"Освоение звуковой организации стиха подростками"
методическая разработка

Токарева Валентина Петровна

Как освоить звуковую организацию стиха подростками? На примере работы над ВСТУПЛЕНИЕМ к поэме А.С.Пушкина "Медный всадник".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Освоение звуковой организации стиха

вступления к поэме

 А.С. Пушкина «Медный всадник» подростками. Воспитание-обучение?

                                Автор: Токарева Валентина Петровна

                                    – педагог дополнительного образования

        Звуковая организация стиха – это художественно-выразительное применение в стихотворном тексте тех или иных элементов явлений, свойств звукового состава языка: согласных и гласных звуков, удар-ных и безударных слогов, пауз, различных видов интонации и т.д. 

     В стихе мы гораздо обостреннее, чем в прозе, ощущаем звучание слов, их связь не только по смыслу, но и по звуку.  В стихе звучание оформляет замысел поэта, помогает ему точнее и отчетливее выразить свою мысль. На читателя звучание стиха воздействует не менее сильно, чем его смысл. Вернее даже сказать, что в стихе смысл приобретается в звучании, в интонации. 

В поэзии интонация неразрывно сливается с ритмом произведения, его композиционным строением, даже его жанром.

         Интонация является непременным условием существования звуковой организации стиха, но ей не равна. Звуковое построение стиха включает в себя много других компонентов; интонационное развитие помогает их выявлению.

      В поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» особенная звуковая организация речи. Вступление к поэме написано Пушкиным в жанре Ломоносовской оды высоким слогом. Ода - стихотворение торжественного характера в честь какого-то лица или события. Кроме того, в поэме есть приемы ораторской речи. Это повелительные интонации, торжественность, гиперболичность.

За счет чего это все достигается?

  • Поэт использует слова, заимствованные из старославянского языка -старославянизмы, такие, как:

«Отсель грозить мы будем шведу…»

«Из тьмы лесов, из топи блат…»

«Красуйся, град Петров…»

  • Для более поэтического описания предмета использует - перифразы  это непрямое художественное описание предмета,

позволяющее легко угадать, о чем идет речь:

«Люблю тебя, Петра творенье…»

«Люблю, военная столица…»

  • А какие определения при словах, влияющие на его выразительность, красоту произношения? То есть эпитеты!!!

«Люблю, воинственную живость…»

«Прозрачный сумрак, блеск безлунный…»

«Однообразную красивость…»

  • А сколько метафор?  – слов, выражений, употребляемых в переносном значении, в основе которых лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака:

«Сиянье шапок этих медных…»

«На золотые небеса…»

  • Для придания образу яркости, выразительности, наглядности используются сравнения:

«Нева металась, как больной

  • олицетворения – литературный приём, при котором неодушевленные предметы наделяются свойствами, которые присущи живым существам. Иногда этот оборот речи называют персонификацией:

«Громады стройные теснятся…»

  • Для усиления эмоциональности, образности, эмоциональности, яркости звучания и пафоса произведения используются: анАфоры – литературный прием, который заключается в повторе одинаковых слов, звуков в начале нескольких фраз, строк или строф.

«Люблю тебя, Петра творенье…

Люблю твой строгий, стройный вид…

Люблю зимы твоей жестокой…

Люблю воинственную живость…

Люблю, военная столица…»

  • Читая произведение, мы находим повторение одинаковых или однородных согласных, придающих ему особую звуковую выразительность, подбор слов. В литературе это называется - аллитерация

«Люблю твой строгий, стройный вид

Котлом клокоча и клубя..

  • В произведении есть примеры художественного усиления образа, влияющие на звуковую организацию стиха - метонимии - словосочетания, в которых одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении:

 «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны»

«И блеск, и шум, и говор балов…»

«Шипенье пенистых бокалов…»

  • Говоря о звуковой оформлении ВСТУПЛЕНИЯ к поэме, нужно сказать, что А.С. Пушкин в своем произведении использует былинные способы изображения исторической личности. Образ героя дан на фоне огромного пространства, которое предстоит преобразовать и покорить

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод...

(А.Пушкин)


      Понимая все это, как начинать работу с подростком 21 века?

      К 7 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице. Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.

Как же мы осваивали поэму?

  1. Работали над непонятными словами ВСТУПЛЕНИЯ к поэме.
  2. Разделили ВСТУПЛЕНИЕ на 3 части (для понимания от чьего имени ведется повествование).
  3. Начали изучать историю Санкт-Петербурга (в рамках начальной школы).

Ответили на 1000 вопросов…

Более того, побывали на местах, описываемых событий.

…и начали рассказывать историю Санкт-Петербурга, на время отложив поэму.

Что произошло? Когда ты что-то знаешь, появляется интерес, начинаешь понимать значимость всего произошедшего в далеких 18-19 веках. 

      Для первого рассказа с родителями приехали на предполагаемое место, где начинались описываемые А.С.Пушкиным события.

      Постепенно пришло понимание величия планов Петра Первого.

Появилось воодушевление, восхищение, завороженность пушкинским стихом. Город живой, одухотворенный! А без этого невозможно прочитать это произведение.

      Звуковая организация стиха должна помочь читающему понять смысловую его наполненность.

    Каждый человек, а в особенности каждый подросток хочет быть неповторимым, реализовать свою индивидуальность. Сегодня такие возможности у многих есть. Только надо помнить, что яблоня элитных сортов может превратиться в дичок, если её правильно и вовремя не подрезать! Как проявить свой ум, вкус, такт? Как транслировать свои взгляды? Как выразить своё отношение к окружающим? Как проявить себя? Чем отличиться, выделиться? Ответ дает народная мудрость - «По одёжке встречают, по уму провожают». Наличие или отсутствие речевой культуры непосредственным образом связано с мыслительным процессом. Сегодня, когда есть выбор на любой вкус, желание грамотно и ясно выражать свои мысли заслуживает искреннего уважения. Главное уверенность, что этому можно научиться и что это очень красиво!

.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

«Технологии культуротворческой деятельности в системе организации досуга подростков»

Классификация видов досуговой деятельности, особенности культуротворческих технологий в организации досуга подростков...

Роль родителей в организации досуга подростка

Досуговая сфера и ее роль в формировании личности школьника. Виды отдыха семьи в выходные дни. Вечерний отдых в семье. Сочетание отдыха с выполнением труда в семье....

Презентация "О роли организации досуга подростков".

Роль школы и родителй в организации досуга подростков. Школьная статистика....

Роль родителей в организации досуга подростка

На основании анализа именно свободного времени учащихся можно давать оценку работе семьи по воспитанию и формированию личности....