С. С. Розова, утверждающая, что методологическая деятельность способствует преодолению внутренней и внешней частичности деятельности, что особенно важно при подготовке будущих учителей к осуществлению педагогического процесса.

Теоретический компонент. [5]

         В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Стоит отметить, что ни профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», ни какие-либо другие документы не содержат в себе дополнительных условий или аспектов подготовки педагогов. Для ведения педагогической деятельности в сфере дополнительного образования достаточно обладать средним (профессиональным) или высшим образованием в той укрупненной группе специальностей, по которой будет осуществляться процесс дополнительного образования. Все проанализированные научные работы в большинстве своём содержат концепции развития дополнительного образования, в том числе его отношение и позиционирование в образовательном процессе относительного основного образования, что никак не влияет на процесс реализации магистерской диссертации.

Наличие высшего образования в той или иной специальности ещё не является гарантом и поводом взять человека в штат преподавать детям тот или иной предмет. В особенности речь идёт про дополнительное образование, где входной контроль педагогов чуточку ниже, чем в школах, средне-специальных или высших учебных заведениях.

Для ведения качественной педагогической деятельности в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста важно разбираться в их возрастной специфике.


Список литературы

[1] Низиков М.А. Профессиональная педагогика. М., 2010. 376 с.

[2] Полозов Д.В. Информационно-технологические основы продуктивного управления образовательным процессом в Вузе: Дис. . канд. пед. наук. СПб., 2000. 198с.

[3] Сегедина H.H. Инновационные процессы в сфере образования // высшее образование. 2006. №9. С. 56-57.

[4] Волков П. Б. Модель системы повышения квалификации учителя к применению информационных технологий в учебном процессе // Инновационные модели – основы кадровой модернизации муниципальных методических служб РФ: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М., 2010. С. 270–273.

[5] Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Дис. . д-ра. пед. наук. Ростов на Дону, 2003. 447 с.

© Д.И. Панфилов, Л.М. Волосникова, 2022 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по подготовке педагогов дополнительного образования к участию в конкурсе педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»

Рекомендации предназначены педагогам дополнительного образования, желающим принять участие в конкурсе педагогического мастерства "Сердце отдаю детям"...

«Основы журналистики» Программа дополнительного образования для детей среднего и старшего школьного возраста. Срок реализации-3 года

Средства массовой информации сегодня занимают всё большее коммуникационное поле, оказывая большое влияние на формирование общественного мнения. Футурологи говорят о наступлении «третьей волны» цивилиз...

«Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»

Мастер-класс «Авторские подходы к организации образовательного процесса педагога дополнительного образования по формированию музыкально-исполнительской компетентности учащихся»...

Основные аспекты деятельности педагога дополнительного образования в работе с родителями.

Большая степень ответственности за сохранность контингента в условиях работы образовательного учреждения дополнительного образования ложится на педагога. Во многом успешность этой работы зависит от ум...

Оптимизация подготовки педагога дополнительного образования к занятию по разделу Работа с природным материалом

Оптимизация подготовки педагога дополнительного образования к занятию ро разделу "Работа с природным материалом"...